Тема:
В стране «Этнографии».
Цель: Познакомить учащихся с наукой этнографией.
Задачи: 1) Формировать понятие науки этнографии,
познакомить с ее основными методами.
2)Развивать связную речь, логическое мышление,
воображение, навыки работы с картой, умение решать познавательные задачи.
3)Воспитывать интерес к
предмету краеведение, к изучению культуры и традиций народов живущих рядом.
Оборудование: карта Читинской области, сканворд, рисунок,
карточки с текстами
Основные понятия: этнография, этнос, племена, ясак.
Ход урока:
1)
Вступительное слово
учителя.
Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой
нет на карте. Но сначала нам нужно разгадать ее название.
2)
Сканворд: Если вы правильно отгадаете все слова, то в
выделенных клеточках прочтете название страны, в путешествие по которой мы
отправимся.
Несколько тысячелетий
|
Сопка в Чите
|
Главная улица города
|
Животное – символ Читы
|
ЦДЮТиК - улица
|
Место поклонения героям ВОВ
|
Ученый изучающий
древности
|
Имя
младенца (Церковь декабристов)
|
Наука о прошлом
|
Купеческая улица в Чите
|
Э
|
Т
|
Л
|
О
|
У
|
М
|
А
|
С
|
И
|
А
|
Р
|
И
|
Е
|
Л
|
Г
|
Е
|
Р
|
О
|
С
|
М
|
А
|
Т
|
Н
|
Е
|
Д
|
М
|
Х
|
Ф
|
Т
|
У
|
|
О
|
И
|
Н
|
А
|
О
|
Е
|
Ь
|
О
|
Р
|
|
В
|
Н
|
Ь
|
Н
|
Р
|
О
|
Я
|
Р
|
С
|
|
С
|
А
|
|
С
|
И
|
Л
|
|
И
|
К
|
|
К
|
|
|
К
|
А
|
О
|
|
Я
|
А
|
|
А
|
|
|
А
|
Л
|
Г
|
|
|
Я
|
|
Я
|
|
|
Я
|
|
|
|
|
|
3)
Изучение нового
материала.
Итак, у вас получилось слово этнография.
Этнография – это наука помощница истории. Как вы думаете, что она изучает?
(ответы детей)
Если мы обратимся к словарю,
то узнаем, что в переводе с греческого этно - означает «народ» и графо -
«пишу». Давайте попробуем сформулировать определение науки «этнографии». (Дети,
исходя из значения слова, делают предположения).
Какие народы описывает наука
этнография?
О каких сторонах жизни народов
она нам может рассказать?
Попробуйте дать более полное
определение науки этнографии?
Этнография – это наука, изучающая особенности быта, нравов,
культуры различных народов.
Сейчас мы представим себя юными этнографами и
отправимся в путешествие по воображаемой нами стране под названием
«Этнография».
Мы с вами оказались в «Долине легенд и преданий».
Седая наша старина,
Мешая с былью небылицы,
Преданий множества полна.
(Федор Иванович Бальдауф).
«Было время да прошло, а слова остались…», так
гласит забайкальская народная мудрость. Да, прошли века, а след жизни поколений
запечатлелся и продолжается в слове. И наиболее ярко это видно на примере
народных сказок, легенд и былей.
Сейчас объявляется конкурс на самого
внимательного. Прочитайте эвенкийскую легенду и попробуйте записать слова,
которые говорят о:
1.
Жилище эвенков.
2.
Видах хозяйственной
деятельности.
3.
Обычаях.
«…Когда это было, знают только горы. Тогда здесь
только звери ходили да птицы летали. Ранней весной прикочевал наш род с Амура. Недалеко
отсюда, среди гор, есть озеро.
Остановились возле него. Отпустили оленей пастись, чумы поставили. А ночью у самой красивой женщины Чоны
родился мальчик, имя ему дали
Алунай. Проснулись утром кочевники и удивились: вся земля вокруг озера алая - багул зацвел.
В старину такое поверие было: если после
перекочевки на новой стоянке в первую
ночь мальчик родится, быть ему предводителем рода. В чуме Чоны тоже куст багула расцвел. Мальчик
подтянул к себе ветку, вдохнул
ароматный смолистый запах, и в его сердце кровь алой стала.
Вырос Алунай, большим охотником стал, пришла пора жениться. В своем роду девушку, брать нельзя: кровь-то у всех от одной ветки
багула. Тогда Алунай собрал своих товарищей, заседлал оленя и
отправился в дальние края
искать невесту. День ехал, неделю ехал,
месяц ехал, тайга кончаться стала.
Остановились парни на берегу речки. Смотрит Алунай в степь, возле сопки белые юрты стоят, табуны лошадей
пасутся, стада коров бродят.
Спустился Алунай к воде, а с другой стороны к речке девушка подходит, свежа, как утренний цветок, быстра, как
полуденный ветерок. Это была ханская
дочь Ганда. Влюбился в нее Алунай, забыл он горы высокие, забыл мать,
забыл землю родную. Ходит сам не свой, еды
и сна лишился.
Проведал
о нем Хан. Пригласил к себе в белую юрту и говорит: - Все
я знаю о тебе, Алунай. Хороший ты воин. Сердце у тебя смелое. Рука сильная. Голова светлая. Выдам я за
тебя свою единственную дочь, но при
одном условии: ты останешься жить у меня и возглавишь мое войско.
Послал
Алунай товарищей в свой род, к старейшинам, чтобы те разрешили ему жениться на красавице Ганде. Выслушали старцы гонцов. Как
вернуть юношу в свой род? День думали старцы, другой день думали, третий день думали - ничего не придумали.
Тогда пришли они в чум к Чоне и так
сказали:
- Ты дала жизнь сыну. Ты научила его ходить. Ты
дала ему крылья
сокола. И одна ты знаешь, как его
вернуть к родному очагу.
Низко поклонилась Чона старцам, потом отломила от куста
багула ветку и передала ее гонцам со словами:- Скажите
сыну: это подарок матери.
Удивился
Алунай, что старейшины рода не приняли никакого решения. Поднес ветку
багула к лицу: на него пахнуло смолистой утренней свежестью лесистых
гор. Прошел дурман. Вспомнил Алунай свой чум, мать, землю родную, затосковало
его сердце. Вскочил он на оленя и помчался в обратный путь.
- Много разных людей приезжало к нам, увозили багул в теплые края. Не растет он на
чужой земле, погибает. Так и человек.
Суровая наша северная земля, но родная земля. И горе тому, кто ее забудет.
Сердце такого человека никогда не познает
радости…».
Вопросы:
О
чем рассказывает эта легенда?
Какие
знания об эвенкийском народе мы получаем из этой легенды?
Вот
видите, как много может нам рассказать всего одна легенда, а ученые этнографы
изучают множество таких легенд. Конечно не все в легендах, правда, наши предки
любили приукрашивать реальные события. Поэтому задача этнографа отделить
правду от вымысла, и составить истинную картину событий.
А мы
продолжаем наше путешествие, и оказываемся на «Тропе
путешественника». Много путешественников прошло по этой тропе, и каждый
записывал свои впечатления о тех людях, которых он встречал на своем пути. Эти
записки, заметки вошли в многотомные труды, и они также важны для ученого
этнографа, так как в них находятся очень ценные сведения о жизни народов на
протяжении многих тысяч, сотен, десятков лет.
А
наш конкурс на самого внимательного продолжается, и ваша задача прочитать
заметки академика Палласа об облавной охоте и записать слова, которые говорят о:
1.
месте наблюдения;
2.
народах, населяющих данную местность;
3.
снаряжении охотника;
4.
способе охоты.
Облавная охота у Акши, описанная академиком П.С. Палласом (1772 г.)
Чтоб
осмотреть хорошенько самую страну и видеть, как здесь диких коз, дзеренами называемых,
промышляют, остался я в Акшинске... Такой промысел мунгалы по-своему называют облаха, а русские, взяв с
того же и перевернув на свой образец, сделали облава. Она первейшая почти
увеселение мунгалов и по чистым степям
обитающих тунгусов. Учреждают ее на
чистом и открытом поле к горе, или к
лесу, или к какой-нибудь реке, чтоб
зверя чрез то удержать было можно. Походят
на оный промысел обыкновенно осенью,
когда лошади отъелись, человек от 50 до 100 и 200, кои на лошадях весьма
проворны, и еще каждый по заводной лошади у себя имеет. Все снаряжены луком и стрелами, и каждый имеет при себе еще добрую и ученую собаку. Перед отъездом выбирают одного себе вожатым или старостою, который на промысле управляет.
И так, где изберут для промысла способное место, туда
посылают трех или четырех человек, подсмотреть, в которой стороне дзерены пасутся. ... Вся ватага разъезжается на малые
кучки, а после и поодиночке и сделают
превеликий округ. Концы или крылья ...
круга сходятся за тем местом, где дикие указаны. Подкрадываются всегда или из-за бугров или из-за горок, дабы способнее и совершеннее окружить зверя.
...Лишь только дзерены промышленников увидят, то
бросаются все в бег, а промышленники со своей стороны отовсюду на них во весь опор
скачут и так, окружив и криком и свистящими стрелами, обезумливают зверя
и повергают, сколько могут. Стрелять же из лука на бегу с лошади даурские
степные народы столько искусны, что, скача изо всей силы, в цель
попасть стрелой, не промахнутся.
Паллас П.С.
Путешествия по разным провинциям Российского государства // Россия XVIII в. глазами
иностранцев. — Л.: Лениздат, 1989. - С.511 - 512
Вопросы:
1.
О каком занятии сибирских
народов рассказывает этот документ?
2.
Какое значение имеет
документ для этнографа?
Мы с вами не заметили, как оказались в селении одного из народов населяющих Забайкалье. Посмотрите на рисунок
и назовите основные занятия этого народа. Особенности жилища, одежды, места
расположения поселка. (Работа с иллюстрациями)
Мы
побывали в воображаемом поселке одного из народов Забайкалья, а этнографы
находят в дебрях непроходимой тайги такие поселки, в которых до сих пор
сохранились: древняя культура, способы ведения хозяйства, традиции и обычаи.
Благодаря существованию этих поселков ученые воссоздают картину жизни этих
народов в древности.
Наши поиски привели «Священной скале». У каждого народа сохранились
свои религиозные традиции и обычаи, изучая которые этнограф может узнать не
только о верованиях, но и о занятиях народа. Продолжается конкурс на самого
внимательного и сейчас вы должны запомнить
или записать слова, которые говорят о занятиях народа.
Проводник
эвенк Трофим Павлов рассказал легенду, хорошо известную и сейчас. ... «Скала с
рисунками издавна считается у эвенков священной, только в настоящее время она
не действует. А в старину она действовала, и когда охотник шел на охоту, он должен был
подойти к этой скале и спросить у «хозяина», сколько зверей он убьет на охоте.
Если «хозяин» был расположен к охотнику, на скале появлялось столько новых
животных, сколько охотник должен был убить. В то время каждый
обязан был приносить этой скале жертвы. И сейчас, несмотря на то, что скала не
действует, люди за прошлую ее доброту дарят ей всякие предметы». Чтобы объяснить,
почему ныне скала не действует, Трофим, указывая на большой камень, лежащий у основания писаницы, сказал: «Этот камень когда-то лежал на самой вершине скалы. Однажды один плохой человек решил собрать около скалы ее жертвоприношения. Когда он их собрал и хотел уйти, то камень сорвался с вершины и придавил его. Человек этот так и остался лежать под камнем, но хозяин все равно очень рассердился на людей и покинул скалу».
Мазин А.И. Таежные писаницы Приамурья. - Новосибирск:
Наука, 1986. - С. 129.
Вопросы:
1. О каких занятиях населения мы узнаем из
этой легенды?
2. О каком религиозном культе повествует
легенда?
3) Итог занятия:
На этом наше
путешествие заканчивается. Какие способы изучения особенностей быта, нравов, культуры различных народов
вы узнали? (ответы учащихся)
Что еще может использовать ученый в изучении
особенностей быта, нравов, культуры различных народов?
Как вы думаете какие выводы может сделать
ученый этнограф изучая древние карты, обряды, картины, гравюры, рисунки,
названия рек, озер, поселков и т. д. ?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.