Главная / Начальные классы / Занятие по программе «Я-исследователь» в 1 классе

Занятие по программе «Я-исследователь» в 1 классе

hello_html_a218531.gifhello_html_m4ac4a619.gifhello_html_m187eea5e.gifhello_html_71aae107.gifhello_html_m50f4a74b.gifhello_html_m55308f7b.gifhello_html_2bceb677.gifhello_html_m46221fb9.gifhello_html_352763ca.gifЗанятие по программе «Я-исследователь» в 1 классе


Учитель начальных классов МОУ СОШ с.Апалиха

Спиридонова Наталья Николаевна
Дата: 28 февраля 2014 год

Тема: Коллективная игра-исследование «Что такое магнит?»
Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Познавательные УУД.
- учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД.
- создать условия для нахождения информации о понятии «магнит»;
- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;
-направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации;
- актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Коммуникативные УУД
- создание благоприятной успешной ситуации на занятии;
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника;
-формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи;
- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;
-умение взаимодействовать в процессе работы.
Личностные УУД.
-способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.

Оборудование: презентация, энциклопедии, толковые словари, художественные книги, карточки с методами исследования)
Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, магнитные доски, магнитные шашки.

На каждого ребенка: металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.









Ход занятия:


1.Орг.момент.

Песенка из мультфильма «38 попугаев» (СЛАЙД 1)


-Сегодня у нас очередное занятие кружка «Я – исследователь». На занятие у нас присутствуют гости, поприветствуйте их. Попросим наших гостей быть экспертами. Я хочу вам представить нашего консультанта, учителя физики Юдина С.Г. Если у нас возникнут вопросы, мы сможем к нему обратиться.

Итак…

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!

Готовы?

2.Актуализация знаний.

1. На столе у учителя коробка с “волшебной” рукавицей.

- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.

- Что это? (ложка деревянная, металлическая, вилка пластмассовая, резиновый ластик, открытка, болтик, стеклянный шарик )

- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная?

Каковы ваши предложения? (выслушать предположения детей)

В инструкции написано: Наденьте рукавичку, возьмите поочерёдно каждый предмет.

ОПЫТ.

- Что происходит с предметами? (металлическая ложка, болтик, гайка не падают при разжимании, остальные предметы падают)

- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)

Что же это? (магнит)

- Подскажите мне, где мы встречаемся с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели).

- Ребята, а вы хотите узнать немного больше о магните, его свойствах?

-Кто из вас уже догадался, какова будет тема нашего занятия? (Что такое магнит?)

Молодцы!

3.Целеполагание (СЛАЙД 2)
– Какую цель мы поставим перед собой на занятии?

Цель – выяснить, что такое магнит, какими способностями обладает.


Составление плана. (СЛАЙД 3)

- Предлагаю составить план работы. Давайте нашу работу представим в виде паучка: тельце-это тема, а лапки- это то, что мы бы хотели узнать про магнит.

1 2

МАГНИТ

3 4


1. Что такое магнит?

2. История открытия магнита

3. Свойства магнита

4. Где используют магнит



- Какие действия нам помогут на занятие добиться цели исследования?

(Дети оставляют на доске нужные карточки ).

  • Подумать самостоятельно

  • Посмотреть в книгах

  • Провести опыты

  • Посмотреть по телевизору

  • Получить информацию в интернете

  • Спросить у учителя или другого человека

  • Понаблюдать

  • Связаться со специалистом


4. Выведем гипотезу “Что такое магнит?” (СЛАЙД 4)
Может быть… (это волшебный предмет )

Возможно, что …( это предмет, который притягивает к себе металлические предметы)
Допустим ….. (магнит чем-то полезен на Земле)

5. Даем определение. Что такое магнит?
- Что нужно сделать, чтобы дать определение: «Что такое магнит»? (собрать информацию)

- Где мы можем найти такую информацию? (в книгах, интернете)

- А в каких книгах можно узнать «Что такое магнит?» ( в словарях, научных) Посмотрите, перед вами книги, в какой из них мы можем найти сведения о магните?

МАГНИТ, -а, м. Кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы. Искусственный магнит. (намагниченное тело, предмет из металла, сплава). (СЛАЙД 5)

- Ребята, давайте попросим нашего консультанта дополнить информацию о магните.

Зададим ему вопрос. ( Сергей Григорьевич, скажите, пожалуйста, что такое магнит и почему он притягивает предметы к себе?)


История открытия магнита.

- Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам историю открытия магнита

Легенда о магните. (СЛАЙЛ 6)

-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».


6. Проведение опытов и экспериментов. - Ребята, а хотите узнать, какими свойствами обладает магнит?

- Что для этого надо сделать? (провести опыты)

- Вспомните правила поведения во время проведения опытов:

Правила поведения

1.Нельзя ничего пробовать на вкус.

2.Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой.

3.Не все опыты можно проделывать самому. Обратись к взрослым.

4.Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.


-А теперь положите перед собой таблицу «Свойства магнита». Вы будете записывать в неё свои наблюдения. (СЛАЙД 7)

- первый столбик –это номер опыта, 2-й - название опыта, 3-й - результат



1 Опыт: Обследование предмета тактильным способом

-Возьмите магнит в руки и определите : какой он на ощупь.

Вывод: на ощупь магнит твёрдый, холодный, тяжёлый.

Отметьте в таблице

2 Опыт: «Воздействие магнита на разные предметы»

- Разложите на столе предметы из дерева, пластмассы, резины, стекла, бумаги, металла, конфеты.

- Поднесите к каждому предмету магнит. Что произошло? (Магнит притянул только болтик, булавку, ).
- Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
- Отметьте в таблице


Физминутка
Игра «Притягивает – не притягивает

-Ребята, давайте поиграем в игру. Я большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте. Стали в круг. (игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо)

Проведение опытов и экспериментов.

- Продолжим наши эксперименты.

3 Опыт «Способность намагничивать металлические предметы»

-Хотите увидеть фокус? Тогда смотрите. Я беру ножницы, подношу к ним скрепку, отпускаю. Что произошло? (скрепка упала). А теперь я приложу магнит к ножницам и немного подержу. Теперь, убираю магнит и подношу скрепку. Что вы видите? (скрепка не падает). Почему? (ножницы намагнитились и стали магнитом). Проделайте сами похожий эксперимент.

- Возьмите магнит и подносите к нему скрепку, к ней вторую, третью. Образовалась цепочка из скрепок. Аккуратно отсоедините первую скрепку от магнита. Что увидели? (первая скрепка намагнитилась и стала магнитом)

- Какой мы сделаем вывод: магнит может намагничивать металлические предметы. Занесите результат в матрицу.

4 Опыт «Наличие у магнита двух полюсов: северного и южного» (в парах или группах)

- Возьмите магнит с красным и синим концами. Красный цвет – это южный полюс, синий цвет – это северный полюс. Приложите магниты друг к другу красными концами. Что произошло? (они отталкиваются). Теперь синими концами. (отталкиваются). А теперь разноокрашенными (притягиваются).
- Вывод: У магнита есть 2 полюса: южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса притягиваются. Запишите результат в таблицу.

- Молодцы!

-У Земли, как и у магнита, тоже есть южный и северный полюс. Как мы можем назвать нашу большую Землю? (Большой магнит)

5 опыт «Действие магнитного поля Земли»

-Действие магнитного поля Земли можно видеть на примере компаса. Стрелка компаса также намагничена, поэтому на неё действует земное магнитное поле, так что она всегда направлена на северный магнитный полюс Земли.

-Возьмите компас, поставьте на ровную поверхность. Посмотрите друг у друга, в каком направлении показывает стрелка? (в одном и том же направлении)

Вывод: стрелка компаса, всегда показывает на Север из-за действия магнитного поля Земли.



7. Развитие умения создавать тексты:
Работа в группе (парах)

- Сейчас вы будете работать в паре. Вспомним правила работы в паре. (СЛАЙД 8)


Подведём итог нашим исследованиям:
- У вас на столе в конверте лежат карточки с надписями, вы должны выбрать нужные, то есть те, которые отвечают на вопрос: Что такое магнит? (дети работают в паре) Какая пара быстрее всех справится с заданием.


  • магнит – это кусок железной руды


  • есть магнитное поле.


  • притягивает к себе металлические предметы


  • имеет 2 полюса: северный и южный


  • Земля – большой магнит и тоже обладает своим магнитным полем;



8. Рефлексия. Прием “Опорные слова” (СЛАЙД 9)
- Продолжите предложение:

  • Магнит – …это кусок железной руды

  • У магнита есть ….магнитное поле

  • Магнит притягивает… к себе металлические предметы

  • Мангит имеет …. 2 полюса: северный и южный

  • Земля – это ….большой магнит

А как вы считаете, всё ли вы узнали о магните и его свойствах? (нет)

-Какие исследования на эту тему можно ещё провести? (где используют магнит, игры с магнитом, чем он полезен, чем вреден, сила магнита, как можно рисовать с помощью магнита
Всем спасибо за работу! (СЛАЙД 10)











Занятие по программе «Я-исследователь» в 1 классе
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Коллективная игра-исследование «Что такое магнит?»
Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности. 
Задачи:
Познавательные УУД.
- учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД.
- создать условия для нахождения информации о понятии «магнит»;
- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;
-направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации;
- актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Коммуникативные УУД
- создание благоприятной успешной ситуации на занятии;
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника;
-формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи;
- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;
-умение взаимодействовать в процессе работы.
Личностные УУД.
-способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.


Автор Спиридонова Наталья Николаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1546
Номер материала 17926
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓