Главная / Начальные классы / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ

УДК 371.72

И.А. Бобкова

учитель начальных классов

МОУ Лицей «Престиж»

г.о. Самара

e-mail: bobkovaia@mail.ru

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В 1 КЛАССЕ

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Выделяют три основных этапа (фазы) адаптации:

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всей системы организма.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. О «школьном стрессе», «школьном шоке», «школьных страхах» медики начали говорить еще в середине 50-х годов ХХ века.

Критериями благополучной адаптации детей к школе специалисты считают «благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала» (М. М. Безруких).

Структура педагогических здоровьесберегающих технологий по курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» в 1 классе состоит из трех блоков.Рассмотрим более подробно каждый из блоков.

1.Коррекционные технологии

  • Гимнастика (для глаз, дыхательная, пальчиковая и др.)

  • Динамические паузы

  • Релаксация.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни

  • Технология использования физкультминутки

  • Комуникативные игры

  • Система мультимедийных презентаций из серии «Уроки здоровья»

  • Проблемноигровые: игротренинги, игротерапия.

3.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Технологии воздействия цветом

  • Коррекция поведения

  • Психогимнастика

  • Фонетическая ритмика.

Практика использования здоровьесберегающих педагогических технологий показывает, что границы между ними весьма размыты. Коррекция поведения, например, может включать в себя коммуникативную игру, а закончиться релаксацией. Система мультимедийных презентаций оказывает воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), позволяет достичь большого эффекта восприятия.

Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием.

Динамические паузы могут включать в себя различные виды гимнастики (для глаз, дыхательную), а цветовое оформление помещения влиять на настроение ребенка вне зависимости от специальных занятий. Каждое из описанных педагогических воздействий имеет оздоровительный, обучающий и коррекционный компонент.

В современной литературе основное внимание уделяется сбережению здоровья детей в образовательных учреждениях. Содержание нашей работы составляет процесс сохранения и укрепления здоровья детей, а также формирования знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения. Термин «здоровьесберегающий» недостаточно полно раскрывает результативность используемых технологий.

Комплексы используемых здоровьесберегающих педагогических технологий дают многосторонний результат: оптимизация показателей индивидуального здоровья, развитие мотивационно-потребностной сферы, расширение диапазона коммуникативной и поведенческой сферы.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на идее педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте, несомненно должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2005. -№10. - С.84 - 92.

  2. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

  3. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ
  • Начальные классы
Описание:

Выступление на заседании методобъединения с докладом на тему "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  В 1 КЛАССЕ."

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Выделяют три основных этапа (фазы) адаптации:

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всей системы организма.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. О «школьном стрессе», «школьном шоке», «школьных страхах» медики начали говорить еще в середине 50-х годов ХХ века.

Критериями благополучной адаптации детей к школе специалисты считают «благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала» (М. М. Безруких).

Структура педагогических здоровьесберегающих технологий по курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» в 1 классе состоит из трех блоков.Рассмотрим более подробно каждый из блоков.

1.Коррекционные технологии

·         Гимнастика (для глаз, дыхательная, пальчиковая и др.)

·         Динамические паузы

·         Релаксация.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни

·         Технология использования физкультминутки

·         Комуникативные игры

·         Система мультимедийных презентаций из серии «Уроки здоровья»

·         Проблемноигровые: игротренинги, игротерапия.

3.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

·         Технологии воздействия цветом

·         Коррекция поведения

·         Психогимнастика

·         Фонетическая ритмика.

Практика использования здоровьесберегающих педагогических технологий показывает, что границы между ними весьма размыты. Коррекция поведения, например, может включать в себя коммуникативную игру, а закончиться релаксацией. Система мультимедийных презентаций оказывает  воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение),  позволяет достичь большого эффекта восприятия.

Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием.

Динамические паузы могут включать в себя различные виды гимнастики (для глаз, дыхательную), а цветовое оформление помещения влиять на настроение ребенка вне зависимости от специальных занятий. Каждое из описанных педагогических воздействий имеет оздоровительный, обучающий и коррекционный компонент.

В современной литературе основное внимание уделяется сбережению здоровья детей в образовательных учреждениях. Содержание нашей работы составляет процесс сохранения и укрепления здоровья детей, а также формирования знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения. Термин «здоровьесберегающий» недостаточно полно раскрывает результативность используемых технологий.

Комплексы используемых здоровьесберегающих педагогических технологий дают многосторонний результат: оптимизация показателей индивидуального здоровья, развитие мотивационно-потребностной сферы, расширение диапазона коммуникативной и поведенческой сферы.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на идее педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте, несомненно должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                      Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2005. -№10. - С.84 - 92.

2.                      Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей  стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

3.                      Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

 

Автор Павлова Ирина Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 676
Номер материала 22309
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓