Главная / Начальные классы / Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Попова Наталья Николаевна

МБОУ-СОШ №2

Учитель начальных классов


Материал для занятий на уроках .

Понедельник

Русский язык

Математика

Литературное чтение

1

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

«Насос»: пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно.

«Большой маятник»: наклоны вперед и назад по принципу маятника. Вдох делается в крайней точке наклона. При наклоне назад руки сводятся перед грудью.

«Ушки»: наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения.

2

Развитие мелкой моторики руки.

«Солнышко»

Как светит солнышко летом?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

Как светит солнышко осенью? Мышцы ладони напряжены, пальцы, полусогнуты.

Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку.

Каждое упражнение повторяется несколько раз.

«Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.


«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

3

Упражнения для улучшения осанки

Шуршат на дереве листы,

(Руки вверх, потянулись.)

Шуршат осенние кусты,

(Руки опустили. Присели.)

Шуршит камыш,

(Встали, наклоны туловища влево-вправо.)

И дождь шуршит

(Шаги на месте. )

А ты садись и не шурши,

(Сели на места.)

И все красиво напиши.


Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай,

Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно, выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.

Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)

Всем лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится, Снег кружится, (Дети кружатся. ) Заметает все кругом

Белоснежным серебром, (Имитируют движения руками.)

4

Гимнастика для глаз.

Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).


«Жмурки»

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.


Глазки, глазки, где вы были?
- В гости к зайчикам ходили.
Мы увидели зайчат, стали быстро догонять.
Влево - вправо, влево - вправо,
Влево кругом ходят глазки друг за другом.
Вправо - влево, вправо - влево
Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз -
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим все еще раз
И рукой закроем глаз.

5

Упражнения для улучшения осанки

Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания - руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты.)


Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись! (Ходьба на месте, плавно переходящая в бег.) Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Раз — два, раз - два,

Раз — два, раз - два,

Раз - два, раз - два!

Хватит, хватит, прибежали, Потянулись, подышали!


Мы опять сидеть устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный. (Повороты корпуса в стороны.)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснёмся крыши? (По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона.

Повторяем снова дружно. (Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И за парты вновь вернулись.(Дети садятся за парты.)

6

Релаксация.

«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.


«Одежда».

Мы – одежда в магазине на вешалках – плечиках. Висим красиво, ровно (Плечи развернуты, спина прямая, ноги вместе, руки в стороны, мышцы напряжены). Вот нас заметили и купили. Аккуратно сняли один рукав (расслабили, опустили одну руку), второй рукав, аккуратно сложили (Сгибаемся в поясе, руки свободно свисают). Нас принесли домой, повесили в шкаф (Вновь мышечное напряжение). Затем аккуратно сняли (расслабление). Надели на малыша. Хлоп! Мы – дети в нарядной одежде.

«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. Повторяете движения ветра.










Вторник

Русский язык

Математика

Литературное чтение

1

Развитие мелкой моторики руки..

  1. Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.


  1. Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.


  1. Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.

Каждый хочет победить и награду получить.


  1. А теперь одну ладошку развернем наоборот

И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.

  1. Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки

Развернем наоборот и похлопаем немножко.


Мы делили апельсин.

(Дети показывают апельсин — пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)

Много нас, а он один.

(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра.

(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начи­нают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)

А для волка... кожура.

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь кто куда.

(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)


«Лесная история»

(Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движения рук.)

- Выбежали зайки на полянку. Прыг-скок, прыг-скок.

(Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.)

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

(Дети мягко нажимают, на подушечки пальцев, касаясь парты.)

- Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

(Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.)

- Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.

(Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.)

2

Гимнастика для глаз

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).


«Поймай зайку»

Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».

«Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

3

Упражнения для улучшения осанки

Все ребята дружно встали (Выпрямиться.)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Руки поднять вверх. )

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Вы достать хотите крышу

Потянитесь вверх повыше —

Раз, два, три, Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

Руки в стороны потянем (Потягивания - руки в стороны.)

Как пружинки, мы присядем (Присесть.)

И за парты снова сядем. (Дети садятся за парты.)

Раз, два — стоит ракета, (Проверить осанку.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны. )

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопнуть в ладоши над головой.)

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре — (Четыре хлопка перед собой.)

Руки выше, (Руки вверх, потянуться. ) Плечи шире. (Руки в стороны, предплечья вверх.)

Раз, два, три, четыре — (Ходьба на месте.)

И на месте походили. (Следить за осанкой.)

А теперь мы полетели.

(Руки вверх, ладони соединить — «купол ракеты».)

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Приседания у нас,

Приседает целый класс.

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять.

(Приседания.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора за парты сесть. (Дети садятся за парты.)


4

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

«Ладошки».

И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.
Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.
Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.

«Погончики» .

И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.
Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.

«Обними плечи».

ИП: руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху – то правая, то левая рука попеременно). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох.

5

Упражнения для улучшения осанки

Надоело всем сидеть.

Нам охота повертеть

Корпусом туда-обратно.

И полезно, и приятно! (Вращение корпусом вправо и влево.)

А потом и головой

Всласть покрутим мы с тобой.

(Вращение головой. )

На одной ноге стоим,

Удержаться так хотим.

Ручки кверху поднимаем

И спокойно опускаем. (Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)

И за парты снова сели,

Принимаемся задело. (Дети садятся за парты.)


Мы проверили осанку

И свели лопатки. (Ходьба на месте.)

Мы походим на носках, (Ходьба на носках.)

А потом на пятках. (Ходьба на пятках.) Мы идем, как все ребята,

И как мишка косолапый. (Ходьба на внешнем своде стопы.)

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем. (Бег на месте.) Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками,

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели,

Раз - присели, два - присели,

Три, четыре, пять и шесть,

Семь и восемь, девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идём, (Ходьба на месте.)

И садимся мы потом. (Дети садятся за парты. )

Наклоняемся с хлопком,

И с хлопком потом встаём.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка, хлопни громче всех! (Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо (Поворот головы вправо и влево. )

И пройдёмся мы немного, (Ходьба на месте.)

И вернёмся вновь к уроку. (Дети садятся за парты. )


6

Релаксация.

«Штанга».

Дети сидят на стульях.

     Мы – спортсмены хоть куда, штангу вверх держать, раз – два!                     (напряжение)     Ручки наши подустали, штангу вниз мы опускаем,     Сядем тихо, посидим, на спортсменов поглядим.     (расслабление)


«Тряпичная кукла и солдат» Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.


«Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.



Среда

Русский язык

Математика

Окружающий мир



























1

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

Вращение головой, на четыре счета, при этом глаза открыты. Вращать очень медленно, быстрое вращение головой запрещено. Глаза открыты, посмотрите как я это делаю. Кладу голову на грудь, начинаю, раз (не поднимая головы плавно склоняет ее к левому плечу), два (продолжает против часовой стрелки вращать головой, теперь голова запрокинута, затылок стремится дотронуться до спины, лицо «смотрит» в потолок), три (плавно склоняет голову к правому плечу), четыре (исходное положение, голова опущена, подбородок в грудь), пять (и по второму кругу), шесть, семь, восемь. И в обратную сторону.

Вы стоите с ровной спиной и начинаете носом вдыхать воздух, но при этом поворачиваете голову вправо и влево. Как будто пахнет гарью, то справа то слева. При это на поворот вы делаете шумный вдох носом, но и выдох должен быть. Но он не такой ощутимый. Легко и незаметно. Воздух задерживать нельзя. Так нужно сделать 4 подхода по 8 раз. Поворачивать голову нужно так чтоб вам было комфортно, не резко.

 


Полностью выдыхаем воздух. В животе вообще не должно быть воздуха. 

Делаем быстрый и сильный вдох. Живот надувается.

 • И выдыхаем животом и диафрагмой. Живот втягивается внутрь выталкивая весь воздух.

 В этом состоянии остаемся и про себя считаем до 10. Идет прилив крови в области лица, потому что идет задержка дыхания.


2

Развитие мелкой моторики руки.

  1. «Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.

«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.


  1. Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?


  1. Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.

Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.


Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

«Семья» Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начи­ная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, под­нимая по одному пальчику.

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — папа.

Этот пальчик — мама.

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.


3

Упражнения для улучшения осанки

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И ещё раз повторили.

(Наклоны в стороны. )

Приседаем мы по счёту,

Раз-два-три-четыре-пять.

Это нужная работа –

Мышцы ног тренировать. (Приседания.)

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.

Раз — рывок и два рывок. (Рывки руками перед грудью.)

Продолжаем наш урок. , (Дети садятся за парты.)


Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой, (Повороты туловища. )

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз, два, три, четыре, (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину. )

Я могу и поклониться, (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

Повернусь туда-сюда! (Повороты туловища направо-налево.)

Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре, (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два!


А река текла, рябила. (Повороты вправо, влево с плавными движениями рук. )

Посредине глубина, (Наклоны вперед, руки прямые.)

Там гуляла ры-би-на. (Приседы.)

Эта рыба - рыбий царь, (Прыжки.) Называется - пескарь.

4

Гимнастика для глаз.

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)



«Папа», « мама», «дом», «трава» -
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз -
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят.
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы.
К ним ладошки приложили.

«Круговерть»

Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой.


Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?

5

Упражнения для улучшения осанки

Туча Туча, туча,

Что не льешь? (Раскачиваясь, переступать с ноги на ногу.)

Подари нам, туча, дождь! (Присесть-встать.)

Будем мы с тобой водиться.

Не жалей для нас водицы! (Руки вверх-вниз.)

Туча-кошка, хвост трубой, (Изображают кошку. ) Т

уча с длинной бородой, (Показывают длинную бороду.)

Туча - лошадь, туча — жук... (Кивают головой.)

А всего их двести штук. (Показывают на пальцах жука (все пальцы в кулак, указательный и мизинец вперед).) Бедным тучам очень тесно, (Круговое движение руками.)

Нету тучам в небе места. (Энергичные шаги.)

Перессорятся все двести, (Ходьба на месте с работой согнутых рук.)

А потом заплачут вместе. (Потереть глаза.)

И кричит внизу народ:

«Разбегайся, дождь идет!» (Махи руками перед собой.)

Хомка Хомка, хомка, хомячок, (Хлопки в ладоши.)

Полосатенький бочок.(Повороты туловища влево-вправо.)

Хомка раненько встает, (Руки вверх — потянулись.)

Щечки моет, шейку трет. (Массаж лица. )

Подметает хомка хатку (Наклоны вперед.)

И выходит на зарядку. (Ходьба на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки.) Хомка хочет сильным стать. (Хлопки в ладоши.)


Подражание животным”,

Зверь-птица-рыба” – при показе иллюстрации дети изображают животных.


6

Релаксация.

«Пружинки».

Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.

     Что за странные пружинки упираются в ботинки?

     Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!

     Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.


«Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.


«Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.




Четверг

Русский язык

Математика

Литературное чтение

1

Развитие мелкой моторики руки..

Проговаривая текст, ученик массируют последнюю фалангу каждого пальца ,завершают массаж точкой в центре ладони.
Пальчик, пальчик, где ты был?
- С братцем Васей щи варил.
- А потом с ним кашу ел,
- А потом с ним песни пел,
- А потом гулять пошел
- И копеечку нашел

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Все аккуратненько положили голову, ухо на плечо. Раз, два, три, четыре. (наклоняем голову вбок стремясь дотронуться левым ухом до левого плеча, затем правым ухом до правого плеча, повторить.) Раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре. Встряхнулись, поморгали.

2

Гимнастика для глаз

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

«Круг» Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.


«Квадрат» Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Руки за спинку, головки назад

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх — где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

3

Упражнения для улучшения осанки

Только в лес мы вошли (маршируют)
Появились комары.
(лёгкое похлопывание по телу)
Дальше по лесу шагаем (маршируют)
И медведя мы встречаем.
(раскачивают из стороны в сторону)
Снова дальше мы идём (маршируют)
Перед нами водоём (руки в стороны)
Прыгать мы уже умеем
(руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево)
Раз – два, раз – два! (прыжки)
Позади теперь вода! (маршируют)

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой – встанькой будто стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы – упругий мяч.

Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)

4

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

Скрестить пальцы на затылке, поднять голову, смотреть вверх, руками стараться согнуть шею. Мышцы шеи должны умеренно препятствуют этому движению; делать от 3 до 9 раз. Улучшается кровообращение головы, движение спинномозговой жидкости.

Упражнение-самомассаж лица.
Кончиками пальцев проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании, 18 раз.

Сидеть или стоять, спина прямая, носки и пятки вместе, руки свободно опущены вниз. Расслабив мышцы спины и плечевого пояса, выполнять свободные движения головой: наклон вперед, назад, вправо, влево и круговые движения слева направо и наоборот. Сначала такое упражнение проделывают один раз; постепенно доводят до 20—25 раз. Такие упражнения способствуют снятию болей, подвижности позвоночника и улучшению мозгового кровообращения.

5

Упражнения для улучшения осанки

Прыгай ножка по дорожке.

Прыгай и другая.

Все девчонки и мальчишки

в классе отдыхают.

Побежали все трусцой,

дружный бег на месте.

А теперь наклон большой,

поклонились вместе.

Руки вверх, глубокий вдох.

 Руки опустили.

А теперь ещё разок

это повторили.

Отдохнули? Хорошо!

А теперь опять за дело.

Вот и время пролетело.

Утром встал гусак на лапки

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох. )

Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью. )

Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)

Приседанье сделал справно, (Приседания.)

Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)

Поскорей за парту — плюх! (Присели.)


У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх, потянулись.)

А на ветке яблочко висит.

(Покачали вверху руками.)

Сильно ветку я потряс — (Руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук.) Вот уж яблочко у нас. (Прыжок вверх.

Хлопок в ладоши над головой. )

В сладко яблочко вопьюсь, (Вернулись в исходное положение.)

Ах, какой приятный вкус!

6

Релаксация.

  1. Воздушный шар

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 —2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.


  1. Сосулька («Мороженое »)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 —2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.

 


«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
















Пятница

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

1

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

Наклоны головы назад и вперед. Со вздохом медленно (без рывков) наклоните голову вперед, пока подбородок не прижмется к груди. На выдохе так же медленно и плавно отведите голову назад, запрокинув ее как можно дальше. Повторить 5-7 раз.

Повороты головы влево и вправо. Зафиксируйте вниманием продолжение вертикальной оси позвоночника, а затем совершайте повороты головы вправо-влево относительно нее. Подбородок должен двигаться строго в горизонтальной плоскости. Повторите упражнение 5-7 раз.

Закройте глаза, расслабьте шею и мягко вращайте головой 5-7 раз по часовой стрелке и столько же в обратном направлении.

2

Развитие мелкой моторики руки.

Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.
Наши пальчики трудились,
Хорошо писали.
Они так старались,
А теперь устали.
Мы немного отдохнем,
С силой кулачки сожмем.
Пальцы разжимаем
И опять сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно ими помахать.
В чистый ручеек руки опускаем,
И усталость с пальчиков
Мы водой снимаем
(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произно¬сят на выдохе.)
Спасибо, водица,
За новые силы.
Теперь мы напишем Все буквы красиво.

Две сестрицы - две руки
Левая и правая,
Две сестрицы - две руки

рубят, строят, роют
Рвут на грядке сорняки

и друг дружку моют.
Месят тесто две руки - левая и правая
Воду моря и реки загребают плавая.

«Колечко» Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.


3

Упражнения для улучшения осанки

Ёжик серенький бежит.

Видит палочка лежит.

Ёж нагнулся, палку взял

Да и дальше побежал.

Вот болото, а по ней

Ёжик с палочкой своей.

Прыг – скок, прыг – скок

Перебрался на песок.

Дальше ёжик наш бежит.

Птенчик жалобно пищит.

Ёжик птенчика берёт

И в гнездо его кладёт.

Лапкой птичкам помахал

И домою побежал.


Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.


Отправляемся, друзья,

Мы в страну Фантазия.

Вы теперь не мальчики,

А маленькие зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгай прямо, прыгай в бок.

Вы теперь не девочки,

А рыженькие белочки.

С ветки – прыг,

На ветку – скок.

Не сорвись, смотри, дружок.

А сейчас вы муравьи.

Надо листик взять с земли.

Наклонились дружно разом

И подняли листик сразу.

Пошутили, посмеялись

Вдруг за партой оказались.

4

Гимнастика для глаз.

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

«Бабочка»

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох).

Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

5

Упражнения для улучшения осанки

Вот такая стрекоза, (Встать на носки, руки вверх через стороны. )

Как горошины, глаза. (Соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам («очки»).)

А сама, как вертолет, (Повороты в стороны.)

Влево, вправо, назад, вперед.

Встали по порядку, (Встать из-за парт в проход.)

Сделали зарядку. (Руки вверх — потянуться, руки вниз.)

Крылья расправляли,

По комнате летали. (Повороты направо-налево, руки в стороны. ) Приседали столько раз, (Приседания - 5раз.)

Сколько пальчиков у нас.

Утром стрекоза проснулась, («Протираем глазки».)

Потянулась, улыбнулась.

(Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх.)

Раз — росой она умылась, («Умываемся». )

Два - изящно покружилась, (Кружимся на месте.)

Три - нагнулась и присела, (Наклонились и присели.)

На четыре — полетела.

(«Полетели» — машем руками, как крыльями.)

У реки остановилась, (Присели.)

Над водою закружилась. (Побежали по классу.)


6

Релаксация.

Твердые мягкие руки.


Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук ( ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы - от плеча до концов пальцев. Затем, не ослабевая рук, ослабевают напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.



Лимон

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали »весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. За тем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.


  Муха

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Пусть ребенок сядет удобно: руки свободно лежат на коленях, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представит, что на его лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Задача ребенка, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.












Литература

    1. Ирина Андржеевская: Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы
      Издательство: Вита-Пресс, 2012 г

    2. Валентина Ковалько: Школа физкультминуток. 1-4 классы Издательство: Вако, 2013 г

    3. Исаева С.А.Переменки и динамические паузы в начальной школе. Издательство: Айрис-пресс, 2009 г.




Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

Учитывая особенности детей, проведение физкультурной паузы в условиях классной комнаты должно быть хорошо продумано. Комплекс, как правило, включает до 5 упражнений, каждое из которых требует 4-6 повторений. Они могут выполняться сидя или стоя.

ФИЗМИНУТКА – это одно из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это «минутка» активного и здорового отдыха!

Задачи физминуток:

успокаивают нервную систему;

восстанавливают работоспособность детей; активизация сердечно – сосудистой, дыхательной системы; улучшение общего состояния;

переключить внимание с одной деятельности на другую;

снятие напряжения с мышц, вызванное неподвижным состоянием;

развитие речи, памяти ; развивают координацию.


Автор Попова Наталья Николаевна
Дата добавления 28.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 475
Номер материала 58550
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы