Главная / Классному руководителю / Занятие по внеурочной деятельности " Покормите птиц зимой"

Занятие по внеурочной деятельности " Покормите птиц зимой"

Классный час на тему "Покормите птиц зимой!"


Цели:

  1. Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.

  2. Расширить знания детей о птицах.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

3. обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.

Развивающие:

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

  2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Оборудование:

  1. Фонограмма с голосами птиц.

  2. Рисунки, детей о зимующих птицах.

  3. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.

  4. Раздаточный материал для групп:

- памятки "Как устроить кормушку",

- карточки с названиями "угощений" для птиц.

5. Готовые кормушки.

6. Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др.

10. Красная книга России.


Ход занятия:

Организационный момент .

Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.(пение птиц)

Ведущий: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Учёный- орнитолог: (Слайд 1)Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь – на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть! Слайд2


Ведущий: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. (Слайд3)

"Как птице перезимовать?" (Ведмицкий Арсений)

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.


У многих даже нет гнезда: (Ведмицкий Богдан)

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Ведущий: Вот этих птиц мы можем встретить в нашем посёлке.(Слайд 4)

Но кто же им даёт приют, когда снега метут?


Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.


Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.


Но если долго снег идёт

И долго длимся вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.


Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.


Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!


По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

Ведущий: Ребята, вы догадались, чему будет посвящён наш классный час? (как помочь им пережить трудное зимнее время).

Сейчас мы разделимся на группы: "Синички", "Воробьи", "Снегири" (дети берут бумажки с написанными и перевёрнутыми словами: "Синь-синь", "Чив-чив", "Тыр-тыр", закрывают глаза и по звуку находят друг друга). Выбор командиров групп.

- Сегодня, ребята, вы должны будете выполнить несколько заданий.

Разгадывание загадок

1) Ведущий:

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (воробей) ( Слайд5-6)

Ученик

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Учёный- орнитолог: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)

3) Ведущий: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)(Слайд7)

Учёный-орнитолог: Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

4) Ведущий (Слайд 8-9)

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири)

Ученик:

Сорок градусов мороза,

Всё вокруг белым-бело.

Сел снегирь на ветвь берёзы –

Красногрудому тепло.

Стойкий, стужам неподвластный,

Песней славит он зарю.

…Знать недаром галстук красный

Дан с рожденья снегирю.

6) Ведущий (Слайд 10-11)

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Ученик:

Дятел

В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

Учёный- орнитолог: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. Самый редкий вид дятлов в Карелии – это седой дятел. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)

7) Ведущий (Слайд 12-13)

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Ученик:

Синяя синица! Розовый снегирь!

Отчего мне снится весь в снегу пустырь?

И на скользком насте трепет птичьих крыл?

Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…

Пуховой комочек, слышен сердца стук.

А лететь не хочет из горячих рук.

Быль – она вернее всяких небылиц:

С голода ручнеют стайки зимних птиц.

Ученый-орнитолог: Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте, если эта птица зимует у нас хлопаем руками, если птица улетает на юг машем руками(Соловей, дятел, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль)

Изготовление кормушек (Слайд 14)

Ведущий: Дома вам, ребята, было предложено подумать и выполнить различные кормушки.

Эти кормушки после классного часа ребята повесят около школы.

Угощение для птиц

Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.

  1. Рябина.

  2. Семечки.

  3. Ягоды шиповника

  4. Ржаной хлеб.

  5. Белый хлеб

  6. Шоколадные конфеты

  7. Яблоко

  8. Пшено (крупа)

  9. Котлета

  10. Сало соленое

Ведущий: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода . Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Ученик: (Слайд 15)

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – гость одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз - к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

Подведение итогов (Слайд 16)

Ведущий: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?

Учёный-орнитолог: Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая картинки из книг.



Синь-синь

Чив-чив

Тыр-тыр






hello_html_18bec951.jpg

Рябина.

hello_html_m281c5d85.jpg

Семечки.


hello_html_1fcbf672.png

Ягоды шиповника


hello_html_m68796985.jpg


Ржаной хлеб.

hello_html_m643207ad.jpg


Белый хлеб



hello_html_5008ea31.jpg

Шоколадные конфеты


hello_html_61b78f13.jpg


Яблоко


hello_html_75ff978b.jpg

Пшено (крупа)



hello_html_m26c85855.jpg

Котлета


hello_html_3caff45e.jpg


Сало солёное





Занятие по внеурочной деятельности " Покормите птиц зимой"
  • Классному руководителю
Описание:

 

Цели:

  1. Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
  2. Расширить знания детей о птицах.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

3. обобщить и расширить представления детей о зимующих  птицах.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.

Развивающие:

 

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Автор Шканова Елена Сергеевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 592
Номер материала 8631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓