Главная / Начальные классы / Занятие по экологии для начальных классов

Занятие по экологии для начальных классов

Тема занятия: По страницам Красной книги


Цель: формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер обучающихся в процессе знакомства с Красной книгой Забайкальского края (с опорой на систему формирующихся базовых общекультурных ценностей).
Задачи:
-расширить и углубить знания учащихся о жизни животных и растений; познакомить детей с причинами их исчезновения;
-продолжить развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу;
-воспитывать коммуникативные компетентности обучающихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение формулировать и задавать вопрос).

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к занятию, Красная книга Забайкальского края в двух томах, мелодия из программы «В мире животных».

Вид занятия: путешествие по страницам Красной книги.

Применяемые технологии: информационно-коммуникационные; технология самообразования; технология обучения в сотрудничестве на основе малых групп.

Применяемые методы: метод беседы; метод наглядности; поисковый метод.



 Ход урока

1.Организационный момент


- Дети, сегодня наше занятие будет необычным. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний. А для этого….

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы кружок.
Мы за парты дружно сели, 
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И вперёд, вперёд за знаниями.

 2. Работа над темой занятия


- Когда ты идёшь по тропинке лесной, 
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей. 
Другое – пчелою забралось в цветок, 
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой ныряет под листьями в норах, 
«Кто» ищет в кустах притаившийся

шорох, 

Сидит «отчего» на зелёном листке, 
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень….
Вопрос за вопросом, и так целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.

( Из книги «Почемучка».М.:Педагогика-Пресс,1993)

-Сегодня на нашем занятии мы отправимся путешествовать по тропинкам природы и будем искать ответы на некоторые вопросы. Ну что, в путь?

-Посмотрите, как прекрасен и удивителен мир природы!
- посмотрите еще раз на слайд и разделите фотографии на две группы.
(мир животных и растений)
- Но что-то их объединяет! Ваши предложения?
(эти фото относятся к миру живой природы.Это всё дикие животные и растения, которые растут независимо от человека)
- Вы предложили несколько вариантов. Молодцы!
-На нашем занятии сегодня мы постараемся узнать, что ещё их объединяет.
Послушайте загадку:
Хоть не шляпа, а с полями, 
Не цветок, а с корешком, 
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)
- Но книга эта необычная. Она связывает все наши фотографии. Догадались?
- Правильно. Это Красная книга. Сегодня мы будем путешествовать по страницам этой книги. (тема «По страницам красной книги»)

Знакомство с Красной книгой
-Почему эту книгу назвали красной?
-Где вы встречались с красным цветом?
(Красный цвет можно увидеть на пожаре-огонь. Сигнал светофора- опасность,переходить дорогу нельзя)
-Правильно,сигнал светофора говорит об опасности. Вот и красная книга предупреждает об опасности. Но какой? 


Красная книга – Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Всё живое хранить зовёт,

Пусть зовёт не напрасно,

Красная книга, Красная книга.

И тревога за жизнь неустанна, Чтоб не сгинуть в космической мгле!

Исчерпаемы все океаны, Исчерпаемо всё на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид

И себя мы прощаем.

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерли около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.

Давайте поразмышляем. Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений?
(Изменяется климат. Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Животные умирают, не находя себе корма).
- А теперь послушайте одну историю:
« Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:
-Зачем, -сердится, -ландыши нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти жёлтые купальницы, и…
- Но почему?- чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые.
- Вот-вот, красота их и губит. Кто не увидит – всяк сорвёт. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе все переведутся… в общем, жадничая, отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, душистое,- мы в результате себя же и губим».
( Дитрих А. Почемучка.- М.:Педагогика-Пресс, 1993)
-Кто основной виновник исчезновения видов животных и растений?
(человек)
-Правильно. Виновником исчезновения животных и птиц является чаще всего человек.
Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено в 1948г. В 1963 году вышла первая книга Международного Союза Охраны Природы. Хранится эта книга в Швейцарском городе_Морже. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, учёный.

-Красная книга – книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете-почему?

(для разделения на животных и растения. Для красоты. Все природные объекты разделены по природным зонам)
-Молодцы, ребята! Вы выдвинули несколько версий. Давайте посмотрим, что размещено на цветных страничках.
- На красных страницах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, уссурийский тигр.
-На жёлтых – уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета.
Одно из таких животных – кавказская черепаха. Люди тысячами вылавливают их ради забавы и из-за красивого панциря.
На белых – сведения о редких видах. 
Например, моллюск наутилус. Он погибает от изменения естественной среды обитания.
На серых – сведения о мало изученных и редких видах. Глубоко на дне морей живёт моллюск жемчужница, в раковине которой рождается жемчуг.
На зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, северный олень, который подвергался большому истреблению.
Чёрными страницами стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. Например, птица стеллеров баклан. Роковой особенностью баклана явилась неспособность его к полёту. В течение столетия на Комондорских островах шло безжалостное истребление этих птиц.
-Кроме этих видов, в Красной книге находятся известные вам животные…

-В нашей стране первая Красная книга была напечатана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть своя Красная книга.

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы, 
Охраняются звери, 
Охраняются даже цветы!
Б. Дубровин

Физминутка
Это-правая рука,
Это- левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева- быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?

- Скажите, а как называется Красная книга у вас на столе?

Вы обратили внимание, что на столах книги с разными названиями, а кто знает почему? (Читинская область и Забайкальский край)

Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского округа была составлена и выпущена в 2002-2003годах, а Красная книга Забайкальского края в 2012-13 годах, после объединения двух субъектов России Читинской области и Бурятского округа.

-Давайте сравним книги и определим, есть ли что-то общее между этими изданиями (открываем разные страницы и сравниваем материал).

Полистайте книги и найдите знакомые вам растения или животное. В какой книге вы нашли знакомый объект природы? Посмотрите, а есть ли этот объект в другом экземпляре книги? (приводят три –четыре примера)


- А теперь ответим на вопрос: «О какой опасности предупреждает Красная книга?»
Прочтите текст: «Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окружёнными разными животными, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой».

Как вы понимаете это выражение? Что значит дружить с природой?

 4. Работа в группах
-Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу?(нет. Надо охранять и всю природу)
-А что мы с вами можем сделать для охраны природы?
- Давайте поработаем в группах и выведем некоторые правила друзей природы (на столе экологические знаки).
 Каждая группа пишет 1-2 правила друзей природы к экологическому знаку.
Защита правил
- не ломай ветки деревьев и кустарников;
- не рви много цветов на лугу и в лесу;
- не лови бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых;
- не подходи близко, не бери и не разоряй птичьих гнёзд;
-не мусори в лесу, у реки;
-не шуми в лесу.
- Молодцы. Вы придумали очень интересные правила друзей природы. Если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе.

Наказ юным экологам:

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

5. Обобщение
-Вы очень хорошо поработали сегодня, молодцы.

С какой книгой вы сегодня познакомились?

-О чем рассказала вам Красная книга?


- Красная книга - это наша боль и тревога. Видов животных и растений, помещенных в ней, становится всё больше. Но эта книга и наша надежда - программа спасения всего живого на Земле. Так давайте тоже бережно относиться к природе!
Домашнее задание

- Предлагаю вам принять участие в проекте «Моя Красная книга». Для этого нужно на альбомном листе написать о животном или растении из Красной книги и красиво оформить. Затем мы все листочки подошьём, и у нас получится своя «Красная книга».

6. Рефлексия.

У вас на столе лежат фрукты, они разного цвета. Вам нужно выбрать один фрукт в зависимости от того, как вам понравилось занятие:

Красное яблоко – очень понравилось;

Желтый лимон – не очень;

Оранжевый апельсин – Тема охраны природы – очень важна и вам бы хотелось еще поработать с Красной книгой.



Выберите фрукт, положите его на поднос и передайте мне. По вашим фруктам я сделаю вывод о необходимости подобного задания и понравилось ли вам занятие.

- Наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.

Занятие по экологии для начальных классов
  • Начальные классы
Описание:

Тема занятия:  По страницам Красной книги

 

Цель: формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер обучающихся  в процессе знакомства с Красной книгой Забайкальского края (с опорой на систему формирующихся базовых общекультурных ценностей).
Задачи:
-расширить и углубить знания учащихся о жизни животных и растений; познакомить детей с причинами их исчезновения;
-продолжить развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу;
-воспитывать коммуникативные компетентности обучающихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение формулировать и задавать вопрос).

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к занятию, Красная книга Забайкальского края в двух томах, мелодия из программы «В мире животных».

Вид занятия: путешествие по страницам Красной книги.

Применяемые технологии: информационно-коммуникационные; технология самообразования; технология обучения в сотрудничестве на основе малых групп.

Применяемые методы: метод беседы; метод наглядности; поисковый метод.



 Ход урока

         1.Организационный момент


- Дети,  сегодня наше занятие будет необычным. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний. А для этого….

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы кружок.
Мы за парты дружно сели, 
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И вперёд, вперёд за знаниями.

          2. Работа над темой занятия



- Когда ты идёшь по тропинке лесной, 
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей. 
Другое – пчелою забралось в цветок, 
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой ныряет под листьями в норах, 
«Кто» ищет в кустах притаившийся

шорох, 

Сидит «отчего» на зелёном листке, 
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень….
Вопрос за вопросом, и так целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.


( Из книги «Почемучка».М.:Педагогика-Пресс,1993)

-Сегодня на нашем занятии мы отправимся путешествовать по тропинкам природы и будем искать ответы на некоторые вопросы. Ну что, в путь?

-Посмотрите, как прекрасен и удивителен мир природы!
- посмотрите еще раз на слайд и разделите фотографии на две группы.
(мир животных и растений)
- Но что-то их объединяет! Ваши предложения?
(эти фото относятся к  миру живой природы.Это всё дикие животные и растения, которые растут независимо от человека)
- Вы предложили несколько вариантов. Молодцы!
-На нашем занятии сегодня мы постараемся узнать, что ещё их объединяет.
Послушайте загадку:
Хоть не шляпа, а с полями, 
Не цветок, а с корешком, 
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)
- Но книга эта необычная. Она связывает все наши фотографии. Догадались?
- Правильно. Это Красная книга. Сегодня мы будем путешествовать по страницам этой книги. (тема «По страницам красной книги»)

Знакомство с Красной книгой
-Почему эту книгу назвали красной?
-Где вы встречались с красным цветом?
(Красный цвет можно увидеть на пожаре-огонь. Сигнал светофора- опасность,переходить дорогу нельзя)
-Правильно,сигнал светофора говорит об опасности. Вот и красная книга предупреждает об опасности. Но какой? 



Красная книга – Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Всё живое хранить зовёт,

Пусть зовёт не напрасно,

Красная книга, Красная книга.

И тревога за жизнь неустанна,Чтоб не сгинуть в космической мгле!

Исчерпаемы все океаны, Исчерпаемо всё на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид

И себя мы прощаем.

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.  


Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерли около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.

Давайте поразмышляем. Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений?
(Изменяется климат. Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Животные умирают,не находя себе корма).
- А теперь послушайте одну историю:
« Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:
-Зачем, -сердится, -ландыши нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти жёлтые купальницы, и…
- Но почему?- чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые.
- Вот-вот, красота их и губит. Кто не увидит – всяк сорвёт. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе все переведутся… в общем, жадничая, отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, душистое,- мы в результате себя же и губим».
( Дитрих А. Почемучка.- М.:Педагогика-Пресс, 1993)
-Кто основной виновник исчезновения видов животных и растений?
(человек)
-Правильно. Виновником исчезновения животных и птиц является чаще всего человек.
Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено в 1948г.  В 1963 году вышла первая книга Международного Союза Охраны Природы. Хранится эта книга в Швейцарском городе_Морже. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, учёный.

-Красная книга – книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете-почему?

(для разделения на животных и растения. Для красоты. Все природные объекты разделены по природным зонам)
-Молодцы, ребята! Вы выдвинули несколько версий. Давайте посмотрим, что размещено на цветных страничках.
- На красных страницах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, уссурийский тигр.
-На жёлтых – уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета.
Одно из таких животных – кавказская черепаха. Люди тысячами вылавливают их ради забавы и из-за красивого панциря.
На белых – сведения о редких видах. 
Например, моллюск наутилус. Он погибает от изменения естественной среды обитания.
На серых – сведения о мало изученных и редких видах. Глубоко на дне морей живёт моллюск жемчужница, в раковине которой рождается жемчуг.
На зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, северный олень, который подвергался большому истреблению.
Чёрными страницами стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. Например, птица стеллеров баклан. Роковой особенностью баклана явилась неспособность его к полёту. В течение столетия на Комондорских островах шло безжалостное истребление этих птиц.
-Кроме этих видов, в Красной книге находятся известные вам животные…

-В нашей стране первая Красная книга была напечатана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть своя Красная книга.

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы, 
Охраняются звери, 
Охраняются даже цветы!
         Б. Дубровин

Физминутка
Это-правая рука,
Это- левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева- быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?

- Скажите, а как называется Красная книга у вас на столе?

Вы обратили внимание, что на столах книги с разными названиями, а кто знает почему? (Читинская область и Забайкальский край)

Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского округа была составлена и выпущена в 2002-2003годах, а Красная книга Забайкальского края в 2012-13 годах, после объединения двух субъектов  России Читинской области и Бурятского округа.

-Давайте сравним книги и определим, есть ли что-то общее между этими изданиями (открываем разные страницы и сравниваем материал).

Полистайте книги и найдите знакомые вам растения или животное. В какой книге вы нашли знакомый объект природы? Посмотрите, а есть ли этот объект в другом экземпляре книги?  (приводят три –четыре примера)

 

- А теперь ответим на вопрос: «О какой опасности предупреждает Красная книга?»
Прочтите текст: «Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окружёнными разными животными, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой».

Как вы понимаете это выражение? Что значит дружить с природой?

 4. Работа в группах
-Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу?(нет. Надо охранять и всю природу)
-А что мы с вами можем сделать для охраны природы?
- Давайте поработаем в группах и выведем некоторые правила друзей природы (на столе экологические знаки).
 Каждая группа пишет 1-2 правила друзей природы к экологическому знаку.
Защита правил
- не ломай ветки деревьев и кустарников;
- не рви много цветов на лугу и в лесу;
- не лови бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых;
- не подходи близко, не бери и не разоряй птичьих гнёзд;
-не мусори в лесу, у реки;
-не шуми в лесу.
- Молодцы. Вы придумали очень интересные правила друзей природы. Если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе.

Наказ юным экологам:

Любите родную природу –
         Озера, леса и поля.
         Ведь это же наша с тобою
         Навеки родная земля.
         На ней мы с тобою родились,
         Живем мы с тобою на ней!
         Так будем же, люди, все вместе
         Мы к ней относиться добрей.
5. Обобщение
-Вы очень хорошо поработали сегодня, молодцы.

 –С какой книгой вы сегодня познакомились?

-О чем рассказала вам Красная книга?

 

- Красная книга - это наша боль и тревога. Видов животных и растений, помещенных в ней, становится всё больше. Но эта книга и наша надежда - программа спасения всего живого на Земле. Так давайте тоже бережно относиться к природе!
Домашнее задание

- Предлагаю вам принять участие в проекте «Моя Красная книга». Для этого нужно на альбомном листе написать о животном или растении из Красной книги и красиво оформить. Затем мы все листочки подошьём, и у нас получится своя «Красная книга».

6. Рефлексия.

У вас на столе лежат фрукты, они разного цвета. Вам нужно выбрать один фрукт в зависимости от того,  как вам понравилось занятие:

Красное яблоко – очень понравилось;

Желтый лимон – не очень;

Оранжевый апельсин – Тема охраны природы – очень важна и вам бы хотелось еще поработать с Красной книгой.

 

Выберите фрукт, положите его на поднос и передайте мне. По вашим фруктам я сделаю вывод  о необходимости подобного задания и понравилось ли вам занятие.

 

- Наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.

Автор Коржавина Светлана Алексеевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1421
Номер материала 1720
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓