Главная / Математика / Заседание клуба веселых математиков 8 класс

Заседание клуба веселых математиков 8 класс

Заседание клуба веселых математиков

8 класс


ЦЕЛЬ: - при помощи веселых нестандартных заданий заинтересо-

вать ребят математикой;

- заставить размышлять детей, увлекающихся этой наукой;

- вырабатывать быстроту реакции, находчивость.


ХОД ЗАСЕДАНИЯ


Ведущая: Наш юный друг! Сегодня ты пришел вот в этот зал,

Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,

Увидеть наш концерт и «бал»,

Умом своим на все «взглянуть».

Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,

Сраженный за великие творенья.

Пусть вспомнится известный всем Виет,

Открывший формулу для уравненья.

Тебе знаком талантливый Декарт –

Системы координат создатель.

Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,

Коперник геометрии, творец, воятель.

Велик и ныне Чебышев титан,

А Софья Ковалевская – чудесная «русалка».

Талант могучий им был дан,

Дана была им гениальная смекалка.

Творцы великих мыслей и идей,

Какие род людской вынашивал столетья

Пройдя сквозь бури трудных дней,

Переживут теперь тысячелетья.

Запомните, что Гаусс всем сказал:

«Наука математика – царица всех наук

Не зря поэтому он завещал –

Творить в огне трудов и мук

Безмерна роль ее в открытии законов,

Создании машин, воздушных кораблей.

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,

Каких дала история до наших дней.

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы, может, быть!

Но будешь ты рабочим, может, и ученым

И будешь честно Родине служить.

Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок

на открытое заседание клуба веселых математиков. Не забудьте

взять с собой быстроту, находчивость, смекалку и конечно –

знания. Я вижу команды уже готовы к математическому «сра-

жению». Пусть победит сильнейший! Капитанам команд приго-

товиться и сдать рапорта, царице всех наук – математике.

Капитаны: Уважаемая математика – царица всех наук! Команды для

проведения праздничного заседания клуба веселых математиков

готовы!

Математика: Открыть заседание КВМ – разрешаю. Капитанов прошу

представить команды.

Выступление команд:

  1. Этот турнир ждали мы.

По нему стосковались умы.

Будем же веселиться,

Смеяться, шутить.

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!

2. Сегодняшний турнир мы выиграть хотим

И победу вам не отдадим.

Придется попотеть и постараться:

За каждое очко мы будем драться.

Ведущая: С командами мы познакомились. А теперь, что бы у нас дей-

ствительно был конкурс, познакомимся и с нашим «Советом

мудрейших» Наш конкурс оценивают: 1.

2.

3.

Итак, начинаем конкурс.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.


Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

Сейчас нам предстоит провести первый конкурс – конкурс «Раз-

минка»

Каждой команде будут задаваться вопросы Время 1 минута. Если

нет ответа говорите – дальше. Побеждает та команда, которая

правильно ответит на большее количество вопросов. Первыми

отвечают ребята из команды « «


  1. Произведение буквенных и числовых множителей. (Одночлен)

  2. Создатель системы координат. (Декарт)

  3. Что не имеет ни длины, ни ширины? (Точка)

  4. Что требует доказательства? (Теорема)

  5. Какой знак умножения употребляется при умножении столбиком?

(Крестик)

  1. Знаки, с помощью которых записываются числа. (Цифры)

  2. Перпендикулярные прямые – это … (Прямые, пе-

ресекающиеся под прямым углом)

8. Результат сложения. (Сумма)

9. Два в квадрате равно четырем, а чему равен угол в квадрате? (90 )

10. Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)

11. Половина диаметра – это … (Радиус)

12. Единица веса, применяемая при взвешивании драгоценных камней.

(Карат)

13. Международная игра-конкурс по математике. («Кенгуру»)

14. Равенство двух отношений. ( Пропорция)

15. Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)

16. Чье имя носят «Начала» по геометрии? (Евклида)

17. Утверждение, не требующее доказательства. (Аксиома)

18. Ось абсцисс – Это ось х или ось у? (Ось х)

19. В теореме есть условие и… (Заключение)

20. «Сговорились две ноги делать дуги и круги». ( Циркуль)

21. Угол, равный половине развернутого угла. (Прямой)

22. Результат вычитания. (Разность)

23. Это слова Гаусса или Пушкина: «Математика – царица наук?

(Гаусса)


Вопросы для второй команды.

1. 60 км/ч – это расстояние или скорость? (Скорость)

2. Числа, используемые при счете предметов. (Натуральные)

3. Фигуры, которые при наложении совпадают, называются…

(Равными)

4. Число, равное отношению длины окружности к длине ее диамет-

ра. (Пи)

5. «От перестановки слагаемых сумма не меняется». Как называет-

ся этот закон? (Переместительный)

6. Прибор для измерения углов. (Транспортир)

7. Может ли при умножении получиться нуль? (Да)

8. Наименьшее натуральное число. (1)

9. Результат деления. (Частное)

10. Угол, на который поворачивается солдат по команде «Кругом»

(180 )

11. Равенство, содержащее неизвестное . ( Уравнение)

12. Сумма длин всех сторон многоугольника. (Периметр)

13. Что получится, если а : 0? (На нуль делить нельзя)

14. Что произнес Архимед, выскакивая из ванны ? (Эврика)

15. Что такое процент? (Сотая часть чего-либо)

16. В названии какой сказки встречается число, которое в старину

называлось дюжиной? («Двенадцать месяцев»)

17. Какое событие произошло 31 февраля? (Никакое)

18. Что легче: 1 кг свинца или 1 кг ваты? (Одинаково)

19. Верно ли, что Гаусс, Пифагор, Герцен – математики?

(Герцен – не математик)

20. Раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости.

(Планиметрия)

21. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)

22. Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса)

23. Сумма углов равна 180 . Смежные ли это углы? (Не всегда)

- Две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько всего

человек? (3)

- Лимон дороже яблока в три раза. Что дороже: 15 яблок или 5

лимонов. (Цена одинаковая)

- Назовите единицу скорости на море. (Узел)

- Какого размера носит сапоги дядя Степа? (45)

- Чему равно произведение всех чисел? (0)

- Слово «Совету мудрейших». Оценки за конкурс «Разминка»

(Выступает член «Совета мудрейших»)

Ведущая: Мы переходим ко второму конкурсу «Смекалистых». Я

предлагаю вам решить несколько задач. Задачи находятся на

карточках. На решение задач - 6 минут. За правильно решен-

ную задачу команда получает – 1 балл.

( Ведущая раздает задания командам. Команды решают задачи)


Задания к конкурсу «Смекалистых»


1. Рост Буратино 1 метр, а длина его носа раньше была 9 сантиметров.

Каждый раз, когда Буратино врал, длина его носа удваивалась. Как

только длина его носа стала больше его роста, Буратино перестал

врать. Сколько раз он соврал?

(9,18,36,72,144)


2. Красная шапочка несла бабушке пироги: 7 – с капустой, 6 – с ябло-

ками, 3 – с мясом. По дороге она съела 2 пирога. Что могло при

этом получиться?

А. Бабушке не досталось пирогов с мясом.

Б. Пирогов с яблоками стало меньше, чем с мясом.

В. Пирогов всех видов стало поровну.

Д. Пирогов двух видов стало поровну.

Е. Пирогов с капустой стало больше, чем остальных вместе.

( Д )


3. Домик кролика нарисован четыре раза, а домик Пяточка только один

раз. Где домик Пяточка? ( 2 )












Ведущая: Пока команды выполняют задание, я предлагаю болельщикам

помочь своим командам и заработать им дополнительные

баллы. Итак, конкурс болельщиков «Шарады»

Шарада 1.

Я – цифра меньше десяти.

И вам легко меня найти.

Поставь предлог передо мною,

И я уже – число иное.

(Семь – восемь)

Шарада 2.

Первое – предлог, второе – летний дом,

А целое порой решается с трудом.

( Задача )

Шарада 3.

Три слога в слове. Первый слог –

Большой снеговика кусок.

Осуществляют слог второй

Слоны, придя на водопой.

А третий слог зовется так,

Как раньше звали твердый знак.

Соедини все три как надо –

Получишь ЭВМ в награду!

(Компьютер)



Ведущая: Командам пришло время сдавать задания и приступать к

третьему конкурсу – конкурсу «Знатоков»

В конкурсе «Знатоков» командам предстоит показать свои

знания в высказываниях о математике. Из полученного на-

бора слов командам предстоит составить два высказывания

о математике. Время выполнения – 2 минуты. 1 балл за каж-

дое правильно составленное высказывание. Если участники

скажут еще и чьи это слова, то получат дополнительный балл.


(Ведущая раздает задания командам)






Задания к конкурсу «Смекалистых»




1. Рост Буратино 1 метр, а длина его носа раньше была 9 сантиметров.

Каждый раз, когда Буратино врал, длина его носа удваивалась. Как

только длина его носа стала больше его роста, Буратино перестал

врать. Сколько раз он соврал?




2. Красная шапочка несла бабушке пироги: 7 – с капустой, 6 – с ябло-

ками, 3 – с мясом. По дороге она съела 2 пирога. Что могло при

этом получиться?

А. Бабушке не досталось пирогов с мясом.

Б. Пирогов с яблоками стало меньше, чем с мясом.

В. Пирогов всех видов стало поровну.

Д. Пирогов двух видов стало поровну.

Е. Пирогов с капустой стало больше, чем остальных вместе.





3. Домик кролика нарисован четыре раза, а домик Пяточка только один

раз. Где домик Пяточка?
















Шарада 1.








Я – цифра меньше

десяти.

И вам легко меня найти.

Поставь предлог передо мною,

И я уже – число иное.












Шарада 2.








Первое – предлог, второе – летний дом,

А целое порой решается с трудом.












Шарада 3.







Три слога в слове. Первый слог-

Большой снеговика кусок.

Осуществляют слог второй

Слоны, придя на водопой.

А третий слог зовется так,

Как раньше звали твердый знак.

Соедини все три как надо –

Получишь ЭВМ в награду!






Задание к конкурсу «Знатоков»

Первая команда.

  1. В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии.

(Н.Е.Жуковский)

  1. Математика – это язык, на котором говорят все точные науки.

(Н.И.Лобачевский)



Вторая команда.


  1. Измеряй свои желанья, взвешивай свои мысли, исчисляй свои

слова.

( Пифагор)

  1. Язык природы есть язык математики.

( Г. Галилей)



(Команды выполняют задание)


Ведущая: Пока команды выполняют задания, у нас снова конкурс бо-

лельщиков «Посчитай треугольники» За правильный под-

счет болельщики могут принести дополнительный балл

своей команде. Ответить можно только один раз и только

одному человеку.












В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии.



Математика –

это язык, на котором говорят все точные науки.



Измеряй свои желанья, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова.



Язык

природы

есть язык математики.















Ведущая: Команды прошу прочитать высказывания, которые они

составили. И назвать, если можно автора данных слов.

(Команды отвечают)



Слово предоставляется «Совету мудрейших». Итоги конкурса

«Смекалистых», «Знатоков» и двух конкурсов болельщиков –

«Шарады» и «Посчитай треугольники»

(Выступает член «Совета мудрейших»)


Ведущая: Как песня не может

Прожить без баяна

Команда не может

Без капитана!

Итак, как вы уже догадались у нас конкурс капитанов. Кон-

курс капитанов состоит из двух этапов.

Первый этап – «Таблица», второй этап – «Карточки»


Первый этап.

Капитанам предлагается таблица , на которой наклеены в произво-

льном порядке цветные фигуры6 треугольники, квадраты, круги.

Капитанам надо сосчитать, сколько здесь треугольников, квадра-

тов, кругов, считая так: «Первый треугольник, первый квадрат,

первый круг, второй квадрат, второй круг…». Первый капитан

начинает счет с левой верхней клетки, а второй – с правой нижней.

Победит тот, кто сосчитает больше фигур. 1 балл.

(8 квадратов, 7 треугольников, 9 кругов)












Второй этап.

Капитанам предстоит выполнить задание на карточках.

Капитаны на помощь могут взять по одному игроку. Время

выполнения задания - 5 минут. За каждую правильно решен-

ную задачу - 1 балл.

(Капитаны с помощником выполняют задание)



Задание к конкурсу «Капитанов»


Задача «Во время прилива»

Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль берега. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?

(Никогда не покроется)


Задача «Варшава и Познань»


Предположим, что длина железнодорожной линии между Варшавой и Познанью равна 300 км. В одно и тоже время из Варшавы выходит скорый поезд, идущий со скоростью 60 км/ч, а из Познани товарный поезд со скоростью всего лишь 30 км/ч.

Который из этих поездов будет ближе к Варшаве в момент встречи?

(Они будут находиться на одинаковом

расстоянии от Варшавы)


Задача «Полет туда и обратно»


Из точки А в восточном направлении до точки В самолет долетел за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А – за 1 час 20 минут. Почему?

( 80 минут = 1 час 20 минут)



Задача «Солнечная погода»


Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет светить солнце?

(Нет. 72 часа – это трое суток, а следовательно,

будет снова ночь)


Задача «Электропоезд»


Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад- дует ветер, но со скоростью 50 км\ч.

В какую сторону отклоняется дым поезда?

(Электропоезд бездымен)



Ведущая: Пока капитаны готовятся, у нас конкурс болельщиков.

«Лесенка». Чьи болельщики быстрее поднимутся по ступень-

кам, та команда заработает дополнительный балл.





















Ведущая: Капитанов прошу сдать ответы на задания .

В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии.

(Н.Е.Жуковский)

Математика – это язык, на котором говорят все точные науки.

(Н.И.Лобачевский)

Измеряй свои желанья, взвешивай свои мысли, исчисляй свои

слова.

( Пифагор)


Язык природы есть язык математики.

( Г. Галилей)




Ведущая: Нас ждет следующий конкурс «АБВГДейка». Из букв сло-

ва АРИФМЕТИКА составьте как можно больше слов. Слова

должны быть существительные, в именительном падеже,

единственном числе. Время выполнения 5 минут . Побеждает

та команда , у которой составлено больше слов или составле-

но самое большое слово.

(Команды выполняют задание)


Ведущая: Пока команды выполняют задание у нас снова

конкурс болельщиков – «Каждой руке – свое дело».

Этот конкурс не оценивается. Играют 4 человека. Игроки по-

лучают лист бумаги и в каждую руку по карандашу. Задание:

работая руками одновременно, левой рукой начертить 3 треу-

гольника, а правой 3 окружности.

Ведущая: Время для выполнения конкурса АБВГДейка прошло.

Сейчас команды по очереди будут называть слова. Слова

не должны повторяться. Начинает пока проигрывающая

команда « «.

(Команды отвечают)


Ведущая: Совет мудрейших я прошу объявить оценки за конкурс

«Капитанов», конкурс болельщиков «Лесенка» и конкурс

«АБВГДейка»

(Выступает член «Совета мудрейших» )


Ведущая: Последнее соревнование нашего конкурса «Заморочки».

Я буду читать вопрос, после прочтения вопроса команды

совещаются 30 секунд и дают ответ. За каждый правильный

ответ команды зарабатывают - 1 балл.



Заморочка №1 для первой команды.

Слыхали о том, как ломают числа? Ломаными числами пользуются и теперь, только теперь их называют иначе. Попробуйте из кусочка сахара получить половину кусочка. Для этого надо расколоть целый кусочек на две равные части. То же и с числами. Чтобы из числа получить половину, надо «разломить» его на две части. Вот отсюда и пошло название «ломаные числа». В книге «Арифметика» Л.Ф.Магницкого изложены сведения о ломаных числах. Л.Ф.Магницкий подробно рассказывает, как производить действия с ломаными числами. Понятие таких чисел, но с другим названием, существовало и у арабов. В Европе оно получило распространение гораздо позже благодаря работам Фибоначчи.

Внимание, вопрос. О каких числах идет речь?

(О дробях)


Заморочка № 1 для второй команды.

Однажды во время сильной бури затонул корабль. Спасся лишь один матрос, он хорошо плавал и сумел выбраться на берег. Обследовав остров, матрос убедился, что до него сюда не ступала нога человека. Жизнь спасшегося моряка описал в своем произведении английский писатель Даниэль Дефо. Робинзон знал, что ему придется жить как первобытному человеку, и решил вести своеобразный календарь. Для этого на врытом в землю столбе он каждый день делал зарубку. А через каждые 30 дней – зарубку длиннее. Так Робинзон считал дни и месяцы, проведенные им на острове. Однако этот способ записи чисел открыл не Робинзон. Наши далекие предки делали зарубки на палках и костях, считали узлами на веревках и ремнях и т.д. Вот что рассказал о записи чисел с помощью узлов на ремне древнегреческий писатель Геродот. Во время военного похода персидский царь Дарий оставил для охраны переправы через реку Дунай отряд воинов. Он отдал им кожаный пояс с множеством узлов и приказал с первого дня своего похода на скифов каждый день развязывать на нем по одному узлу. Когда минует число дней, обозначенное узлами, воины должны вернуться на родину. Запись чисел зарубками на палках, черточками и точками на коре и листьях была распространена у многих народов. В России делались зарубки на предметах, которые носили с собой. Позже эти предметы стали называть словом, которым мы привычно называем часть лица. С тех пор в России сохранилось выражение, которое сейчас является крылатой фразой.

Внимание, вопрос. О каком выражении идет речь?

(«Заруби себе на носу»)


Заморочка №2 для первой команды.

Уже в египетских орнаментах на керамических сосудах встречаются эти фигуры. В египетских папирусах и на вавилонских плитках даны

задачи на определение площади этих фигур. Это подтверждает, что понятия об этих фигурах возникли в глубокой древности и зародились они в связи с практическими потребностями, - вероятно, в связи со строительством примитивных жилищ. Прямой угол, связанный с образом растущего растения (имеется в виду вертикаль) и других стоящих предметов – одно из древнейших геометрических понятий. Даже в простейших сооружениях прямой угол выступает не как самостоятельная фигура, а в качестве элемента других фигур. Жесткая конструкция этой фигуры сыграла большую роль в сооружении неподвижных креплений разнообразных конструкций, начиная с самых примитивных. И научный подход к рассмотрению свойств углов и этих фигур мы можем найти уже у древних греков. О жесткой конфигурации и применении этих фигур в практике мы говорим в начале изучения геометрии.

Внимание, вопрос. О какой фигуре идет речь?

(О треугольнике)


Заморочка №2 для второй команды.

В практической деятельности , при измерении и делении, человек познакомился с дробными числами раньше, чем с этими числами. Впервые идея о самостоятельности этих чисел встречается у математиков Индии (5 – 7 веков). У Брахмагупты даже приведены правила сложения и вычитания этих чисел. Причем он рассматривает эти числа как долг. В 12 веке индийский математик Бхаскара вывел правила умножения и деления: «Произведение двух имуществ или двух долгов есть имущество; произведение имущества на долг есть убыток. То же правило имеет место и при делении». Тем не менее к действиям с этими числами относились с недоверием. «Люди их не одобряют», - говорил Бхаскара. Довольно долго индийские математики избегали пользоваться этими числами. А в Европе в 16 веке эти числа считались абсурдными. Окончательно ввел их в математику эти числа француз Рене Декарт только в 17 веке. Только связь этих чисел с числовой осью привела к более ясному их пониманию. Однако по традиции их продолжали называть ложными. За правомерность существования этих чисел вступился немецкий ученый Карл Гаусс. Он писал: «Нисколько не опасаюсь вводить в общую арифметику дробные числа, хотя существует много пересчитываемых вещей, в применении к которым дробь не имеет никакого смысла. И никак нельзя отказывать этим числам в правах, равных с противоположными, только потому, что многие вещи не допускают противоположения…»

Внимание, вопрос. Что это за числа ?

(Отрицательные)


Заморочка №3 для первой команды.

Однажды дедушка и внук пошли в лес за грибами. Им повезло, они нашли полянку, где росли огромные грибы. Собрав их, дед с внуком пошли домой. По дороге внук стал жаловаться на усталость.

- Разве тебе тяжело нести? – спросил дедушка. – Ведь если я возьму у тебя один гриб, то у меня их станет вдвое больше, чем у тебя. А вот если бы ты взял у меня один гриб, то у тебя их стало бы столько же, сколько у меня.

Внимание, вопрос. Сколько было грибов в корзине у дедушки и у его внука?

(У дедушки – 7 грибов , у внука – 5 грибов)


Заморочка №3 для второй команды.

Школа Пифагора.

- Скажите мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?

- Вот сколько, - ответил философ. – Половина изучает математику, четверть музыку, седьмая часть пребывает в молчании и, кроме того, есть еще три женщины.

Внимание, вопрос. Сколько всего учеников было у Пифагора?

( 14+7+4+3=28 учеников)



Ведущая: Наш КВМ подходит к концу. Чтобы дать «Совету мудрей-

ших» время для подведения итогов, мы проведем внеконкур-

сные состязания «Аукцион пословиц и поговорок с числами».

Я начинаю: «Одна голова – хорошо, а две – лучше» и т.д.

( «У семи нянек дитя без глазу», «Одна рука узла не вяжет» )


Совет мудрейших объявляет команду-победительницу, вру-

чает награды. Вот и закончился наш математический празд-

ник. Сильнейшей оказалась команда « «, но ребя-

та из команды « « обязательно выиграют

у них, в следующий раз, если зайдут в нашу школьную биб-

лиотеку и возьмут книжки об удивительной, интересной науке

математике. Эти книги у нас на выставке. До свидания.






Заседание клуба веселых математиков 8 класс
  • Математика
Описание:

В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» (в смысле, математика далеко не всем будет нужна), безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам.

     Какую бы науку не изучали, в какой бы ВУЗ ни поступали, в какой бы области не работали выпускники школы, везде необходимо знание математики. Сегодняшним школьникам нужно упорно и настойчиво овладевать математическими знаниями и навыками. Учиться применять их на практике.

     В средней школе математику изучают с 1-го по 11-й класс, уроков за это время проводится много. Разумеется, каждый ученик должен хорошо усваивать все то, что излагает учитель, тщательно выполнять все задания. Но для того чтобы в дальнейшем можно было бы овладеть специальностью, так или иначе связанной с математикой ее методами, ее применениями, этого недостаточно. Необходимы самостоятельная творческая работа и сознательное отношение к изучению этого трудного предмета.

Поэтому я в своей практике применяю различные веселые мероприятия.

Заседание клуба веселых математиков

8 класс

 ЦЕЛЬ:- при помощи веселых нестандартных заданий заинтересовать ребят математикой;

-  заставить размышлять детей, увлекающихся этой наукой;

 -  вырабатывать быстроту реакции, находчивость.

 

Автор Булавко Елена Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 468
Номер материала 25385
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓