Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детский эколого-биологический центр «Белая
река»
Калининского района городского округа город
Уфа
Республики Башкортостан
Городской конкурс на лучшую методическую разработку
открытого занятия и массового мероприятия
Номинация: открытое занятие педагога дополнительного образования
Методическая разработка открытого занятия
«Животные зимой»»
Гайсина
Маргарита Ринатовна,
педагог
дополнительного образования
Уфа-2014
Тема
занятия «Животные зимой»
Объяснительная записка
Область применения: на уроках окружающего мира
в школах и учреждениях дополнительного образования.
Возраст обучающихся: 8-10 лет.
Формы и методы реализации: беседа, анализ
данных, практическое задание, формулировка своих мнений по выводам.
Тип урока: комбинированный.
Цель:
Формировать у детей представление об особенностях
жизни животных зимой.
Задачи:
Образовательная:
Формировать у детей представление о животных, их
внешнем виде, повадках, закреплять умения различать животных, живущих в нашем
крае; учить детей обобщать и анализировать; эмоционально обогащать детей.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к особенностям жизни природы
зимой, к ее отдельным явлениям. Воспитывать бережное, заботливое отношение к
живым существам, уточнить представление детей о признаках зимы.
Развивающая:
Формировать у детей навыки совместной деятельности; развить
наблюдательность, чувствительность.
Оборудование:
кроссворд, иллюстрации «Животные России», иллюстрации
«Птицы», письмо царя Берендея, жалоба Белки, карточки: «Кроссворд», «Кто, где
живет?», «Изменение окраски шерсти».
Ход
занятия
I.
Организационный момент, сообщение целей и
темы занятия.
Здравствуйте,
ребята!
Ребята, сегодня у
нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в необычное путешествие.
II.
Вступительная беседа.
А куда мы
отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. (СЛАЙД 2)
Работа с
кроссвордом.
|
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
л
|
е
|
с
|
|
|
|
|
ё
|
|
н
|
|
|
3 м
|
е
|
д
|
в
|
е
|
д
|
ь
|
о
|
|
|
|
ж
|
|
|
р
|
|
|
|
и
|
|
|
о
|
|
|
4 с
|
н
|
е
|
г
|
з
|
|
|
|
к
|
|
|
|
|
|
5 з
|
и
|
м
|
а
|
|
|
|
а
|
|
|
|
|
|
|
я
|
|
|
|
|
|
|
ц
|
|
|
|
По
горизонтали:
1. Город этот не
простой, он дремучий и густой. (Лес)
3. Зверь забавный сшит из
плюша:
Есть и лапы, есть и
уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
(Медведь)
4. Он пушистый,
серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою
чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)
5. Наступили
холода.
Обернулась в
лед вода.
Длинноухий
зайка серый
Обернулся
зайкой белым.
Перестал
медведь реветь:
В спячку впал
в бору медведь.
Кто скажет,
кто знает,
Когда это
бывает? (Зима)
По
вертикали:
1. Без досок, без
топоров через реку мост готов. Мост – как синее стекло: скользко, весело,
светло. (Лед)
2. Летят балерины,
как пух из перины. (Снежинки).
3. Старик у ворот
тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит. Кто это? (Мороз)
5. По полю скачет
- ушки прячет,
Встанет
столбом - ушки торчком.
(Заяц)
- Так, о чем у нас
пойдет разговор? (Д: О природе, о зиме, о животных) (СЛАЙД 3)
- Цель нашего
занятия сегодня (СЛАЙД 4)
- Ребята, а какие
пословицы и приметы вы знаете о зимних месяцах. (Дети читают народные
приметы, пословицы о зимних месяцах).
(СЛАЙД
5)
Пословицы:
§ Зима
не лето – в шубу одета.
§ Как
зима не злится, а весне покорится.
§ Готовь
зимой телегу, а летом сани.
§ Декабрь
год кончает, зиму начинает.
§ Январь
году начало –зиме середина.
§ Февраль
месяц лютый: спрашивает, как обутый.
(СЛАЙД
6)
Приметы:
§ Зимнее
тепло – летний холод.
§ Снег
на полях – зерно в закромах.
§ Дым
по земле стелется без ветра – к снегу.
§ Декабрь
снежный да холодный, обещает обильную жатву.
§ Птица
хохлится – к непогоде.
§ Февраль
богат снегом, а апрель водою.
III.Изучение нового
материала.
- Вот мы подъехали
к лесу.
Нас
встречает зимний лес
Он
стоит как белый терем,
Полный
сказок и чудес.
Заяц,
заяц, трус лесной,
Ты
куда бежишь, постой!
Ровно
восемь нас ребят
Поиграть
с тобой хотят.
Но
боится заяц нас.
Раз,
два, три
И
скрылся с глаз.
- Ребята, а почему
заяц белый? Что вы сделаете, когда встретите зайца? Что вы о нем знаете?
Запасает ли он запасы на зиму? (Ответы детей) (СЛАЙД 7)
А теперь
посмотрите вверх и отгадайте загадку:
Не
мышь, не птица, в лесу резвится,
На
деревьях живет, орешки грызет. (Белка) (СЛАЙД 8)
- Расскажите, как
белки готовятся к зиме? Посмотрите, а что это за бумажка на дереве? (Жалоба).
(СЛАЙД
9)
«Мы пушистые
белочки, жалуемся на тех, кто выгребает из дупла наши орехи. Не оставляйте наши
жилища без еды!»
- Давайте поможем
белочкам прокормится, положим им в дупло… (детям предлагается тарелка, на
которой лежат орехи, семечки, мука. Кусочек хлеба и крупа. (СЛАЙД
10)
Они должны выбрать
то, что положат в дупло белочке).
- Идем дальше. А
чьи это следы? (изображение следа лисы). (СЛАЙД 11)
Да это же лисьи
следы! (СЛАЙД 12) Посмотрите вот следы лисы при беге и следы, когда лиса
запутывает след.
- А почему о лисе
говорят следующее:
Желтая
хозяюшка из леса пришла,
Кур
пересчитала и с собой унесла?
- Ребята, а кто в
лесу воет? (Д: Волк).
- Почему его
называют санитаром леса? Почему очень часто говорят о волке: «Волка ноги
кормят»?
- Почему волки воют?
(СЛАЙД 13)
- Всех зверей мы
видели. А вот кого еще не видели. Посмотрите, а это что за зверь идет?
Кто
меня потревожил?
Кто
мешает сладко спать?
Лапу
вкусную сосать.
Есть
пироги пудовые,
Смотреть
сны медовые.
Кто
не знает, что зимой
Ложится
мишка на покой.
Под
сосну кривую,
Спать
на боковую. (СЛАЙД 14)
-Ребята, а что вы
знаете о медведях. (Ответы детей).
Давайте заполним
карточки «Кто, где живет?». А потом пойдем дальше. (СЛАЙД 15)
Давайте посмотрим,
кто из птиц прилетит. Я вам загадаю загадки.
Мать-отца
не знаю,
Но
часто называю
Детей
знать не буду,
Чужим
их сбуду. (Кукушка) (СЛАЙД 16)
Красногрудый,
чернокрылый,
Любит
зернышки клевать,
С
первым снегом на рябине
Он
появится опять. (Снегирь) (СЛАЙД 17)
Все
время стучит,
Деревья
долбит.
Но
их не калечит,
А
только лечит. (Дятел)(СЛАЙД 18)
Озорной
мальчишка
В
сером армячишке
По
двору шныряет,
Крохи
собирает. (Воробей) (СЛАЙД 19)
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая ... (Сорока) (СЛАЙД 20)
- Посмотрите,
сколько их прилетело! Здесь и снегири, и голуби, и сороки, и дятлы.
- Некоторые животные
зимой меняют свой цвет. Давайте рассмотрим некоторых животных, меняющих окраску
шерсти. (СЛАЙД 21-23)
А сейчас Выполним
задание.
1) Отметьте галочкой
тех животных, которые не меняют свою окраску зимой. (СЛАЙД 24)
мышь
|
горностай
|
белка
|
рысь
|
волк
|
медведь
|
заяц
|
лиса
|
лось
|
2) Раскрасьте
животных, которые изменяют окраску шерсти зимой, и напишите какого цвета.
(Дети раскрашивают
животных).
IV. Физкультминутка.
Белым снегом все
покрыло (руки в стороны и вверх)
И деревья и дома (руки
в стороны)
Свищет ветер
легкокрылый (ножницы)
Здравствуй,
зимушка-зима! (руки в стороны)
Вновь для птиц
кормушки ставят (руки вверх)
Насыпают в них
корма (руки вверху, взмахи кистями)
Здравствуй,
зимушка-зима! (руки в стороны)
- Идем дальше.
Ребята, смотрите,
а что это прилетело к нам на снежинке? Это царь Берендей прислал нам письмо.
Давайте прочитаем. (СЛАЙД 25)
«Ребята,
вот скоро уже закончится зима и наступит ваша любимое время года - весна.
Именно весной люди любят больше всего бывать в лесу. Я очень надеюсь, что вы,
дети знаете правила поведения в лесу и сумеете ответить на мои вопросы».
(Открываю конверт
и читаю письмо).
(СЛАЙД
26)
1. Можно
ли ломать ветки деревьев и кустарников?
2. Почему
нельзя вырезать на коре деревьев надписи, имена, разные отметки?
3. Почему
на лугу нельзя рвать больших букетов?
-
А как можно собирать лекарственные растения?
-
Можно ли уничтожать ядовитые грибы?
-
Назовите лекарственные растения.
4. Почему,
особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать громко
магнитофон, разжигать костры?
5. Каковы
причины лесных пожаров?
Помните:
Из одного дерева можно сделать 1000000 спичек, а одной спичкой можно сжечь
около 1000000 деревьев. Будьте осторожны с огнем!
6. Отчего
может возникнуть пожар?
7. Можно
ли уносить домой птенцов и детенышей зверей?
А вот какую сказку
предлагает вам послушать царь Берендей.
«У одного медвежонка убили маму. Ему стало тоскливо и
страшно.
- С другом было бы хорошо, - рассуждал малыш. Но в
родном лесу все, какие-то не родные. Попробую-ка поискать себе друга в горах,
за лесом.
Топ, топ, топ – бух! Еще из леса он не вышел, а уже
упал в яму. «Помогите!» - закричал медвежонок.
За ним уже давно наблюдала мудрая и сильная сова. Она
села на ветку березы и стала сильно ее раскачивать, махая крыльями. Медвежонок
уцепился за ветку и вылез из ямы. Сова взлетела, а медвежонок подумал: «Когда я
вырасту, научусь летать, то обязательно подружусь с ней».
Вот так все дружат
в лесу. Я хочу, чтобы и вы, дети, стали настоящими друзьями с обитателями леса.
Очень прошу вас всех: помогите оберегать природу. Посадите весной деревья,
кустарники, цветы.
V.
Итог занятия. Рефлексия.
1. Что
нового о жизни животных вы узнали на занятии?
2. Какие
животные меняют окраску зимой?
3. Как
люди помогают диким животным?
4. Как
вы думаете что страшнее – холод или голод для животных?
Итак, наше занятие
подходит к концу. Вы, ребята, сегодня хорошо работали, много отвечали. Вы
узнали много интересного и нового. Молодцы. До свидания.
Список литературы
1. Брыкина Н.Т.,
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу
«Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.-320с. (Мастерская учителя)
3. Виноградова Н.
Ф. Окружающий мир 2 класс, учебник в 2-х частях 4-е издание дораб. – М:
Вентана-Граф, 2011
3. www.viki.rdf.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.