Главная / Математика / Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников

Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников

Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения

здоровья школьников

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся.

Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса всегда волновала педагогов и общество. К сожалению, нынешние поколения учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Всё меньше и меньше детей, имеющих первую группу здоровья. Отсюда порой и отсутствие жизнерадостности, бодрости в глазах ребят, а ведь от них зависят духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Основные  педагогические технологии, используемые мною   в работе  с целью сбережения здоровья учащихся:

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

 - игровые технологии,

 - проблемное обучение,

 - технология проектного обучения,

 - технология проведения дискуссий,

 - ИКТ;

 б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

- технология индивидуализации обучения,

- технология КСО,

- технология групповой деятельности,

- технология уровневой дифференциации,

- технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;

в) технология развивающего образования - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

 «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии,  применяемые в учебно-воспитательном про-

цессе, можно разделить на три основные группы:

1.  Технологии,  обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

образовательного процесса

2.  Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической

активности обучающихся.

3.Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Здоровьесбережение  на  уроках  математики .

Основной подход в моей работе- это личностно-ориентированное  обучение. Это позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями, способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению.    В своей работе проблему здоровьесбережения детей  стараюсь решать на каждом этапе урока.

Комфортная психологическая обстановка обстановка на уроке, улыбка,  спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, создание ситуации успеха у ребенка- все  это  способствует раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны идти на урок  не со страхом получить плохую оценку. а с желанием приобрести новые знания. 

 Чтобы избежать усталости, нужно чередовать формы,  виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах,  группах, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышлению, памяти и одновременно отдыху детей.

Индивидуальный подход к учащимся  и дифференциация заданий, разноуровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, на каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, зрительную гимнастику и, конечно, включать элементы игровых технологий. Также нужно постоянно следить за осанкой учащихся.

Интересные задания - «найди ошибку», «выбери ответ», различные тестовые задания, задачи-шутки, ребусы,  задачи из истории, с практическим содержанием, задания на перегруппировку; трансформацию условия  позволяют избежать монотонности на уроке, повышают интерес к предмету. Вносят разнообразие в урок различные исторические факты из жизни ученых, открытия или необычные истории.

Например, вопросы  из «Веселой викторины» на уроке разрядят обстановку, позволят улыбнуться,  переключиться  и немного отдохнуть.

1).Назовите «математические» растения. (тысячелистник, столетник,  золототысячник).

2).Без чего не могут обойтись барабанщики, охотники и математики? (без дроби).

3).Какая цифра всегда катается в электричке? (цифра ТРИ-  элекТРИчка).

4).Как называется перпендикуляр к рельсам? (шпала)

Другой пример: в 5-6 классах при изучении  обыкновенных дробей можно предложить   старинную задачу о лесорубах, которая вызывает у ребят живой интерес и много споров. (Как  правило, я  даю  ребятам  подумать до следующего дня, посоветоваться дома с родителями. А  на следующем  уроке мы  ее разбираем.)

Задача: Два лесоруба, Никита и Павел, работали вместе в лесу и сели завтракать. У Никиты было 4 лепешки, у павла-7 лепешек. Тут к ним подошел охотник.

-Вот братцы, заблудился в лесу, поделитесь со мной хлебом-солью.

11 лепешек было разделено поровну на троих. После завтрака охотник нашел у себя в карманах гривенник (10 копеек) и копейку и подал лесорубам. Охотник ушел, а они заспорили, как поделить эти деньги. Никита говорит: «Деньги надо разделить поровну.» А Павел возражает: «За 11 лепешек- 11 копеек. У тебя было 4 лепешки, значит, тебе-4 копейк. У меня было 7 лепешек -значит мне 7 копеек.» Кто из них прав?

(Ответ: Нужно отдать   Павлу- 10 копеек, а Никите - 1 копейку. Объяснение: Каждый из них съел по 11/3 лепешки, а отдали охотнику по-разному: Павел отдал 10/3 лепешки, а Никита отдал 1/3 лепешки.)

В 9 классе на уроке алгебры по теме «Последовательности»  можно привести пример последовательности Фибоначчи  (каждое следующее число равно сумме двух предыдущих). Интересно, что каждое третье число этой последовательности –четное, каждое четвертое делится на на 3, а  каждое пятнадцатое  оканчивается нулем. Числа Фибоначчи встречаются в «золотом сечении», в расположении семян подсолнечника, в шишках растений, в цветке ромашки. Фибоначчи  (13 век, Италия) изучал размножение кроликов и заметил  эту закономерность, которая потом стала носить его имя. Я всегда показываю ребятам фокус с последовательностью Фибоначчи, который им очень нравится и они пытаются его повторить. Потом мы этот фокус «разгадываем», т.е. объясняем.

Здоровье- это наш образ жизни. Образ жизни- источник здоровья и всех бед. Всё зависит от нашего образа жизни.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Литература:

1.Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 2001.

2.Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, №8.

3.Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. К вопросу здоровотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, №4.

4.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005, №11.

5.Львова И.М. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005, №10.

6.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.

7.Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.

8.Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.







Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников
  • Математика
Описание:

Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью:«Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Автор Нуриева Гольшира Хатыйповна
Дата добавления 31.08.2016
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 143
Номер материала MA-067649
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓