Главная / Начальные классы / Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка

Овцынова О. В.

Широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование» идёт сегодня по всей России Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только освоения нового содержания образования, высокой профессиональной компетенции, но и овладения современными образовательными технологиями, которые в настоящее время невозможны без использования здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которая учитывает важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье [1].

Каждый учитель стремится правильно организовать деятельность учеников на уроке, чтобы дать каждому школьнику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности и способностей.

Русский язык - серьёзный и сложный предмет. На этих уроках учащимся приходится много писать, и поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Уроки в нашей школе длятся 45 минут, и на каждом из этих отрезков времени у учащихся рождается как интерес к предмету, так и скука. Важная составляющая часть здоровьесберегающей работы учителя - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном зависит функциональное состояние учеников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления я определяю и фиксирую психологический климат на уроке, строго слежу за соблюдением правильной осанки, позы учеников, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение всего урока, провожу эмоциональную разрядку, физкультминутки.

Физкультминутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

Что же может сделать учитель на уроках русского языка? Прежде всего, не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учеников, индивидуальные способности каждого.

При планировании урока я стараюсь предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость, включаю многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Во время проведения релаксации не ставлю перед учащимися цель - запомнить программный материал, а освобождаю их на какое-то время от умственного напряжения. Например, разрядка с использованием различного вида движений, физкультминутки, шутливые истории на уроке, притчи, загадки.

Во избежание усталости учащихся на каждом уроке русского языка стараюсь разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Так же тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода и относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать [3]. Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: личностно-ориентированные, педагогику сотрудничества, технологию уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учётом индивидуальных возможностей и способностей ученика. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному.

Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. При формировании групп учитываю личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываю задания разной сложности, различающиеся по объему и приёмам выполнения. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся, а разноуровневые задания способствуют сохранению здоровья учащихся.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Время использования ИКТ строго фиксирую в соответствии со здоровьесбережением.

Большой интерес вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки: урок-игра, исследования, экскурсии, урок-путешествие. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.

Поэтому нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий, не затронув здоровьесберегающие приёмы и условия. Это и выполнение санитарных правил и норм, и система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом, и интенсивностью работы. Заботясь о здоровье учеников, не следует отдавать предпочтение плотности урока, ведь при нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка [2].

Здоровье подрастающего человека-это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый педагог.

Литература:

  1. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.

  2. Козык, Н. И. Наше здоровье [Текст] / Н. И. Козык // Начальная школа. -2007.-№ 7.-С. 51-54.

  3. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т.В. Карасева //Начальная школа - 2005.-№11, - С. 75-78.

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка
  • Начальные классы
Описание:

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка

Овцынова О. В.

Широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование» идёт сегодня по всей России Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только освоения нового содержания образования, высокой профессиональной компетенции, но и овладения современными образовательными технологиями, которые в настоящее время невозможны без использования здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которая учитывает важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье [1].

Каждый учитель стремится правильно организовать деятельность учеников на уроке, чтобы дать каждому школьнику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности и способностей.

Русский язык - серьёзный и сложный предмет. На этих уроках учащимся приходится много писать, и поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Уроки в нашей школе длятся 45 минут, и на каждом из этих отрезков времени у учащихся рождается как интерес к предмету, так и скука. Важная составляющая часть здоровьесберегающей работы учителя - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном зависит функциональное состояние учеников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления я определяю и фиксирую психологический климат на уроке, строго слежу за соблюдением правильной осанки, позы учеников, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение всего урока, провожу эмоциональную разрядку, физкультминутки.

Физкультминутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

Что же может сделать учитель на уроках русского языка? Прежде всего, не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учеников, индивидуальные способности каждого.

При планировании урока я стараюсь предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость, включаю многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Во время проведения релаксации не ставлю перед учащимися цель - запомнить программный материал, а освобождаю их на какое-то время от умственного напряжения. Например, разрядка с использованием различного вида движений, физкультминутки, шутливые истории на уроке, притчи, загадки.

Во избежание усталости учащихся на каждом уроке русского языка стараюсь разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Так же тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода и относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать [3]. Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: личностно-ориентированные, педагогику сотрудничества, технологию уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учётом индивидуальных возможностей и способностей ученика. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному.

Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. При формировании групп учитываю личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываю задания разной сложности, различающиеся по объему и приёмам выполнения. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся, а разноуровневые задания способствуют сохранению здоровья учащихся.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Время использования ИКТ строго фиксирую в соответствии со здоровьесбережением.

Большой интерес вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки: урок-игра, исследования, экскурсии, урок-путешествие. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.

Поэтому нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий, не затронув здоровьесберегающие приёмы и условия. Это и выполнение санитарных правил и норм, и система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом, и интенсивностью работы. Заботясь о здоровье учеников, не следует отдавать предпочтение плотности урока, ведь при нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка [2].

Здоровье подрастающего человека-это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый педагог.

Литература:

1.   Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.

2.   Козык, Н. И. Наше здоровье [Текст] / Н. И. Козык // Начальная школа. -2007.-№ 7.-С. 51-54.

3.   Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т.В. Карасева //Начальная школа - 2005.-№11, - С. 75-78.

Автор Овцынова Ольга Васильевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 883
Номер материала 21196
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓