Главная / Директору-завучу / «Здоровье сберегающая среда как фактор успешной социализации ребенка»

«Здоровье сберегающая среда как фактор успешной социализации ребенка»

Тема доклада: «Здоровьесберегающая среда как фактор успешной социализации ребенка»

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учится , но это еще и особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учиться, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или к чему-либо, взрослеет. В последнее время родители, педагоги, психологи, медицинские

работники школы очень встревожены ухудшением здоровья школьников.

Как сохранить и укрепить здоровье школьников, как создать здоровьесберегающую среду – одна из важнейших проблем, которая стоит перед всеми общеобразовательными учреждениями, в том числе и перед нашей школой.


Согласно Федеральному государственному образовательному

стандарту школа обязана сформировать у учащихся представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического).Сформировать представления о ее позитивном влиянии на развитие человека. Дети должны знать, что здоровье–это залог успешной учебы и социализации. Учащиеся должны овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные

мероприятия, подвижные игры и т. д.).

Перед педагогическим коллективом нашей школы стоит проблема:
создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни. На чем же основана здоровьсберегающая деятельность в нашей школе? Основы здоровьесберегающей деятельности нашей школы - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровьесберегающее направление деятельности нашей школы, осуществлялось в ходе реализации опытно-экспериментальной работы школы. С апреля 2011 по март 2013 г. наша школа являлась городской экспериментальной площадкой по проблеме «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения с учетом особенностей школы и региональных условий», целью которой являлось создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

В соответствии с программой были определены основные направления работы:

  • профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;

  • образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

  • информационно—консультативная работа – лекции школьной медсестры, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни:  спортивные соревнования, работа спортивных секций.


Научным руководителем эксперимента была Шараева Оксана Валерьевна, кандидат пед.наук, зам.директора МБОУ Калмыцкий медколледж им. Т.Хахлыновой. Экспериментом охвачены учащиеся 1-5 классов. Все участники образовательного процесса определили свои действия, как обеспечение условий и реализация средств здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

1 год был диагностический: диагностировались учащиеся и родители. Психологом школы по результатам анкетирования учащихся и родителей были составлены карты: «Самооценка моего здоровья», «Спорт в нашей семье», «Мои увлечения», «Курение в нашей семье» и мы уже знали, какие семьи, находятся в группе риска по употреблению алкоголя, наркотиков, табачной зависимости. Когда мы провели в школе исследования информирован­ности учащихся о проблемах влияния курения и других вредных привычек на организм мы получили следующие результаты, что более 70 % опрошенных (два года назад - 60 %) проживают в семьях курящих родителей, 39 % считают, что курение не наносит опасного вреда здоровью человека, 40 % не знают, что такое пас­сивное курение, 10 % учащихся соглашались бы курить, если бы об этом не узнали взрослые.

С целью изменения ценностного отношения детей и подростков к наркотикам и формирования личной ответственности учащихся за свое поведение, сдерживания вовлечения детей и подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок коллективом школы проводится большая работа. На первом этапе учащимся предоставляется объективная информация о влиянии табака, алко­голя, наркотических веществ на организм человека. Для этого в классах 1 раз в четверть проводятся классные часы по рекомендуе­мой тематике; на уроках биологии, в курсе изучения анатомии и физиологии человека рассказывается об отрицательном влиянии алкоголя и наркотических препаратов на различные органы чело­века; организовываются индивидуальные и коллективные беседы с учащимися специалистов кабинета «Доверие», врача-нарколога подросткового наркологического кабинета. Каждым классным руководителем разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей. Он включает в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажи по правилам техники безопасности, мероприятия по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей и детей с представителями правоохранительных органов, медработниками, экскурсий и походов, участие коллектива класса в  спортивных, внутришкольных мероприятиях. Также возникла необходимость просветительской деятельности в области здоровья как среди учащихся, так и среди родителей. В этом направлении огромную роль сыграл действующий в школе Клуб молодых родителей, который уже на протяжении многих лет возглавляет руководитель МО учителей начальных классов Кострикина Наталья Александровна. В рамках работы клуба проведены родительские лектории «Здоровый ребенок-успешный ученик», «В семье растет девочка, мальчик», «Что такое здоровый образ жизни?» и т.д.

Классными руководителями ведется тематическая работа с родителями, направленная на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, интереса к здоровому образу жизни, профилактику вредных привычек: это тематические родительские собрания, проведение спортивных праздников с участием родителей, организация педагогического лектория по вопросам здорового образа жизни, организация походов с выходом на природу с участием родителей. Родители знакомятся с результатами обследования, мониторинга состояния здоровья своих детей, принимают участие во встречах с медицинскими работниками, беседах, круглых столах.

В течении всего эксперимента проводился мониторинг здоровья учащихся в Центре Здоровья при детской поликлинике. В начале и в конце учебного года учащиеся 1-5 классов проходили медицинский осмотр, по результатам которого классные руководители вели журнал здоровья, давали рекомендации детям и их родителям.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. В течение 2013-2014 учебного года в школе работали спортивные кружки и секции «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Шахматы», «Юид». Охват спортивными кружками и секциями составил 85 % учащихся. Учащиеся школы принимали активное участие в различных спортивных мероприятиях. Любое мероприятие проводимое в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом. Мы пытаемся творчески организовывать спортивную работа с учащимися, проводим спортивные соревнования, игры. В нашей школе мы традиционно проводим Дни Здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Так, в прошлом учебном году День здоровья мы провели совместно с молодежной организацией «Солнг»

Весь прошлый учебный год прошел под эгидой предстоящих зимних олимпийских игр в Сочи и пропагандой здорового образа жизни.

В январе 2014 г. члены школьного парламента участвовали в интеллектуальной игре «Игры разума» по теме: «История проведения Олимпийских игр: от Афин до Сочи» и
в конкурсе видеороликов «Моя олимпиада», который проводило Министерство туризма, спорта и молодежной политике. Команда школы «Максимум» заняла 3 место в интеллектуальной игре «Игры разума» и 1 место в конкурсе видеороликов «Моя олимпиада». Видеоролик ребята сняли в режиме непрерывной съемки. Заранее каждому классу было дано задание представить в той или иной форме определенный олимпийский зимний вид спорта. Ребята-операторы входили в каждый класс и снимали. Процесс оказался очень веселым, была задействована практически вся школа и как результат 1 место в конкурсе видеороликов.

Школа протяжении многих лет тесно сотрудничает с МБОУ «Медицинский колледж им. Т.Хахлыновой. Студенты – волонтёры проводят беседы с учащимися на темы здоровья, участвуют в проведении спортивных мероприятий, разрабатывают совместно с детьми и учителями исследовательские и проектные работы. Примером тому послужили выступления учащихся на семинаре с исследовательскими проектами: Басанова Наташа (4 кл) «Роль крахмала в жизни человека», группа уч-ся 5-го кл. «Запылённость классной комнаты». Кроме этого на школьном этапе проводится научно-практическиая конференция, где ребята выступают с такими пректно-исследовательскими работами,как «Сердце и его роль в жизни человека», «Дорожная Азбука» (раскрывались причины ДТП и как их избежать», «Сколько весит здоровье школьника» и другие.

Основы здоровьесберегающей деятельности нашей школы - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. В нашей школе по сложившейся традиции ежегодно перед 23 февраля проводятся военно-спортивные соревнования на кубок Анвара Каирова - кавалера «Ордена Мужества», ученика нашей школы, который имел медаль «За отвагу», медаль «Участника ликвидации последствий ЧС».

Соревнования начались с показа презентации об Анваре Каирове, где были представлены фотографии детства, годы учебы в средней школе №10, годы службы и трудовая деятельность в МЧС. Также приветственное слово участникам соревнований было предоставлено Почетному работнику Общего образования РФ, ветерану труда, маме Анвара Каирова- Каировой Валентине Алексеевне, которая передала для школьного музея школьный дневник и рабочие тетради своего сына. Все эти экспонаты теперь дополнили экспозицию, посвященную памяти Анвара Каирова в школьном музее боевой славы.

В военно-спортивных соревнованиях в которые входили: конкурс «Снайпер» стрельба из пневматической винтовки, конкурс «Защита» одевание защитного костюма Л-1, противогаза на время, неполная разборка и сборка АК-74, полоса препятствий (лазание на канате, «тоннель», , проползание по гимнастической скамейке, кувырок вперед, метание обруча, преодоление болота по кочкам) участвовали юноши 8-11 классов. Соревнования оценивали сотрудники территориальной поисково-спасательной службы ГУ МЧС России по РК.

Переходящий кубок по праву достался учащимся 11 класса, которые показали лучшие результаты во всех этапах соревнований. Все участники соревнований были награждены памятными вымпелами.

Согласно ФГОС НОО в школе разработана модель внеурочной деятельности учащихся с учетом, что главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, доброжелательного, коммуникативного, осознанно выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни, готового обучаться в средней школе. Во внеурочной деятельности проводятся такие кружки, как «Здоровейка», «Чемпион», «Доктор «Неболейка», «Школа ЗОЖ», «Путешествие по экологической тропе». В рекреациях стоят теннисные столы. Кроме этого в школе функционирует тренажёрный зал, где имеются силовые тренажёры, велосипед, беговая дорожка и др.

В апреле месяце на базе школы прошел городской методический семинар «Школьная среда как один из факторов мотивации у детей здорового образа жизни». 22.05.2013 г. на заседании городского методсовета был обобщен опыт учителя начальных классов Кострикиной Н.А. по здоровьесбережению учащихся. В прошлом учебном году в нашей школе прошла городская научно-практическая конференция «_________________».

Комплексная социально-психологическая программа по про­филактике зависимостей «Сделай свой выбор», разработанная со­циально-психолого-педагогической службой школы, помогает в целенаправленной командной работе по уменьшению числа зави­симых от вредных привычек учеников.

Учащиеся начальных классов приняли участие в межрегиональном конкурсе-викторине для обучающихся 5-17 лет «Здоровье - здорово!». Ученик 1а класса Эрдниев Дамир получил диплом III степени ( учитель Нимгирова Л.О.), ученик 3б класса Цебеков Сергей также был отмечен дипломом III степени (учитель Цыганкова В.М.). Работа ученика 10 класса Сергеенко Димы заняла 1 место в республиканском этапе всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Организация волонтерской профилактической работы». Руководителем данной работы были Сарангова Г.М. и научный руководитель опытно-экспериментальной работы школы «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения с учетом особенностей школы и региональных условий» Шараева О.В.

Учащиеся школы являются участниками различных социальных акций. Так, учащиеся школы приняли активное участие в конкурсе социальных акций «Полет мысли» по профилактике асоциальных форм поведения, проводимый Министерством спорта, туризма и молодежной политики, Республиканским центром молодежи. Учащиеся нашей школы решили принять активное участие в этой акции. Свою акцию они назвали «Спорт-альтернатива вредным привычкам». Команда школы под названием «Позитив» подготовила агитбригаду по пропаганде здорового образа жизни, продумали веселую, массовую зарядку, работу секций, буклеты.

Участники акции это ученики с 7 по 10 класс. В эту акцию были вовлечены как активисты школьного парламента, так и учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, внутришкольном учете. Учащиеся школы №10 призвали всех заниматься спортом, общаться, заводить новых друзей и быть здоровыми!

В рамках тематической недели «В здоровом теле – здоровый дух», акции «Спорт против наркотиков», «Школа-территория свободная от табака» классными руководителями проводятся тематические классные часы,  беседы  по пропаганде здорового образа жизни учащихся.

Ученик, овладевший здоровье сберегающими знаниями и умениями, сможет адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Ученик, осознавший и принявший ценность здоровья как основу обучения и существования, способен развивать в себе такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества, страны, за охрану окружающей среды, приобретает в процессе обучения социальный опыт, основанный на сохранении здоровья.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

  • В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

  • В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Быть здоровым — естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника. Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня.


«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А. Сухомлинский



И в заключении, хотелось бы дать несколько советов педагогам, то есть нам с вами, уважаемые коллеги, ведь мы также являемся субъектами здоровьесберегающей среды.

1.Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации.

2.Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше!

3. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.

4. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее; научиться признавать право окружающих быть другими.

5. Невозможно все сделать самостоятельно, надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.

6. Важно осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.

Здоровья вам, дорогие коллеги, хорошего настроения, творческого полета и только позитивных эмоций!





























19 марта 2013 года методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «СОШ № 10» им.В.А.Бембетова представило творческий отчёт на методическом семинаре для учителей начальных классов города Элисты по теме: «Школьная среда как один из факторов мотивации у детей здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС НОО».

Переход на новые стандарты деятельности предполагает, в первую очередь, изменение сознания участников педагогического процесса с ориентацией на ценность здоровья. Понимая здоровье как состояние физического, психологического и социального благополучия человека, методическое объединение учителей начальной школы МБОУ «СОШ № 10» с 2011 года работает над проблемой ««Школьная среда как один из факторов мотивации у детей здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС НОО» и на основании приказа по Мэрии г.Элисты от.01.04.2011года является экспериментальной площадкой.

Цель этого эксперимента - формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования.

Среди учителей проводятся конкурсы разработок уроков, брошюр, буклетов по теме здоровьесбережения.





Современные условия социально-экономического развития способствовали возникновению ряда явлений, которые негативно отражаются на здоровье детей и подростков во всем мире. Здоровье детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов,важнейшими из которых являются биологические, экологические,социальные.

В

учебных заведениях вводят оздоровительный режим, щадящие технологии

обучения. Сегодня, по Федеральному государственному образовательному

стандарту начального общего образования школа обязана сформировать у

учащихся первоначальные представления о значении физической культуры

для укрепления здоровья человека (физического, социального и

психологического).Сформировать представления о ее позитивном влиянии

на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,социальное). Дети должны знать, что здоровье–это залог успешной учебы и социализации.К концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладетьумениями организовывать здоровьесберегающую

жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные

мероприятия, подвижные игры и т. д.).Они должны владеть навыками

систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной

физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),

показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты


Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья -это прежде всего процесс его социализации, воспитания. Именно школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном этого процесса.

Любое общество стремилось и стремится сформировать определённый социальный тип человека, соответствующий его социальным идеалам. При этом главенствующая роль всегда отводится воспитанию как целенаправленному процессу включения различных поколений в систему социальных ценностей и социальных ролей.

Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Но наиболее интенсивно он протекает в подростковом и юношеском возрасте, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения [1, с.45].

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов [5, с.4]. Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека—это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

  • физическое здоровье – при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;

  • психическое здоровье – это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе;

  • социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ

Проблема сохранения здоровья детей и подростков, обучающихся в школе, стоит остро в силу ряда объективных и субъективных причин. Это критическое состояние окружающей среды, социальные факторы развития экономики, уровень жизни семьи как первоначального звена развития ребенка. Примечательно также, что 90% инновационных процессов сводится к углублению и расширению содержания образования и только 10 % - к разработке здоровьесберегающих медицинских оправданных технологий обучения. Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.


Работа школьного психолога включает в себя развивающую работу со школьниками и помощь детям группы риска. С детьми, испытывающими психологические трудности, проводятся коррекционно-развивающие занятия по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Психолог много работает индивидуально и с детьми, и с родителями, и с педагогами. Кропотливая работа в этом направлении тоже дает свои результаты, может быть, не всегда сразу заметные.

В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. Психолог проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.




Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.
Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.
Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные руководители рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.
Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный руководитель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.
• Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
• Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
• Повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
• Формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
Развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.






воспитатель I кв. категории

Социализация ребенка – процесс сложный и длительный. С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы ребенок принял и усвоил определенную систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, стал его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка оказывают влияние разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в социуме. Совокупный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и отвечает интересам общества. Таким образом, социализация, базируясь на воспитании, выступает определяющим фактором развития личности.

На наш взгляд, в процессе социализации принимает участие все окружение ребенка: семья, соседи, сверстники, педагоги. И, конечно же, немаловажное значение на процесс вхождения человека в общество оказывает его здоровье. Здоровье надо беречь с детских лет и среда, которая окружает ребенка дома, в детском саду, в школе должна помогать ему расти крепким физически и морально, быть благоприятной, сохранять его здоровье, т.е быть здоровьесберегающей.

Под понятием “здоровьесберегающая среда” мы понимаем окружающую и социальную среду, которая способствует достижению полноценного формирования личности, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

К сущностным характеристикам  здоровьесберегающей среды, организованной в нашем детском саду, можно отнести:

- морально-психологический климат;

- экологию и гигиену;

- современный дизайн;

- рациональный режим жизни, труда и отдыха;



Таким образом, здоровьесберегающая среда способствует обеспечению всестороннего раскрытия способностей личности ребенка, рациональному использованию его интеллектуальных и физических ресурсов в интересах общества в будущем и всестороннего удовлетворения личных потребностей в настоящем, а значит способствует его успешной социализации.



Перед педагогическими коллективами стоит проблема:
создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.

На чем же основана здоровьсберегающая деятельность в образовательном учреждении?

Основы здоровьесберегающей деятельности ОУ - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.



Задачи:
•    Создать здоровьесберегающую инфраструктуру школы.
•    Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса.
•    Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу.
•    Использовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
•    Организовать системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.
•    Активизировать медицинскую профилактику, мониторинг и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная отличительная особенность - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, принимают на себя солидарную ответственность за результаты.



В гимназии создана и на протяжении 5 лет успешно реализуется целевая программа «В здоровом теле – здоровый дух», направленная на сохранение здоровья обучающихся, состоит из пяти блоков-направлений.



Высокие требования, предъявляемые к учителю как к специалисту, характер работы, связанный с постановкой в условия соответствия определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности, накладывают на учителя высокую степень ответственности, создают постоянное напряжение, которое сказывается на здоровье учителя и выражается физическим утомлением, разочарованиями, истощением и износом. Многие исследователи психоэмоционального здоровья педагогов говорят о синдроме профессионального (эмоционального) выгорания учителя, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным силам и ресурсам, характерных для людей, занятых в профессиональных сферах «человек -человек». 



Таким образом, убедившись, что здоровье учителя - категория не столько медицинская, сколько психологическая, мы возьмем на себя смелость утверждать: сохранение и укрепление здоровья педагогов – в руках самих педагогов! Начинать, конечно, необходимо с себя, глубоко поверив в собственные силы и возможности регулировать свое психоэмоциональное состояние, укреплять свое здоровье! Освоить основные технологические приемы психосоматической саморегуляции можно самостоятельно с помощью книг и публикаций М. М. Безруких, Н. К. Смирнова и других исследователей здоровьесберегающей деятельности в образовании. Разнообразные приемы психосоматической саморегуляции учитель знает благодаря научно-популярным изданиям и собственному опыту. Очень многое зависит не столько от знаний, умений, навыков, сколько от собственной жизненной позиции, философского осмысления, от личного настроя.

Вот несколько для людей стресс-коронарного типа (да, думаю, не только для них).

 

1.Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации.

2.Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше!

3. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.

4. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее; научиться признавать право окружающих быть другими.

5. Невозможно все сделать самостоятельно, надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.

6. Важно осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.

 

Учитель, который стремиться к самопознанию, саморегуляции и самореализации, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся.

Здоровья вам, дорогие коллеги, хорошего солнечного настроения, творческого полета, жаркого лета и только позитивных эмоций!



Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса



Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эипатичен;

  • В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

  • В эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятся и восхищаться.



Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.





«Здоровье сберегающая среда как фактор успешной социализации ребенка»
  • Директору-завучу
Описание:

Школа -  это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учится  , но это еще и особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учиться, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или к чему-либо, взрослеет. В последнее время родители, педагоги, психологи, медицинские

работники школы очень встревожены ухудшением здоровья школьников.

Как сохранить и укрепить здоровье школьников, как создать здоровьесберегающую среду – одна из важнейших проблем, которая стоит перед всеми общеобразовательными учреждениями, в том числе и перед нашей школой.

 

Согласно Федеральному государственному образовательному

стандарту школа обязана сформировать у учащихся представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического).Сформировать представления о ее позитивном влиянии на развитие человека. Дети должны знать, что здоровье–это залог успешной учебы и социализации. Учащиеся должны овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные

мероприятия, подвижные игры и т. д.).

Перед педагогическим коллективом  нашей школы стоит проблема:
создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни. На чем же основана здоровьсберегающая деятельность в нашей школе? Основы здоровьесберегающей деятельности нашей школы - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

Здоровьесберегающее  направлениедеятельности нашей школы,  осуществлялось в ходе реализации опытно-экспериментальной  работы школы. С апреля 2011 по март 2013 г. наша школа являлась городской экспериментальной площадкой по проблеме  «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения с учетом особенностей школы и региональных условий», целью которой являлось создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. 

Автор Очирова Светлана Николаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1297
Номер материала 17978
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓