Главная / Логопедия / Занятия по окружающему миру на тему"Сибирская зелёная корова" подготовительная группа

Занятия по окружающему миру на тему"Сибирская зелёная корова" подготовительная группа

ЗАНЯТИЕ

в подготовительной группе

Сибирская «Зелёная корова»

Цель. Познакомить детей с птицей кедровкой, являющейся активным распространителем семян сосны кедровой. Дать детям знания о том, что кедровка выступает важным звеном биоценоза кедровой тайги. Она снабжает орехами многих животных, начиная от мышей кончая соболем, медведем. Систематизировать и обобщить знания детей о сосне сибирской (кедровой) как об уникальном, незаменимом в природе и жизни человека древесном растении. Познакомить с « кедром» как «масленичным», «молочным», ореховым деревом. Показать и доказать на конкретных примерах ценность использованием человеком продуктов сибирской «зелёной коровы». Учить детей делать сравнения, выводы, умозаключения, отражающие закономерности живых объектов в природе. Упражнять их в проектировании и корректировании своего отношения к объектом живой природы. Подвести дошкольников к элементарному осознанию зависимости жизни растений от деятельности человека.

Активизация словаря: кедровка, кедровники, жмых, хлебосольный.

Материал: иллюстрация с изображением кедровки, схема - модель сосны кедровой с шишками, от которых отходят стрелочки, указывающие на любителей кедровых «орешков»: кедровку, дятла, синичку, медведя, белку, соболя, бурундука, горностая, мышей. Рисунок изображающий сосну сибирскую (кедровую) и рядом стоящую зелёную корову, натуральные продукты, приготовленные из кедровых «орехов»: кедровое масло, кедровые «орешки», халва, ореховые конфеты. Калька, лупы.

Ход занятия

1 часть занятия проходит в группе.

Воспитатель. Ребята, угадайте, почему с «королевой» хвойных деревьев - сосной сибирской - рядом стоит эта смешная улыбающаяся корова? Дети высказывают своё мнение.

Воспитатель. Дело в том, - с таинственным видом говори воспитатель, - что у нас, в Сибири, сосну кедровую называют с любовью не только « королевой» хвойных деревьев, но и (показывая на рисунок зелёной коровы) «зелёной коровой» сибирской тайги. Кто из вас догадался, почему её так называют? Вспомните, какую пользу приносит нам настоящая корова? (Масло, молоко, сливки и т.д.) Вот и наша «зелёная корова» - сосна сибирская - тоже даёт нам «молочко», «масло», «сливки». Как вы думаете, из чего же получают золотисто - янтарное масло, кедровое «молочко», и «сливки»?

Выслушивает ответы детей. Воспитатель предлагает, расколоть орех, и внимательно рассмотреть его, ядро, используя лупу. Затем ребятам предлагается раздавить кедровый «орех» на кальке (на кальке появится жировой отпечаток), для определения наличия в ядре масла.

Воспитатель. Вот из таких ядрышек, и вырабатывают питательное ореховое молочко, масло и сливки. В народе говорят, что ореховое масло никакому маслу не уступит. Оно нежное, ароматное, прозрачное и никогда не замерзает. По своему качеству превосходит все животные жиры. Вот поэтому кедровую сосну называют ещё «масличным» деревом (повторить слово - масличное). Когда из орешков уже получено

«молочко», кедровое масло, сливки остается использованная масса со скорлупой. Это - жмых (повторить новое слово). Жмых служит хорошим кормом для животных. Семена кедровой сосны, «орешки», идут в пишу в сыром виде, а также их перерабатывают на приготовление таких кондитерских изделий как ореховое печенье, халва, конфеты.

Ребята, а как называют лес, где растут только сосны кедровые (их ещё называют сибирскими кедрами)

Дети. Кедровник.

Воспитатель. С кем можно сравнить сосну сибирскую (кедровую)? На какого человека она похожа?

Дети. Гостеприимного, хлебосольного, радушного.

Воспитатель. Что означает слово «хлебосольный»?

Дети. Всегда есть угощение для гостя.

Воспитатель показывает детям модель - схему и предлагает назвать животных - любителей полакомиться кедровыми «орешками». Воспитатель по ходу дополняет высказывания детей. Например: для таёжного хозяина - медведя кедровые «орешки» - самый лучший корм. Конечно, он не шелушит их, а жуёт целиком, подбирая на земле и забираясь за ними даже на деревья. Кедровое масло идёт на пользу косолапому: он становится гладким, упитанным, шерсть к зиме лоснится. Симпатичные дальние родственники белки - полосатые бурундучки - старательно заготавливают «орешки» на зиму в специальные камеры - кладовые. Сибирякам не раз приходилось наблюдать, как эти полосатые проказники прямо из-под рук у них вытаскивали «орешки» и в своих защёчных мешках уносили за один раз примерно по 10-15 штук. Так забавно! Кедровая тайга - постоянный дом для соболя. Соболь поедает очень много «орешков», особенно осенью. Оттого, сколько соболь их съест, зависит качество его меха, ход его линьки. Среди пернатых друг сибирского «кедра», которого зовут даже похожим именем - кедровка.

Дети описывают внешний вид: меньше галки, тёмное коричнево - бурое оперение, покрытое белыми пятнышками на вершинах перьев, издаёт резкие и крикливые звуки. Послушать голос в записи.

«Лесоводы» считают кедровку своим помощником, почему? (Ответы детей.) Эти пернатые разносят семена сосны кедровой, помогают засевать «кедром» пустоши и гари, способствуют возрождению деревьев. Кедровки делают запасы «орешков». Они прячут их в лесную подстилку, мох, раздвигая их клювом и делая кланяющиеся движения, выбрасывая из зоба «орешки». Затем кедровки старательно укрывают свои запасы. И если к ним в это время подлетят другие птицы, то они их отгоняют и продолжают свою работу. Орехи в шишках, упавшие на землю, не прорастут, а поодиночке, под тонким слоем мхов, начинают прорастать. Но прорастают не все, потому что большую часть своих запасов кедровка съедает сама, а зимой под снегом её запасы разоряют белки, мыши и другие животные. И всё - таки остаются не найденные никем «орешки», которые дают всходы. В таких местах молодые сосенки кедровые растут обычно группами - по 5 -10 штук. Самое удивительное в жизни кедровки - это её способность находить зимой спрятанные ею под снегом запасы. Учёные ещё не могут разгадать эту тайну.

Воспитатель. Всё в природе взаимосвязано: человек, растения, животные, птицы. И если человек рубит кедры, то он лишает корма птиц, зверей. Меньше кедровок - хуже деревьям, они постепенно исчезают. А исчезновение хвойных пород деревьев ведёт к загрязнению воздуха, увеличению заболеваемости людей.



Занятия по окружающему миру на тему"Сибирская зелёная корова" подготовительная группа
  • Логопедия
Описание:

 Начиная  занятия, обращаю детей на картинки.  Почему  с  «королевой»  хвойных   деревьев   -  сосной   сибирской -    рядом   стоит   эта смешная улыбающаяся корова? Дети высказывают своё мнение.

Дело в том, что в Сибири, сосну кедровую называют с любовью не только « королевой» хвойных деревьев, но и (показывая на рисунок зелёной коровы) «зелёной коровой» сибирской тайги. Кто из вас догадался, почему её так называют?

Дети начинают рассуждать, мыслить, находить правильные ответы.

Цель. Познакомить детей с птицей кедровкой, являющейся активным распространителем семян сосны кедровой. Дать детям знания о том, что кедровка выступает важным звеном биоценоза кедровой тайги. Она снабжает орехами многих животных, начиная от мышей кончая соболем, медведем. Систематизировать и обобщить знания детей о сосне сибирской (кедровой) как об уникальном, незаменимом в природе и жизни человека древесном растении. Познакомить с « кедром» как «масленичным», «молочным», ореховым деревом. Показать и доказать на конкретных примерах ценность использованием человеком продуктов сибирской «зелёной коровы». Учить детей делать сравнения, выводы, умозаключения, отражающие закономерности живых объектов в природе. Упражнять их в проектировании и корректировании своего отношения к объектом живой природы. Подвести дошкольников к элементарному осознанию зависимости жизни растений от деятельности человека.

Итогом занятия с детьми делаем вывод:Всё в природе взаимосвязано: человек, растения, животные, птицы. И если человек рубит кедры, то он лишает корма птиц, зверей. Меньше кедровок - хуже деревьям, они постепенно исчезают. А исчезновение хвойных пород деревьев ведёт к загрязнению воздуха, увеличению заболеваемости людей.

Автор Степанова Наталья Георгиевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 495
Номер материала 33944
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓