Главная / Физкультура / Занятия футболом как средство социализации подростков

Занятия футболом как средство социализации подростков

Занятия футболом как средство социализации подростков

Ключевые слова: футбол, социализация, подросток, спортсмен, социальные роли.

Key words: football, socialisation, the teenager, the sportsman, social roles.

Резюме. Автором проделан теоретический анализ проблемы социализации, что послужило основой проведения эмпирического исследования. Выделены формы познавательной деятельности и компоненты социальных ролей, формируемых в футболе.

Summary. The author does the theoretical analysis of a problem of socialisation that has formed a basis of carrying out of empirical research. Forms of informative activity and components of the social roles formed in football are allocated.

В психолого-педагогический процесс подготовки игрока, который составляет целый комплекс знаний и умений и дает возможность достижения высоких результатов входит не только обучение, тренировки и соревновательная деятельность, но и воспитание физической культуры, нравственности, волевых качеств и т.д. Это звенья одной цепи, которые помогают подготовиться и выстоять в сложных ситуациях. «Современный спорт высших достижений представляет собой форму человеческой деятельности, суть которой - борьба индивида с «природой», соперником (соперниками) и самим собой, поскольку в этом случае приходится преодолевать не только сопротивление сильного соперника, но и собственные недостатки, ограниченные физические и психические возможности» [5, с.4]. Сформированный в спорте характер позволяет и в жизни выстоять в наших непростых российских условиях, хотя социализационные процессы проходят не так уж и легко.

Воспитание и социализация - два понятия неразрывно связанные друг с другом. Зная историю педагогики нам хорошо известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением человеческого общества и все перипетии развития общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы. Социализация же человека, т.е. усвоение социальных норм, культуры общества происходит с рождения каждого и продолжается всю жизнь или спонтанно или благодаря воспитанию целенаправленно в соответствии с запросами общества, в котором он живет. По тому и другому понятию в науке и в жизни существуют полярные точки зрения. Одни считают, что где начинается воспитание, там заканчивается личностная свобода, другие - что «воспитание великое дело: им решается участь человека» (В. Г. Белинский).

Проблема заключается в том, что в результатах воспитательной работы осуществляемой в семье, образовательных учреждениях, в том числе и Детской юношеской спортивной школы (ДЮСШ), проявляется двойственность. С одной стороны подростков приобщают к основным ценностям (человек, семья, труд, свобода, здоровье и т.д.) и большинство усваивает их, с другой - порой реальное поведение не соотносится с этими ценностями и расходится с ними. Возникшее противоречие говорит о том, что существует недопонимание роли воспитания в процессах социализации, в большинстве случаев и семья, и школа, считают, что они только создают условия для развития личности.

Вместе с тем именно для российской психологической науки характерно глубокое понимание психологических механизмов становления личности. Это и идеи Л.С. Выготского [1] о присвоении культуры общества ребенком через интериоризацию и последующую экстериоризацию, в том числе поведенческих образцов. Это и учение Д.Б. Эльконина [8], работавшего в рамках теории деятельности и убедительно показавшего, что психическое развитие ребенка обусловлено целым комплексом детерминант. Условия для развития личности - это только одна детерминанта. В соответствии с его взглядами, успех развития обеспечивается, если есть:

  • источник психического развития - социальная среда. Этот источник есть всегда, но влияние на развитие подростков он может оказывать как положительное, так и отрицательное. Забота педагогического коллектива ДЮСШ, в том числе и тренеров, заключается в том, чтобы дать детям социально позитивные образцы поведения;

  • движущая сила - деятельность, в которой происходит освоение и присвоение этих образцов;

  • процесс интериоризации, имеющий свои закономерности;

  • условия, под которыми Д. Б. Эльконин понимал психофизиологические особенности ребенка и обучение.

При этом для педагогов и тренеров возникает трудность перевода теоретических знаний всех особенностей детерминант, в практическую деятельность. Собрать их в единый комплекс и ликвидировать разрыв между провозглашенными ценностями и реальным поведением, обеспечив успешную социализацию подростков возможно через освоение ими необходимого репертуара актуальных и перспективных социальных ролей. В процессе обучения в ДЮСШ и тренировок подросток усваивает не только технические приемы, но и приобретает определенный субъектный опыт по освоению различных социальных ролей: гражданина, самообучающегося субъек-та (как ученика, так и футболиста), коммуникатора, члена команды, члена семьи, субъекта частной жизни и т.д. Освоение репертуара социальных ролей обеспечивает деятельность подростка и является практическим проявлением социализации [3, 7].

Социализация относится к тем процессам, посредством которых подростки научаются эффективно участвовать в социальных группах. Чаще всего ребенку (в дальнейшем взрослому) обществом предписан тот или иной образец поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации или определяется взаимодействием людей друг с другом. Такие образцы поведения и являются социальными ролями. В процессе социализации роли (модели поведения), на основе взаимных прав и обязанностей, первоначально устанавливаются, а затем становятся более сокращенными, автоматическими и бессознательными.

В соответствии со взглядами Т. Парсонса, П. Бейлса, Д. Майерса и др. [4, 10, 11], социализация представляет собой освоение учащимися репертуара тех социальных ролей, которые обеспечивают их полноценную самостоятельную жизнедеятельность. Понятие «роль» используется в качестве ключевого концепта в целом ряде социологических и социально-психологических теорий. Имеется в виду, что конкретные субъекты выступают во множестве ролей, при этом роль определяется как нормативно регулируемое поведение на основе общепринятых ценностей.

Нужно иметь в виду, что освоение и реализация роли должна происходить применительно к половой, социальной, конфессиональной принадлежности и индивидуальности. При этом основной категорией является возраст. Эффективная социализация предполагает освоение как актуальных для данного возраста ролей, так и перспективных, т.е. тех ролей, выполнение которых только еще предстоит подростку, когда он повзрослеет.

На наш взгляд, в процессе занятий футболом формируются определенные компоненты социальных ролей, которые способствуют качественному освоению самой роли как модели поведения. Например:

  • гражданин - формируется идентичность с нацией, гражданские чувства через переживаемые эмоции в период выступлений в спортивных соревнованиях (эмоции - мотивы - чувства);

  • член семьи - ответственность, понимание других людей, отзывчивость, саморегуляция в поведении, толерантность;

  • самообучающийся субъект - саморегуляция (тренировки, режим, диета), самообучение за пределами внешнего контроля;

  • коммуникатор - вербальный и жестовый компоненты коммуникации при передаче информации, понимание другого человека;

  • член коллектива (команды) - партнерские отношения, сотрудничество, поддержка друг друга;

  • субъект частной жизни - приобщение к культуре своей страны и других стран и народов (во время спортивных сборов, соревнований за рубежом);

  • субъект профессиональной деятельности - возможная профессия и т.д.

В каждую роль подросток-футболист привносит то, что он приобретает в процессе обучения в ДЮСШ и спортивной деятельности. При этом нужно учитывать, что освоение ролей происходит индивидуально каждым, порой непредсказуемо и трудно управляемо. В этом случае большое значение имеют взаимоотношения педагогов, психолога, тренера и членов команды, основанные на доверии, сотрудничестве и поддержке. В результате формируется поведение подростка, отвечающее его личным установкам и ценностям общества.

В свою очередь, поведение является высшей формой приспособления к среде. По мнению Л.С. Выготского установление новых форм поведения это и есть воспитание. И всякое воспитание неизбежно носит социальный характер, хотим мы этого или нет. Из этого заключения вытекает главная психологическая цель воспитания (в современном понимании - социализации) - целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка, подростка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития. «Научно формулировать цели воспитания - это значить совершенно конкретно и точно наметить ту систему поведения, которую мы желаем осуществить в нашем воспитании» [2, с. 90].

Л.С. Выготский выводит формулу воспитательного процесса: воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды. Конечной целью для учащегося является:

  • приобретение жизненных навыков и умений, приобщение к жизни;

  • умение противостоять пестроте влияний, разумное сопротивление.

Путь совершенствования поведения обозначен в социально-когнитивной теории А.Бандуры [9]. Это процесс самоэффективности, то есть умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Самоэффективность - это чувство собственной компетентности и эффективности. При этом компетентность является личностным качеством человека, который владеет знанием не только о том, «что» нужно делать, но и знает, «как» это можно осуществить.

Овладение различными видами компетентностей позволяет получить полезный результат, в соответствии с поставленной целью, с учетом потраченных ресурсов (личностных, материальных и т.д.) и времени достижения, что соответствует эффективности. То, как человек оценивает собственную самоэффективность, определяет для него расширение или ограничение выбора деятельности. По мнению А.Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. Обычно, высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, ведет к хорошему результату, низкая, связанная с ожиданием провала - к неудаче и таким образом снижает самоуважение. На формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций оказывает влияние самооценка самоэффективности.

Как считает Д. Майерс [4], концепция А.Бандуры о самоэффективности своего рода научная трактовка мудрости, содержащаяся в позитивном мышлении, оптимистическая вера в свои собственные возможности, что очень важно в спортивных соревнованиях и в жизни.

В процессе формирования самоэффективности особое внимание уделяется освоению подростком различных видов компетентности, совокупность которых выступает, как «мера способности человека включатся в деятельность» [6]. Большое значение имеет формирование компетентностей, связанных с игровой деятельностью и ключевых компетентно-стей, которые основываются на свойствах личности и проявляются в поведении. Например, в процессе занятий футболом формируются:

  • игровая компетентность - владение техническими приемами работы с мячом (ударами, пасами, обводкой, финтами, вбрасыванием мяча из аута и т.д.);

  • социальная компетентность - умение жить и работать с другими людьми, близкими, членами команды;

  • нравственная - способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам;

  • автономизационная (индивидуальная) компетентность - умение саморазвития, самопрезентации, способность к самоопределению, конкурентноспособность;

  • информационная - владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации, , и т.д.

Понимая, что поведение человека невозможно объяснить в терминах отдельной теории или научного направления, так как оно сложно и неоднозначно, мы провели обобщенное сравнение понятий воспитание и социализация, при этом обращая внимание на психологическую составляющую данных понятий.

Таблица - Воспитание и социализация: сравнение понятий

Параметры

Традиционно воспринимаемое воспитание

Социализация

Цель

Нравственные установки, поведение

Поведение, самоэффективность

Контроль

Социальный

Самоконтроль, эффективная адаптация

Отношения: педагог, тренер - ученик

Субъект - специально организованная деятельность - объект

Субъект - жизнь - субъект

Средства

Требования, убеждения, принуждения, влияние, вовлечение и т.д.

Принятие, усвоение, перенос в жизнедеятельность

Психологические механизмы

Интериоризация через заучивание и специально организованную деятельность

Интериоризация через социальную имитацию, рефлексивное мышление, деятельность

Рассматривая основные параметры данных понятий, мы взяли за основу существенные признаки каждого из них. Если цель воспитания традиционно - это формирование нравственности и соответствующего поведения, то социализация в первую очередь имеет в виду поведение и самоэффективность субъекта в нем. Вопросы же нравственности порой, к сожалению, отходят на второй план. Только при взаимодействии и взаимопроникновении этих двух процессов (воспитания и социализации) можно добиться положительного адекватного нравственного поведения подростков и реализации совместно поставленных целей. Относительно контроля, то в воспитании он действительно носит социальный - общественный характер. Как принято, контролируют родители, педагоги, тренер, соседи, представители общественности и государственных структур. В процессе же социализации важен не столько социальный контроль, хотя он присутствует, сколько самоконтроль и проявление эффективной адаптации (с учетом социального и индивидуального планирования в деятельности). Разница в отношениях педагога и тренера с учащимися (подростками-футболистами) заключается в том, что в процессах воспитания чаще всего взрослый выступает в роли субъекта, а ученик в роли объекта, в жизни тем и другим приходится быть всегда субъектами, достаточно активными людьми. Перечисленные в таблице средства воспитания и социализации существуют веками. Постоянно взрослые и вовлекают и требуют выполнения тех или иных условий, а вот принять социальные нормы, традиции, обычаи, культуру общества, в котором живешь, усвоить их и перенести в жизнедеятельность нужно каждому лично, что порой вызывает затруднения у детей и подростков. Поэтому требуется помощь и поддержка со стороны взрослых. Особое внимание нужно обратить на психологические механизмы. На первых взгляд они совершенно одинаковые: интериоризация и в воспитании и в социализации. Разница заключается в применяемых методах, благодаря которым происходит формирование внутренних структур психики. В процессах воспитания присутствует заучивание и специально организованная деятельность педагогами, тренером, родителями. В процессах социализации также присутствует деятельность, только принимаемая как своя - личная, особую роль играет социальная имитация (практически бесполезно требовать с подростка то, что не выполняет сам взрослый) и рефлексивное мышление. В целом, данные таблицы показывают и разницу в процессах воспитания и социализации и необходимость рассмотрения их во взаимодействии. В жизни любого человека эти два процесса едины. Об этом нужно помнить взрослым, воспитывая, не забывать о помощи подросткам, чтобы они сумели социализироваться в обществе. Для того, чтобы обеспечить основные направления работы педагогов и тренеров ДЮСШ по вопросам воспитания и социализации подростков-футболистов потребуется следующее обеспечение:

  • всех основных психологических детерминант развития личности;

  • высокого уровня работоспособности: через составление оптимального режима учебных и тренировочных занятий, целенаправленную деятельность и обучение эффективной саморегуляции;

  • учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;

  • позитивного статуса подростков в системе классных, школьных и командных отношений через соответствующую корректирующую работу;

  • психологической помощи и психологического консультирования;

  • формирования актуальных и перспективных социальных ролей через использование идентификационных и имитационных методик на уроках и тренировочных занятиях;

  • закрепления на практике полученных знаний и умений, достигнутого уровня развития личности, которое обеспечивается школьной воспитательной системой;

Кроме того, для реализации всех вопросов требуется и соответствующая работа с педагогическим коллективом и родителями, помогающая понять психологический смысл проводимой деятельности по вопросам воспитания и социализации и освоить то, что предстоит освоить подросткам-футболистам. Таким образом, понимание педагогическим коллективом единства процессов воспитания и социализации, их психологической сути, позволят разработать и реализовать общее направление деятельности воспитательной работы (воспитательной системы) по развитию личности подростка. Сближение содержания учебно-воспитательного процесса и тренировочных занятий, осознанной разработки репертуара социальных ролей и их характеристик применительно к типу Детской юношеской спортивной школы будет способствовать обеспечению практического освоения требующегося поведения и переносу усвоенного в более широкий жизнедеятельный контекст.



Занятия футболом как средство социализации подростков
  • Физкультура
Описание:

Занятия футболом как средство социализации подростков

Ключевые слова: футбол, социализация, подросток, спортсмен, социальные роли.

Key words: football, socialisation, the teenager, the sportsman, social roles.

Резюме. Автором проделан теоретический анализ проблемы социализации, что послужило основой проведения эмпирического исследования. Выделены формы познавательной деятельности и компоненты социальных ролей, формируемых в футболе.

Summary. The author does the theoretical analysis of a problem of socialisation that has formed a basis of carrying out of empirical research. Forms of informative activity and components of the social roles formed in football are allocated.

В психолого-педагогический процесс подготовки игрока, который составляет целый комплекс знаний и умений и дает возможность достижения высоких результатов входит не только обучение, тренировки и соревновательная деятельность, но и воспитание физической культуры, нравственности, волевых качеств и т.д. Это звенья одной цепи, которые помогают подготовиться и выстоять в сложных ситуациях. «Современный спорт высших достижений представляет собой форму человеческой деятельности, суть которой - борьба индивида с «природой», соперником (соперниками) и самим собой, поскольку в этом случае приходится преодолевать не только сопротивление сильного соперника, но и собственные недостатки, ограниченные физические и психические возможности» [5, с.4]. Сформированный в спорте характер позволяет и в жизни выстоять в наших непростых российских условиях, хотя социализационные процессы проходят не так уж и легко.

Воспитание и социализация - два понятия неразрывно связанные друг с другом. Зная историю педагогики нам хорошо известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением человеческого общества и все перипетии развития общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы. Социализация же человека, т.е. усвоение социальных норм, культуры общества происходит с рождения каждого и продолжается всю жизнь или спонтанно или благодаря воспитанию целенаправленно в соответствии с запросами общества, в котором он живет. По тому и другому понятию в науке и в жизни существуют полярные точки зрения. Одни считают, что где начинается воспитание, там заканчивается личностная свобода, другие - что «воспитание великое дело: им решается участь человека» (В. Г. Белинский).

Проблема заключается в том, что в результатах воспитательной работы осуществляемой в семье, образовательных учреждениях, в том числе и Детской юношеской спортивной школы (ДЮСШ), проявляется двойственность. С одной стороны подростков приобщают к основным ценностям (человек, семья, труд, свобода, здоровье и т.д.) и большинство усваивает их, с другой - порой реальное поведение не соотносится с этими ценностями и расходится с ними. Возникшее противоречие говорит о том, что существует недопонимание роли воспитания в процессах социализации, в большинстве случаев и семья, и школа, считают, что они только создают условия для развития личности.

Вместе с тем именно для российской психологической науки характерно глубокое понимание психологических механизмов становления личности. Это и идеи Л.С. Выготского [1] о присвоении культуры общества ребенком через интериоризацию и последующую экстериоризацию, в том числе поведенческих образцов. Это и учение Д.Б. Эльконина [8], работавшего в рамках теории деятельности и убедительно показавшего, что психическое развитие ребенка обусловлено целым комплексом детерминант. Условия для развития личности - это только одна детерминанта. В соответствии с его взглядами, успех развития обеспечивается, если есть:

  • источник психического развития - социальная среда. Этот источник есть всегда, но влияние на развитие подростков он может оказывать как положительное, так и отрицательное. Забота педагогического коллектива ДЮСШ, в том числе и тренеров, заключается в том, чтобы дать детям социально позитивные образцы поведения;
  • движущая сила - деятельность, в которой происходит освоение и присвоение этих образцов;
  • процесс интериоризации, имеющий свои закономерности;
  • условия, под которыми Д. Б. Эльконин понимал психофизиологические особенности ребенка и обучение.

При этом для педагогов и тренеров возникает трудность перевода теоретических знаний всех особенностей детерминант, в практическую деятельность. Собрать их в единый комплекс и ликвидировать разрыв между провозглашенными ценностями и реальным поведением, обеспечив успешную социализацию подростков возможно через освоение ими необходимого репертуара актуальных и перспективных социальных ролей. В процессе обучения в ДЮСШ и тренировок подросток усваивает не только технические приемы, но и приобретает определенный субъектный опыт по освоению различных социальных ролей: гражданина, самообучающегося субъек-та (как ученика, так и футболиста), коммуникатора, члена команды, члена семьи, субъекта частной жизни и т.д. Освоение репертуара социальных ролей обеспечивает деятельность подростка и является практическим проявлением социализации [3, 7].

Социализация относится к тем процессам, посредством которых подростки научаются эффективно участвовать в социальных группах. Чаще всего ребенку (в дальнейшем взрослому) обществом предписан тот или иной образец поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации или определяется взаимодействием людей друг с другом. Такие образцы поведения и являются социальными ролями. В процессе социализации роли (модели поведения), на основе взаимных прав и обязанностей, первоначально устанавливаются, а затем становятся более сокращенными, автоматическими и бессознательными.

В соответствии со взглядами Т. Парсонса, П. Бейлса, Д. Майерса и др. [4, 10, 11], социализация представляет собой освоение учащимися репертуара тех социальных ролей, которые обеспечивают их полноценную самостоятельную жизнедеятельность. Понятие «роль» используется в качестве ключевого концепта в целом ряде социологических и социально-психологических теорий. Имеется в виду, что конкретные субъекты выступают во множестве ролей, при этом роль определяется как нормативно регулируемое поведение на основе общепринятых ценностей.

Нужно иметь в виду, что освоение и реализация роли должна происходить применительно к половой, социальной, конфессиональной принадлежности и индивидуальности. При этом основной категорией является возраст. Эффективная социализация предполагает освоение как актуальных для данного возраста ролей, так и перспективных, т.е. тех ролей, выполнение которых только еще предстоит подростку, когда он повзрослеет.

На наш взгляд, в процессе занятий футболом формируются определенные компоненты социальных ролей, которые способствуют качественному освоению самой роли как модели поведения. Например:

  • гражданин - формируется идентичность с нацией, гражданские чувства через переживаемые эмоции в период выступлений в спортивных соревнованиях (эмоции - мотивы - чувства);
  • член семьи - ответственность, понимание других людей, отзывчивость, саморегуляция в поведении, толерантность;
  • самообучающийся субъект - саморегуляция (тренировки, режим, диета), самообучение за пределами внешнего контроля;
  • коммуникатор - вербальный и жестовый компоненты коммуникации при передаче информации, понимание другого человека;
  • член коллектива (команды) - партнерские отношения, сотрудничество, поддержка друг друга;
  • субъект частной жизни - приобщение к культуре своей страны и других стран и народов (во время спортивных сборов, соревнований за рубежом);
  • субъект профессиональной деятельности - возможная профессия и т.д.

В каждую роль подросток-футболист привносит то, что он приобретает в процессе обучения в ДЮСШ и спортивной деятельности. При этом нужно учитывать, что освоение ролей происходит индивидуально каждым, порой непредсказуемо и трудно управляемо. В этом случае большое значение имеют взаимоотношения педагогов, психолога, тренера и членов команды, основанные на доверии, сотрудничестве и поддержке. В результате формируется поведение подростка, отвечающее его личным установкам и ценностям общества.

В свою очередь, поведение является высшей формой приспособления к среде. По мнению Л.С. Выготского установление новых форм поведения это и есть воспитание. И всякое воспитание неизбежно носит социальный характер, хотим мы этого или нет. Из этого заключения вытекает главная психологическая цель воспитания (в современном понимании - социализации) - целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка, подростка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития. «Научно формулировать цели воспитания - это значить совершенно конкретно и точно наметить ту систему поведения, которую мы желаем осуществить в нашем воспитании» [2, с. 90].

Л.С. Выготский выводит формулу воспитательного процесса: воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды. Конечной целью для учащегося является:

  • приобретение жизненных навыков и умений, приобщение к жизни;
  • умение противостоять пестроте влияний, разумное сопротивление.

Путь совершенствования поведения обозначен в социально-когнитивной теории А.Бандуры [9]. Это процесс самоэффективности, то есть умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. Самоэффективность - это чувство собственной компетентности и эффективности. При этом компетентность является личностным качеством человека, который владеет знанием не только о том, «что» нужно делать, но и знает, «как» это можно осуществить.

Овладение различными видами компетентностей позволяет получить полезный результат, в соответствии с поставленной целью, с учетом потраченных ресурсов (личностных, материальных и т.д.) и времени достижения, что соответствует эффективности. То, как человек оценивает собственную самоэффективность, определяет для него расширение или ограничение выбора деятельности. По мнению А.Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. Обычно, высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, ведет к хорошему результату, низкая, связанная с ожиданием провала - к неудаче и таким образом снижает самоуважение. На формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций оказывает влияние самооценка самоэффективности.

Как считает Д. Майерс [4], концепция А.Бандуры о самоэффективности своего рода научная трактовка мудрости, содержащаяся в позитивном мышлении, оптимистическая вера в свои собственные возможности, что очень важно в спортивных соревнованиях и в жизни.

В процессе формирования самоэффективности особое внимание уделяется освоению подростком различных видов компетентности, совокупность которых выступает, как «мера способности человека включатся в деятельность» [6]. Большое значение имеет формирование компетентностей, связанных с игровой деятельностью и ключевых компетентно-стей, которые основываются на свойствах личности и проявляются в поведении. Например, в процессе занятий футболом формируются:

  • игровая компетентность - владение техническими приемами работы с мячом (ударами, пасами, обводкой, финтами, вбрасыванием мяча из аута и т.д.);
  • социальная компетентность - умение жить и работать с другими людьми, близкими, членами команды;
  • нравственная - способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам;
  • автономизационная (индивидуальная) компетентность - умение саморазвития, самопрезентации, способность к самоопределению, конкурентноспособность;
  • информационная - владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации, , и т.д.

Понимая, что поведение человека невозможно объяснить в терминах отдельной теории или научного направления, так как оно сложно и неоднозначно, мы провели обобщенное сравнение понятий воспитание и социализация, при этом обращая внимание на психологическую составляющую данных понятий.

Таблица - Воспитание и социализация: сравнение понятий

Параметры

Традиционно воспринимаемое воспитание

Социализация

Цель

Нравственные установки, поведение

Поведение, самоэффективность

Контроль

Социальный

Самоконтроль, эффективная адаптация

Отношения: педагог, тренер - ученик

Субъект - специально организованная деятельность - объект

Субъект - жизнь - субъект

Средства

Требования, убеждения, принуждения, влияние, вовлечение и т.д.

Принятие, усвоение, перенос в жизнедеятельность

Психологические механизмы

Интериоризация через заучивание и специально организованную деятельность

Интериоризация через социальную имитацию, рефлексивное мышление, деятельность

Рассматривая основные параметры данных понятий, мы взяли за основу существенные признаки каждого из них. Если цель воспитания традиционно - это формирование нравственности и соответствующего поведения, то социализация в первую очередь имеет в виду поведение и самоэффективность субъекта в нем. Вопросы же нравственности порой, к сожалению, отходят на второй план. Только при взаимодействии и взаимопроникновении этих двух процессов (воспитания и социализации) можно добиться положительного адекватного нравственного поведения подростков и реализации совместно поставленных целей. Относительно контроля, то в воспитании он действительно носит социальный - общественный характер. Как принято, контролируют родители, педагоги, тренер, соседи, представители общественности и государственных структур. В процессе же социализации важен не столько социальный контроль, хотя он присутствует, сколько самоконтроль и проявление эффективной адаптации (с учетом социального и индивидуального планирования в деятельности). Разница в отношениях педагога и тренера с учащимися (подростками-футболистами) заключается в том, что в процессах воспитания чаще всего взрослый выступает в роли субъекта, а ученик в роли объекта, в жизни тем и другим приходится быть всегда субъектами, достаточно активными людьми. Перечисленные в таблице средства воспитания и социализации существуют веками. Постоянно взрослые и вовлекают и требуют выполнения тех или иных условий, а вот принять социальные нормы, традиции, обычаи, культуру общества, в котором живешь, усвоить их и перенести в жизнедеятельность нужно каждому лично, что порой вызывает затруднения у детей и подростков. Поэтому требуется помощь и поддержка со стороны взрослых. Особое внимание нужно обратить на психологические механизмы. На первых взгляд они совершенно одинаковые: интериоризация и в воспитании и в социализации. Разница заключается в применяемых методах, благодаря которым происходит формирование внутренних структур психики. В процессах воспитания присутствует заучивание и специально организованная деятельность педагогами, тренером, родителями. В процессах социализации также присутствует деятельность, только принимаемая как своя - личная, особую роль играет социальная имитация (практически бесполезно требовать с подростка то, что не выполняет сам взрослый) и рефлексивное мышление. В целом, данные таблицы показывают и разницу в процессах воспитания и социализации и необходимость рассмотрения их во взаимодействии. В жизни любого человека эти два процесса едины. Об этом нужно помнить взрослым, воспитывая, не забывать о помощи подросткам, чтобы они сумели социализироваться в обществе. Для того, чтобы обеспечить основные направления работы педагогов и тренеров ДЮСШ по вопросам воспитания и социализации подростков-футболистов потребуется следующее обеспечение:

  • всех основных психологических детерминант развития личности;
  • высокого уровня работоспособности: через составление оптимального режима учебных и тренировочных занятий, целенаправленную деятельность и обучение эффективной саморегуляции;
  • учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;
  • позитивного статуса подростков в системе классных, школьных и командных отношений через соответствующую корректирующую работу;
  • психологической помощи и психологического консультирования;
  • формирования актуальных и перспективных социальных ролей через использование идентификационных и имитационных методик на уроках и тренировочных занятиях;
  • закрепления на практике полученных знаний и умений, достигнутого уровня развития личности, которое обеспечивается школьной воспитательной системой;

Кроме того, для реализации всех вопросов требуется и соответствующая работа с педагогическим коллективом и родителями, помогающая понять психологический смысл проводимой деятельности по вопросам воспитания и социализации и освоить то, что предстоит освоить подросткам-футболистам. Таким образом, понимание педагогическим коллективом единства процессов воспитания и социализации, их психологической сути, позволят разработать и реализовать общее направление деятельности воспитательной работы (воспитательной системы) по развитию личности подростка. Сближение содержания учебно-воспитательного процесса и тренировочных занятий, осознанной разработки репертуара социальных ролей и их характеристик применительно к типу Детской юношеской спортивной школы будет способствовать обеспечению практического освоения требующегося поведения и переносу усвоенного в более широкий жизнедеятельный контекст.

Автор Юнусов Ридлан Джаферович
Дата добавления 15.11.2016
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 27
Номер материала MA-068543
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы
6 в
10.11.2016
Просмотров: 23
7 б
10.11.2016
Просмотров: 26
5
10.11.2016
Просмотров: 25
6
10.11.2016
Просмотров: 24
9
10.11.2016
Просмотров: 26