Главная / Начальные классы / Занятия по развитию фонематического слуха и грамотности у детей

Занятия по развитию фонематического слуха и грамотности у детей

11


hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifЗанятие 1.

1. Беседа о великом учителе прошлого К.Д.Ушинском. (Портрет К.Д.Ушинского. Труды К.Д.Ушинского – собрание сочинений)

Примерное содержание беседы.

Учитель:

- Дети!

Перед вами учебники, написанные очень – очень давно великим русским ученым, педагогом, учителем учителей Константином Дмитриевичем Ушинским.

Эти учебники называются «Родное слово», и у вас на столах лежит I часть – «Родного слова» - Азбука.

Константин Дмитриевич Ушинский – верующий православный человек, мудрый, талантливый учитель и гениальный ученый.

Он горячо любил свою Родину, свой народ, русскую природу и великий русский язык. Именно отечественному языку К.Д.Ушинский отводил самую важную роль в воспитании человека. Он считал, что родной язык таит в себе огромные возможности духовного воспитания человека, развития, его творческих способностей.

Сам, будучи отцом пятерых детей, Константин Дмитриевич тонко чувствовал детскую душу, с глубокой нежностью относился к детям и при создании учебников заботился о том, чтобы нелегкий труд обучения грамоте стал для детей посильным и интересным.

По книгам Константина Дмитриевича Ушинского обучалось несколько поколений русских людей; старшие дети в семье, подрастая, передавали «Родное слово» младшим братьям и сёстрам, родители – детям.

Автор «Родного слова» написал не только учебники для детей, его труды адресованы и наставникам (родителям и учителям), которые будут обучать детей.

Прошло много лет, появились другие буквари, азбуки, учебники по русскому языку, но к «Родному слову» К.Д.Ушинского, как и много лет назад, будут возвращаться и учителя и ученики. К.Д.Ушинский написал и другие труды для взрослых. Их изучают разные ученые и в наши дни.

Сегодня вы впервые откроете Азбуку, рассмотрите её, увидите картинки, познакомитесь с письменным шрифтом, а впредь с учебниками Константина Дмитриевича Ушинского мы с вами познакомимся более подробно. В этих книгах много рассказов, стихов, сказок, пословиц и поговорок, загадок, которые вам будут интересны.

2. Знакомство с «Азбукой» К.Д.Ушинского, её частями, содержанием, предназначением каждой части. Рисовка с использованием образцов (стр. 4-7 «Азбуки»).

3. Составление предложений по рисункам (шары, замок, часы, ключ, глобус, дом, цветок, серп, очки, шляпа и т.д.) Беседы с детьми о предметах и животных, нарисованных по образцам «Азбуки».

4. Скороговорки.


а) Три сороки, тараторки

Тараторили на горке.


в) Около кола бьют колокола.



б) На дворе трава,

На траве дрова.

г) Евсей, евсей, муку просей.


Учитель:

- Сейчас мы с вами старались быстро и четко произносить скороговорки. Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно, четко и свободно произносились звуки речи)

- А какие звуки мы с вами только что отрабатывали? ([ р ], [л], [с’] )

- А что зависит от четкости произношения звуков? (смысл речи, понимание)

- Верно. Каждый звук выполняет свою работу, поэтому важно, чтобы звук был на своем месте, ин6аче можно совсем не понять, о чем идет речь.

А вот еще одна скороговорка, её нужно хорошо запомнить:

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно.

- Сейчас вы увидите, что происходит, если изменить в слове только один звук.

В каждом предложении я заменю всего один звук (или добавлю лишний), а вы, если заметите неладное, найдите это слово и повторите правильно, с другим словом, которое походит по смыслу.

(Проговаривая двустишья, учитель интонационно выделяет слово с измененным звуком).

***

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом. (на коне)


***

У вратаря большой улов

Влетело в сетку 5 волов. (голов)

***

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку. ( корку)


***

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие крошки (кошки)


***

Вадик спит и видит слон, (сон)

Что летит в ракете он.


(Очень важно, что бы дети не только догадались, о каком слове идет речь, но сразу вслед за учителем проговорили полностью двустишье с этим словом.)

5. Пословица.

Лучше ногою запнуться, чем язык.

Не так скажешь – уже не исправишь.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

- В каких случаях можно употребить каждую из пословиц? В чем их различие?

Занятие 2.

«Азбука» стр.8

  1. По заданию учителя постановка точек в разных направлениях (вверху, внизу, влево, вправо)

Проведение линии через точки в различных направлениях.

Ориентирование в пространстве: поднять правую руку, поднять левую руку, встать, повернуться направо, повернуться прямо, повернуться налево.

Учитель:

- Если стоять прямо, лицом к доске, с какой стороны находится дверь, окна, шкафы.

- А где в классе находится икона?

- Где в доме находится красный угол?

2. Звуковые упражнения, подготавливающие детей к чтению.

а) предельно четкое произношение гласных звуков: [ о, а, у, и, э, ы ];

б) последовательное неоднократное произношение двух-трех гласных звуков.

Сочетания звуков должны быть естественными и соответствовать гласным в словах живой устной речи, поэтому вначале учитель произносит само слово, дети «ловят» гласные и произносят их сочетания, соблюдая ударения.

[а ó] - мороз

[ó а] - школа

[у á] - луна

[у á а] – бумага

[а а ó] – молоко

[и á] - земля

[а á] - мама

[ý а] - Шура

Далее на следующем этапа это упражнение можно усложнить: учитель предлагает сочетания гласных звуков, обозначая эти сочетания на доске [á у] [а ó], а дети, произнося эти сочетания 2-3 раза, самостоятельно подбирают слова, соответствующие гласным звукам в каждом слове и обязательно по месту ударения в слове.

в) произношение и самостоятельный подбор детьми односложных слов с одним и тем же гласным звуком.

Учитель последовательно читает написанные на доске столбики слов:

кот

дом

год

лак

мак

сад

лук

дуб

жук

Мир

тир

кит

сыр

сын

тын


После произношения слов каждого столбика учитель останавливается и предлагает детям дополнить группу слов своими примерами. Причем, гласный звук может быть обозначен не только теми буквами, которые изображены на доске, это могут быть слова мяч [а], ключ [у], жир [ы], важно, чтобы в односложном слове слышался тот звук, который соответствует словам каждого столбика.

  1. Скороговорки.

а) Все бобры добры до бобрят.

Два бобрёнка у бобра –

лучше всякого добра.


в) Дед Данила делил дыню,

Дольку Диме, дольку Дине.



б) Пéрепел перепелку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.


г) Водовоз вез воду из водопровода.

д) Хорош пирожок, внутри пирожок.


Занятие 3.

«Азбука» стр. 9,10,11,12.

1. Рассматривание картинок. Нахождение слов, где есть изученные буквы. Сравнение письменного современного шрифта с написанием тех же (изученных) букв в «Азбуке» К.Д.Ушинского.

Стр. 9.

Учитель:

  • Дети, как вы думаете, что обозначает в «Азбуке» звездочка над

*

словом осы.


Еще над какими буквами в разных словах есть такие звездочки?

* *

Стр. 10 – волы, стр 11 – гони.


Так Константин Дмитриевич помогал детям правильно читать, обозначая буквы гласных, которые не соответствуют буквам

*

(óсы – осы ) [о – а]


*

(вол – волы΄) [о – а]


Глядя на картинки, дети произносят слова, написанные под картинками. Если встречаются слова, все буквы которых не изучены, учитель помогает детям, обращая внимание на звучание слова.

Распределение слов с буквой «Н» в зависимости от обозначаемых ею звуков.

[н’]

няня

сани

гони

[н]

ноги

тина

телятина

Повторение:

Буква Н может обозначать как твердый звук [н], так и мягкий [н’].

Дети самостоятельно подбирают слова, сначала с [н], затем с [н’].

2. Звуковые упражнения.

- Дети, попробуйте догадаться, имеет ли значение мягкость или твердость согласного звука, если буква одна и та же.

- Что помогает различить смысл слов в следующих парах:

нос нёс

(Учитель произносит пары слов, дети повторяют, вслушиваются в звуковые различия, и отличают их устно [н] [н’], а затем определяют различия в значении слов

мел - мель

лук - люк

ток - тёк

оси - осы


  • Какая пара слов отличается от остальных количеством слогов?

  • Начертите слоговую схему. ___ ___΄

  • Приведите примеры слов по такой же слоговой схеме. (книга, лисья, стены, мама, речка)


  1. Скороговорки.

***

Ткет ткач ткани на платки Тане.

***

Баран Буян залез в бурьян.

***

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

***

У маленькой Сани сани едут сами.


***

Сидел воробей на сосне,

Заснул – и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,

Сидел бы сейчас воробей на сосне.

***

Загородка за перегородкой.



Загадки.

***

Сарафан – не сарафан

Платьице – не платьице.

А кто станет раздевать,

Досыта наплачется.

(Лук)

***

Есть у нас в квартире робот

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер ТУ.

(Пылесос)

***

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обеих,

Что за кони у меня?

(Коньки)


Учитель:

- Дети, вы молодцы, правильно отгадали 3 загадки. 3 загадки – три отгадки – 3 слова.

Посмотрите на доску, вспомните 3 отгадки и решите 2 задачи.

  1. Какая отгадка подходит к какой слоговой схеме?

  2. Найдите ошибку в схеме, иначе одно слово «не уложится» в схему. Исправьте схему.

а) ___ ___ ___΄

б) ___

в) ___ ____΄

Подберите слова, соответствующие эти схемам.

Занятие 4.

1. Азбука Стр. 9.

Рассматривание рис. №1. Беседа.

Учитель:

- Кто изображен на рисунке. (осы) Сколько их (две). Что вы знаете об осах? Чем питаются, где живут, что такое осиное гнездо? Где осы прячут мед? Какие еще насекомые похожи на ос? А чем отличаются?

(Если учащиеся затрудняются ответить на все вопросы, учитель рассказывает детям об осах, пчелах, ульях, о целебных свойствах меда)

2. Звуковые упражнения.

Оси – осы, выявляются различия в написании, звучании и значении этих слов.

Учитель:

- как можно изменить эти слова?

Оси – это много, они.

Ось – это одна, она.

Осы – это тоже много,

Оса – это одна, она.

Запись на доске –

ОНИ, ОНА, ОН, ОНО

это слова – помощники, указатели, которые указывают на то, один предмет или больше одного. Много предметов обозначает слово. Я произношу слово, а вы хором, все вместе подсказываете, какой помощник подойдет к этому слову из тех которые вы видите на доске.

Тетради – они

Листья – они

Дерево – оно

Человек –

Река –

Азбука –

Земля –

Мир –

Добро –

Ель –

Ели –

А теперь поменяемся с вами заданиями: я говорю слово – указатель, а вы подбираете к нему слово.

ОНИ, ОНА, ОН, ОНО

(Учитель может указкой показывать местоимение, а дети приводят соответствующие примеры. Вначале эта работа проходит не слишком быстро, учитель останавливается на каждом местоимении, последовательно переходя от одного к другому. Затем можно ускорить темп задания, переключая внимание детей с одного местоимения на другое и нарушая последовательность: он, они, он, он, она, оно, оно, оно, они и т.д.)

Последние слово предложенное детьми проанализировать фонетически (устно). Например слово «земля».

Слово состоит из 5 звуков

[з’ и м л’ а ]

2х слогов, ударение падает на 2й слог, слоговая схема - __ __.

1й звук [з] звонкий, мягкий;

2й звук [и] гласный, безударный;

3й звук [м] согласный, звонкий, твердый;

4й звук [л] согласный, звонкий, мягкий;

5й звук [а] гласный, ударный.

3. Скороговорки. Сейчас мы с вами выучим 5 скороговорок. Нужно быть очень внимательными, чтобы:

а) найти скороговорки, в которых есть слова, где, все согласные мягкие (в, д)

б) указать скороговорку, в которой нет ни одного слова с мягким согласным звуком.


1) Купила бабуля бусы Марусе.

2) Редька редко росла на грядке:

редко грядка была в порядке.

3) Опять пять ребят нашли

у пенька пять опят.


4) До города дорога в гору

От города – с горы.

5) Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на поле ели.


4. Пословицы. (Дети проговаривают вслед за учителем все пословицы)

Чтение – вот лучшее учение.

(Александр Сергеевич Пушкин)

Повторение – мать учения.

Дал Бог клад, да не умели взять.

Учение – свет, а неученье – тьма.

Учитель:

- Дети, все эти пословицы на одно и ту же тему – об учении, науке, приобретении знаний. Попробуйте выбрать одну из пословиц, которая вам наиболее понятна и составьте к ней небольшой рассказик, как это делал Константин Дмитриевич Ушинский. Послушайте.

Горшок котлу не товарищ.

Кухарка мыла на реке горшок и чугунный котел, вымыла, да и позабыла. Котел и горшок обрадовались случаю, сговорились путешествовать вместе и поплыли по реке. Но не долго они вместе плавали: глиняный горшок стукнулся о чугунный котел и разбился.

При солнышке тепло,

При матери добро.

Забежал Коля к соседу и увидал, что у него в доме нехорошо: дети грязны, в изорванных рубашках, с нерасчесанными головами. Меньшие валяются по грязному полу, двое других дерутся, а старшенький лежит болен, и некому за ним присмотреть.

Вспомнил, тут Коля, что у соседа недавно жена умерла, вспомнил и свою мать, побежал домой и крепко обнял родимую.

Что делает мать для своих детей? – спрашивает Константин Дмитриевич Ушинский у своих учеников. А вы что ответили бы на этот вопрос?

(Далее дети выбирают одну из предложенных учителем пословиц и составляют небольшие рассказики с заглавием – пословицей)


Занятие 5.

1. Азбука Стр. 19.

Наблюдение над письменным шрифтом Азбуки К.Д.Ушинского, сравнений очертаний букв с современным письмом. Сравнение изученных букв в современных прописях и письменной Азбуке К.Д.Ушинского.

Письмо элементов букв и изученных букв. Стр. 20. Нахождение изученных букв, чтение слов, состоящих из известных букв.

2. Звуко – слоговые упражнения.

Учитель:

- Сейчас мы поиграем. Я произношу слово, а вы определите, сколько слов в этом слове: если один слог – хлопаете в ладоши один раз, двусложное слово – два раза, трехсложное – 3 раза. А если в слове более 3х слогов (4-5), вы не хлопаете вообще.

Река, озеро, берега, ветер,

крот, волк, лиса, кот, кошка, собака, пес,

деревня, село, Воскресенское, город, улица, дома, дом,

яблоки, дерево, дуб, береза, ольха, грибы,

холодильник, телевизор, пылесос,

сад, лес,

картина,

клад,

молоко,

сенокос.

- Кто назовет те слова, которые не вошли в наше задание, потому что состояли более, чем из 3х слогов? (холодильник, телевизор, Воскресенское.)

- А сейчас задание потруднее. Вы знаете, что слово состоит из слогов, только что вы определили их количество. Но слоги в слове подразделяются на ударные и безударные. Ударным может быть любой слог в слове. Количество слогов в слове и место ударного слога могут отобразить слоговые схемы.

Что вы можете сказать о слове, которому соответствует такая схема?

На доске ___ ___ ___ ΄ - ( слово состоит из 3х слогов, 3й слог ударный) – например молоко

___ ΄ ___ - (слово состоит из 2х слогов, первый слог ударный – море).

Задание. На доске три схемы под номерами:

1. __ __΄ __ 2. __ __΄ 3. __ __ __΄

(Учитель проговаривает слова, учащиеся определяют, к какой схеме относятся слова, учитывая не только количество слогов и место ударения, но и номер, под которым обозначена эта схема. Если слово соответствует 1й схеме, дети хлопают 1 раз, 2й – 2 раза и, соответственно – 3 раза. Темп хлопков задается учителем. Если произнесенное слово не соответствует ни одной из схем, учащиеся не хлопают совсем).

Москва (2), Петербург (-), Киев (-), Новгород (3), Астрахань (3), Сочи (-), Одесса (1), Орел (2), Воронеж (1), Казань (2), Кишинев (-), Самара (1), Архангельск (1), Волгоград (-), Калуга (1), Мурманск (-), Харьков (-), Белгород (3), Новосибирск (-), Рязань (2).

- Кто сможет повторить названия городов, которые вы запомнили?

- Назовите город(а), в названии которого все согласные звуки – твердые?

Учитель:

- Я у себя отметила названия городов, для которых на доске не нашлось схем. Не будем их обижать.

(Учитель произносит слова, а дети на доске чертят схемы)

Кишинев, Петербург ___ ___ ___΄ Волгоград

Киев, Сочи ___ ΄ ___ Мурманск, Харьков

___ ___ ___ ___΄ Новосибирск.

3. Беседа о речи.

Дети! Мы с вами на уроке общаемся, я вам задаю вопросы, вы отвечаете, и мы понимаем то, что говорим, что слышим, мы понимаем то, что написано в книгах, пишем сами. Что же нам помогает общаться и понимать друг друга? – Слово, речь.

Наша речь существует в двух формах: устной (уста – губы) и письменной (письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной речью, когда пишем – письменной.

Какая речь имеется в виду в следующих пословицах.

(Учитель говорит пословицу, дети повторяют, а затем дают ответ на заданный вопрос.)

Что не складно, то не ладно (устная речь)

Что написано пером, то не вырубишь топором (письменная речь)

Что на уме, то и на языке (устная)

Хорошие речи приятно и слушать (устная)

Твоими устами да мёд пить (устная)

Чтение вот лучшее учение (письменная)

Сначала появилась устная речь, затем – письменная.

А знаете вы как возникла русская письменность?

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это Салоники, в Греции) жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Греческий царь Михаил послал братьев к славянам, так как славянский князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, прочесть которые славяне не могли, так как у них не было своей азбуки, славяне не имели собственных букв, а значит у них не было собственной письменности.

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться «кириллицей».

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша «азбука» - дочка греческого алфавита.

Каждый год 24 мая весь православный народ отмечает день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий все славянские страны учением своим просветили и привели к вере в Господа Бога нашего Иисуса Христа. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Константин стал горячо молиться перед иконой Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян буквы. После молебна братья и пять их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Всё получилось у них легко, словно само собой. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна:

В начале было Слово.

Теперь славянские народы получили письменность и могли прочесть Святое Евангелие.

(Для проведения этой беседы необходимы наглядные пособия: изображения св.Кирилла и Мефодия, образцы славянской азбуки, а также старинные книги.)


Загадки.


***

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает.

(Книга)



***

Заря-заряница,

Про миру ходила

Слезу уронила

Месяц видел,

Солнце скрало.

(Роса)



***

Выгляну в окошко:

Лежит долгий Антошка.

Кабы он встал –

До неба достал;

Сам не ходит,

А других водит.

(Дорога)


***

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

(Колос)



***

Кто ткет без станка и рук.

(Паук)

Учитель:

  • Дети , кто запомнил какую загадку и сможет повторить? Какую загадку хотели бы выучить наизусть.

(Самая поэтичная загадка про колос. Повторив два-три раза, дети её запоминают)


Занятие 6

  1. Азбука Стр. 11. Рассматривание картинок под номерами № 11, 12. Выяснение значения слов «сито, соты, тина».

Сравнение звукового состава слов сито и соты – что общего в звучании этих слов?

(Оба слова двусложные с ударением на 1 слоге __´ __ . В обоих словах 3 звук [т] ).

  • Какие звуковые различия в этих словах?

[c’] - [c]

[и] - [о]

[а] - [ы]

  • Назовите буквенный состав этих слов (общее – буквы с,т, различное – и, ы)

Учитель:

  • Я назову два слова, вы выясните, в каких отношениях между собой эти слова и дополните такими такими же парами:

Телята – телёнок (поросята, ягнята, жеребята, волчата, лисята, котята, тигрята, слонята, межвежата, зайчата)

  • А теперь потруднее. Я называю слово, уже звучавшее у нас и обозначающее детёнышей, а вы говорите слово, обозначающее их маму и добавляете – домашнее это животное или дикое. Например:

Я

Телята -

Лисята -

Вы

корова, домашнее животное

лисица, дикое животное



  1. Скороговорки



а) Это зверь зовется лама

Лама- дочь и лама – мама. (рассказать об этом животном)


б) Мама дала Ромаше

сыворотку из простокваши.


в) В поле Поля поле пашет.

г) В поле Поля – Полюшка

Пашет поле-полюшко

Сорняков не будет в поле,

если полет поле Поля.


д) Проворонила ворона воронёнка.



Учитель:

  • Если при отработке скороговорок вы были внимательны, то вы сейчас назовете слово, состоящее из 5 слогов с ударением на 3 слоге. Вот его схема:

__ __ __' __ __

[ п р а в а р ó н’ и л а ]

Занятие 7.

1. Азбука Стр. 21.

Чтение строк, объяснение непонятных слов. Составление слов из предложенных учителем слов. Привести примеры слов с данными слогами, учитывая слоговой состав.

ни __ ли __

__ ни ли __

__ ти __ (Нина, сани, листок, лимон, липа, картина)

Сани, листок, липа, картина – Сопоставление звуков и букв каждого слова. Сопоставление предложений.

Скороговорки.

Орел на горе. Перо на орле.

Маланья – болтунья молоко болтала – болтала, выбалтывала, да не выболтала.

У боярина – бобра нет богатства, нет добра, два бобренка у бобра, лучше всякого добра.

Учитель:

- Вспомните выученные скороговорки. В этих скороговорках есть одно слово со [ц], одно со [ф], найдите и произнесите эти слова (бога[ц]тва и [ф]сякого)

__ __ __ __ какое слово какой скороговорки соответствует этой схеме?


Загадки

1. Весною оно в земле теряется.

Летом – над землей возвышается.

Осенью – к хозяину возвращается

(зерно)



2. Под соснами,

Под ёлками

Лежит клубок

С иголками.

(ёж)3.Белая корзинка –

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(ромашка)

4. Был ребенок -

Не знал пеленок,

Стал стариком –

Сто пеленок на нем.

(лук)


Занятие 8.

1. Повторение всех изученных звуков отчетливое произношение слов со звуками [р, р’], [л, л’], [т, т’], и т.д. Выделение и произношение звуков в словах «Россия», «Родина», «Русь», «русский», «православие». Фонетический анализ одного из предложенных учителем слов. Сопоставление звуков и букв. Беседа о значении этих слов.

Азбука. Стр. 14.

Чтение слов с известными буквами. Беседа о значении предложения «Красит рака горе».

Азбука. Стр. 23.

(Iй пример – 1я строка Роза, репы, горы, воры, море, сор, пар) –

Учитель:

- Что общего во всех этих словах? (в каждом слове есть буква Р). А различаются положение этой буквы в названных словах? (буква Р находится в начале, в середине или в конце слова; буква Р обозначает в одних словах [р], в других [р’]. Какие слова с [р’ ] вы заполнили? (репы, море).

Приведите свои примеры слов, в которых был бы этот звук.

Какие слова со звуком [р] вы запомнили?

Прочитайте слова, все буквы которых вам известны.

Запишите эти слова в тетради.

2. Скороговорки.

1. Два дровосека,

два дровокола,

два дроворуба.


2. Я во двор вела вола

За рога вела вола

А вол

В огород меня завел.


3. Волк на лужайке –

Задрожали зайки.

Занятие 9.

1. На доске записаны ранее выученные буквы (буквы гласных и буквы согласных). Дети повторяют, чем отличаются буквы от звуков. (буквы пишем и видим, а звуки слышим и произносим).

Учитель:

- Прочитайте слова, записанные на доске, прислушайтесь к их произношению. А теперь сначала прочитайте те слова, где звуки соответствуют буквам, а затем те, где есть звуки, не соответствующие буквам.

* * * * * *

осы, косы, розы, горы, гора, вол, волы, рак, река, гнездо, молоко.

hello_html_7af6df0d.png


2. Фонетическая зарядка. (Учитель указкой показывает букву гласного, а дети произносят соответствующий слог, использую букву согласного, обозначенную в центре).


Смысл этого задания заключается в переключении внимания в соответствии с увеличивающейся скоростью движения указки. Данный вид работы предполагает изменение буквы согласного, т.е. быстрое произношение слогов с другим согласным звуком ре, ру, ре, ры, до, ди, ду, да.

Если указка задерживается на какой-то букве то учащиеся без дополнительных вопросов приводят пример слова с таким слогом – в начале, в середине или в конце слова – ветер, невеста, розы, морозы, ру – руки, Маруся и т.д.

3. Азбука. Стр. 21.Пример 2 - 4

Учитель читает примеры, дети следят и повторяют вслед за учителем слова и фразы.

Учитель.

- Вы только что вслед за мной проговорили (прочитали) слова и предложения. Вспомните, в состав каких слов входят а) только мягкие согласные (няня, ели, улей), б) твердые и мягкие согласные (село, вино, сани, шея), в) только твердые согласные.

Азбука. Стр.9.

Рассматривание рисунка. Беседа о русской природе. Описание ивы. Почему иву называют плакучей? Что можно сказать об иве, изображенной в Азбуке? В какую погоду художник увидел это дерево? Звуковой анализ слова «Ива». Ассоциативный ряд – Родина, Русь, природа, деревня, село, село Воскресенское. Стихи детей о Воскресенском (если есть – то стихи детей этого класса, если нет – предшественников).

Занятие 10.

Азбука. Стр.14.

Обратим внимание детей на предложение «На горе в лесу птицы рано сегодня запели.» Беседа: Какие слова этого предложения вы уже можете прочитать самостоятельно? Прочитайте. На горе в лесу …. рано сегодня ….. Попробуйте догадаться, какие слова здесь могут быть? Вставьте свои слова, чтобы получилось предложение. (Дети предлагают свои варианты, (взошло солнышко, высохла роса, запели птички), (после чего учитель читает предложение полностью и проводит беседу о красоте русской природы – утреннего весеннего (летнего) леса. Кто может услышать, как поют птицы рано утром? Какие птицы поют в лесу по утрам? Как вы думаете зачем К.Д.Ушинский написал вам в «Азбуку» это предложение? (птицы рано поют в какое время года? (летом) А где птицы сейчас (улетели на юг). А какие птицы остаются зимовать с нами? (воробьи, снегири)).

Запись на доске: Екатерина,

Учитель:

- Что обозначает это слово? (Имя).

- Есть ли в нашем классе или в ваших семьях люди с именем Екатерина.

Произнесите звуки этого слова. [j и к а т’ и р’ и н а ]. Что вы заметили?

- Какие звуки обозначает одна и та же буква Е в первом и третьем слогах!

- Назовите другие имена, в которых буква «е» выполняла бы в разных слогах различную работу: Елена, Евгения, Елизавета.

- Объясните, какие звуки обозначают буквы слова «веселее». Рассуждайте так: первая буква в этом слове «в» - обозначает [в'] – согласный, мягкий, звонкий, вторая буква «е» - обозначает безударный гласный звук [и], третья буква [с] обозначает звук [с'] – согласный, глухой, мягкий, четвертая буква «е» - обозначает [и’] - безударный, гласный, пятая буква «л» - обозначает [л’] – согласный, звонкий, шестая буква «е» - обозначает ударный гласный [э], седьмая буква «е» - обозначает 2 звука: согласный звук [й] и гласный [и].

- Итак, какие звуки может обозначать «е» - [йэ] – два звука в начале слова и еще начале слога в ударном слоге [ель, поехали, моей]

[йи] – два звука в начале слова или в начале слога в безударном слоге.

[э] – после мягкого, согласного в ударном слоге

ес, пень, ве́тер, бе́рег и т.д.)

[л’ э с] [п’ э н’ ] [в’ э т’ и р] [б’э р’ и к]

[и] – после мягкого, согласного в безударном слоге

(весна́, леса́, село́)

[ в’ и с н а ] [ л’ и с а ] [ с’ и л о ]

Учитель:

- Почему слова леса и лиса звучат одинаково? Как их различить? (хитрая лиса и хвойные леса)

Скороговорки.

Колпак на колпаке,

Под колпаком колпак.

Пароль – «орел», «орел» - пароль.

Осип охрип, Архип осип.

У елки иголки колки.

Занятие 11.

1. Азбука. Стр.21 (последний столбик).

Найти и прочитать слова, все буквы которых вам знакомы.

Беседа. Что общего в написании этих слов? (буква П). Какие звуки обозначает эта буква в данных словах?

[п] и [п’ ]

Прочитайте сначала слова со звуком [п], а затем - [п’ ].

Что общего в слоговом составе этих слов? (все слова двусложные)

Наблюдение над ударением в данных словах. ( _́_ __ , __ _́_ ) ла́па, ли́па, па́па, пи́во, - пила́.

Стр. 11 («Письменная азбука» №14)

Что нарисовано на картинке? Зачем нужна пила? Что ее делают? Расскажите, как работают пилой? Какая она? (острая – почему? Что можно распилить такой пилой? Опасная – почему?) А какие еще бывают пилы? (бензопила, электропила, туристическая).

2. Звуковой анализ слов.



Наблюдение над значением слов (различных омонимов):

Острая пила

Пила воду

Самостоятельное составление предложения

Стр. 12.

- Что такое пиво? Что вы знаете об этом напитке?

Беседа учителя о вреде алкогольных напитков для здоровья человека. (на доступном этому возрасту уровне объясните значение слова «полова»


2. Скороговорки.

Пекарь Пека пёк пирог:

Пек – пек – недопёк

Пёк – пёк – перепёк


На горе Арарат

Рвет Варвара виноград

У ежа – ежата, у ужа – ужата.


Загадка

У двух матерей по пяти сыновей,

И все в одно имя (пальцы)

Звуковой разбор слова «пальцы»

Занятие 12.

1. Азбука. Стр.19.

Нахождение в письменной азбуке К.Д,Ушинского изученных букв. Анализ написаний, сравнение с современными буквами. Составление с помощью учителя двухсложных (и более) слов, включающих изученные звуко – буквы (можно ограничиться лексическими группами: например именами – Вова, Нина, Никита, Вера, Анна, Лена, Лера, Иван, Алла, Станислав, Лариса, Стасик, Светлана, Ната, Василиса, Валентина, Варвара.

Запись имен на доске и в тетрадях. Звуковые упражнения:

а) найти имена, в состав которых входят только твердые согласные звуки; (Вова, Иван, Ната, Алла, Варвара)

б) назвать имена, состоящие из 3х слогов;

в) найти имена состоящие из 4х слогов. (Василиса, Валентина).

Фонетический анализ (устно) Образец.

Василиса – 8 букв, 4 слога, 3 слог ударный.

Слоговая схема: __ __ _́_ __ Какое ещё имя подходит к этой схеме? (Валентина).

[ в ] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный

[ а ] – гласный, безударный

[ с’] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный

[ и ] - гласный, безударный

[ л’] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный

[ и ] - гласный, ударный

[ с ] – согласный, глухой, парный, твердый, парный

[ а ] - гласный, безударный


2. Азбука. Стр.13.

Рассматривание картинки.

Мыши. Сколько на картинке изображено мышей? Что они делают?

Беседа. Звуковой анализ слова «мыши».

Мыло, мыши, мята – чем различаются первые звуки этих слов?

[ м ] и [ м’]

1) Подберите (устно) слова, начинающие звуками [ м ] и [ м’] (молитва, мир)

2) подберите слова, в середине которых были бы звуки [ м ] и [ м’ ] (мама, иметь)

3) подберите слова, последний согласный в которых был бы [ м ] или [ м’ (солома, имя)

Скороговорка.

а) Миша мал мяту мял.

Увидела мать – не велела мять.


Пословицы: Нету лучшего дружка

Чем родная матушка.


Сердце матери лучше

Солнца греет.


При солнышке тепло,

При матери добро.

Занятие 13.

«Азбука», стр.13.№20.

Рассматривание картинок в азбуке.

воз - то обозначает это слово? Назовите буквы этого слова, произнесите звуки [ в о с ]. Что вы заметили? (Звук и буква не совпадают).

Почему в слове «воз» буква «з» обозначает [c] ? (находится в конце слова).

Приведите подобные примеры.

(мороз – [ м а р о с ], газ - [ г а с] , вёз – [ в’ о с ], слёз - [ с л’ о с ],

тепловоз - [ т’ и п л а в о с ] )

Значит все дело в том, что буква «з» в конце слова обозначает [ c ] ? Что нужно сделать, чтобы в этих словах зазвучал звонкий согласный, соответствующий букве «з» ( изменить это слово так, чтобы осле согласного звука, слышался гласный звук.

Мороз – морозы, роз – роза,

вёз-везу, воз-возы́, слёз-слёзы, тепловоз-тепловозы.

Учитель:

- Опишите зайчика, которого вы видите на картинке. Какой он?

Какой первый звук в слове «заяц»? Почему же в слове «воз» буква «з» обозначает [c], а в слове «заяц» - [ з ] ?

А в слове зима - [з’] ?

А в словах мазь,

насквозь [c’ ] ?

грязь

Подумайте, какие же звуки может обозначать одна и та же буква «з»?

([ з ], [ з’], [ c], [c’] )

Запись в тетради слов с обозначением звука

алмаз – [c] воз – [ c ]

зима - [з’] зубы – [з ]

Какой звука, обозначаемый буквой «з» нам не встретился? ([c’] )

Вспомните, какая буква пишется в следующих словах:

мазь [c’] - ( буква «з» - мазать)

лезь [с’] - (буква «з» - лезу)

нос [c] – (буква «с» - носы)

нёс [c] – (буква «с» - несу)

весь [с’] – (буква «с» - все)

Русь [c’] – буква «с» - Россия)


Стр.13. №20

Читает учитель: Нам сани давай зимою, а летом телегу.

Что обозначает это предложение? Зачем зимой сани? Что делает хозяин в деревне летом? Зачем ему телега? Какую работу выполняют крестьяне с помощью телеги?

Что говорит русская народная пословица о санях и телеге, зиме и лете? ( Готовь летом сани, а телегу зимой). К каким случаям в жизни может быть применима эта пословица?

Скороговорки

1.Белый снег, белый мел,

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.


2.Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.


Занятие 14.

1. Звуковые упражнения.

Подобрать слова, в составе которых были бы только твердые согласные.

Подобрать слова, в составе которых были бы только мягкие согласные.

Подобрать слова, в состав которых входили бы и твердые, и мягкие согласные.

Учитель из предложенных детьми слов отбирает те, которые состоят из изученных букв, эти слова записываются на доску и в тетради. Устно составляются предложения.

Скороговорки

1) Маша дала Ромаше

Сыворотку из-под простокваши.

2) У нас на дворе – подворье.

3)Погода размокропогодилось.


«Азбука» Стр. 15 №26.

Догадайтесь, какая буква изучается в Азбуке К.Д.Ушинского под этим номером? Учитель читает слова и предложения.

Какие звуки обозначает «б» в словах: шуба, зубы, труба, брат? В словах какого предложения нет ни одного мягкого звука?

На крыше труба.

Беседа по совету К.Д.Ушинского:

Зубы береги: беззубому, брат, плохо. (Почему нужно беречь зубы, что значит их беречь, как нужно ухаживать за зубами; лечение зубов; как называет врач, который лечит зубы).

В каком слове этого предложения буква «б» обозначает разные звуки? (беззубому – [ б’] и [ б ] )

На доске слова, читает учитель:

дуб, береза, голубь, бук

Что общего во всех этих словах (буква «Б»)

(Звуковой анализ каждого из этих слов позволит дать ответ на вопрос: какие звуки может обозначать буква «Б»)

дуб – [п] голубь - [п’]

береза - [б’] бук - [б]

А теперь задание посложнее:

На доске записаны слова, последняя буква которых, не обозначена

ду…

стол…

ко́ро…

штам…

книголю…

погре…

лесору…

гри…

шта…

хле…

су…

сно…

укро́…

ло…

Учитель произносит (четко, по орфоэпическим нормам) каждое слово, дети повторяют, отчетливо проговаривая последний согласный [п].

Учитель:

- Что общего в произношении всех слов? ([п] в конце слова). Да, верно, конечный согласный во всех этих словах один и тот же. Но мы ведь должны уметь и писать эти слова. Значит, нужно определить, какая буква в каком слове обозначает конечный согласный [п]. Дети рассуждают следующим образом: в слове «дуб» нужно писать букву «б», потому что при изменении этого слова ясно слышится [б] – дубы.

По мере объяснения каждое слово дополняется буквами «б» или «п». Приведи слова, которые обозначают близких тебе людей, какие добрые поступки они совершают?

Занятие 15.

Повторение всех звуков и букв, изученных ранее. Звуковые упражнения на перестановку звуков в слове.

«Азбука» К.Д.Ушинского. Стр.12. Наблюдение над написанием буквы «д» в «Азбуке». Нахождение отличий от современных прописей. Чтение слов, состоящих из известных букв. Внимание на последних двух предложениях.

У моего деда седые волосы. Мои милые дети.

Беседа о дедушках и бабашках – старшем поколении. Дети рассказывают о своих родных, об их жизни, труде. Почему, старики седеют? Что стоит за их морщинками? Кто может сказать «Мои милые дети»? Наблюдение над произношением слов, обозначенных звездочками:

* * * *

воды – [а], моего - [а], [в], мои - [а]


Стр. 22. Чтение 2 столбца. О чем может быть рассказ, слова и предложение первых двух строчек?:

Сено, лето, дети, дело.

Сено, а на сене вилы.

Как можно назвать такой рассказ? А о ком будет рассказ по предложениям 3 и 4 строк? Как его можно назвать?

Наблюдение над произношение слов с буквой Д. Учитель читает слова, дети повторяют: сад, дед, дорога, пруд, тетрадь.

Дети анализируют звуковой состав каждого слова, а учитель отмечает, какие звуки может обозначать буква «Д».

Сад – [т], дед – [д’] и [т], дорога - [д], пруд - [т], тетрадь - [т’]

Вывод: буква «д» может обозначать звуки: [д], [д’], [т], [т’].

Какие вы знаете добрые слова, начинающиеся с буквы «Д».

Дом, добро, доброта, дети, деревня, дедушка, девица, детство, дерево, дуб, дело, дождик, дорога, дар, душа, дух (святой), духовник, друг, дочь, дева.

Дети приводят слова, учитель их записывает на доске, затем проговаривает каждое по 2 раза – 1й раз – орфоэпически, 2й – орфографически, дети оба раза повторяют за учителем.

Затем ученикам предлагается с любым из слов (по выбору) составить предложение, одно предложение корректируется учителем и записывается на доске и в тетрадях (условие: отсутствие неизученных букв)

У дома вырос дуб.

Дети посадили дерево.

В деревне строят дом.

Занятие 16.

На доске записаны все изученные ранее буквы. Дети называют каждую из них, особое внимание обращается на те буквы, в названии которых часто допускаются неточности (ка, эль, эм, эр, х и т.д.).

Детям предлагается составить предложения, использовав эти буквы. (если будут затруднения, можно сначала подобрать слова, а уже из слов – предложение)

Примерный перечень слов:

Лето, лес, лиса, ветер, кот, подул, река, озеро, море, сено, сенокос, дом, строим, листок, молоко, вода, лодка, космос, привет, сын, брат, сестра, посуда и т.д.

Кто подберет самое большое слово? (например телевизор, Василиса, космонавт).

Азбука. Стр.11.

Дети читают №№ 12, 13, 15, 16. В каждом слове, где встречается буква «я», выясняют звуковой состав слова и определяют, какие звуки может обозначать эта буква ( [ а’] или [й] + [а] ) на доске появится запись.

Я – [А] Я – [Й] + [А]

мята моя

телята милая

телятина ягода

дядя

дыня

няня

Беседа

Дети, если буква «я» обозначает один звук, и этот звук [А], то зачем нам лишняя буква, у нас же есть уже буква А, которая и обозначает [а]. Может, можно обойтись без буквы Я? Давайте попробуем в тех словах, где она обозначает [А], - поменяем ее на букву «А»

Н А Н А Т Е Л А Т А

Д А Д А Т Е Л А Т И Н А

Ничего не получается!

Кто догадается, какую ещё работу выполняет эта буква? (указывает на мягкость согласного звука) Верно! Ничего лишнего у нас в азбуке НЕТ.

А есть ли ещё такие буквы? (буква Е тоже может обозначать 1 звук и указывать на мягкость согласного, а может обозначать 2 звука.

Есть ли ещё буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного? (буква И). Прочитайте пары слов:

выл – вил

вал – вял

вазы – вязы

Попробуйте привести свои примеры. Вспомните, когда буква «е» обозначает 2 звука? (В начале слова или после гласного).

Посмотрите внимательно на слова правого столбика и сделайте вывод: в каких случаях буква «Я» обозначает 2 звука?

Приведите примеры слов, где бы буквы «я» или «е» обозначали 2 звука (согласный [й] и гласный)

Что такое «Я»?

Это буква

Это слово

Слово каждому знакомо

Кто-то скажет про себя

Это - я, мой бра, а это –

Это вся моя семья.

Занятие 17.

1. Азбука. Стр.22.

Чтение примера №5. Наблюдение над значением букв «е» и «ё» в словах этого примера. Запись на доске.

е ё

[йэ] [э] [йо] [о]

съел медь льёт мёд

съели сел пьёт

дети

сели

Читая пример, учащиеся производят звуковой анализ тех слов, которых есть буквы е или ё и в зависимости от значения этих букв подписывают слова. Затем каждую колонку дополняют самостоятельно подобранные примеры. Вывод букв ё и ё.

Что слышим, а как пишем.

На доске записано слово берег.

Дети, какая буква пишется в конце слова берег? А какой звук обозначает здесь эта буква?

Учитель предлагает внимательно прослушать слова, повторить их, а затем ответить на вопрос:

Какой звук произносится в конце каждого слова?

Берег, бег, друг, луг, порог, творог, носорог, пирог, геолог. ( [к] )

Я думаю, дети, теперь нам очень просто будет писать слова, на конце которых звучит [к].

Мы видим, что в конце слова «берег» произносится [к], а пишется буква «г», значит, мы и будем везде так писать. Дети «поправляют» учителя, который наряду со словами, оканчивающимися буквой «г» предлагает слова с тем же конечным звуком, но с буквой «к». Каждый раз, начав писать слово, учитель, задерживается, когда нужно выбрать букву «к» или «г».


Запись на доске:

Дети «подсказывают»:

бе…- бегу - нужно писать букву г, носо…- носки - нужно писать букву к, дру… - друга - нужно писать букву г, со… - нужно писать букву к -сока, городо…- городка - нужно писать букву к, , лу…- луга - нужно писать букву г, , лу…- луки - нужно писать букву к, , поро…- пороги - нужно писать букву к, ма…- маки - нужно писать букву к, колпа…- колпаки - нужно писать букву к, творо…- творога - нужно писать букву г, ра…- рака - нужно писать букву к, сту…- стука - нужно писать букву к, ро…- рога- нужно писать букву г, сто…- стога - нужно писать букву г.

Вывод, который делают дети: если в конце слова звучит [к], то пишется буква «г» или «к». Это можно узнать, если слово изменить, так, чтобы после согласного звучал гласный.


Работа со скороговорками

  1. До города дорога в гору, от города с горы.

  2. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь.

  3. Как у горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка.

  4. Три сороки, три трещётки

Потеряли по 3 щетки

Три – сегодня, три – вчера

Три – ещё позавчера.

Загадка: Он в сапожках красных бродит, из воды сухим выходит, шею важно выгибает, криком «га-га-га» встречает.

Игра: - Гуси, Гуси!

Га – га – га!

- Есть, хотите?

- Да, да, да!

- Ну летите!

- Нам нельзя!

- Почему?

- Серый волк за горой!

Не пускает нас домой!

- Ну летите, как хотите,

Только крылья берегите!


Азбука. Стр.11, 12.

Прочитай №12, 13, 14, 15, 16.

Подбери слова к следующим слоговым схемам: (учитель может уменьшить количество схем)

1) __ __ , 2)__ __ , 3) __ __ __ , 4) __ __ __ , 5) __ __ __ ,

6) __ __ __ __, 7) __ __ __ __ , 8) __ __ __ __ ,

9) __ __ __ __ __ ,

К каким схемам не оказалось соответствующих слов? Приведите свои примеры.

1) соты, типа, мыло, мята, мама, липа, лапа, милый, пиво, дядя, дыня, няня, сено, вилы деда, дети;

2) моя, пила, дуга, воды, мои;

3) моего́

4) теля́та, папа́ша, поло́ва, соло́ма, седые

5) ягода, волосы, милая;

6) телятина, садовая,

7) . …

Занятие 18.

Азбука. Стр. 23, 24. Пример 6.

Чтение слов и предложений. Беседа по предложению «Уметь читать, писать, и считать – большое счастье».

Почему «Денежки счет любят», - что это значит? Наблюдение над многозначностью слова «ключи».

В каком ещё значении используется слово «ключ», (Скрипичный ключ, разводной ключ)

Наблюдение над произношением слов с буквой «ч»:

часы, час, чай – [ч] счет, счеты – [hello_html_m2469bde.gif’]

читать счастье

пчелы

Азбука. Стр.24.

Чтение слов с буквой Щ.

Сравнение произношения звука, обозначаемого буквой Щ (щавель, щи, щегленок, щука) и со звуком, обозначаемым сочетанием СЧ

Счет - щука

Счастье - щи

[hello_html_m2469bde.gif’] [hello_html_m2469bde.gif’]


Звучит один и тот же звук, обозначаемый [hello_html_m2469bde.gif’]

Произносите эти слова

[Ш’ О Т Ы], [Ч У́ Д А], [Ч Э С’ Т’ ]

[hello_html_m2469bde.gif’ А С’ Т’ Й Э], [Ч У Д’ И С А́]





Загадки.

***

В брюхе баня,

В носу решето,

На голову пупок,

Всего одна рука,

И та на спине.

(Чайник)

***

Что за чудо? Вот так чудо.

Сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит чудо дороге,

Голова торчит да ноги.

(Черепаха)

***

Что всегда ходил,

А с места не сходил?

(Часы)

Учитель проговаривает отгадки – слова, записанные на доске и предлагает детям дополнить список слов, начинающиеся этой буквой: чайник, черепаха, часы, чудо, чай, чашка, чемодан, чеснок, червяк, чистота, честь, черемуха.

Наблюдение над первым звуком в этих словах; дети делают вывод: буква Ч обозначает только мягкий согласный звук. Парного твердого звука в русском языке не существует, т.е., в русском языке нет ни одного слова, в котором буква «Ч» обозначала бы твердый согласный звук.

Далее учитель предлагает детям определить, какой звук [ч] – глухой или звонкий. Для, этого произносим этот звук шепотом. Получилось? Значит звук глухой. А есть ли у него пара – звонкий звук? Проверим. Пробуем произнести с голосом. Нет, такого звука, нет. Делаем вывод: буква «ч» обозначает, согласный, глухой непарный, мягкий непарный звук.

Звуковой анализ слова чудеса (устно) (__ __ _́_) – 3сл.

[ч] – согл. Глухой, непарный, мягкий непарный.

[у] – гласный, безударный.

[д’] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный

[и] - гласный, безударный.

[с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный.

[а] - гласный, ударный.

Аналогичный анализ слова со звуком [hello_html_m2469bde.gif’]

Занятие 19.

Обобщение по употреблению «ь»

1. На доске записаны следующие пары слов:

банька - банка

угол - уголь

полка - полька

мел - мель

дал - даль

ел - ель

Беседа с детьми:

Произнесите каждую пару слов? Чем отличаются произношение слов в каждой паре (одним мягким звуком). Как на письме обозначается эта мягкость? (ь)

Сделайте вывод: где может стоять «ь» в слове? (в середине и в конце слова).

Сопоставим значение слов в каждой паре, как влияет мягкий знак (или мягкость согласного) на значение слова? (слово приобретает другое значение).

Итак, вспомните, что вы знаете о букве «ь»?

  1. Ь может стоять в конце слова.

  2. Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.

  3. Ь может изменять значение слова.


2. Наблюдение над произношением слов с разделительным Ь

семя - семья

лёд - льёт

Петр - пьёт

Коля - колья

Поля - крылья

Боря - перья

Оля - Ульяна

полю - полью

песня - пьеса

Что меняет «Ь» в произношении слов, где он появляется? (смягчает предшествующий согласный)

Но все согласные в Iм столбике и так мягкие. Там уже есть буквы, указывающие на мягкость предшествующих согласных, какие это буквы (я, ю, е, ё). Так что же делает «Ь» в словах 2го столбика? Верно, он разделяет слог, часть этого слога отходит к предыдущему слогу, а буквы я, ю, е, ё после Ь начинают обозначать 2 звука (й + а, й + у, й + э, й + о) и обозначают новый слог.

[к о л’а] [к о́ л’й а]

Поэтому его называют разделительным Ь.

На доске по заданию учителя записываются слоги; дети подбирают пары слов.

мя – мья

мяч скамья

не – нье

монета варенье

лё – льё

слёзы льётся

пё – пьё

пёсик пьёт

вё – вье

вёл вьёт

Запись в тетради пар слов фонетический анализ пары слов коля – колья.

Почему в обоих словах количество звуков не одинаково? (ь звука не обозначает, но буква «я» обозначает 2 звука). Почему в слове «колья» количество букв и звуков одинаково?

5 букв 5 звуков

к [к]

о [о]

л [л’]

ь [й]

я [а]

II. Азбука. Стр.22.

Чтение столбиков. Нахождение слов с разделительным Ь. Нахождение слов, разделяющихся одним звуком.

Стр. 23. Составить 2 предложения этой страницы:

Няня вымела сор и нашла в нем при гроша. (объяснить значение слова грош)

Денежки счет любят.

Беседа, составление рассказа по теме.


Занятие 20.

Азбука. Стр. 22.

Чтение слов в последнем примере. Нахождение, произношение и запись в тетради слов, различающихся одним звуком (ель – мель, мель – шмель, ель – ел, сел – ел, сесть – есть, сесть – лесть, плести – сплести).

Запись на доске слов:

лапа, лиса, ёж, род, плот, плод, зуб, ёлки, липа, кот, сок, кит, лёд, сук, йод, мёд, род, лиса, рука, суп, грипп, река, грусть, вилки, сук, волки, груздь, гриб.

Чтение слов, акцент на правильно произношение каждого слова. Затем орфографическое произношение каждого слова, сопоставление орфоэпического и орфографического звучания.

Задание I. Найдите и произнесите пары слов, которые не различаются в произношении:

(лиса – леса, плот – плод, род – рот, плот – плод, гриб – грипп, грусть – груздь).

Задание II. Найдите слова, различающиеся одним звуком: ёж – нож, рот – кот, зуб – суп, лёд – йод – мёд – рот, сок – сук.

Задание III. Найдите слова, различающиеся двумя звуками

(ёлки – вилки, липа – лапа, рука – река)

Задание IV. Найдите слова, соответствующие следующим, слоговым схемам.

__ _́_ _́_ __

Добавьте в каждый столбик свои примеры.

2. К какой схеме мы отнесём слово отец? ( __ _́_ )

Скороговорки

1.Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей,

Авдей Гордею дал гвоздей,

Гордей Авдею дал груздей.


2.Ты нас мама не ищи:

Щиплем мы щавель на щи.

В роще травы шевеля.

Мы нащиплем щавеля.

Занятие 21.

«Азбука». Стр.22.

Чтение примера №2. Произношение вслух каждой строчки.

Задание для учащихся:

Найдите слова, включающие мягкие согласные звуки. Какие буквы указывают на мягкость согласного в каждом слове? На какие две группы можно разделить слова с буквой «е» в предложениях: «У моего деда седые волосы. Мои милые дети». ( а) буква «е» указывает на мягкость предшествующего согласного и обозначает гласный звук. б) буква «е» обозначает 2 звука – мягкий согласный [й] и гласный звук)

В указанных предложениях найдите слово, которое относится одновременно к обеим группам. (седые)

Приведите примеры подобных слов. Составьте предложение с одним из них. (одно из составленных предложений записывается в тетради).

«Азбука». Стр.23.

Пример 5 (уж, ёж ..) Чтение столбика. Сопоставление орфоэпического и орфографического произношения.

1я строчка. Какие звуки обозначает буква ж [ш] [ж]

Почему в словах «жито» и «железо» буква гласного и не указывает на мягкость предшествующих согласных ( [ж] не имеет пары по твердости – мягкости)

2я строка. Уже жито жёлто: пора его жать.

Беседа об уборке ржи и пшеницы в поле (что дети знают о летних сельскохозяйственных работах: путь ржи, пшеницы от семян до хлеба и печенья на столе)

3я строка. О чем это предложение? О солнце. Сколько букв в слове «солнце»? Назовите буквы. Сколько звуков? Произнесите звуки. Какой звук не произносится? Какой звук в этом слове согласный, глухой непарный, твердый непарный.

[ц]

Какой буквой он обозначен? Ц

Запись на доске.

Детство, вьётся, цапля, цепь, отстаёт, подставка, цыплёнок, виться.

Прочитайте эти слова вначале орфографически, затем орфоэпически.

Что общего в произношении всех этих слов? (везде есть [ц])

А во всех ли словах есть буква «ц».

Найдите слова, где есть [ц], но нет буквы «ц».

Сделайте вывод, который начнёте следующими словами: [ц] на письме может быть обозначен

  1. буквой «ц»

  2. сочетанием букв тс, тьс

  3. сочетанием букв дс.


Скороговорки.

1.Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.


2. На лугу под горкой

Лежит сырок с красной коркой.


3.Сорок сорок съели сырок.

В короткий срок.


4.У Вари

На бульваре

Варежки пропали.

Занятие 22.

«Азбука». Стр.22.

Пример 2. Чтение вслух всего столбика. Сопоставление орфографического и орфоэпического проговаривания.

Задание «1, 2 строках»

Найдите и произнесите пары слов, различающихся одним звуком:

(рот – кот, рот – крот, рыть – крыть, крыть – скрыть, скрыть – вскрыть)

Задание к 3 строке. Красит рака горе.

Найдите в этом предложении 2 значения одной и той же буквы. ( Р – [р] и [р’].

Задания ко всему примеру.

Как в этом примере передается [ц]? (тс, ц)

Сколько [ф] в этом примере.

(2 [ф] скрыть, [ф] скрылась)

А есть ли буква Ф? (нет).

Найдите слова, в которых есть [в], какими буквами он обозначен?

Здесь важно, чтобы учащиеся не указали в ответе слова со [в’] – весною, вьёт –

Ответ – свое[в]о́, [в]земле.

«Азбука». Стр.22.

Пример №3. Задание для учащихся.

Прочитайте строчки примера №3. произнесите вслух каждое слово и предложения.

Найдите в каждом слове твердые согласные звуки. Произнесите слова, в которых есть [ц].

Пронаблюдайте, как выполняет свою основную работу буква «Е» в словах: цепы, цепи, цена, целый, целая, целое, на лице.

Сравните:

цепи - степи

цена - пенал

целый - спелый

Подумайте, на лице́ – на книге.

Почему в словах левого столбика буква «е» не указывает на мягкость предшествующего согласного звука. (Буква «ц», обозначает звук [ц], не имеющий пары по мягкости, поэтому буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного ь, и, е, ё, - бессильны изменить этот звук.

Какие ещё буквы согласных не имеют пар по мягкости? (ш, ж).

Посмотрите внимательно на 2ю и 3ю строчку. Найдите слова, подтверждающие это правило. Запишите эти слова в тетради, а рядом добавьте свои примеры, в которых буквы гласных указывают на мягкость предшествующих согласных.

(Кому? Саше – Кате

У кого? У Маши - у Вани)

Пример №4. Прочитайте, произнесите вслух сначала слова с мягким согласным в конце слова, затем с твердым согласным, в конце слова (без Ь). Какое слово не вошло ни в одну группу? Почему?


Скороговорки.

Грачиная.

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»


Синичья.

Солнце садится, струится водится,

Птица – синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьётся –

Славно сегодня звенится – поется!

Занятие 23.

«Азбука». Стр.23.

Чтение примеров. Сопоставление орфографического и орфоэпического проговаривания (выбор слов, где есть расхождения).

Беседа по смыслу предложений. Кафтаны зелёны, а щи не солёны.

(Так говорят о людях, которые всем своим видом, поведением хотят показать, что они лучше , чем есть на самом деле)

Люди живут в мире, да не в мире. (обыгрывается многозначность слова «мир»).

В каком значении ещё может употребляться это слово?

Вопросы и для задания для любознательных:

  1. Чего больше: букв или звуков.

  2. Какой буквой начинаются слова: лес, хлеб, фонарь, книга, цель, жизнь.

  3. Какие звуки может обозначать буква Ж.

  4. Какие звуки могут обозначать буквы: З, Д, В, Б, Г.

  5. Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных?

  6. Когда буквы а, у, и, е, не влияют на мягкость или твердость предшествующих согласных (буквы ж, ш, ц, обозначают только твердые согласные, поэтому никакие «соседи» их изменить не могут буквы ч, щ обозначают только мягкие согласные, поэтому буквы гласных а, у не влияют на их звучание?

  7. Для чего служит Ь? (указывает на мягкость предшествующего согласного звука), служить разделительным Ь перед буквами я, ю, е, ё, и.

  8. В каких случаях буквы я, ю, е, ё, и могут обозначать два звука (в начале слова, в начале слога, после Ь).

  9. О каких звуках может идти речь: согласный, звонкий непарный, мягкий непарный. [й, ч, hello_html_m2469bde.gif’]

  10. О каком звуке может идти речь согл. глух непарн, тв. непарн [ц]

  11. Найди слова, в которых количество звуков и букв одинаково.

  12. Мальчик, солнце, сердце, ненастье, семья, пять, восемь, ель, съехал, рассвет, ненастный, праздник, детство, Россия.

  13. Подчеркните слова, в которых только мягкие согласные.

  14. Подчеркните слова, в которых только твердые согласные.

  15. Подчеркните слова, в которых только глухие согласные.

  16. Подчеркните слова, в которых только звонкие согласные.

  17. Какие звуки обозначает буква Д в следующих словах: тетрадь, Дима, город, дом.

  18. Поставь слова в алфавитном порядке:

  19. Найди слова, в которых одна и та же буква в одном слоге обозначает один звук, а в другом – 2 звука.

  20. Какая буква может быть слогом, словом и предложением?

  21. как определить количество слогов в слове.

  22. Может ли слог составит из одного звука? (может, если этот звук – гласный)

а – пель – син

а – на - нас

23. Какая буква может быть слогом, словом и предложением. (Я) семь/я. Я сегодня дежурный. Кто сегодня дежурный? Я.





Попробуй свои силы.

N

ЗАДАНИЕ

Правильный ответ

1

Определить слова, оканчивающиеся звонким согласным звуком: лоб, кот, рот, род, город, сом, нос, нож, рой, сторож, берег, луч, огород.


сом,

рой.

2

Выпишите слова, начинающиеся звонким согласным звуком: вздох, врач, встреча, вприкуску, вчера, вход, впрок, сбор, сдача, свитер, срок.

вздох, врач, сбор,

сдача.

[вздох], [врач], [збор],

[здача].

3

Данные слова потеряли начальные гласные звуки, из потерянных нашелся только один - [о]. Какие слова из данных можно восстановить при помощи этого звука? [ ]блако [ ]лень [ ]сень, [ ]вощи,

[ ]вца, [ ]рел, [ ]рган, [ ]становка,

[ ]тъезд, [ ]тлов, [ ]город, [ ]са.

облако, осень, овощи,

орган

4

Какие звуки в следующих группах слов обозначены одной и той же буквой?

а) дуб, береза, голубь, бук?

б) плод, тетради, лебедь, друг;

в) друг, гриб, книги?

г) уж, ужи, еж, жираф?

д) заря, зелень, мороз, мазь?

е) трава, виноград, лев, морковь.


Б - [п, б΄, п΄, б]

Д - [т, д΄, т΄, д]

Г - [к, г, г΄]

Ж - [ш, ж, ш, ж]

З - [з, з΄, с, с΄]

В - [в, в΄, ф, ф΄]

5

Какими буквами обозначены одни и те же звуки в следующих парах слов:

а) хлеб, суп?

б) цвет, плод?

в) мышь, рожь?

г) обоз, нос?

д) луг, лук?

е) улов, фонарь.

[п] – б, п

[т] – т, д

[ш] – ш, ж

[с] – з, с

[к] – г, к

[ф] – в, ф

6

Используя звуковой состав данных слов, произнесите их наоборот, запишите полученные слова: лоб рай сад ель лед раб приведите аналогичные примеры.

[лоп] - [пол], пол

[рай] - [йар], яр

[сат] - [тас], таз

[йэл΄] - [л΄эй], лей

΄от] - [тол΄], толь

[рап] - [пар], пар

7

Измените в словах только первый звук таким образом, чтобы получилось новое слово: елка яма юбка ежик, юг, ель, явка, ярус, яхта, ясли.

[йолка] - [полка], полка

[йама] - [рама], рама

[йупка] - [шупка], шубка

8

Сколькими и какими звуками различаются следующие пары слов:

а) рука - река?

б) почка - печка?

в) бык - бег?

г) ров - рев?

д) плод - плеть?

е) род - рот.

(2) - [р-р΄], [у-и];

(2) - [п-п΄], [о-э];

(2) - [б-б΄], [ы-э];

(1) - [р-р΄],

(2) - [л-л΄], [о-э];

(0)


Занятие 24.

Справочные материалы.


  1. Буквы гласных, указывающие на твёрдость предшествующих согласных: А, О, Э, Ы, У.

  2. Буквы гласных, указывающие на мягкость предшествующих согласных: Я, Ё, Ю, Е, И.

  3. Буквы гласных, обозначающие как один, так и два звука: Я, Ю, Е, Ё.

1 звук перед предшествующим согласным.

2 звука в начале слова, в начале слога после «Ь» и «Ъ»

  1. Буква Ь указывает на мягкость предшествующих согласных.

  2. Буквы согласных, обозначающие только твердые звуки (звуки, не имеющие твердых пар): Ж, Ш, Ц.

  3. Буквы согласных, обозначающие только мягкие звуки (т.е. звуки, не имеющие твердых пар): Й, Ч, Щ.

Согласные звуки

а) звонкие и глухие

парные

[б]

[п]

[в]

[ф]

[г]

[к]

[д]

[т]

[ж]

[ш]

[з]

[с]







непарные

[й]

-

[л]

-

[м]

-

[н]

-

[р]

-


[ц]


[ч]


[ш’]


[х]


б) твердые и мягкие


Парные


Непарные

Тв.

[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л]

[м] [н] [р] [с] [т] [ф] [х]

[ж] [ш] [ц]

Мягк

[б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’]

[м’] [н’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’]

[й][ч] [щ’]

Фонетический разбор

а) План фонетического разбора

1. Буквенная запись слова.

2. Звуковая запись слова.

3. Слоговая схема.

4. Характеристика звуков.

5. Обозначение буквами.

6. Количество букв и звуков.

б) Образец фонетического разбора

семена – [с’ и м’ и н а́]

__ __ _́_

С [c’] –согласн, глухой парный, мягкий парн.

Е [и] – гласный, безударный.

М [м’] – согласн, звонкий непарн, мягк. парн.

Е [и] - гласный, безударный.

Н [н] - согласн, звонкий непарн, тверд. парн

А [а] - гласный, ударный.

6 букв 6 звуков


Детство

3-4 образца

Встреча, вьётся, отступление. ?????







Занятия по развитию фонематического слуха и грамотности у детей
  • Начальные классы
Описание:

Данные занятия опираются на книгу великого русского педагога К.Д.Ушинского,которой сейчас нет в продаже, она доступна только в национальных библиотеках. Но в этих занятиях есть много упражнений,направленных на развитие фонематического слуха ребенка (мышка и мишка- многие дети не слышат этой разницы), проговаривание слов по звукам, игра в слова приводит детей к любви к своему родному языку, его секретам.

Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 20.06.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 560
Номер материала 60095
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓