Рузиева
М.Х.,
педагог-психолог,
КГУ «ОШ № 106», г. Алматы
Программа занятия c молодыми учителями
«Учитель в начале пути»
«Учитель живёт до тех пор,
пока учится,
если он перестаёт учиться –
в нём умирает учитель».
К.Ушинский
1.План и ход занятия
1. Тема, цели, задачи (Слайд
1-4).
2. Упражнение «Быть учителем
значит…» (Слайд 5).
3. Упражнение «Описание
ученика» (Слайд 6,7).
4. Теоретическая часть:
1.Недостатки молодого учителя в общении с учащимися и способы их преодоления. (Слайд
8,9).
2.Недостатки в учебной
работе молодого учителя и способы их устранения. (Слайд 10,11,12).
5. Упражнение «Язык телодвижений»
(Слайд 13-19).
6. Рефлексия (Слайд 20)
Цель: формирование интереса к
проблеме самообразования и саморазвития молодого педагога, повышение
эффективности общения молодого педагога и учеников.
Задачи:
·
актуализировать
проблемы, возникающие при общении с учащимися;
·
осуществить
поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций;
·
формировать
и воспитывать потребность у молодых учителей в непрерывном самообразовании и
саморазвитии своих педагогических способностей.
Любой человек, начинающий свой
профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия
необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у
представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не
гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно
аудиторных программных знаний.
А.Макаренко писал: «Нужны синтез
научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое
владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».
Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к
ученику.
2. Упражнение «Быть учителем значит…»
Цель:
установить
атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать
групповое единство и поддержку.
Участники,
сидя в кругу по очереди приветствуют всех, представляются и завершают
предложение «Быть учителем значит…» (высказывают, что для них значит их
профессия).
3. Упражнение «Описание ученика»
Цель:
профилактика
совершения ошибок при восприятии ученика.
Участники
делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием.
В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов
Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на
фото, опишите этого мальчика». В конверте команды №2 фото того же самого
мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него
одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».
В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики
мальчика. Когда участники готовы - ведущий просит их зачитать характеристики.
После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка,
но так как они были под влиянием разных установок - положительной в первом случае
и отрицательной - во втором, то описания у них совсем разные.
Психолог:
Это
упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на
чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в
инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие
установки так сильно, что глядя на одно и тоже фото, вы описывали его
по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её
подтвердить и что бы ни сделал том или иной человек мы трактуем это в пользу
нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все
факты.
4.Теоретическая
часть:
Недостатки
молодого учителя в общении с учащимися
и способы их
преодоления
Недостатки в работе
молодого учителя
|
Реакция учащихся на недостатки
|
Способы преодоления
недостатка
|
Неумение
поддерживать внимание школьников
|
Отсутствие
дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются и шумят
|
Увлекательный
рассказ; активизация учения школьников
|
Затруднение
в распределении внимания между всеми учащимися
|
Наличие
аритмии в овладении знаниями
|
Прогнозирование
информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка
акцентов
|
Острая
реакция на любые отклонения в поведении учащихся
|
Неприязненное
отношение к учителю
|
Сочетание
требовательности с доверием
|
Заигрывание
перед школьниками, стремление понравиться
|
Безответственное
поведение
|
Соблюдение
меры в требованиях
|
Артистичность
в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях
|
Несерьезное,
неуважительное отношение к учителю
|
Тщательная
обдуманность поступков
|
Неумение
концентрировать внимание на главном, существенном
|
Отсутствие
стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении
|
Систематическое
нацеливание на отбор обязательной информации
|
Неумение
соотносить существенную информацию с содержанием учебника
|
Ощущение
постоянной перегрузки
|
Ориентация
на овладение существенной /обязательной/ информацией по учебнику
|
Неустойчивый
интерес к целям обучения и воспитания
|
Пассивное
отношение к восприятию информации
|
Постоянное
нацеливание на переосмысление главного
|
Игнорирование
самостоятельной работы учащихся
|
Потеря
ответственности и целеустремленности
|
Чередование
различных видов работы
|
Невыразительность
речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации
|
Безразличное
отношение к информации учителя
|
Тщательное
продумывание оттенков в голосе при изложении информации как фактор
нацеливания учащихся на ее осмысление
|
Неумение
опираться на коллектив учащихся
|
Пассивное
поведение части учащихся
|
Постоянная
конкретизация задания с учетом интересов и возможностей учащихся
|
Недостаточное
внимание к организации домашнего задания учащихся
|
Потеря
ответственности в выполнении установки педагога
|
Периодическая
целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя
|
Механическое
перенесение чужого опыта в свою работу
|
Потеря
внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке
|
Творческое
переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся
ситуации
|
Недостатки в учебной
работе молодого учителя
и способы их устранения
Деятельность педагога
|
Мотивы поведения и
состояния учащихся
|
Пути устранения
недостатка
|
Однообразная
структура урока
|
Приспособление
к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса
|
Структура
урока, соответствующая целям обучения школьников
|
Одергивание
и угроза – основные стимулы обучения
|
Неприязненное
отношение к требованиям учителя
|
Эмоционально-волевое
влияние в сочетании с доверием к ученику
|
Сосредоточение
внимания лишь на отвечающем ученике
|
Отсутствие
внимания, скука
|
Сочетание
индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более
деятельностному состоянию
|
Невнимательное
выслушивание опрашиваемого ученика /несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное
подталкивание или одергивание/
|
Нервозное
состояние отвечающего ученика
|
Внимание
к логически законченной информации /вербальной, средствами акцентов на
главном, составление плана/
|
Недооценка
или переоценка познавательных возможностей учащихся
|
Притупление
интереса в учении
|
Творческий
подход к заданиям /усложнение или временное облегчение/
|
Отсутствие
индивидуального подхода к учащимся
|
Потеря
уверенности в знаниях
|
Умелое
и своевременное поощрение интересов учащихся, постановка их перед фактом
интеллектуального роста
|
Формальное
внимание к развитию познавательных способностей учащихся
|
Замедление
интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению,
преодоление трудностей
|
Создание
творческой активности
|
Нерациональное
распределение времени на уроке
|
Отсутствие
системы в работе, неустойчивый ориентир в учении
|
Упорядочение
дозировки времени на уроке в соответствии с его целями /при опросе, изложении
нового, закрепление/
|
Противопоставление
себя классу
|
Конфронтация
с учителем
|
Разумная
требовательность, установление деловых отношений
|
Предпочтение
словесному методу
|
Снижение
интереса к информации учителя
|
Усиление
внимания к частично-поисковым проблемным методам обучения
|
Повышенное
внимание к проблемному обучению
|
Неумение
строить логически законченный рассказ
|
Сочетание
объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения
|
Использование
наглядных пособий лишь как иллюстративного материала /в качестве привлечения
дополнительной информации/
|
Неумение
применять наглядность как источник приобретения новых знаний
|
Обоснование
путей сочетания слова учителя и средств наглядности /по Л.В. Занкову/
|
Формальное
отношение к оценке знаний учащихся
|
Потеря
интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению
|
Ознакомление
учащихся с критериями оценок
|
Перезагрузка
учащихся дополнительной информацией
|
Чрезмерная
усталость, недовольство собой и учебой
|
Тщательный
отбор информации
|
Обезличенный
подход к учащимся /безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных
отношений/
|
Неуважение
педагога как несерьезного и неответственного человека
|
Истинная
любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношении и общении
|
Игнорирование
трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала
|
Потеря
веры в собственные силы, негативное отношение к учению
|
Переосмысление
обязательной информации с учетом доступности овладения его учащимися ,
дополнительные индивидуальные занятия /в особых случаях/
|
Недооценка
или переоценка абстрактного и конкретного в обучении /недостаточное внимание
к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстракно-всеобщего
предшествует усвоению конкретно-чувственного/
|
Нервное
отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий
происхождения понятий
|
Изменение
типа мышления, проектируемого содержания и методами обучения;
переориентировка рассудочно-эмпирического мышления на развитие у учащихся
научно-теоретического мышления /по В.В. Давыдову/
|
5.Упражнение «Язык телодвижений»
Цель:
научиться правильно,
интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.
Оборудование:
изображения
поз, мимики и жестов людей (рисунки 1-9).
Психолог: А. Пиз американский психолог в
книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не
видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам
правду.
Интересно, насколько хорошо вы
ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать
следующие изображения (вывешивает на доску рисунки №1, 2). После дискуссии он
объясняет, что на рисунке №1изображен человек негативно настроенный против
собеседника его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен
инстинктивно защищать жизненно важные органы, а на рисунке №2 человек, который
просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и
ситуацию, в которой ученик находится.
Далее к доске прикрепляется рисунок №3.
Психолог: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы
можете сказать о рисунке №3? После того, как желающие выскажутся, ведущий
сообщает, что эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует
также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно
воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый
на все пуговицы пиджак играет роль «замка».
Следующими на доску помещаются рисунки № 4, 5.
Психолог: вы видите ребенка (рис. №4) и
подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании
заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы
прикрыть его одно или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но
видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый
скорее всего коснётся кончика носа.
Демонстрируются рисунки № 6, 7.
Психолог: палец во рту свидетельствует о том,
что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие
дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает
успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут
карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на
рисунке №7,то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный
жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления
головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего
апогея.
Последними к доске крепятся рисунки
№ 8, 9.
Психолог: Обратите внимание люди на рисунках
№ 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони
девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого
рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен
вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он
поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам
получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было
ли им интересно на уроке.
6.Рефлексия: что каждый вынес из занятия? Чему научился? Что хотел бы
проанализировать в следующий раз? Что понравилось, а что нет?
Молодость – это возраст
мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха.
Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и
профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию
образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится,
если он перестаёт учиться – в нём
умирает учитель». Эти слова великого педагога К.Ушинского – лейтмотив работы
Школы молодого учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.