Главная / История / Заочное путешествие по Украине "7 чудес Украины" ( 5 - 11 классы)

Заочное путешествие по Украине "7 чудес Украины" ( 5 - 11 классы)

Семь чудес Украины

Заочное путешествие ( 5 – 8 классы)

Цель: ознакомить учащихся с архитектурными историко – культурными объектами Украины, вошедшими в список ЮНЕСКО в 2011 году;

развивать память детей, творческое воображение; умение видеть красоту ;

воспитывать гордость за свою Родину, интерес к истории родных мест, ответственность за сохранение исторической памяти для потомков.



Оборудование: выставка книг по истории родного края, энциклопедия «Донеччина»,энциклопедия «Донбасс заповедный», открытки с изображением чудес Украины, рисунки детей.

Ход занятия

I Организационная часть

  1. Приветствие.

  2. Разгадывание ребуса



Теартуихкра ( Архитектура )

3.Объявление темы и целей занятия.

III Основная часть

  1. Вступительный рассказ учителя.

Семь чудес Украины — это семь памятников истории и культуры Украины, которые своей красотой и культурной ценностью завоевали признание украинцев.

Эти памятники культуры вызывают неподдельный интерес не только у жителей Украины, но и у массы иностранных туристов, посещающих ежегодно территорию нашей страны.

Для участия во всеукраинском одноимённом конкурсе "Семь чудес Украины" в мае 2007 года отобрали около 1.000 объектов.

Выбор «Семи чудес Украины» осуществлялся исходя из интернет-голосования, в котором проголосовало 77 тысяч человек. Также учитывались мнения экспертов в области культуры, истории, туризма.

Статусом победителя конкурса наградили следующие, важные для Украины историко-культурные объекты:

  1. Крепость в Каменец – Подольском.

  2. София Киевская.

  3. Национальный дендрологический парк «Софиевка».

  4. Древнегреческий город – колония Херсонес.

  5. Центр украинского козачества Хортица.

  6. Киево –Печерская лавра.

  7. Хотинская крепость.



2.Презентации учеников

-- Выступления детей ( представление фотоматериалов к каждому архитектурному сооружению; краткий рассказ об истории создания ).

-- После каждого выступления учитель поводит небольшую беседу на закрепление материала.

а) Крепость в Каменец – Подольском





Крепость в Каменце-Подольском



Замок предположительно существовал ещё во времена Киевской Руси (как детинец древнерусского града), однако каменный замок построили литовские князья Кориатовичи. С 1362 по 1434 гг. крепость в комплексе с оборонными сооружениями города стала главным форпостом литовской, а с 1434 по 1793 гг. — польской власти в Подолии, и играла значительную роль в отражении турецко-татарских походов..

Крепость в Каменеце-Подольском впервые упоминается в 1374 году в грамоте князя Юрия Кориатовича (одного из четырёх братьев Кориатовичей, которые владели Подольем). В то время башни и стены были уже каменными и частично деревянными. Крепость находилась у входа в город, к которому вел узкий 9-метровый перешеек, и была его надёжной защитой (город располагался в петле речки Смотрич). Именно при Кориатовичах город стал столицей края (и удельного княжества), а крепость — стратегическим оборонным пунктом.

В XV в. край был захвачен поляками. Польские князья Бучацкие выманили литовского воеводу Довгерда на переговоры и, пленив его, захватили Каменецкую крепость и контроль над городом. Позже они продали его королю, и Каменец-Подольский стал центром воеводства, важным пограничным форпостом обороны Речи Посполитой, «крайним бастионом христианства». По описи 1492 года замок состоял из башен и каменных стен с двумя воротами на юг и север. Примыкавший к замку двор был обнесён деревянной стеной с обустроеными в ней «клетями». В середине XVI в. все деревянные укрепления крепости под руководством зодчего Иова Брейтфуса были заменены каменными. С этого времени замок приобрёл свой современный вид. Крепость является вытянутой формы многоугольником. Она обнесена высокими стенами с башнями на каждом углу. Слева от восточных ворот находится Папская башня, за ней Колпак, Тетчинска башня, башня № 8 Ляцкая[1], Дневная башня, Новая западная башня, Малая западная башня, Рожанка, Комендантская башня, Башня Лянцкоронская, Чёрная башня (фундамент), Новая восточная. Около речки находится башня Водная.

В 1672 году город Каменец-Подольский захватила турецкая армия. С тех пор замковый мост начали называть «турецким». В конце XVII века замок вернулся Польше, а немного позже при разделе Речи Посполитой — отошел к Российской империи. В XIX веке Каменец-Подольский замок утратил военное значение. В 1928 году крепость стала республиканским заповедником, а в 1937 году в ней был организован музей-заповедник. На данный момент вместе с кафедральным костёлом и городской ратушей относится к главным достопримечательностям города. 2 августа 2011 года из-за неблагоприятных погодных условий Новая западная башня была частично разрушена.

В Каменец-Подольском замке проводились съемки следующих фильмов:



----- Вопросы учителя :

  1. В каком столетии Каменец – Подольский стал центром Западного Подолья?

  2. Почему крепость стоит именно в этом месте?

  3. Почему замок утратил свое военное значение?

  4. Кто дал городу статус столицы края?

б) София Киевская











Киево-Печерская лавра

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.)[1]первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.

Был действующим храмом до 1929 г., в 1934 г. стал музеем — Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская»[2], одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в.,Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. в Киеве и Судакскую крепостьс памятниками VI—XV вв. в Крыму.

В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в списокВсемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII в.: колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня,бурсаДом митрополита и ворота Заборовского.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0f/Maket_Sofii.JPG/250px-Maket_Sofii.JPG

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017или 1037 год. Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек — укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины . Ярослав завершил начинание Владимира Святославича[7],

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После чего оставался митрополичьей резиденцией до конца 13 века, когда кафедра киевских митрополитов была перенесена во Владимирское княжество. При митрополите Кирилле II (1242 — 1280) собор отремонтирован и упорядочен. В13851390 гг. митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, в 1633 году отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь.

На рубеже XVII-XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (16871709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (16901707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х гг., когда при митрополите Рафаиле (Заборовском)он окончательно приобрёл нынешний облик.



https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d2/Ukraine-2005-Bill-2-Reverse.jpg/220px-Ukraine-2005-Bill-2-Reverse.jpg

Собор на банкноте в 2 гривны



Колокольня Софийского собора была построена в 16991706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижникаВарлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже — остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722 — 1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже — консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731 — 1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763 — 1767).

В соборе проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера[15] присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников[16]. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.



https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/Kyjiv_sofienkathedrale.jpg/250px-Kyjiv_sofienkathedrale.jpg


Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры — «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями — 42 и 55 м. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами — трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол. Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола — 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/Kladka_11_veka.JPG/220px-Kladka_11_veka.JPG


Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a0/Saint_Sophia_Cathedral_in_Kyiv_2006.jpg/220px-Saint_Sophia_Cathedral_in_Kyiv_2006.jpg

Вид собора с юго-восточного угла

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них в мозаике сохранился лишь один — в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов (с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников: уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 — на северной.

Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней и

зображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.

  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/Oranta-Kyiv.jpg/132px-Oranta-Kyiv.jpg

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора,XI век

 

  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f6/Annunciation_sofia_kievskaya.jpg/195px-Annunciation_sofia_kievskaya.jpg

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век

 

 

  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/04/Basil_of_Caesarea.jpg/146px-Basil_of_Caesarea.jpg

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век

На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе — фигура архангела Гавриила, на южном — Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.



Вопросы учителя :

  1. Чей образ мы видим, заходя в собор?

  2. Какую особенность имеет смальта, покрывшая тело статуи Богородицы?

  3. Сколько куполов имеет Софийский собор?

  4. Кто из русских князей заложил собор?





в)Национальный дендрологический парк «Софиевка»



Национа́льный дендрологи́ческий парк «Софиевка» (укр. Софіївка) — парк, научно-исследовательский институт Национальной академии наук Украины, расположенный в северной части города Умань Черкасской области Украины, на берегах реки Каменки. В наши дни это место отдыха. Ежегодно его посещают около 500 тысяч человек.Площадь — 179,2 га.

«Софиевка» является памятником ландшафтного типа мирового садово-паркового искусства конца XVIII — первой половины XIX века. В ней произрастает свыше 3323 таксонов (видов, форм, сортов, культиваров) местных и экзотических деревьев и кустов, среди них: болотный кипариссосна Веймутоватюльпанное деревоплатангинкгоели и многие другие. Коллективом парка издан каталог растений, в котором насчитывается 1994 таксона, из них 1220 древесных и кустарниковых пород и 774 травянистых растений, в том числе 25 таксонов орешника, 24 — буков, 41 — елей, 100 — лиан, 320 — роз, 57 —рододендронов, 376 — почвопокровных и 98 — цветковых растений. В 2007 году коллекция растений парка включала 2103 таксона древесных и 1212 травянистых[источник не указан 1371 день].

Парк находится по адресу: Черкасская область, г. Умань, ул. Киевская, 12а.

В 1985 году малая планета № 2259 получила название «Софиевка» в честь уманского парка.

История

Парк «Софиевка» основан в 1796 году владельцем города Умани, польским магнатом Станиславом Потоцким, назван в честь его жены Софии Витт-Потоцкой и подарен ей ко дню именин в мае 1802 года.

Автором топографического и архитектурного проекта и руководителем строительства парка был назначен польский военный инженер Людвиг Метцель, а все работы в парке исполнили непосредственно крепостные Умани.

Парк был создан в почти безлесной местности, разделённой речкой Каменкой, балками и каньонами, которые врезались в гранит, часто выходивший на поверхность. При создании парка умело использован рельеф, но без заранее намеченного плана. В процессе завершения работ на отдельных участках были высажены местные и экзотические древесно-кустарниковые растения, тогда же были построены первые архитектурные сооружения и созданы украшения в виде скульптуры, преимущественно античной.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/Sofievka11.JPG/250px-Sofievka11.JPG

Главный вход в парк



Главная композиция парка проходит по руслу Каменки, где сооружён ряд самостоятельных бассейнов и прудов: Верхний — свыше 8 га, Нижний — около 1,5 га и другие, водопады (один из них 14 м высотой), шлюзы, каскады, подземная река Ахеронт (длина 224 м).

Парк украшают скалы (Левкадская, Тарпейская), гроты (Венеры, «Орешек», «Страха и сомнений»), павильоны (Флоры, Розовый), беседкискульптура.

Благодаря компонированию разных древесных пород, объединению их с водоёмами, скалами и архитектурными сооружениями, созданы виды и перспективы разных планов (Главная аллея, Английский парк, Елисейские поля и другие).

Когда Людвиг Метцель закончил строительство, въезд в парк был со стороны оранжерей (то есть, со двора сельскохозяйственной академии). Тогда приезжали в «Софиевку» на лошадях по нынешним улицам Тыщика и Киевской.

Польский писатель Станислав Трембецкий в 1806 году посвятил парку поэму «Zofiówka», которую позднее перевели на несколько других языков.

Царицын сад

В 1832 году, после польского восстания, все владения Потоцких были конфискованы и переданы Киевской казённой палате. В том же году Николай Iподарил его своей жене — Александре Фёдоровне.

Марка, посвящённая 200-летию «Софиевки»

В 1836-1859 годах «Софиевка» находилась в подчинении Управления военных поселений. На протяжении этого времени парк претерпевает значительные изменения, по сравнению с тем, что построил в нём Людвиг Метцель с самого начала:

  • В 1838 году возникла улица Садовая. Она соединила парк с городом.

  • Расширилась и была уложена брусчаткой Главная аллея

  • Выводится вода из центра парка к Главному входу.

  • В 1844 году здесь строятся две башни в готическом стиле, которые по указанию Николая I, побывавшего здесь в1847 году, были снесены, а вместо них, под руководством уманского архитектора Макутина, по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера соорудили в 18501852 годах башни в античном стиле.

  • На террасе Муз засыпают грот Аполлона и устанавливают обелиск «Орел».

  • В 1841 году построена беседка «Грибок» и Китайская беседка.

  • В 1842-1845 годах по проекту архитектора Раппонета строится Павильон Флоры.

  • В 1843-1845 годах на острове Анти-Цирцеи строится Розовый павильон.

На протяжении этого времени из парка изымают бюст Тадеуша Костюшко и скульптуру Юзефа Понятовского. В этот период Софиевка называется «Царицыным садом».

Садовниками в то время были П. Ферре, который создал террасу на берегу Нижнего озера в 1840 году и террасу Муз на северном берегу около источника Гиппокрены, и Босье, который открыл дальнюю перспективу из амфитеатра на Нижнее озеро, срезав верхушки нескольких деревьев.

Училище садоводства

30 марта 1859 года царским указом «Софиевка» передана в ведение Главного училища садоводства России, переведенного из Одессы в Умань. Парк продолжал называться «Царицыным садом», хотя указом царя он был назван «Уманским садом Главного училища садоводства».

С 1899 года, под руководством профессора В. В. Пашкевича, парк пополнился новыми насаждениями (Английский парк), где было собрано свыше ста видов и форм редкостных деревьев и кустарников. В это время проводятся санитарные вырубки растительности.

В начале XX века в училище работали известные специалисты в области плодоводства и овощеводства России — В. В. Пашкевич [1] и П. Г. Шитт[2]помощником главного садовода был Ф. А. Крюков.

После революции «Софиевку» стали называть «Садом III Интернационала».

Ныне — Уманский национальный университет садоводства.

Государственный заповедник

Постановлением Совнаркома УССР N26/630 от 18 мая 1929 года «Софиевка» была объявлена государственным заповедником.

Оранжереяпарники и, соответственно, часть территории парка осталась в подчинении сельскохозяйственного университета. Парку присваивается самостоятельный статус, и до 1955 года он переподчиняется несколько раз разным ведомствам, таким как НаркомосНаркомзем, управлению заповедников, управлению по делам архитектуры, которые были созданы при Совете народных комиссаров УССР.

В 1945 году парк получил полное название «Уманский государственный заповедник „Софиевка“».

В 1946 году Совет Министров УССР принял специальное постановление «Об обновлении и благоустройстве Уманского государственного заповедника „Софиевка“». На ремонт и реставрацию парка выделяется 1 миллион рублей.

В 1948 году утверждается генеральный план обновления и развития заповедника «Софиевка».

В 1949 году создается декоративный рассадник на площади 20 га. Активно проводятся работы по ремонту и реставрации малых архитектурных форм, дорожно-аллейной системы, скульптур парка. Проводится инвентаризация древесных и кустарниковых пород, появляются научные труды по истории парка, его дендрофлоры, о скульптурах, малых архитектурных формах. В этот же период утрачены оригиналы мраморных скульптур Аполлона Бельведерского, Венеры-купальщицы, Меркурия, с которых остались копии в органическом стекле, а статуя Амура, как и бюст Станислава Трембецкого, бесследно исчезли, хотя позднее найдены мраморные крылья от статуи Амура, которые сейчас находятся в музее.

Академия наук

26 сентября 1955 года дендрозаповедник «Софиевка» на основании Постановления Совета Министров Украины N 1184 переводится в систему Академии наук УССР и подчиняется в своей научной деятельности Центральному ботаническому саду АН УССР.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fd/Sofievka41.JPG/250px-Sofievka41.JPG

Ахеронтское озеро

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c4/Sofievka5.JPG/250px-Sofievka5.JPG

Беседка «Грибок»

28 февраля 2004 года Указом Президента Украины № 249/2004, дендрологический парк получил статус национального учреждения и стал называться Национальным дендрологическим парком «Софиевка».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1e/Sofievka7.JPG/250px-Sofievka7.JPG

Центральная аллея

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/eb/Sofievka9.JPG/250px-Sofievka9.JPG

Дом творчества ученых

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Sofievka4.JPG/250px-Sofievka4.JPG

Тарпейская скала

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/74/Sofievka8.JPG/250px-Sofievka8.JPG

Павильон Флоры

Вопросы учителя :

  1. Для кого был создан парк София?

  2. Чьими руками парк был построен?

  3. Чьи скульптуры украшают территорию заповедного парка?

  4. Как прославилась Софиевка в космическом пространстве?

г) Древнегреческий город – колония Херсонес





Херсонес



Херсоне́с Таври́ческий, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; ввизантийское время — Херсон, в Генуэзский период — Сарсона, в славянских летописях — Корсунь) —полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центромСеверного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником. В 2013 году внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].



,

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Chersonesos_columns.jpg/300px-Chersonesos_columns.jpg

Базилика в Херсонесе

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fe/Chersonesos_Bell.jpg/300px-Chersonesos_Bell.jpg

Колокол в Херсонесе

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ce/Chersonesos_Cathedral.jpg/300px-Chersonesos_Cathedral.jpg

Собор Св. Владимира в Херсонесе

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8b/Vasnetsov_Bapt_Vladimir.jpg/300px-Vasnetsov_Bapt_Vladimir.jpg

В. Васнецов: Крещение Святого князя Владимира

Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 годах до нашей эры выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Чёрного моря. Он расположен в юго-западной частиКрыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонесаархеологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чёрнофигурной керамики[3], которая датируется временем никак не позже VI века до н. э.

Через сто с небольшим лет после основания Херсонеса, его территория уже занимала всё пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).

Херсонес принимал активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вёл активную внешнюю политику. Верховной покровительницей города считалась Артемида[4].
В IV—III веках до н. э. Херсонес выпускает массовые серии серебряных монет, успешно конкурировавших с другими валютами черноморского региона.

В III веке до н. э. в Херсонесе жил историк Сириск, описавший историю города и его взаимоотношения с Боспором и другими городами Причерноморья. Упоминание об этом историке сохранил памятный декрет, датирующийся второй половиной III века до н. э.

Все годы существования государства Херсонесу приходилось вести войны. Во II век до н. э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Была утрачена Керкинитида, разрушен Калос Лимен, враг неоднократно стоял у ворот города. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царюМитридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Действуя во главе объединённой армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трёх кампаний (около 110-107 гг. до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошёл на Керченский полуостров и захватил Пантикапей. Однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.

После смерти Митридата VI Евпатора политическая карта всего Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, херсонеситы стремились «стать под твёрдую руку» Рима в качестве «свободного города» и избавиться от унизительной опеки полуварварских царей Боспора. Римский диктаторГай Юлий Цезарь даровал городу желаемое. Однако позднее, следуя своему излюбленному принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам — боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов.

В первых веках нашей эры в Херсонесе утверждается олигархическая республика, власть в которой принадлежала незначительному кругу влиятельных, знатных и послушных Риму лиц. В 60-е годы I века римляне организовали крупную военную экспедицию в Таврику, чтобы дать отпор скифам, вновь угрожавшим городу. После разгрома скифов войсками трибуна Плавтия Сильвана, Херсонес становится форпостом римских войск в Северном Причерноморье.

В цитадели города, сменяя и дополняя друг друга, стояли отряды I Италийского, XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия (территория современной Болгарии), а в херсонесской гавани базировались корабли мёзийского Флавиевого флота. В городе находилась ставка военного трибуна, командовавшего сухопутными и морскими силами в Крыму.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/Chersonesos_-_Apostol_Andrey.jpg/220px-Chersonesos_-_Apostol_Andrey.jpg

Памятник Андрею Первозванному в Херсонесе

Уже в I веке в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий принимал участие во Втором Вселенском Соборе[5]. Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни. В составе Римской державы в IV—V веках город ведёт изнурительную борьбу за выживание, сдерживая сильнейший натиск варваров, среди которых особой свирепостью отличались гунны. Херсонес, защищенный мощными оборонительными стенами, продолжает жить ещё тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.

В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город.Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнеславянских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди древних славян.

Провал в 1204 году IV-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов. Всё это имело самые печальные последствия для Херсонеса. В первой половине XIII века хозяевами Причерноморья стали турки-сельджуки, подчинившие себе всю транзитную торговлю. В 1223 году свой первый набег на Крым совершили монгольские орды хана Батыя; южный берег полуострова подвергся нападениям турок-сельджуков. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII века главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (современная Феодосия), Солдайю (современный Судак), а вблизи Херсона возникает Чембало (современная Балаклава).

В середине XIV века контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. Великий князь Литовский Ольгерд разбил крымскотатарское войско в 1363 году близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в1397 году пошёл на Крым, дошёл до Каффы и снова разрушил Херсонес.

Не следует думать, что в XIII — XIV веках херсониты смиренно наблюдали угасание жизни родного города. Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы… Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в1399 году темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено. Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими. Они забрали в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными.

В первой половине XV века ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. Город умер… В XVI векепольский посол Мартин Браневский пишет о Херсонесе: «Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, ещё и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тёсаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землёй…».



Вопросы учителя:



  1. Кто и когда основал Херсонес?

  2. Как звучит в переводе с греческого «Херсонес»?

  3. Кто из христиан был первым посетителем и жителем древнего города*

  4. Как древние славяне называли Херсонес?



д) центр украинского казачества Хортица

  • Остров Хортица в Запорожье

Ма́лая Хортица (укр. Мала Хортиця), остров Байда — остров, расположенный между правобережной частью Запорожья и островом Хортица в русле Старого Днепра. Входит в Национальный заповедник «Хортица»[1].

На острове размещалось поселение эпохи бронзы (3-4 тыс. до н. э.), он был заселён в античное время, в первые века нашей эры (черняховская культура), здесь жили славяне в эпоху Киевской Руси. В XVI в. на острове находилсягородок-замок — прототип Запорожской Сечи, а в 1736—1739 гг. на острове была устроена верфь[2].

Наибольшая длина и ширина острова — примерно 560 и 160 метров, соответственно; площадь — около 7 га[3][4]. На северной части острова скалы поднимаются над водой на 12-14 м, южная пологая часть заканчивается песчаной отмелью.

Более высокая северная часть острова занимает площадь около 2 га. Здесь расположены оборонительные сооружения и другие остатки крепости Запорожской верфи. За пределами укреплений XVIII в. остров спускается едва заметными террасами к сухому руслу, которое отделяет высокую часть острова от песчаной дюны. В прошлом остров иногда соединялся с материковым правым берегом Днепра[5].

Остров известен под различными именами. Под названием Малая Хортица он упоминается в «Дневнике» Эриха Лясоты[6]. На плане 1737 г. он называется Верхнехортицким, «на котором заложен ретраншемент к адмиралтейству для строения судов, называемый „запорожская верфь”». На «Атласе Днепра» 1786 г. остров именуется Вырвой с того времени, когда после большого наводнения часть правого берега была отделена протоком («вырванная» площадь — 500 га). При меннонитах остров назывался Канцеровским, так как лежит напротив балки Канцеровки. Согласно версии краеведа В. Г. Фоменко, название балки происходит от тюркского«кансира», что означает «кровоточивая, истекающая кровью», и предполагает в этом месте большие бои. Скорее всего, название речки происходит от бурого цвета воды, благодаря выходам пластов красной глины. Потом остров именовали Гадючим, Гетманским, Лизы Чайкиной[7].

В последние годы остров называют «Байда», что совпадает с прозвищем Дмитрия Вишневецкого: слово (от тюрк.буйдак) означает свободный, неженатый, беззаботный человек[7].

Остров отделён от материка протокой — Вырвой. Рядом, на землях бывшей меннонистской колонии Розенталь, находится балка Канцеровка. По ней протекает один из рукавов речки Верхняя Хортица. Канцеровскими называются также две скалы вдоль правого берега. Недалеко возвышается скала Рогозы (Рогозина), близ которой были сооружены редуты времен русско-турецкой войны 1736—1739 годов[7].

После строительства плотины Днепр немного обмелел. По рассказам старожилов до строительства Малая Хортица была меньше, чем сейчас: это была скала с укреплениями, от неё к правому берегу шёл «тиховод» (песчаная коса), который кончался в устье балки напротив острова. Этот тиховод служил пристанью для казачьих лодок[8].

Городок Вишневецкого

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/3f/Bajda3.png

Дмитрий «Байда» Вишневецкий

На острове находился дерево-земляной городок-крепость, построенный в 1556 году волынским князем Дмитрием Вишневецким (по прозвищу — Байда), явившемся прототипом Запорожской Сечи. Об этом говорят остатки укрепленияXVI века, найденные здесь ружья, обломки сабель, топоры, наконечники стрел и копий, монеты того времени. Из своего укрепления князь неоднократно осуществлял нападения на татарские и турецкие крепости в низовье Днепра[7].

В начале 1557 года крымский хан Девлет I Гирей решил разорить внезапно появившийся на его землях городок. За двадцать четыре дня боёв крепость устояла и хан отступил. Запись об этом событии имеется в «Русской летописи» (по Никоновскому списку): «ушел от Вишневецкого с великим позором».

В 1558 году крымский хан Девлет I Гирей подошёл к берегам Хортицы. Вишневецкий долго отбивался от хана, но потом, лишившись всякого пропитания и потеряв много людей, а ещё больше коней, съеденных казаками, под конец оставил Хортицу и ушёл к Черкассам и Каневу, откуда известил царя о всем происшедшем на Хортице и ждал от него дальнейших приказаний.

Казаки покинули Хортицу и после их ухода «город» Вишневецкого, вероятно, был разрушен татарами, так как московский царь, собираясь воевать с Крымом, хотел строить новое укрепление «между Хортицей и Черкассами», которое бы заменило «город» Вишневецкого.



Вопросы учителя:

1)Как назывался городок, построенный казаками на острове Малая Хортица?

2) Кто был основными врагами казаков?

3) Из какого материала были выполнены все постройки?

4) Какое сооружение на острове Малая Хортица было главным для казаков?



е)Киево – Печерская лавраC:\Users\Елена\Desktop\kiev-pe4.jpg





Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Основателями Печерского монастыря стали один из первых учеников Антония — Феодосий и византиец Феофан Грек. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художникаАлипия.

C 1592-го по 1688-й был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры[1] и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).

В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника[2].

В настоящее время Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра. В XI веке местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским и его пещера опустела. Примерно в то же время в Киев пришёл с Афона монах Антоний, уроженец Любеча; жизнь в киевских монастырях пришлась ему не по нраву, и он поселился в пещере Илариона.

Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий из Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний добился разрешения использования всей горы над пещерой у великого князя Изяслава Ярославича. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обителиобщежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.

В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.

Набеги и восстановление монастыря

В 1096 году[3] ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Половцы едва не въехали в сам Киев. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и, более того, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.

Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало также село Лесники. Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители.

В 1151 году монастырь был разграблен турками, в 1169 году при взятии Киева объединенными войсками киевских, новгородских, суздальских, черниговских, смоленских князей и примкнувшими степняками-язычниками была неудавшаяся попытка сжечь его со стороны последних. В 1203 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй.

Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлён, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь. Бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз — в 1300 году, в 1399 году. В 1482 году крымское войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах Западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV века монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена. Пожар 1718 года опять разорил Киево-Печерскую обитель, уничтожив древние грамоты, сокровища и библиотеку.

Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/9/91/Kievo_pe4erskaja_Lavra.jpg/300px-Kievo_pe4erskaja_Lavra.jpg

В. П. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)

При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 году типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Их преемник Пётр Могила завёл здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

Гетман Самойлович обвёл Лавру земляным валом, а Мазепа — каменной стеной.

При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.

В 1718 году пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию.

В 1729 году церковь была возобновлена.

В 17311745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня; высота вместе с крестом — 96,5 метров. Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы[4]; завершена немецкимархитектором Г. И. Шеделем.

В состав Лавры в XIX веке входило 6 монастырей:

  • Главный при великой церкви,

  • Больничный,

  • Ближние пещеры,

  • Дальние пещеры,

  • Голосеевская пустынь,

  • Китаевская пустынь.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d0/Bundesarchiv_Bild_146-2005-0070%2C_Kiew%2C_Lavra-Kloster%2C_Ruine_Uspenski-Kathedrale.jpg/220px-Bundesarchiv_Bild_146-2005-0070%2C_Kiew%2C_Lavra-Kloster%2C_Ruine_Uspenski-Kathedrale.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dd/Uspensky_Sobor.jpg/250px-Uspensky_Sobor.jpg

Успенский собор (Великая церковь) Современный вид (2000)

В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер.

В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.

9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен; освящён 24 августа 2000 года.

В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмы и сооружения на территории Лавры

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Stamp_of_Ukraine_ua056pds.jpg/200px-Stamp_of_Ukraine_ua056pds.jpg

Лавра на оригинальной почтовой марке Украины, 2007

  • Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм во имя Живоначальной Троицы.Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся. 

  • Аннозачатиевская церковь

  • Большая Лаврская колокольня

  • Колокольня на Ближних пещерах

  • Колокольня на Дальних пещерах 

  • Крестовоздвиженская церковь

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы

  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия

  • Церковь «Всех преподобных отцов печерских»

  • Церковь «Живоносный источник»

  • Церковь Всех Святых

  • Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря

  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 

  • Церковь Спаса на Берестове

  • Церковь Христова Воскресения

  • Благовещенская церковь

На территории Лавры также находяться

. Башня Ивана Кущника

  • Братские корпуса

  • Бывшие келии соборных старцев

  • Бывший дом наместника Лавры

  • Бывший экономический корпус

  • Галерея, ведущая к Ближним пещерам

  • Галерея, ведущая к Дальним пещерам

  • Дебоскетовская (опорная) стена

  • Западные экономические ворота

  • Здание бывших митрополичьих покоев

  • Киевские Духовная Семинария и Академия



Вопросы учителя :

  1. Почему это архитектурное сооружение получило такое название?

  2. Как называются люди, живущие в лавре?

  3. В какой книге люди впервые прочитали о Печерском монастыре?

  4. Сколько монастырей входило в группу Печерского ансамбля в 19-м веке?

ж) Хотинская крепость



Хотинская крепость





История

На протяжении V—X веков укрепление использовалось летописным племенем тиверцев, и выглядело как типовое мысовое городище.

Постройку каменных укреплений Хотина принято связывать с Галицко-Волынским княжеством и с именемДанилы Галицкого. Археологическими раскопками (Б. Тимощук,1961-67 гг.) выявлены каменные стены замка XIII века, остатки белокаменного храма, следы жилой застройки. Замок занимал северную часть замковой горы, примерно треть от современной протяженности цитадели. На юге от замка находился укрепленный посад, окруженный валами и деревянными стенами.

Наибольшей перестройке подвергся во 2-й половине XV века, будучи в составе Молдавского княжества. Замок значительно расширен в южном направлении, повышен уровень двора.

Замковый двор делился на две части: северный двор использовался командованием, южный — гарнизоном. Между двумя частями замкового двора находится дворец коменданта, стены которого выложены декоративной «шахматкой» из красного кирпича и белокаменных блоков, а прорези окон украшены позднеготичным обрамлением из камня.

В 1538 году Хотинский замок захватили польские войска, во время штурма взорвано минами южное пряслостены. При молдавском господаре Петре Рареше в 1541—1546 годах разрушенную часть перестроили, прясло стены отодвинули еще дальше на юг, а в середине новой стены устроена въездная башня.

В мае 1600 года после того, как войска правителя Валахии и Трансильвании Михая Храброго захватили Сучаву, господарь Молдовы Иеремия Мовила с семьей (дядя будущего киевского митрополита Петра Могилы), с окружением и бывшим правителем Трансильвании Сигизмундом Баторием (племянником польского короля Стефана Батория) нашел убежище в Хотинской крепости, которая в то время была под властью Речи Посполитой.

Турки с 1711 года начали широкомасштабные работы по созданию внешней линии обороны, общей площадью в 22 гектара. Управляли работами французские военные инженеры. Новые укрепления состоят из эскарпированного камнями вала с боевой террасой, широкого и глубокого рва и каменногоконтрэскарпа. Валы укреплены бастионами, въездными башнями, которых было три, перед въездами устроены равелины. На территории новой крепости строятся казармыскладымечеть.

В Хотинской крепости проводились съемки многих популярных художественных фильмов: «Гадюка», «Захар Беркут», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Черная стрела», «Тарас Бульба», «Рыцарский замок». Осаде Хотина российскими войсками в 1739 году посвящена «Ода на взятие Хотина» Михаила Ломоносова.



Вопросы учителя:

  1. Над какой рекою стоит Хотинская крепость?

  2. В каком веке была построена?

  3. Какой области Украины сегодня принадлежит замок?

  4. Резиденцией каких королей был Хотин?





III Заключительная часть

  1. Подведение итогов.

  2. Отзывы детей о материале занятия.

  3. Домашнее задание : изобразить на листе А4 то архитектурное сооружение, которое наиболее запомнилось и понравилось. Составить 5 – 10 вопросов по изученному материалу( для одноклассников).



Заочное путешествие по Украине "7 чудес Украины" ( 5 - 11 классы)
  • История
Описание:

 Викторина требует некоторой подготовки как от учителя, так и от детей. Предлагаемый материал можно использовать на уроках и на внеклассных мероприятиях. Материал подобран обширный, но можно варьировать и выбирать относительно возраста детей и цели занятия. 

 Иллюстративный материал будет хорошим подспорьем для учителя. 

 Использовался не только интернет-портал, но и учебники по истории Украины ( 7 - 8 классы).

 Выставка книг по истории архитектурных памятников Украины привлекла большое внимание детей. 

 Домашние задания ученики получили творческие, на выбор, что послужит , надеюсь,  хорошим начинаниям и большему интересу к теме Культура Украины.

Автор Ермакова Елена Григорьевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 592
Номер материала 20994
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓