Конспект открытого занятия
по сценической речи
ПДО ДТК «КДИ»
Олару Г.В.
Тема: Дикция.
Цели:
Образовательная –
выработать умения и навыки правильного четкого произношения;
Развивающая - развить
речевой аппарат;
Воспитательная -
воспитать личностные качества – старательность, трудолюбие, настойчивость,
внимательность.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.
Методическое пособие «Сценическая речь» И.П. Козляниновой,
таблица гласных звуков, таблички с контрольными текстами на согласные звуки.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1. Оргмомент.
2. Понятие о дикции.
3. Разминка. Гимнастика для губ и
языка.
4. Произношение гласных звуков.
5. Произношение согласных звуков.
6. Контрольные тексты. Скороговорки.
ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1.
Оргмомент – по
команде: «Все – в круг!» - дети рассаживаются на банкетки, поставленные кругом.
«Здравствуйте! Устроим себе и окружающим салют из аплодисментов» - снизу вверх
по возрастанию громкости звука. «Начинаем занятие!»
2.
Понятие о
дикции. Опрос детей «Кто знает, что такое дикция, и зачем она нужна?»
Хорошая дикция означает чёткость, ясность
произнесения слов фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и
согласного. Чистота дикции помогает чтецу и актёру выразительно и точно
доносить свои мысли до слушателя.
Неправильный прикус, короткая уздечка под
языком, слишком выдвинутая верхняя или нижняя челюсть – это недостатки
органического происхождения, они требуют вмешательства логопедов и
стоматологов.
Но существуют недостатки речи, которые
являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства, небрежного
отношения к речи в семье, в школе. Самый распространенный недостаток – вялая,
неразборчивая речь. Губы при этом еле двигаются, зубы почти сжаты, нижняя
челюсть плохо опускается. Это неорганические недостатки, которые могут быть
исправлены путем работы постоянной (!) над чёткой артикуляцией, произношением
звуков.
Прежде чем начинать тренировку
произношения гласных и согласных, проведем подготовительные упражнения для губ
и языка.
3.
Гимнастика для
губ и языка.
1.
|
Для
развития неподвижной нижней челюсти:
|
Подбородком
опереться на кисти и опускать нижнюю челюсть.
|
2.
|
Двигать
нижнюю челюсть влево-вправо; вперед-назад.
|
3.
|
Для
неподвижных губ:
|
Попеременно
чередовать упражнения «Голливудская улыбка», «Японская улыбка»
|
4.
|
«Пятачок»
вверх, вниз, влево, вправо.
|
5.
|
Достать
до кончика носа нижней губой.
Достать
до подбородка верхней губой.
|
6.
|
Для
развития гибкости языка:
|
Чередование
упражнений «Лопата» - «Шпага» («трубочка)
|
7.
|
«Укол
шпаги» в правую и левую щёку.
|
8.
|
Кончиком
языка провести по зубам с внешней и внутренней стороны.
|
9.
|
Щёлканье
языком (цоканье).
|
Делать упражнения надо медленно, точно
выполняя указанные движения губ, челюсти, языка. Чтобы контролировать себя,
рекомендуется пользоваться маленьким зеркалом.
Следите, чтобы работали только речевые
органы: челюсти, губы, язык. Лоб, глаза, нос и весь корпус должны оставаться
спокойными.
Для эффективного разогрева мышц
артикуляционного аппарата, каждое упражнение следует повторять 3-4 раза.
4.
Произношение
гласных
Упражнения
на развитие артикуляции (10-15 минут).
Основные гласные:
И, Э, О, У, А, Ы.
Йотированные
(неосновные): Е [йэ], Я [йа], Ё [йо], Ю [йу].
|
|
|
|
|
ЭЕ
АЯ ОЕ УЮ ЫИ
ИЭ
ИА ИО ИУ ИЫ
ЭИ
ЭА ЭО ЭУ ЭЫ
АИ АЭ
АО АУ АЫ
ОИ
ОЭ ОА ОУ ОЫ
|
|
|
ЫИ ЫЭ
ЫА ЫО ЫУ
ЯИ ЯЭ
ЯА ЯО ЯУ ЯЫ
ЕИ ЕЭ
ЕА ЕО ЕУ ЕЫ
ЁИ ЁЭ
ЁА ЁО ЁУ ЁЫ
ЮИ ЮЭ
ЮА ЮО ЮУ ЮЫ
|
|
|
Каждая пословица фиксирует внимание на одном – двух
гласных, которые повторяются в данной пословице в нескольких словах, как в
ударном, так и в безударном положении.
А – Я
Ворона за
море летала, а ума не достала.
Желанному
гостю – горячий привет, названному гостю – хозяина дома нет.
О – Ё
Работай
до поту, так поешь в охоту.
На языке
мёд, а под языком - лёд.
И – Ы
Не за
своё дело не берись, а за своим не ленись.
Каковы
встречи, таковы и речи.
Е
Без дела
жить – только небо коптить.
Ученье
без уменья – не польза, а беда.
У – Ю
Беды
мучат, да уму учат.
За
ученого двух неученых дают, да и то не берут.
Работа над пословицами знакомит с очень распространенным
синтаксическим явлением – противопоставлением. Интонационное выделение
противопоставляемых элементов играет важную роль в раскрытии смысла
произносимого.
Решите, с какой задачей вы будете произносить данную
пословицу.
5.
Произношение
согласных.
Ясность, внятность речи прежде всего зависит от четкого
произношения согласных, а мелодика речи – от гласных. Станиславский говорил:
«Гласные – река, а согласные – берега».
Глухие ( произносятся одним шумом): К, П, С, Т, Ф, Х, Ш, Щ
Звонкие ( произносятся с участием голоса): В, З, Ж –
щелевые
Б, Г, Д – взрывные
Л, М, Н, Р, Й – санорные
Твёрдые и мягкие.
Слоговые упражнения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№1
ПЭ,
ПА, ПО, ПУ, ПЫ
БЭ,
БА, БО, БУ, БЫ
БЭП, БАП,
БОП, БУП, БЫП
|
|
|
№2
ПИ
ПЕ ПЯ ПЁ ПЮ
БИ
БЕ БЯ БЁ БЮ
БИПЬ БЕПЬ
БЯПЬ БЁПЬ БЮПЬ
|
|
|
|
|
№3
ПЭББЭ
ПАББА ПОББО ПУББУ ПЫББЫ
БЭППЭ
БАППА БОППО БУППУ БЫППЫ
|
|
|
|
|
№4
КИГ - КИГГИ
ГИК -
ГИККИ
ХИК - ХИККИ
ХИГ -
ХИГГИ
КИХ -
КИХХИ
|
|
|
№5
ТЭДДЭ -
ФЭВВЭ
ДЭТТЭ -
ВЭФФЭ
ТЬЯ – ДЬЯ
ФТЭ, ФСЭ, ФКЭ,
ФШЭ
ВДЭ, ВГЭ, ВЖЭ,
ВЗЭ
|
|
|
№6
РЭРР
РЭРРЭ
ТРЭ
ДРЭ
ТРЭ-ТРЭ
ТРИРЬ - ДРИРЬ
РЛИ
ЛРИ
РЛИ - ЛРИ
|
|
|
|
6.
Контрольные тексты.
Фраза – это единое смысловое и интонационное целое. Каждая фраза имеет
начало, развитие и завершение. Пока мысль не кончена, мелодия фразы
развивается. Интонация точки (полное понижение голоса) звучит только в конце
фразы, когда мысль завершена. Найдите важные условия для смысла слова. Соблюдайте
ритмические паузы в конце стихотворных строк.
П – Б
Полдюжины булавок
Я вам преподношу –
И быть моей женою
Покорно вас прошу.
Надеюсь, вы пойдете
Плясать со мной, со мной,
И будете моей женой.
(С. Маршак «Три подарка»)
К – Г – Х
Как живые в нашей
книжке
Слон, слониха и
слонишки –
Двух – и трехэтажный
рост,
С блюдо уха оба,
Впереди на морде
хвост
Под названьем
«хобот».
(В.Маяковский
«Что ни страница – то слон, то львица» )
Т – Д
Когда тебе придется туго,
Найдешь и сто рублей и друга.
Себя найти куда трудней,
Чем друга или сто рублей.
(А. Тарковский «Стань самим собой»)
Ш – Ж – Ч
В синем, выцветшем
немножко,
Платьице горошком
Шла девчонка –
босоножка
По лесной дорожке.
И свистела, как
мальчишка,
И никак иначе,
То ль от радости
излишка,
То ли от удачи.
(А. Прокофьев
«Картинка»)
Р - Р´
Над горою Арарат
Две звезды в ночи горят.
Можно ли до них добраться?
- Можно! – люди говорят.
(Л. Ошанин «Баллада о звёздах»)
Скороговорки.
Скороговорка – очень несложный, наивный по содержанию и даже
примитивный текст, построенный на трудных и запутанных слого- и
словосочетаниях. Ошибочно думать, что при произнесении скороговорок нужно
добиваться очень быстрого темпа. Гораздо важнее предельная чёткость дикции.
«Редко приходится слышать «хорошую» скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую
по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли», -
Станиславский.
При работе над скороговорками нужно прежде всего точно знать, что я
хочу сказать этим текстом, разобраться в содержании.
Начинаем работу в медленном темпе. Постепенно усваиваются трудновыговариваемые
словосочетания. Бессмысленно и вредно произносить скороговорку по слогам. Это
лишает речь лёгкости и естественности.
Начинаем с простых скороговорок, постепенно усложняя.
1.
От топота копыт пыль по
полю летит.
2.
Съел молодец 33 пирога с
пирогом, да все с товрогом.
3.
Мамаш Ромаше давала
сыворотку из-под простокваши.
4.
Купи кипу пик.
5.
Цапля чахла, цапля сохла,
цапля сдохла.
6.
У нас на дворе – подворье
погода размокропогодилась.
7.
Бык тупогуб, тупогубенький
бычок, у быка бела губа была тупа.
8.
Тридцать три корабля
лавировали, лавировали, да не вылавировали.
9.
Карл у Клары украл
кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
10.
Рассказать вам про
покупки? - Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки
мои.
11.
Однажды, галок поп пугая,
В кустах увидел попугая,
И говорит тот попугай:
- Пугать ты галок, поп, пугай!
Но, галок, поп, в кустах пугая,
Пугать не смей ты попугая!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.