Главная / Начальные классы / Занятия кружка "Этикет и мы"

Занятия кружка "Этикет и мы"



Автор: Клевцова Любовь Евгеньевна, учитель начальных классов.

МКОУ «Тимская средняя общеобразовательная школа».

hello_html_f3621a5.jpgРазработки 3 внеурочных занятий «Этикет и мы», проведённых в кадетском классе.


История возникновения кадетского движения берёт своё начало со времён Петра Великого. К сожалению, в истории нашей Родины был период, когда звание «кадет» ушло в небытие. И лишь с середины 90-ых кадетское движение в России начало возрождаться. Во многих городах стали открываться кадетские классы, корпуса, школы.

В 2008 году на такой эксперимент решились и в МКОУ «Тимская средняя общеобразовательная школа». Здесь был образован первый в Курской области кадетский (милицейский) класс, обучение в котором продлится 11 лет в 4 этапа. Кадетский класс создаёт благоприятные условия для разностороннего развития личности, выработки высоких нравственных качеств, психологической устойчивости, любви к Отечеству и готовности к его защите.

Воспитывает у кадетов высокое чувство патриотизма, сознание общественного и воинского долга.

У кадетов проходит много различных занятий, кружков.

«Школа этикета» - это клуб хороших манер. Формирование современной нравственности происходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Какой должна быть культура человека – в двух словах не обрисовать. Всё начинается с детства, когда мама улыбается ребёнку. Далее – школа, где от педагога зависит будущее общества. Цель этических бесед – помочь детям в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми им следует строить своё поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего, мнение, уважать обычаи родного края.



Занятие 1.

Культура поведения.

Цели:

•  ознакомить учащихся со сводом правил поведения, регулирующих проявление человеческих отношений;

•  воспитывать уважение к ряду моральных требований, обращённых непосредственно к культуре взаимоотношений: вежливости, тактичности, скромности;

•  через интеграцию культурологических знаний, умений, навыков облегчить стремление учащихся сбалансировать деловые и личные интересы и, соотнося их, определять цели жизни. 


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(по презентации)

Все правила достойного поведения давным-давно известны,

остановка за малым – за умением ими пользоваться.

Б.Паскаль

I. Что такое культура поведения?

Учитель: Сегодня мы проведём нашу первую беседу об этикете. Кто из вас знает, что такое этикет?

Ребята отвечают.

Учитель: Этикет – это культурное поведение людей, основанное на определённых правилах. Это не просто набор сухих правил, которые никому не нужны. Благодаря им, люди избегают конфузных ситуаций и чувствуют себя уверенными, потому что знают, где и как нужно поступить. Как ещё было замечено Б.Паскалем (презентация): «Все правила достойного поведения давным – давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Да, именно так и происходит: мы прекрасно знаем правила, но почему-то постоянно их нарушаем. Вы спросите: зачем это нужно? Сегодня мы и попытаемся в этом разобраться.


II. История этикета.

Учитель: В переводе с французского языка слово «этикет» означает «церемония». Любая церемония требует чёткого соблюдения правил. Конечно, это особые праздничные мероприятия, но нельзя забывать, что и будний день может стать праздником, если вокруг будет царить культура.

Старшекл.1. Уже с древних времён люди соблюдали правила общения. Даже в первобытном обществе, когда люди жили племенами, существовали определённые нормы, которым все подчинялись. Непременным было уважение к старшим, поскольку это были самые мудрые представители племени. Это правило обязательно и на сегодняшний день.


hello_html_m55a1f4f8.jpgСтаршекл. 2. Особые традиции были заложены в Средние века, когда процветала особая рыцарская культура. Когда рыцари в доспехах приходили со сражений, они поднимали забрало шлема, чтобы поприветствовать собеседника. А теперь это перешло в обычай снимать шляпу при встрече.

Учитель: Вот так не писаные правила, обусловленные местными обычаями и традициями, превратились в неизменные правила, которые знает и соблюдает любой культурный человек.

Читает ученик: (слайд 1) Впервые слово «этикет» стали употреблять в современном значении при дворе французского короля Людовика XIV.

Учитель: Сегодня у нас в гостях Солнышко. Оно часто будет приходить к нам на занятия этикетом. Но будет разным, в зависимости от вашего поведения: весёлым и грустным, строгим и добрым.

Сегодня оно радуется тому, что вы хотите многое узнать об этикете. Постарайтесь его не огорчать.


III. Волшебные слова

Учитель: Учёные всего мира считают, что магии в нашей жизни не существует. Хотя я с полной уверенностью могу это опровергнуть. Может, и не «расцветут» от них красивые розы в саду, может, и дождь не перестанет идти, но зато мир станет светлей от одного их звучания. Вы уже поняли, что я говорю о … «волшебных словах». Давайте, назовём их.

( Ребята отвечают.)

Учитель: Вы всё правильно ответили. А всегда ли вы их употребляете?

Быть воспитанным ребёнком

Важно с малых лет.

Вам, мальчишки и девчонки,-

Этот детский этикет!


Учитель: Ребята, Солнышко хочет знать, а умеете ли вы здороваться.

Ученик 1.: Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! –

hello_html_m55a1f4f8.jpgСказало.

-Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но если, проснёшься,

А дождик в окно

Стучит да стучит.

И без солнца темно?

- Доброе утро,

Друзьям, всё равно…

Придумано мудро:

- Доброе утро!


Учитель: Молодцы! А теперь немного отдохнём.


IV. Физкультминутка


Игра «Вежливые слова»


- Давайте поиграем в игру. Я буду бросать мяч. Тот ученик, который поймает мячик, должен назвать вежливое слово и вернуть мяч. Только не забывайте, пожалуйста, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Дети участвуют в игре, в конце которой подготовленный ученик произносит слова:

Слова «До свидания!»,

«Спасибо!», «Простите!»,

«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»

Щедро дарите,

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым

В троллейбусе, и в парке,

И в школе, и дома,

Слова эти очень

И очень важны,

Они человеку

Как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно

С улыбкой дарить.


V. Умение правильно вести себя в окружающем мире


Ученик 1: (слайд 2)

Помни правило №1 в воспитании:

При встрече всегда говорить

«Здравствуйте» и «До свидания».


Ученик 2: (слайд 2)

Когда говоришь, ты спешить

Не пытайся и знай:

Невоспитанно – перебивать!

Cначала услышать вопрос постарайся,

И только потом на него отвечать!


Ученик 3: (слайд 2)

Всем детям надо вежливыми быть.

«Пожалуйста!», «Спасибо!» говорить.


Ученик 4: (слайд 3)

Нельзя говорить никому

Обидные или плохие слова.


Ученик 5: (слайд 3)

Не дразнись, не будь задирой никогда!

Всех ребят зови по имени всегда!


Ученик 6: (слайд 3)

Беседе взрослых не мешай,

Их разговор не прерывай.


V. Подведение итогов занятия


Учитель: Ребята, всё очень правильно вы говорите. Но Солнышко наше загрустило. Давайте узнаем почему.

hello_html_m1a12c8a1.jpg











Ученик: Солнышко, что случилось? Чем мы тебя огорчили?

Солнышко: Нужно не только правильно говорить, но и правильно

поступать. Помогите детям, которые не знают «волшебных слов».

Учитель: Девочка сидела в автобусе. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.


- А что я сделала? – возразила Леночка. – Подумаешь!

- Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

И девочка, и старушка произнесла слово «пожалуйста».

Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным?

Почему?

( Дети отвечают)


Учитель: Три друга, спокойно разговаривая, шли вместе по узкому тротуару и получили замечание от незнакомого прохожего.

Чем был недоволен прохожий?

( Дети отвечают)

Учитель: Ребята, посмотрите, Солнышко опять улыбается. Как вы думаете, почему?

(Дети отвечают.)

hello_html_m55a1f4f8.jpg















Учитель: Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. До свидания! До новых встреч!





Занятие 2.


Тема: «Азбука вежливости».

Цели: приобщать детей к правилам хорошего тона, формировать знания о нормах и правилах поведения, воспитывать навыки и привычки культурного поведения.

Оборудование:

- презентация по этикету

- конверты с заданием;

-магнитофон;

- диск с фонограммой песни «Улыбка» В. Шаинского.

Ход мероприятия

I. Азбука вежливости

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим говорить с вами о культуре поведения, о воспитанности, о вежливости, о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить «по – волшебному».


Вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. Вас окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. И вы обязаны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, в магазинах, водить

по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни.

Но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо учиться. Вот поэтому, вы должны, как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Но не только, ребята, слова должны быть добрыми. Надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться.

(Презентация: слайды 4-6)


Ученик 1: (слайд 4)

Запомни правило простое:

Без спроса не бери чужое.


Ученик 2:

Старшим старайся

Во всём помогать,

В транспорте место

Всегда уступать!


Ученик 3:

Мять нельзя траву, цветы,

Листья рвать, ломать кусты!

Ведь природа так красива-

Относись к ней бережливо


II. Этикет в школе

Учитель:

В школе тоже существуют определённые правила,

которые необходимо соблюдать всем ученикам.

Знаете ли, почему нельзя опаздывать на урок?

( Дети отвечают.)

Учитель:

Правильно.

Во-первых, это плохо говорит о вас и

характеризует вас несобранным человеком.

Во-вторых, заходя в класс после звонка, вы

отвлекаете и учителя, и других учеников.

Правила поведения в школе очень простые и

запомнить их не составит никакого труда.

(Дети отвечают) (слайд 5)




Ученик 1:

- опрятно одеваться;

- не опаздывать на урок.


Ученик 2:

- громко не смеяться;

- при обращении всегда использовать «волшебные слова»;


Ученик 3:

- при причинении неудобств, всегда извиняться,

- всегда выполнять свои обещания.


III. Зачем нам этикет?


Учитель: (слайд 6)

Этикет люди создавали не только для того, чтобы сохранять традиции, но и для того, чтобы получать удовольствие от культурного общения, чувствовать себя уверенно в неожиданных ситуациях и вежливо обращаться к незнакомым людям.

- Итак, в чём же заключается культурное поведение и почему оно полезно нам самим?


IV. Культурное поведение

(слайд 6)

  1. Всегда, прежде чем спросить, что-то у незнакомого человека, нужно улыбнуться и поприветствовать его – это всегда производит приятное впечатление, и человек будет уже расположен к вам.

  2. Помни про «волшебные слова» - извините, пожалуйста, спасибо – они всегда украшают нашу речь. Кроме того, на просьбы с таким «украшением» обратят внимание в первую очередь.

  3. Всегда сделай комплимент человеку, который его заслужил.

Но только не перестарайся, чтобы не прослыть подлизой, поскольку чрезмерная похвала превращается в некрасивую лесть.


hello_html_358947e4.jpgУчитель: Вежливое обращение с другими людьми всегда благоприятно говорит о вас. Улыбка заряжает положительными эмоциями на целый день, комплимент, сказанный к месту, также поднимает настроение, а взаимная вежливость и уважение помогают избегать ненужных ссор и конфликтов.


V. Физкультминутка


Учитель:

Вид улыбающегося человека создаёт хорошее настроение у окружающих. Недаром в конце крошка енот поёт:



От улыбки станет день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.


(Дети поют песню, выполняя танцевальные движения.)


hello_html_m30b103cf.jpg




VI. Игра на знание этикета

(слайд 7)


Учитель:

Из наших бесед вы поняли, что этикет – это часть культуры любого общества, которая вырабатывалась целыми столетиями. Сегодня этикет является одним из главных источников культурных ценностей. Многие правила этикета очень просты, а некоторым необходимо учиться. Именно представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», вы получите, если будете изучать этикет. И сегодня вспомним, что знаем об этикете. А для этого разделимся на 3 команды (слайд 7- чтение правил игры).


Задание 1.

Старшекл.1.: Назовите правила из "Азбуки вежливости", которые вы должны знать.

(Команды обсуждают).

Выходят 9 учеников, по 3 от каждой команды.


1. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, перестают быть вежливыми.

2. Сила "волшебных слов" зависит от того, как ты их скажешь:

вежливо, приветливо глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном отвернувшись в сторону.

3. Проснувшись, говори родным: "Доброе утро", а вечером, ложась спать: "Спокойной ночи". Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

4. Здороваться надо со всеми, кого встречаешь в этот день. Если твоя учительница стоит рядом с другими учителями, нельзя здороваться только с ней. Надо, обращаясь ко всем, отчетливо сказать: "Здравствуйте!"

5. Невежливо не отвечать на приветствие. Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться. С взрослыми надо здороваться первым. Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

6. Всегда говори "спасибо" взрослому или своему товарищу, если они чем-то помогли тебе, сделали подарок, оказали услугу. После еды скажи "спасибо" тому, кто тебя накормил.

7. Надо извиниться, если задел кого-то, что-то уронил: "Простите меня, пожалуйста", "Извините меня".

8. Извиниться не забудь и тогда, когда тебе надо срочно обратиться, и ты отрываешь человека от дела или перебиваешь говорящего: "Простите, пожалуйста, Любовь Евгеньевна. Мне надо сказать..."

9. Уходя из школы, из гостей, от товарища, не забудьте сказать: "До свидания". Улыбнитесь на прощание.


(Звучит фонограмма песни "Улыбка")


( Оценивание задания)


Задание 2.

Старшекл.2. Ребята, для вас задание. Вы сейчас должны собрать из слогов пожелание и зачитать его своим товарищам. (Быть вежливыми, быть умными, быть добрыми, быть весёлыми).

Учитель: Молодцы!

(Оценивание задания)


Задание 3.

Старшекл.1. А теперь ещё для вас задания.

Задание 1 команде:

По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, большой сверток, 3 книги. Одна из них упала.

- У вас книга упала! - закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? - удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было 3 книги, плюс портфель, плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось 4.

- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил.

Старшекл.2. О каких правилах говорил старичок?


Задание 2 команде: Мальчик крикнул прохожему:

- Скажите, сколько сейчас часов?

Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.

Ответьте, какие ошибки он сделал.

(Мальчик не должен был кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час».)

Задание 3 команде:

Одна девочка возмущенно жаловалась маме:

- Во дворе мальчишка такой невежа - зовет меня "Галька".

- А ты как его зовешь? - спросила мама.

- Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: - Эй, ты!

Учитель: Скажите, права ли Галя?

Молодцы!

(Оценивание задания)


Задание 4.

Старшекл.1. Вспомните волшебные слова. Каждой команде по два вопроса. Я читаю начало, а вы говорите последнее слово.

1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... (добрый день).

3. Если больше есть не в силах

Скажем маме мы... (спасибо).

4. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… (здравствуйте).

5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим ... (прости, пожалуйста).

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (до свидания).

(Оценивание задания)


VI. Подведение итогов занятия


Награждение команд и лучших кадетов.


Памятки «Правила вежливости».

1.Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

2.Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

3.Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.

4.Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, играй дружно.

5.Всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.

6.Не отвечай на грубость грубостью.

7.Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

8. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

Дорогие ребята, будьте вежливы, добры, живите дружно. Завершая наше занятие, предлагаю спеть песню о дружбе.


Занятие 3.

Культура поведения кадетов.


Цели: учить кадетов правильно вести себя в школе, классе, в общественных местах; вспомнить клятву, которую они давали при посвящении в кадеты; поговорить о кодексе чести и вежливости кадет.

Оборудование:

- презентация класса;

- фотографии класса на разные темы;

- отрывки из фильма «Кадетство»;


Ход мероприятия

I. Звучит песня «Мальчишки-кадеты». На экране отрывки из фильма «Кадетство».

hello_html_m42e8c86f.jpg





















- О ком снят этот фильм? (о кадетах)

- Кто такие кадеты?

- А почему вы стали кадетами?

- Каким должен быть кадет?

(Ответы детей)


Ученик 1.

Кто стал кадетом – на себя взял смелость,

Другим оставил беззаботный смех,

Перешагнув из детства сразу в зрелость,

Он седину узнает раньше всех.


Ученик 2.

Мы – юные кадеты, наследники героев.

И воинским традициям всем сердцем мы верны.

Чеканя шаг по площади, шагаем ровным строем

И называют ласково нас – Родины сынки.


Ученик 3.

Огневая, строевая,

Этикет, футбол и танцы.

Кадетам некогда скучать.

Ещё и генералом надо стать.


Ученик 4.

Ну, а если серьёзно – желаем

Мы Родине любимой служить.

И в гражданском и в воинском званье

Все силы свои приложить.

( Презентация класса.)


Старшекл.1:

Кадет обязан:

  • основывать свое поведение и поступки на нормах человеческой морали и нравственности;

  • беречь заветы российских кадет;

  • уважать старших, заботиться о младших, уважать честь и достоинство товарищей по классу, соблюдать правила воинской вежливости, поведения и воинского приветствия;

  • неукоснительно соблюдать Устав кадетского класса, правила внутреннего порядка и общежития;

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены;

  • выполнять правильно ношение формы одежды;

  • при необходимости отлучиться в пределах школы спросить на это разрешение у учителя, а после возвращения доложить ему о прибытии;

  • при нахождении вне расположения кадет класса должен вести себя с достоинством и честью, не допускать нарушения общественного порядка и недостойных поступков.



Старшек. 2:

КОДЕКС ЧЕСТИ КАДЕТА

  • Первая и главная обязанность кадета - это верность Отечеству.

  • Будь храбрым. Но храбрость бывает истинная и напускная.

  • Повинуйся дисциплине.

  • Уважай начальство и верь ему.

  • Бойся нарушить свой долг: этим ты навсегда потеряешь своё имя.

  • Кадет должен быть верен и правдив.

  • Береги свою честь, честь кадетского класса.

  • Строго относись к своим служебным обязанностям.

  • Одевайся строго по форме и всегда чисто.

  • Будь выдержанным (корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.

  • Будь наблюдательным и осторожным в выражениях.

  • Помни всегда, что ты - кадет.



Старшекл. 3.

О ВЕЖЛИВОСТИ И ПОВЕДЕНИИ КАДЕТА


Кадеты должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти честь кадета, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести кадетского класса в целом.

Взаимоотношения между кадетами строятся на основе взаимного уважения.

В повседневной жизни кадетам разрешается применять утвердительное выражение «слово кадета» и при прощании друг с другом допускается вместо «до свидания» говорить «честь имею».

Искажение званий, употребление кличек, прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием чести и достоинства.

В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, метро и пригородных поездах при отсутствии свободных мест кадет обязан предложить свое место старшему.

Если при встрече нельзя свободно разойтись со старшим, то младший обязан уступить дорогу и, приветствуя, пропустить его. При необходимости обогнать старшего, младший должен спросить на то разрешение.


Кадеты должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях.


Ученик 5.

Мы стали кадетами и отныне наш девиз:

Богу – душу.

Жизнь – Отчизне.

Долг – себе.

Честь – никому.

(Все хором).

Ученик 6.

Он молитва нашей жизни.

Мы верны ему всегда.

Учитель:

Кадетство – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.





Источники информации.



  1. Алёхина И.В. Имидж и этикет делового человека. – М.: Изд-во «ЭНН», 1996.

  2. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. – М.: Народное образование, 2003.

  3. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001.

  4. Все  об  этикете. – М.: Вече, 2000.

  5. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 1995.



















hello_html_m271a8dc8.jpg

19


Занятия кружка "Этикет и мы"
  • Начальные классы
Описание:

Формирование современной нравственности происходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Какой должна быть культура человека – в двух словах не обрисовать. Всё начинается с детства, когда мама улыбается ребёнку. Далее – школа, где от педагога зависит будущее общества.

Цель этических бесед – помочь детям в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми им следует строить своё поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего, мнение, уважать обычаи родного края.

Автор Клевцова Любовь Евгеньевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 759
Номер материала 37011
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓