Главная / Музыка / Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи как средство педагогического воздействия в условиях внедрения ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи как средство педагогического воздействия в условиях внедрения ФГОС ДО


Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи как средство педагогического воздействия в условиях внедрения ФГОС ДО

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач, но
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, выделена как приоритетная.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи.

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.

В музыкальной деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

Привычные виды детской музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать образовательную деятельность с жизнеутверждающей песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, музыкотерапией.

Валеологические песенки-распевки. С них начинается музыкальная образовательная деятельность. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат образовательной деятельности, подготавливают голос к пению. Песенки-распевки могут сопровождаться массажем.

«Доброе утро!»


Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Поворачиваются друг к другу.
Разводят руки в стороны.
Хлопают в ладоши.


Выполняют движения по тексту. 

Постепенно поднимают руки вверх, "фонарики".
Движения по тексту

 

 

 

Потирают ушки

Разводят руки в стороны


Игровой массаж. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Выполнение массажных манипуляций активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Проводя массаж определенных частей тела, используют поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребенок «разговаривает» со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т.д.

Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания, словно надевая кольцо. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальчиками, «рисовать» спиральки от висков к затылку, взъерошивать или приглаживать волосы. Такие упражнения улучшают кровообращение, снимают головную боль, успокаивают или, наоборот, активизируют ребенка, в зависимости от выбора массажного комплекса. Самомассаж ушей – дети разогревают трением свои ладони, соединив их вместе, и массируют ушные раковины.

Помимо классических видов массажа и самомассажа при проведении логоритмики для коррекции речи проводятся различные виды логомассажа. Проводится массаж лица, шеи, языка и рук детей с дефектами речи. Самомассаж языка ребенок делает с помощью зубов (артикуляционное упражнение «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы). Результативность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения очевидна. Однако массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.

Обучение простейшим приемам массажа и самомассажа происходит в игре. Дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Чтобы детям было еще интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» свое тело и лицо. В музыкальной образовательной деятельности массаж проводится под музыку – слова пропеваются, или ритмодекларируются, или музыка звучит просто фоном.

Весёлые потешки для массажа

Две тетери

На лугу, на лугу
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.

Дети гладят животик
по часовой стрелке.
«Бегают» пальчиками по телу.
Щиплют двумя пальцами.
Машут руками.



Игровой массаж тела «Зайка»

Зайка белый прибежал
И по снегу прыгать стал
Прыг – скок, прыг – скок!
Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенёк,
В барабан он громко бьёт:
Бум-бум-тра-та-та!
Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз!
зайка наш совсем замёрз.
Лапками – хлоп-хлоп!
Ножками – топ-топ!

Носик – трёт-трёт-трёт,
Ушки – мнёт-мнёт-мнёт.
Прыгай выше, зайка,
Зайка - попрыгайка.

Дети легко постукивают пальцами по ступням ног.

   



Дети шлёпают ладошками по коленям.

 




Дети хлопают ладошками по плечам.


Хлопают в ладоши.
Топают.


Поглаживают крылья носа.
пощипывают ушки.

Лёгкие прыжки.

Речевая зарядка. Речевая зарядка проводится перед пением и в ее содержание могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмо-декламация. Речевая зарядка обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса. Дети постепенно приобретают навыки звуковой ориентации. В речи они стараются проявить интонационную выразительность, а в пении – воспроизвести точную интонацию музыкальных звуков. Речевая зарядка дает еще и терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей.

«Лиса по лесу ходила»
Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходила,

Дробный шаг по кругу

Звонки песни заводила.

На последний слог - разворот лицом в круг

Лиса лычки драла,

Хлопки-тарелочки

Себе лапотки сплела.

Поочерёдное выставление ног на пятку



Пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. В музыкальной деятельности пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку (как попевки, песенки), сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Пальчиковые игры развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

«Кошка»

Задача: Развивать координацию речи и движения.

Посмотрели мы в окошко-

пальцами обеих рук делают «окошко»

По дорожке ходит кошка.

«бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке

С такими усами!

показывают «длинные усы»

С такими глазами!

показывают «большие глаза»

Кошка песенку поет,

хлопки в ладоши

Нас гулять скорей зовёт!

«зовут» правой рукой


Музыкотерапия. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для образовательной и свободной деятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Мышечная и эмоциональная релаксация укрепляет нервную систему. С помощью релаксации дети становятся уравновешенней, спокойней, избавляются от напряженности, скорее входят в ритм спокойной и правильной речи. Их внимание делается устойчивее, нормализуется работа сердца и ритм дыхания. Особое внимание следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, детям будет легче переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая детей с кроватей. Представители отечественной школы музыкотерапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для расслабления и лечения – классическая (особенно Моцарт) и народная.

Таким образом, организация музыкального воспитания в ДОУ с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, способствует преодолению речевых нарушений у дошкольников и формированию полноценной личности ребенка.


Литература

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера, 2008.

3. Иванова Е.С. Релаксационная гимнастика // Ребенок в детском саду, 2006.

4. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

5. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

5


Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи как средство педагогического воздействия в условиях внедрения ФГОС ДО
  • Музыка
Описание:

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач, но охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, выделена как приоритетная.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи.

Организация музыкального воспитания в ДОУ с использованием современных методов здоровьесбережения, о которых идет речь в моей работе, обеспечивает каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, способствует преодолению речевых нарушений у дошкольников и формированию полноценной личности ребенка.

Автор Шулаева Светлана Геннадьевна
Дата добавления 11.11.2015
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 415
Номер материала MA-062179
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓