Главная / Начальные классы / Занятие по внеурочной деятельности "Сказки - хранители культуры"

Занятие по внеурочной деятельности "Сказки - хранители культуры"

Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления. Занятие кружка «В гостях у сказки».

Учитель: Довженко Алла Александровна.

Класс: третий.

Тема занятия: «Сказки – хранители культуры»

Эпиграф: "В сказке, как в зеркале, отражается душа народа". В. Белинский

Цель: Создать условия для пробуждения интереса к сказкам как к хранителям народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление о роли сказок в культуре.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к прошлому, положительное отношение к культурному наследию;

- формировать умение работать в группах, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

- развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам;

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; обобщать знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную ранее на занятии).

Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений (закрепления).

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Самоопределение к деятельности

- С добрым утром и с хорошим днем!

- Наше занятие мы с улыбки начнем.

- Посмотрите внимательно на доску. К какому занятию и вы, и я приготовились?

- Чем мы занимаемся на этих занятиях.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу).

Личностные (мотивация к закреплению и целенаправленной деятельности).

Актуализация знаний. Постановка проблемы (цели, задач);


- А чему учат сказки?

- А что такое культура?

- Чтобы быть культурным человеком, что для этого надо?

- Может ли один человек сохранить культуру хотя бы в одном городе или селе?

- Вот так и сказка! Если прочитаешь, не задумываясь над каждой строчкой, то упустишь самое важное!
Возьми любую сказку и увидишь, что сказка – это кладовая культуры или хранительница. Сказка рассказывает о традициях народа и его быте, о убранстве домов, костюмов, учит правильному поведению. Мы сегодня поговорим – учит ли нас сказка культурному поведению?

- Как вы думаете, какой теме занятия мы сегодня, скажем, здравствуй?

- А какую цель мы поставим перед собой.

Слушают диалог.

Высказывают свое мнение.












Для этого надо уметь совершать хорошие, добрые поступки.

Познавательные (умение извлекать информацию из представленного диалога)

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Прочитайте и объясните эпиграф.


- Какие бывают сказки?

   

-С каких слов начинаются сказки?

 

- Какие устаревшие слова встречаются в сказках?


- Есть ли в сказках волшебство?


Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Примерные ответы:

 (жили – были, в некотором царстве…)

Устаревшие слова

( око, перст, уста, девица, молодец)


Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать действия)

Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации.


Мы с вами  сейчас поговорим о волшебных вещах. То, что было чудом раньше, сейчас – самые обыкновенные вещи. Чудеса превратились  в разные машины, изобретения. Я называю сказочный предмет, а вы должны догадаться, во что превратились эти чудеса.

Игра «Волшебные вещи»

- Гусли – самогуды (магнитофон)

- Ступа (самолёт, ракета)

- Клубок ниток, указывающий дорогу (компас)

- Сани, что везут сами ( автомобиль)


Мы недавно прочитали сказку о том как, в лесу жила старуха – убыр со своим сыном. Однажды сын ведьмы увидел в деревне красивую девушку и украл ее. О какой сказке идет речь?

А по сюжету на какую русскую народную сказку она похожа?


Подсказка (Загадка

- Выходит девочка и плачет. – Что с тобой?

«Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним»

(Русская народная сказка « Гуси-лебеди»)


Игра «Пропущенный кадр»

Просмотр слайдов.

Какого кадра не хватает?

Чему учит нас эта сказка?


   Игра «звукорежиссеры»

 Сейчас проверим, как знаете вы сказки. Подсказками вам будут служить фразеологизмы.

Что такое фразеологизм – не забыли? (устойчивые выражения)

Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы. Им выдаются листки с приготовленными фразеологизмами.

намылить шею (Госпожа Метелица, Красная Шапочка)

водить за нос (коза – дереза,

в одно ухо влетело в другое вылетело (Семеро козлят, Гуси –лебеди)

развесить уши (Лиса и заяц)

Игра «Кто я?» (4 группы – 1 представитель)

(учащиеся задают наводящие вопросы)

А знаете ли вы что по восточному календарю следующий год – это год синей деревянной козы.

А какая коза в сказках?

Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые к которым мы всегда возвращаемся.


Инсценировка сказки «Репка».

У нас в классе есть актёры, которые покажут эту же сказку, на новый лад.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Участвуют в познавательных играх.






























Коммуникативные (оформление своих мыслей в устной форме).

Регулятивные

(прогнозирование предстоящей работы).

Познавательные (развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность и особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации).

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Изготовить героев сказки.


Игра «Сочини новое окончание сказки»

- А сейчас давайте попробуем сочинить новое окончание сказки. Чтобы было легче справиться с заданием, предлагаю вопрос:

- Неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались?

- А как бы вы закончили сказку?

Работают над творческим заданием (изготавливают героев сказки, сочиняют продолжение сказки)

Познавательные (выявлять сущность и особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы).

Коммуникативные (развивать умения слушать и понимать других; строить речевые высказываниями соответствии с поставленными задачами)

Личностные (развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции)


Озвучивание окончания сказки (все 4 группы)


О чем эта сказка?

- Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.


А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.

Озвучивают окончание сказки.












Рефлексия


- Вы сегодня хорошо поработали. Какие впечатления остались от нашего занятия. Выразите его на «Лесенке чувств»

Верхняя ступенька (зеленая) – мне все понравилось.

Средняя ступенька (жёлтая) – мне на совсем все понравилось.

Нижняя ступенька (красная) – мне занятие не понравилось.


- Всем, большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать.


В конце нашего занятия я хочу вам подарить календарики с символом наступающего года.

Пусть будут радости у нас долгожданные,
Пусть поможет нам коза деревянная!


Ответы учащихся.

Познавательные (делать выводы)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятивные (оценивать учебные действия; осуществлять познавательную и личностную рефлексию)































«Пропуск в сказ­ку» участники группы получают необычным способом (разбиение на тройки, четвёрки)

Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих (троих), чтобы получилась "классическая тройка/четвёрка)".

  • Красная Шапочка, Серый Волк, Бабушка, охотники

Герда, Кай, Снежная Королева, северный Олень

- Я расскажу о том, почему это со мной случилось. Я круглый, пышный, мягкий. Немного озорной, поэтому не послушался родителей и убежал от них. Но я весёлый и люблю петь. Я спел песни почти всем жителям леса. Но одна рыжая красавица была голодна. Я её пожалел и прыгнул к ней на язычок, чтобы она меня съела. Иначе бы я зачерствел и стал сухарём.

(Русская народная сказка « Колобок»).


- Герой этой сказки весёлый человечек. Он всё время, что-нибудь придумывает, всегда находит выход из сложных ситуаций. Он не любит подчиняться девочкам. Автор сказки жил в России. У героя есть друзья и враги. Сделан из необычного материала – дерева.

(Буратино)

«Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»


Занятие по внеурочной деятельности "Сказки - хранители культуры"
  • Начальные классы
Описание:

Технолгическая карта занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "В гостях у сказки", на тему "Сказки - хранители культуры", которое было разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования.

Его цель - создать условия для пробуждения интереса к сказкам как к хранителям народной культуры.

По типу: занятие комплексного применения знаний и умений (закрепление), включает в себя 6 этапов:самоопределение к деятельности,актуализация знаний и постановка проблемы,мотивация учебной деятельности, первичное закрепление в знаковой ситуации,творческое применение знаний, рефлексия.

Автор Довженко Алла Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 340
Номер материала 53374
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓