Инфоурок Всеобщая история КонспектыЗавершение присоединения Казахстана к России (8 класс)

Завершение присоединения Казахстана к России (8 класс)

Скачать материал

8 класс.

Завершение присоединения Казахстана к России.

Цель: изучить процесс присоединения Казахстана к России.

В конце урока учащиеся смогут:

1.назвать причины присоединения Старшего жуза к России;

2. перечислить мотивы присоединения Казахстана к России;

3. называть основные события процесса присоединения Казахстана к России и составить хронологическую таблицу;

4. дать оценку процесса присоединения Казахстана к России (положительные и отрицательные моменты).

 

Оборудование к уроку: доска, мел, карта, атласы, раздаточный материал.

Класс разделен на две экспертные группы, цель которых изучить процесс присоединения Казахстана к России.

1.      Орг.момент.

2.      Опрос д.з.

Беседа по вопросам:

1.      Когда начинается процесс присоединения Казахстана к России?

2.      Назовите причины присоединения Младшего жуза к России?

3.      Хан, который попросил подданства у России?

4.      Императрица, подписавшая грамоту о присоединении?

5.      Как будут складываться отношения Казахстана после присоединения к России?

6.      Какую политику будет проводить Россия в Казахстане после присоединения?

7.      Как складываются отношения Казахстана со среднеазиатскими ханствами?

8.      Как складываются отношения России со среднеазиатскими ханствами?

 

3.      Новый материал.

Задание 1:

1.      Группа: выявляет мотивы присоединения Старшего жуза к России.

2.      Группа: выявляет причины присоединения Старшего жуза к России.

 

Мотивы:

Причины:

1.потребность в рынках сбыта товаров, дешевых источников сырья и рабочей силы;

2. угроза со стороны Англии, Китая.

1. отсутствие в Старшем жузе единой власти;

2. вторжение со стороны среднеаз.ханств;

3.заинтересованность в беспошлинной торговли с Россией;

 

Задание 2: Учащимся раздается таблица: Присоединение Старшего жуза к России, которую они заполняют самостоятельно.

 Таблица: Присоединение Старшего жуза к России.

 

Дата

Событие

1818 г.

 

1819 г.

 

1824 г.

 

С целью ускорения завоевания Южного Казахстана и продвижения в Среднюю Азию Российская империя приступила к строительству военных укреплений.

1831 г. –

1835 г. –

1846 г. –

1848 г. –

 

1850 г.

 

1851 г.

 

1854 г.

 

1857 – 1858 гг.

 

1859 г.

 

1860 г.

 

21 октября 1860 г.

 

1863 г.

 

1864 г.

 

1865 г.

 

1866 г.

 

1873 г.

 

 

Вопросы для обсуждения в ходе заполнения таблицы:

1.      Почему Россия в начале XIX в. приостановила процесс присоединения Казахстана?

2.      Как относились к России хивинские и кокандские правители?

3.      Что делает Россия с целью ускорения завоевания Южного Казахстана?

4.      Какие стратегические задачи преследовала Россия при продвижении на территорию Старшего жуза?

5.      Как отреагировали правители среднеаз.ханств на продвижение России на территорию Старшего жуза?

6.      Какие крепости были возведены Россией на территории Казахстана в XIX в.?

7.      Когда произошла битва близ Узунагаша? Чем она закончилась?

8.      Почему России удалось одержать победу над крепостями, которые принадлежали среднеаз.правителям?

 

Задание 3: Учащиеся определяют последствия присоединения Казахстана к России.

1 группа выделяет положительные последствия.

2 группа выделяет отрицательные последствия.

 

Таблица: Последствия присоединения Казахстана к России.

 

Положительное

Отрицательное

 

 

 

 

4.Рефлексия: подведение итогов. Запись вывода по теме. Выставление оценок. Д.з.

 

Вывод: Присоединение Казахстана, начавшееся в 30-х годах XVIII века завершилось лишь в конце XIX века и явилось сложным, противоречивым процессом. Присоединение Казахских жузов происходило в различных внешнеполитических условиях. Значительная часть Младшего жуза, некоторые районы Среднего и часть районов Южного Казахстана были присоединены с помощью военной силы царизма, стремившегося ускорить присоединение края, не считаясь с интересами подавляющей части населения Казахстана, ставя во главу стратегические, далеко идущие цели империи в Центральной Азии. Присоединение Южного Казахстана, затем Средней Азии к России позволило царизму одержать верх в соперничестве с Британской империей. 

В процессе присоединения Казахстана к России прослеживается три этапа: первый – с 90-х годов XV века до конца XVI века, когда в основе политики российских царей по отношению к восточным соседям. В частности, к казахским ханствам. Было стремление установить военно-политические связи. Второй – с начала XVII века до 30-х годов XVIII века, когда определилась тенденция колониальной политики, упрочения своих захватнических позиций путем строительства укрепленных линий, крепостей, форпостов, переселения русского казачества, захвата плодородных земель казахов. Третий – с 30-х годов XVIII века до 60-х годов XIX века, когда завершился процесс колонизации казахских земель.

 

 

8 класс.

Завершение присоединения Казахстана к России.

Таблица 1:

 

Мотивы:

Причины:

1.

 

2.

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

Таблица: Присоединение Старшего жуза к России.

 

Дата

Событие

1818 г.

 

 

1819 г.

 

 

1824 г.

 

 

С целью ускорения завоевания Южного Казахстана и продвижения в Среднюю Азию Российская империя приступила к строительству военных укреплений.

1831 г. –

1835 г. –

1846 г. –

1848 г. –

 

1850 г.

 

 

1851 г.

 

 

1854 г.

 

 

1857 – 1858 гг.

 

 

1859 г.

 

 

1860 г.

 

 

21 октября 1860 г.

 

 

1863 г.

 

 

1864 г.

 

 

1865 г.

 

 

1866 г.

 

 

1873 г.

 

 

 

 

Таблица: Последствия присоединения Казахстана к России.

 

Положительное:

Отрицательное:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе присоединения Казахстана к России прослеживается три этапа: первый – с 90-х годов XV века до конца XVI века, когда в основе политики российских царей по отношению к восточным соседям. В частности, к казахским ханствам. Было стремление установить военно-политические связи. Второй – с начала XVII века до 30-х годов XVIII века, когда определилась тенденция колониальной политики, упрочения своих захватнических позиций путем строительства укрепленных линий, крепостей, форпостов, переселения русского казачества, захвата плодородных земель казахов. Третий – с 30-х годов XVIII века до 60-х годов XIX века, когда завершился процесс колонизации казахских земель.

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.Бекмаханов: По мере включения отдельных регионов Казахстана в состав России происходили серьёзные сдвиги в экономической и культурной жизни Казахстана. Под влиянием русского населения, казахи начали переходить к оседлости и земледелию. Начало формироваться национальное самосознание казахского народа.

В Младшем и Среднем жузах большое влияние на развитие земледелия оказали русские поселенцы. Часто общаясь с русскими, знакомясь с их бытом, хозяйством , казахи быстро перенимали их способы ведения хозяйства.

Испытывая двойной гнет  - кокандских беков и китайских властей – казахи восточных районов Старшего жуза надеялись, что принятие российского подданства избавит их от тяжелого чужеземного гнета. Этим по существу объясняется добровольное принятие российского подданства казахами.  

Е.Бекмаханов: Историческая общность русского и казахского народов, испытавших жестокий гнет царизма и местных эксплуататоров, создавала объективные предпосылки для присоединения Среднего и Старшего жузов к России. Казахи испытывали жизненную необходимость в сближении с русским народом. На добровольное присоединение Казахстана к России толкало, кроме того, напряженное международное положение Казахстана, в частности агрессии среднеазиатских ханов.

В условиях напряженной международной обстановки казахи Среднего и Старшего жузов обратили свои взоры к могущественному соседу – России, русскому народу. Только Россия могла спасти казахский народ от угрозы порабощения и национального вырождения.

Присоединение Казахстана к России отвечало сокровенным желаниям казахского народа, перед которым в первой половине XIX в. стояла альтернатива – либо быть поглощенным среднеазиатскими ханами и феодальным Китаем, либо перейти в подданство России. Только присоединение Казахстана к России могло сохранить его территориальную целостность и обеспечить развитие экономики и культуры.

Казахи Старшего жуза, добровольно принявшие подданство, были заинтересованы в постройке укреплений и городских центров. В своих многочисленных прошениях властям казахи настаивали на необходимости постройки в центре их кочевий военных укреплений и создании городских центров с военными гарнизонами.

В сложной внутренней и внешне – политической обстановке добровольный переход казахов Старшего жуза и присырдарьинских казахов в российское подданство был исторически прогрессивным шагом.

П.Г.Галузо: Подчеркнул факт неравноправного партнерства России и Казахстана и отметил чрезвычайную заинтересованность империи в «присоединении» инородцев края. Колониальные власти России пытались придать агрессивной политике миролюбивую оболочку. Он считал, что вхождение Казахстана в состав империи есть результат: во – первых – лишения народов политической самостоятельности и их завоевания; во – вторых – экономического закабаления; в – третьих – русско – английского соперничества при дележе мира на будущие колонии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Негативные последствия вхождения Казахского Ханства в состав Российской Империи.

Вот лишь часть той немалой платы, которую вынуждены были заплатить казахи за вступление в состав России:
- изменился быт казахских племен, издревле ведших кочевой образ жизни, часть из них перешла к несвойственному для казахов оседлому образу жизни, появились доселе нетрадиционные для казахов правила государственного и политического обустройства. Была введена масса ограничений, изменяющих экономические основы казахского общества;
- постепенно Казахское Ханство интегрировалось в систему экономики Российской Империи, что способствовало разрушению натуральных форм хозяйства;
- обострился земельный вопрос, спровоцированный уже первыми шагами непродуманной политики новой администрации в аграрном вопросе. Изымались земельные наделы, на которых казахи традиционно пасли скот, под строительство крепостей;
- разразился кризис пастбищно-скотоводческого хозяйства, вызванный земельной теснотой;
произошло нарушение традиционной хозяйственной системы, в результате объединения были серьезно подорваны производительные силы. В результате началось обнищание рядовых казахских общинников;
- казахи теряли лучшие пастбища, этим объясняется стремление казахского населения к уничтожению 
казачьих хуторов;
- произошло возникновение ряда запретных земель – все это послужило поводом для начала широкого антиколониального движения казахов, принявшего в 70-х годах XVIII в. организованные формы;
- начались восстания и междоусобные конфликты несогласных с решением о присоединении к России;
- политическая разобщенность, стремление к усилению самостоятельности жузов со стороны отдельных ханов и султанов, отсутствие внутреннего рынка – все это ослабляло ханство. Произошло усиление внутренних противоречий в Младшем жузе;
- в 1822 году введением «Устава о сибирских киргизах» была ликвидирована ханская власть в Казахстане и образованы округа;
- Россия закрепила за собой право утверждать верховных правителей – ханов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положительные стороны вхождения Казахского Ханства в состав Российской Империи

Несмотря на все сложности, возникшие после вступления Казахского Ханства в состав России, это исторически важное событие имело и ряд положительных моментов:
- торговые маршруты, проходившие через территорию Казахстана, стали приобретать все более важное международное значение, так как связывали страны Восточной и Западной Европы с Центральной Азией. Через казахские кочевья постепенно налаживался торговый и дипломатический обмен России с государствами Средней Азии;
- русское правительство проявляло неподдельный интерес к политической ситуации в казахских степях и взаимоотношениям Казахского Ханства с соседями. В свою очередь, казахи, подвергавшиеся разорительным набегам соседних феодальных государств, также были заинтересованы в связях с Россией как с сильным союзником. Обсуждение этих вопросов положило начало дипломатическим отношениям между Казахстаном и Россией;
- хозяйство казахов постепенно втягивалось в орбиту капиталистического развития. Усилился ввоз в Казахстан не только готовых товаров, но и капитала. В степи возникали города, постепенно становившиеся административно-экономическими центрами Казахского Ханства, строились дороги, заводы и фабрики, открывались банки;
- присоединение к Российской Империи способствовало активизации торгово-экономических контактов между двумя государствами. Начала восстанавливаться традиционная торговля. Соседи также занимались меновой торговлей;
- Российская Империя, желая защитить свои новые владения, приняла ряд мер по обеспечению безопасности присоединенных территорий. В XVIII в. русское правительство предприняло ряд военно-политических и дипломатических акций, благодаря которым стало возможным противостоять и агрессии Китая;
- массовое переселение в казахские степи русского крестьянства вело к установлению тесных связей между казахами и русскими. Сложившиеся на почве совместного проживания отношения значительно повлияли на традиционный быт как русских переселенцев, так и коренных казахов, взаимно дополняя друг друга;
- присоединение к России было единственным на тот момент выходом из сложившейся ситуации, поскольку риск потери государственности был очень велик. Вхождение Казахского Ханства в состав России явилось исторически оправданным шагом. Выбор этот был сделан в обстановке острой политической борьбы внутри казахского общества лишь после того, как исчезли последние надежды отстоять свою государственную независимость.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Завершение присоединения Казахстана к России (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаю вашему вниманию рабработку урока по теме: "Завершение присоединение Казахстана к России". В ходе урока перед учащимися ставится цель: выяснить как проходил процесс присоединения Казахстана к России, каковы итоги и последствия этого события. При изучении нового материала, учащимся предлагается стать экспертами по изучению данного события. Используется групповая форма работы. В конце урока учащиеся дают объективную оценку этому историческому событию. В ходе урока учащимся предлагается заполнить таблицы. На первом этапе урока проводится актуализация знаний учащихся по теме начало присоединения Казахстана к России. На втором этапе урока учащимся предлагается выявить мотивы и причины присоединения Старшего жза к России. Сведения заносятся в таблицу. На третьем этапе урока, учащимся предланается самостоятельная работа с таблицей: Присоединение Старшего жуза к России, где учащиеся хронологически знакомятся с данным процессом. На четвертом этапе урока, учащимся предлагается: 1 группе - доказать положительное значение процесса присоединения Казахстана к России, 2 группе - доказать отрицательное значение данных событий. После выявления положительных ии отрицательных сторон данного процесса, учащимся предлагается сделать вывод по теме. На пятом этапе урока, учитель проводит рефлексию по данной теме. Оценивает работу учащихся за урок.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 234 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Методический материал: «Сарматская культура, Таштыкская культура, культура хунну (сюнну)» (5-11 класс)
  • Учебник: «Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.
  • Тема: Глава 1. Первобытность и Древний мир
  • 01.01.2021
  • 550
  • 0
«Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.04.2020 4265
    • DOCX 33.6 кбайт
    • 196 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Владимирова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Владимирова Елена Викторовна
    Владимирова Елена Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92442
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1358 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 901 человек

Курс повышения квалификации

Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 151 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 278 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 113 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе