Главная / Классному руководителю / Заочное путешествие: «По местам Сталинградской битвы»

Заочное путешествие: «По местам Сталинградской битвы»

Название документа По местам Сталинградской битвы.docx

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С. Макаренко»

городского округа город Фролово











Заочное путешествие:

«По местам Сталинградской битвы»











Подготовила

классный руководитель 1 «Б» класса

Михайлова Вера Евгеньевна









г Фролово

2014-2015 учебный год



Заочное путешествие «По местам Сталинградской битвы»

Цели:

  • способствовать воспитанию гражданина и патриота России на примерах героического прошлого родного края и страны;

  • развивать интерес у учащихся к истории своего края и страны;

  • охарактеризовать значимость Сталинградской битвы как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне;

  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и её народ, бережное отношение к ветеранам.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация , выставка книг о Сталинградской битве, детские рисунки о войне, записи военных песен, карта Волгоградской области.



Ход мероприятия

Звучит песня "Священная война" (на фоне мелодии - слайд-шоу с фрагментами военных фотографий периода Сталинградской битвы).



Эпиграф: Не забывай

Кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край,

И как на землю падали солдаты

Убитыми…

Живой, не забывай!

1 слайд «Сталинградская битва»

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие к памятникам Великой Отечественной войны, в неповторимый по красоте и величию город – Волгоград (ранее Сталинград). Есть события, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из таких – Сталинградская битва. Битва продолжалась 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943г. Такого история ещё не знала. Звучит музыка.

Ведущая: Благодарное человечество навсегда сохранит в своей памяти подвиг защитников Сталинграда. Здесь советские воины и трудящиеся города остановили бешеный натиск отборных дивизий Гитлера. Последовавшие затем окружение и ликвидация огромной армии захватчиков внесли огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе всей войны.

Ведущая: На сегодняшнем занятии мы расскажем вам об одной из величайших битв русского народа за свою Родину, о сражении, которое стало символом величия духа нашего народа. Мы посвящаем это занятие Сталинградской битве.

Учитель; Двести дней и ночей продолжалась Сталинградская битва.

Каждый год, 2 февраля, мы отмечаем годовщину Сталинградской битвы, вспоминаем всех, кто отдал свою жизнь, защищая нашу родную землю от немецко–фашистских захватчиков.

Площадь Павших борцов – сердце Волгограда .(Слайд 2)

Высоко в небо взметнулся гранитный обелиск. Он воздвигнут в память о героях гражданской войны, воевавших с белогвардейцами. Их похоронили возле этого обелиска в братской могиле в 1919 году.

Рядом с ними похоронены воины – солдаты и офицеры русских армий, павшие смертью храбрых в период Сталинградской битвы 1942 – 1943 годов. Здесь – Вечный огонь, зажжённый в феврале 1963 г. – в 20 годовщину.

Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский –
Вечная слава тех,
Кем фашизм,
Покоривший Европу,
Был остановлен здесь.
В суровые годы битвы
Здесь насмерть стояли люди-
Товарищи и ровесники твоего отца.
Они здесь стояли насмерть!
И были средь них солдаты –
Мальчишки в серых шинелях
Со звездами на ушанках,
Простые наши мальчишки-
Немного старше, чем ты.
К нам приезжают люди-
Жители всей планеты –
Мужеству их поклониться,
У их могил помолчать
.
  
             М. Агашина

Осенью 1942 года русская армия(13 гвардейская стрелковая дивизия, которой командовал Герой Советского Союза генерал – майор Родимцев) была прижата к Волге фашистами. Неприступной крепостью для врага стал здесь на площади имени В. И. Ленина “Дом Павлова”. Во время бомбардировки города на площади все здания были разрушены и только один 4 –этажный дом уцелел. С верхних этажей его можно было наблюдать и держать под обстрелом занятую противником часть города.

В конце сентября сержант Яков Федотович Павлов с тремя бойцами проник в дом и в течение двух суток удерживал его. На третьи сутки прибыло подкрепление – ещё 20 человек – пулеметчики, бронебойщики, автоматчики. .(Слайд 4)

Этот маленький гарнизон в течение 58 суток успешно отбивал каждый день по 12 -15 атак вражеских танков, пехоты, артиллерии, авиации. Немцы назвали его неприступной крепостью.

В честь этого события на торце дома выложено панно из красочной мозаики. Этот дом так и называют “Дом Павлова”..(Слайд 3)

Недалеко от этого дома стоит волнующий, скорбный памятник военных лет – разрушенная мельница на берегу Волги. А рядом расположилось новое здание величественной панорамы Сталинградской битвы. .(Слайд 5)

Сколько таких домов, как дом Павлова было в Сталинграде. К каждому надо было пробиться, перебегая улицы, площади, дворы под огнем. Каждый дом надо было отбить и удержать. Каждый дом, каждый этаж, каждый метр Сталинградской земли, политый кровью героев.

От площади Павших борцов к реке Волге идет Аллея Героев, в честь погибших героев в этой жестокой битве.

От морозов и вьюг леденела земля,
Ветер к самой земле пригибал тополя.
Буксовали трамваи в тяжелом снегу,
Люди шли, проклиная февраль и пургу.
В этот зимний, февральский, заснеженный день
На Аллее Героев сажали сирень.

Каждую весну расцветает эта сирень и розы, которые посадили на Аллее Героев. Они как бы говорят: “Мы помним о вас всегда”.

Огромный город стал полем боя.

Мамаев курган .(Слайд 6) был центром этого великого, смертного, победного боя. Мамаев курган – высоту 102 – так она была обозначена на карте – называли тогда главной высотой России.

Весь город был подступами к этой высоте. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал центром обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над всей округой. Вот почему здесь 300 дней и ночей бушевала жесточайшая битва. Сколько мин, бомб, снарядов было обрушено на курган. И трудно сказать, чего больше осталось после битвы – земли или осколков металла. В дни боев, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Казалось, он таким и останется.

На кургане, гремевшем боями, не отдавшем своей высоты,
Блиндажи поросли ковылями, разрослись по траншеям цветы.
Бродит женщина берегом Волги – и на том, дорогом берегу
Не цветы собирает – осколки, замирая на каждом шагу.
Остановится, голову склонит и над каждым осколком вздохнёт,
И подержит его на ладони, и песок не спеша, отряхнет.
Вспоминает ли юность былую, вновь ли видит ушедшего в бой…
Поднимает осколок. Целует. И навеки уносит с собой.

Но после окончания войны люди украсили эту высоту парками, зеленой травой. Пластикова Лидия Степановна предложила посадить у подножия Мамаева кургана деревья в память о родных людях, погибших на войне (прослушивание песни “Растет в Волгограде березка”).

На Мамаевом кургане построен величественный памятник – ансамбль. Все скульптурные композиции выполнены народным художником России Вучетичем. Крупнейшая работа выполнена за 7 лет(1961–1967 гг.)

2 февраля

В свой срок – не поздно и не рано – придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану придёшь 2-го февраля.
И там, у той заиндевелой, у той священной высоты,
Ты на крыло метели белой положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь, каким он был, их ратный путь!
Февраль, февраль, солдатский месяц- пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц. А мы пред ними все в долгу.
Февраль, февраль, солдатский месяц. Горят гвоздики на снегу.
                                                                                    М. Агашина

Мамаев курган

Вводная композиция “Память поколений”.(Слайд 7)

В каменной стене высечено шествие людей разных возрастов с венками и знаменами. Они идут почтить память погибших героев – воинов.

Аллея пирамидальных тополей. .(Слайд 8)

Площадь “Стоять насмерть”(памятник на площади окружен бассейном) .(Слайд 9)

Как бы из самой великой русской реки Волги поднимается воин – богатырь, и, презирая смерть, становится на защиту родного города.

В его лице – неугасимая ненависть к врагу, большое желание победить.

Стены – руины. .(Слайд 10)

Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих развалин выступают изображения человеческих лиц, тех, кто погиб, защищая Сталинград.

Вот на правой стене – образ героя Михаила Паникахи. Он погиб во время наступления немецких танков на наши позиции.

Много подписей было оставлено на стенах домов теми, кто защищал Сталинград. И вот автор этого памятника перенес их сюда, на эти стены.

Где-то внутри самих стен тихо звучит скорбная музыка.

Площадь Героев. .(Слайд 11)

На площади, в центре – огромный водяной партер, по бокам – скульптурные композиции. В них отображены подвиги воинов Сталинградской битвы.

Зал воинской славы. .(Слайд 12)

В зале воинской славы, на стенах изображены 34 красных знамени. На них начертаны имена погибших воинов. А их погибло при защите Сталинграда 35965 человек.

В центре зала – большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.

Почтить память погибших товарищей приезжают многие воины Сталинградской битвы. Они возлагают цветы к Вечному огню – к вечной памяти погибших и вспоминают:

Солдату Сталинграда

Пролетели года, отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.
Но далекому мужеству вечность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.
Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал.
Хоть друзей хоронил, и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер – на сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?
Говорят, что не плачет солдат! Он – солдат!
И что старые раны – к ненастью болят.
Но вчера было солнце! И солнце – с утра…
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?
Оттого, что на солнце сверкает река.
Оттого, что над Волгой летят облака.
Просто больно смотреть – золотятся поля!
Просто горько белеют чубы ковыля.
Посмотри же, солдат, это – юность твоя-
У солдатской могилы стоят сыновья!
Так о чем же ты думаешь, старый солдат?
Или сердце горит? Или раны болят?
                                                М. Агашина

Площадь Скорби. .(Слайд 13)

На площади – склонившаяся фигура женщины – матери. Перед тем, как хоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь.

Война принесла горе чуть ли не в каждую семью. В этой скульптуре выражен протест женщин против войны.

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, то не поднимет головы,
Не придет, не скажет: “Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!”

В. Боков

Главный монумент памятника – ансамбля на Мамаевом кургане – “Родина – мать”.(Слайд 14)

От площади Скорби поднимается курган – святая святых – братские могилы. Здесь похоронены защитники города.

На самой вершине – главный монумент – Родина – мать зовёт. Высота монумента – 85 метров. Родина – мать видна со всех концов города.

Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге была в 1943 году, а Великая Отечественная война закончилась в 1945 году…

Учитель: Страна высоко оценила подвиг своих героев. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград. 112 наиболее отличившихся были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Более 750 тысяч участников сражения были награждены медалью "За оборону Сталинграда"
Ведущий; Я никогда не видела войны:
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось:
Тревоги, холод, голод и разлуки.
Благодарим, солдаты, Вас
За жизнь,
За детство,
За весну,
За тишину,
За светлый дом,
За мир,
В котором мы живём!

Ведущий; Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.


Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки

Учитель: На этом наша экскурсия к памятным местам Сталинградской битвы подошла к концу. Эпиграф

Список литературы:

  1. Уткин А. «Вторая мировая война» М., 2003.

  2. Чуянов С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.). – Н-Волжское издание, 1979.

  3. Классные часы. 1 класс / авт.- сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4. ОвчинниковаЛ.П. – Передовая начиналась в цехе. – Волгоград: Ниж. –Волж. кн. изд-во, 1983.

  5. vip-volga.narod.ru



Название документа Презентация.ppt

Заочное путешествие «По местам Сталинградской битвы»
Площадь павших борцов.
Дом Павлова.
Разрушенная мельница- живая память войны.
Панорама Сталинградской битвы.
Мамаев курган.
Вводная композиция «Память поколений»
Аллея пирамидальных тополей.
Площадь «Стоять насмерть»
Стены - руины
Площадь Героев
Зал воинской славы
Площадь Скорби
Главный монумент Родина - мать
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Заочное путешествие «По местам Сталинградской битвы»
Описание слайда:

Заочное путешествие «По местам Сталинградской битвы»

№ слайда 2 Площадь павших борцов.
Описание слайда:

Площадь павших борцов.

№ слайда 3 Дом Павлова.
Описание слайда:

Дом Павлова.

№ слайда 4 Разрушенная мельница- живая память войны.
Описание слайда:

Разрушенная мельница- живая память войны.

№ слайда 5 Панорама Сталинградской битвы.
Описание слайда:

Панорама Сталинградской битвы.

№ слайда 6 Мамаев курган.
Описание слайда:

Мамаев курган.

№ слайда 7 Вводная композиция «Память поколений»
Описание слайда:

Вводная композиция «Память поколений»

№ слайда 8 Аллея пирамидальных тополей.
Описание слайда:

Аллея пирамидальных тополей.

№ слайда 9 Площадь «Стоять насмерть»
Описание слайда:

Площадь «Стоять насмерть»

№ слайда 10 Стены - руины
Описание слайда:

Стены - руины

№ слайда 11 Площадь Героев
Описание слайда:

Площадь Героев

№ слайда 12 Зал воинской славы
Описание слайда:

Зал воинской славы

№ слайда 13 Площадь Скорби
Описание слайда:

Площадь Скорби

№ слайда 14 Главный монумент Родина - мать
Описание слайда:

Главный монумент Родина - мать

Заочное путешествие: «По местам Сталинградской битвы»
  • Классному руководителю
Описание:

 Цели:

·         способствовать воспитанию  гражданина и патриота России на примерах героического прошлого родного края и страны;

·         развивать интерес у учащихся к истории своего края и страны;

·         охарактеризовать значимость Сталинградской битвы как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне;

·         воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и её народ, бережное отношение к ветеранам.

Во время подготовки  и проведения данного мероприятия, ученики пополнили свои знания о событиях Великой Отечественной войны, прочувствовали трагизм, ужас той войны,  героизм и мужество нашего народа, необходимость победы  над фашистской Германией, проявили ответственность, активность в подготовке данного мероприятия, почувствовали гордость за  солдат, отдавших жизни за  Победу. 

Автор Михайлова Вера Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 531
Номер материала 35698
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓