Главная / Начальные классы / Занятие по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»( 2 год обучения)

Занятие по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»( 2 год обучения)

МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Максимова Л. А., учитель начальных классов

Занятие по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»

Тема

Изготовление узоров, составленных из геометрических

фигур, по заданному образцу и по воображению.


Цели деятельности

педагога






Развивать умения и навыки конструировать на основе образца и по воображению; создать условия для отработки навыков самостоятельного анализа и планирования; развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности; развивать фантазию, воображение, творческие способности.

Тип занятия


Комплексное применение знаний, освоение практических навыков (практикум).

Методы и формы

обучения


Игровой, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

и термины


Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, узор, конструктор, дизайнер

Образовательные ресурсы


презентация

Наглядно-демонстрационный материал


Образцы геометрических фигур; материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия

Оборудование


набор геометрических фигур, набор геометрических фигур

для игры «Третий лишний», запись фонограммы «Песенка

треугольников»;

конверты с геометрическими фигурами, шаблон варежки,

клей, кисточки, салфетки, смайлики настроений, лист

с творческим заданием.

Планируемые

результаты


Метапредметные:

 познавательные – овладеют способностью организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, научатся делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи;

регулятивные – научатся обсуждать план изготовления изделия, контролируют и корректируют свои действия, представлять и оценивать готовое изделие;

 коммуникативные – научатся строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; проявлять инициативу в коллективных творческих работах, следить за действиями других участников совместной деятельности

Личностные:

- будут иметь мотивацию к творческому труду,понимать важность овладения трудовыми навыками, получат эстетическое наслаждение.




Ход занятия:

I Подготовительный этап занятия

1.Организационно-подготовительный

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости, поприветствуйте их.

- С каким настроением вы пришли на занятие?

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Геометрии. Давайте заглянем в

городок Многоугольников.

2. Диагностический

Группировка геометрических фигур

(На доске фигуры из цветной бумаги: пятиугольник красный, треугольник синий, квадрат синий, круг красный. Квадрат и круг - по высоте одинаковые, больше других фигур).

- Назовите геометрические фигуры.

- Сгруппируйте их по какому-либо признаку.

(Варианты группировки: по цвету, по размеру, по наличию углов.)

-А сейчас мы побываем на улицах нашего городка. Как вы думаете, какие улицы есть в этом городе?

-Ребята, дело в том, что недавно на улицах города Многоугольников поднялся

сильный ветер, и фигуры разлетелись в разные стороны. Квадраты и треугольники заблудились и не могут найти свою улицу. Помогите фигурам попасть на улицу Треугольников и улицу Квадратов (каждый может взять только одну фигуру).

-Давайте посмотрим на улицу треугольников. Какие треугольники вы видите?

(Тупоугольный, равнобедренный, прямоугольный, разносторонний, остроугольный, равносторонний).

А сейчас ребята подарят свою песенку треугольникам. (Звучит «Песенка треугольников» на мотив «Песенки о дружбе»).

«Песенка треугольников»

1.Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри,

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три.

Припев:

Все в нашем городе - друзья,

Дружнее не сыскать,

Мы треугольников семья,

Нас каждый должен знать.

2.Три стороны и три угла,

И столько же вершин,

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

Припев:


- Спасибо за песенку.


-Отгадайте геометрическую загадку:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад, как зовут его?

(Загадку загадывает ученик, отгадка «Квадрат»)

- Что вы знаете о квадрате?

Физминутка (найти метки глазами)

1,2,3,4 — четыре стороны (повороты в стороны)

1,2,3,4 — все четыре стороны одинаковой длины

1,2,3,4 — четыре вершины (руки вверх, потягиваемся)

1,2,3,4 — четыре прямых угла (руки на пояс, приседаем)

1,2,3,4 — все тихонько сели


Квадраты приготовили вам задание.

Игра «Сложи фигуру» (У ребят счетные палочки, работа в паре)

Сложите фигуру из 10 палочек:

Переложите две палочки так, чтобы получился один большой и один маленький квадрат.

hello_html_mc3945ff.png

Оцените свою работу при помощи смайликов.

Конструирующий этап занятия:

- Ребята, а где можно встретить квадрат и треугольник в жизни?

Треугольник и квадрат принесли нам очень интересное задание «Волшебные фигуры». Пофантазируйте и превратите треугольник и квадрат в любой предмет.

- Смотрите, сколько можно сделать рисунков из наших волшебных фигур.

Вы – настоящие волшебники.

- Ребята, какое время года называют волшебным? Какие стихи вы знаете о зиме? (звучат отрывки). За что вы любите зиму? Какие зимние виды спорта вы знаете? Какое грандиозное спортивное событие произошло в Сочи зимой 2014 года? К Олимпиаде готовились не только лучшие спортсмены страны, но и лучшие российские дизайнеры …. одежды.

Кто такой дизайнер?

В английском языке слово «дизайн» обозначает «творческий замысел, композицию, проект».

- Сегодня на занятии вы будете конструкторами-дизайнерами.

Кто такой конструктор? (Конструктор – это человек, который составляет чертеж, модель предмета.)

Слова конструктор-дизайнер близки по значению.

ДИЗАЙНЕР - классический художник - это человек, который делает все "красиво"...

Что мы будем сегодня с вами делать красивым, вы узнаете, когда отгадайте загадку:

Построили хлевец

Для пятерых овец.

(Варежки)

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером,

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

(Варежки)

- Наше путешествие по городу Геометрии продолжается в мастерской «Умелые руки».

Подойдите к столу и возьмите все необходимое для работы (На столе стоят наборы для изготовления узора варежки: набор с геометрическими фигурами, клей, кисточка, салфетка).

- Какие геометрические фигуры будут украшать наши варежки?

- Что нам нужно сделать, чтобы украсить наши варежки? (Составить узор)

- Что такое узор? (Ответы детей)

-Так чем мы будем с вами сейчас заниматься? Какая тема нашего занятия?

Дети формулируют тему занятия:

Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению для нашей варежки.

5. Творческое задание.

- Ребята, проявите свою фантазию, творчество и составьте геометрический узор для своей варежки. Желаю вам удачи!

В это время учитель предлагает присутствующим на занятии гостям идеографический тест «Что я знаю о своих возможностях?», помогающий лучше узнать себя, свой характер (в тесте используются геометрические фигуры: треугольник, квадрат, окружность).

Итоговый этап занятия

Аналитический этап

- Посчитайте, сколько геометрических фигур вы использовали при составлении узора в своей варежке? Каких фигур в вашем изделии оказалось больше? У кого больше в аппликации треугольников, будет украшать треугольник, у кого больше квадратов - квадрат.

- Украсьте своими варежками геометрические фигуры (организуется выставка поделок).

Оцените свою работу. Оцените работы одноклассников.

- Замечательные работы. Молодцы!


ИГРА «Узнай меня» (Волшебный мешочек)

Загадывают дети:

1. Я-многоугольник, имею три стороны. (Треугольник)

2. Я-многоугольник, у меня четыре стороны, но углы непрямые. (Ромб)

3. Я-многоугольник, у меня четыре стороны, но равны только
противоположные стороны, углы прямые. (Прямоугольник)

4. А вот я-вообще не многоугольник. Зато меня можно найти в часах, в
машине, в тарелке, на меня даже солнышко издали похоже. Кто же я? (Круг)

5. Я-фигура странная. Имею только две стороны и вершину. (Угол)

6. Я-многоугольник, у меня четыре стороны, все стороны равны и углы прямые. (Квадрат)

Логическая задача на поиск закономерностей

Квадрат принес нам свое задание.

а) Дорисуй недостающие фигуры (работа в паре).

hello_html_m3de50eb7.png

Рефлексивный этап

- Вспомните, пожалуйста, какое настроение у вас было в начале занятия.

Какое настроение у вас сейчас? (Дети делятся своим настроением).

Мы с улыбкой начали наше занятие и с улыбкой заканчиваем его.

Наши геометрические фигуры тоже хотят оценить вашу работу. На фигурках найдите буквы и сложите слово. Прочитайте его. (МОЛОДЦЫ)

Информационный этап

Дома я вам предлагаю поиграть в игру «Давай пофантазируем». Желающие могут взять домой листок, на котором изображены треугольники и квадраты, дорисовать их, объединив одной темой или картиной. Сочините свою сказку или историю по полученной картинке. На следующем занятии мы с вами вновь встретимся с геометрическими фигурами в Мастерской Деда Мороза, где будем делать замечательные игрушки к Новому году…




Идеографический тест «Что я знаю о своих возможностях?»

Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат — нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Рисунок выполняется трижды. На каждый даётся 30 секунд.

Посмотрите, какие разные человечки у вас получились. Большие и маленькие, грустные и весёлые; с головами разных форм, с головами разных форм и без них; с глазами, ушами и без них; у кого-то в рисунке преобладают треугольники, у кого-то — квадраты или круги. И это всё — о вас, о ваших способностях, о вашем характере. Те, кто прорисовал лицо, более общительны, чем те, кто этого не сделал. Руки и ноги, состоящие из нескольких деталей, говорят о хорошем «ручном» или «ножном» интеллекте их хозяина. Возможно, это занятия спортом, танцами, рукоделием, другими видами деятельности, требующими развитой «тонкой моторики».

Подсчитайте, сколько треугольников, кругов и квадратов содержит каждый человечек. Запишите около него полученное трёхзначное число. Подробности — конфиденциально.

Интерпретация рисунков

Предпочтение фигур.

Треугольник. Склонность к организаторской деятельности, доминированию, стремление к успеху, повышенный уровень притязаний. Устойчивость к стрессу, быстрота, решительность, активность.

Круг. Легко устанавливает поверхностные контакты. Возбудимый, истощаемый, мягкий, чувствительный тип.

Квадрат. Интровертированный тип, последовательность в принятии решений, склонность к техническим видам деятельности.

Нет рук или ног — защитные реакции, отказ от контактов.

Руки или ноги состоят из нескольких элементов — высокая двигательная активность, хорошо развит «ручной интеллект»; склонность к занятиям спортом, танцам, рукоделием (тонкая моторика).

Руки подняты вверх — агрессия.

Предмет на голове — тревожность, скрытая агрессия.

Предмет на животе — заботливость.

Лицо непрорисованное — снижена потребность в общении.

Лицо прорисованное — общительность, эмоциональность.

Только глаза и уши — тревожность.

Голова — в норме в виде круга. Разные головы на трёх рисунках или в виде треугольника и квадрата — протестные реакции.

Наличие шеи говорит о чувствительности, ранимости, обидчивости.

Расчленённое тело или его отсутствие — психотравмирующий фактор.

Мелкий рисунок, особенно расположенный в нижней части листа — заниженная самооценка, скованность.

Подсчитывается количество треугольников, кругов и квадратов и записывается в виде трёхзначного числа.

К первому типу относятся все формулы, начинающиеся на 9, 8, 7,6. Это люди с высоким уровнем притязаний, стремлением к доминированию, и хорошими коммуникативными способностями. У них сильная нервная система. Они разбираются в людях, умело классифицируют и перерабатывают информацию. Тип руководителя, хорошие преподаватели.

Второй тип. Формулы, начинающиеся на 5. Это ответственный исполнитель, обладающий организаторскими способностями. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. Неконфликтен. Интуитивен. Проявляет высокую требовательность к себе и другим, часто работают за пределами своих возможностей. Характерна психологическая защита по типу самообвинения. Склонны к заболеваниям психосоматического характера.

Третий тип. Формулы, начинающиеся на 4. Тревожно-мнительный тип. Отличается разнообразием интересов и талантов. Возможны трудности адаптации, склонность к индивидуальной работе. Нерешительность, неуверенность в себе, ранимость. Свойственны сомнения в своих силах и возможностях, несмотря на то, что у него получается всё, за что берётся.

Четвёртый тип. Формулы, начинающиеся на 3. Тип учёного. Легко абстрагируется от реальности, рационален, объективен. Свойственна спонтанность и противоречивость поведения и деятельности. Продуктивен в условиях жёсткой регламентации. Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой. Психологическая защита по типу рационализации.

Пятый тип. Формула начинается на 2. Интуитивный тип. Отличается чувствительностью и истощаемостью нервной системы. Стремление к приукрашиванию действительности. Интерес к искусству и человеку. Легко вживается в различные социальные роли. Тонко чувствует всё новое и необычное. Отзывчив. Не выносит посягательств на свою судьбу.

Шестой тип. Формула начинается на 1. Эмотивный тип. Изобретатель, конструктор, художник. Эмоционален. Одержим оригинальными идеями. Самооценка неустойчива. Демонстративный в поступках. Обладает богатым воображением. Так же, как интуитивный тип, часто живёт по своим законам, не приемлет контроля со стороны. Предпочитает самоконтроль.

Седьмой тип. Отсутствие кругов. Противоположность эмотивному типу. Эмоциональная холодность, неспособность понять переживания других людей. Но при этом прекрасные организаторские способности, может заставить работать других людей эффективно.

Занятие по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»( 2 год обучения)
  • Начальные классы
Описание:

Тема занятия: "Изготовление узоров, составленных из геометрическихфигур, по заданному образцу и по воображению".

Цели деятельности педагога:развивать умения и навыки конструировать   на основе образца и по воображению; создать условия для отработки навыков самостоятельного анализа и планирования; развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности; развивать фантазию, воображение, творческие способности.

Тип занятия: комплексное применение знаний, освоение практических навыков (практикум).

Методы и формы обучения: игровой, практический; индивидуальная, фронтальная

Автор Максимова Любовь Анатольевна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1191
Номер материала 7393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓