Главная / Начальные классы / Занятие по внеурочной деятельности "Бумага и её свойства"

Занятие по внеурочной деятельности "Бумага и её свойства"

Тема: Бумага и её свойства.

Класс: 1

Тип занятия: учебно-исследовательская лаборатория.

Цель: создание педагогических условий для развития познавательного интереса.

Задачи:

1) предметно-информационные: расширить знания о свойствах бумаги, закрепить понятие « опыт».

2) деятельностно-коммуникативые: закреплять умение задавать вопросы, учить составлять предположения и делать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, учить использовать теоретические знания в практической деятельности.

3) ценностно-ориентированные: воспитывать чувство уважения к мнению другого человека, развивать интерес к познанию нового.



Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Я  уверена, что на  занятии мы сможем сделать новые интересные открытия, испытать радость общения друг с другом.

2.Актуализация опорных знаний.

А) игра «Чудесный мешочек»

- Я пришла сегодня с мешочком, как Дед Мороз. Давайте вытащим подарки. (Дети по очереди вынимают кусочки разной бумаги. Учитель прикрепляет её на доску в форме фигурки Деда Мороза и название вида бумаги.) Я попрошу вас потрогать бумагу и дать ей характеристику – какая она на ощупь. По возможности назовите бумагу.

- Какое общее слово объединяет все эти кусочки? (бумага)



3. Определение темы и цели  занятия

- Трудно найти на человека, который бы не видел бумагу, не держал её в руках.  В нашей повседневной жизни бумага настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

-  Какова тема нашего занятия? Цель? (Бумага и её свойства. Научиться распознавать бумагу по виду и по назначению).

- Что вы знаете о бумаге?

Слово учителя – о происхождении бумаги. Состоит из волокон.

4. Открытие новых знаний. Исследовательская работа.

Постановка проблемы

- Сейчас нам надо узнать свойства бумаги.

-Какие методы исследования мы будем использовать на этом этапе? (наблюдение, беседа и опыты).

Проведем несколько опытов. Вы – мои помощники. Давайте вспомним алгоритм (последовательность) проведения опыта:

Определить цель опытов: узнать свойства бумаги.

Выдвинуть предположения (гипотезы):

  • Мнётся

  • Горит

  • Рвётся

  • Намокает …

Выполнить практические действия.

Посмотреть на полученные результаты и сделать вывод

Опыт 1. (показать опыт)

Сомните один листок тетрадной бумаги в комок. Положите на парту. Почему лист не выпрямляется? Разверните обратно лист бумаги. Он вернулся к своему исходному состоянию, стал ровным и гладким как вначале? Что произошло?

(Ответ: бумага хорошо сохраняет форму, поэтому из неё делают разные поделки и вещи; бумага не стала гладкой, т.к. повредились, поломались её волокна, она помялась, т.е бумага обладает сминаемостью.)



Опыт 2. (показать опыт)

img058

(Ответ: бумага обладает некоторой прочностью. У мокрой бумаги она – наименьшая.)

Опыт 3. (показать опыт)

Танцующая Бумага

Нарвите тетрадную бумагу мелкими кусочками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к кусочкам бумаги.

(Ответ: Кусочки начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. )


Опыт 4. (показать опыт)

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

- Как такое может быть? Объясните.

(Ответ: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.)




5.Усвоение новых знаний и способов усвоения

- Предлагаю наш класс на время превратить в лабораторию (научный центр), а работать в этом центре будут исследовательские группы. Задание для каждой группы:

  • Подобрать бумагу для изготовления кораблика. Обосновать свой выбор.

  • Подобрать бумагу для изготовления коробочки для пуговиц. Обосновать свой выбор.

  • Подобрать бумагу для изготовления пилотки для ремонта квартиры. Обосновать свой выбор.

  • Подобрать бумагу для изготовления цветов. Обосновать свой выбор.

  • Подобрать бумагу для изготовления игрушки-дергунчика. Обосновать свой выбор.

Упражнение «Что необычного?» (на развитие критического мышления)

Можно ли букет заворачивать в газету?

Можно ли писать на туалетной бумаге?

Можно ли кальку использовать для аппликации?

А бархатную использовать для рисования?

Сделайте вывод - (бумагу лучше использовать для своей цели). Но, когда у человека необычная ситуация, то можно использовать бумагу и для других целей.

6.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Какие цели ставили в начале урока? (Научиться определять свойства бумаги, распознавать её виды и находить ей применение).

- Дополните предложения:

Теперь я знаю………………

Теперь я могу………………

Мне понравилось…..

Я научился….



- Сегодня вы все достойны похвалы Мудрой Совы. Оцените нашу совместную работу. Покажите понравившиеся опыты дома родителям, придумайте или найдите в литературе «свои» опыты к следующему занятию.















Самоанализ занятия  по внеурочной деятельности - кружка «Я - исследователь» Даниловой Л.Г.



 Класс: 1
Тема урока: 
Бумага и её свойства.
Тип занятия:
 открытия нового знания.


Сегодняшнее занятие одно из многих в системе занятий по обучению исследовательской деятельности.

 Его цель –   создание педагогических условий для развития познавательного интереса.

К обучающим задачам урока я отнесла 1) предметно-информационные: расширить знания о свойствах бумаги, закрепить понятие « опыт». 2) деятельностно-коммуникативые: закреплять умение задавать вопросы, учить составлять предположения и делать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, учить использовать теоретические знания в практической деятельности.

К воспитательным – 3) ценностно-ориентированные: воспитывать чувство уважения к мнению другого человека, развивать интерес к познанию нового.

Занятие было также призвано способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности, мышления и наблюдательности.

 В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

 

Личностные: уважительного отношения к иному мнению, сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

 

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.


 Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование своей работы.

 

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

В данном классе 10 учащихся . 50% детей класса высокомотивированы ,остальные учащиеся со средней мотивацией к обучению. Все дети любознательны, с радостью откликаются на новое, интересное , поэтому при проектировании занятия я учитывала эти особенности детей класса.

  Занятие строила по типу урока открытия нового знания. Но структура занятия несколько отличалась от структуры урока.

Оно включал в себя этапы:

1. Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

3. Определение темы и цели  занятия.

4. Открытие новых знаний. Исследовательская работа.

5.Усвоение новых знаний и способов усвоения

6.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Основным был этап Открытие новых знаний. Исследовательская работа.

Задача этого этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.

 

Чтобы решить цель занятия , я подобрала интересное и доступное для этого возраста содержание материала: Бумага и её свойства. Тем более у детей имеется опыт работы с данным материалом – дома и в детсаду.

Материал занятия оказался нетрудным, интересным и доступным для учащихся.

 

Входе занятия я использовала интерактивные методы обучения (полилог , работа в группах, элементы мозгового штурма) и методы исследовательской деятельности (наблюдение, проведение опытов, вопросы).

 

На этапах Актуализации опорных знаний были использованы приёмы «Чудесный мешочек» - с целью поднятия заинтересованности к занятию и выявления уровня известных знаний о бумаге и Усвоения новых знаний и способов усвоения - упражнение «Что необычного?» на развитие критического мышления и творческое задание, ориентированное на решение жизненных задач.

В ходе занятия были показаны разные формы организации детей – индивидуальная ( при организации игры «Чудесный мешочек»), фронтальная ( при организации выдвижения гипотез в форме мозгового штурма), групповая работа ( при проведении самостоятельных опытов).

 

Задания были ориентированы на развитие учащихся, а именно - овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска

- видеть проблему;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить опыты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


 

Руководство учителя при выполнении заданий было в виде словесных инструкций, т.к. у учащихся уже имеют определённый навык такой работы.

Учащиеся имели возможность самостоятельного выбора своей роли при работе в группах.

 

Мне, в основном, удалось уложиться по времени. Темп занятия, считаю, был оптимальным.

 

Мне было легко вести занятие, т.к. ученики быстро и с интересом включались в работу. Меня порадовали их ответы, удивили высказывания по выдвижению гипотез.

 

В ходе занятия были использованы записи на доске - название видов бумаги, свойства бумаги. Наглядный материал - фигурка Деда Мороза из разных видов бумаги.

 

Цель занятия можно считать достигнутой, план занятия, в основном , реализован. Я полагаю, что все основные понятия усвоены, потому что все дети были включены в деятельность.

 

Творческое домашнее задание не вызовет затруднения у учеников,   потому что на занятии они приобрели достаточный уровень знаний и умений для включения в реальные жизненные условия.

 



Занятие по внеурочной деятельности "Бумага и её свойства"
  • Начальные классы
Описание:

Сегодняшнее  занятие одно из многих  в системе занятий по обучению исследовательской деятельности.

 Его цель –   создание педагогических условий для развития познавательного интереса.

Занятие  было  также призвано   способствовать развитию у учащихся  навыков исследовательской деятельности, мышления и  наблюдательности.

 В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

 

Личностные: уважительного отношения к иному мнению,  сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

 Познавательные: самостоятельное    формулирование познавательной цели;   формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование своей работы.

 Коммуникативные:   постановка вопросов, инициативное сотрудничество,   управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

Автор Данилова Людмила Галлеровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 985
Номер материала 44099
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓