Главная / Начальные классы / Занятие на тему: «История Костромской области»

Занятие на тему: «История Костромской области»

Занятие на тему: «История Костромской области»

(начальная школа)

 

Подготовила воспитатель ГПД Георгица Н.Н. МКОУ Октябрьская СОШ

 

Цель мероприятия : познакомить школьников с традициями      родного    края, его  культурным наследием.

Задачи:    развивать любовь детей к родному краю – Костромской области;

воспитывать достойного, любящего и   знающего родную культуру и родной язык Гражданина Отечества;   формировать у учащихся эстетический вкус;

пробуждать любовь к русской речи; овладевать коммуникативными навыками и умениями.

Оформление зала и материал для занятия: стенд с фотографиями города Костромы, символика областного центра и районов области, портрет губернатора, мини карты Костромской области (для каждого ученика), настенная карта области, мультимедийный экран, презентация «Знаменитые памятники Костромы».

Ход занятия.

Ведущий:

Сегодня наше занятие посвящено, краю в котором мы живём – Костромской области.

        Сколько сказочных мест у России.

                                Городов у России не счесть.

                                Может, где-то бывает красивей,   

                                Но не будет роднее, чем здесь.


У нашей области богатая история и начинается она с рождения нашего областного центра – города Костромы. Давным – давно, в стародавние времена, правил на Руси Ростово – Суздальский князь Юрий Долгорукий, которого народ прозвал «Егорием храбрым». В летописи, которую вели монахи Ипатьевского монастыря в Костроме, сказано, что этот князь – богатырь объезжал русскую землю и строил новые города «среди лесов дремучих и гор толкучих».

Костромы тогда ещё не было, а вместо города были леса непроходимые тёмные и дремучие.

Сын великого князя Киевского Владимира Мономаха – Юрий оказался из младших, почему и достался ему от родителя удел – глухие леса. Времена те были не спокойные, князья друг с другом воевали за земли. Юрий Долгорукий, не был исключением и завоевал ещё немало земельных участков, а что бы укрепиться на этих землях, дружиной княжеской вырубались леса и строились укрепления. Так был построен Костромской кремль в 1152 году.   Этот год считается годом основания города Костромы.

Город – крепость состоял тогда из земляной насыпи и деревянного тына, окружённого водами рек Волга и Кострома. В центре возвышалась деревянная церковь. Это место сейчас находится на пересечении улиц Пятницкой и Островского, там установлен памятный знак. А в центре города, на площади Советской, установлен памятник основателю Юрию Долгорукому. Сейчас мы видим его на экране. (Начало демонстрации презентации «Знаменитые памятники Костромы»).  

 

Родная Кострома .

(читается на фоне презентации)

Живу на Волге и любуюсь
Я красотой родного края.
Леса, озёра и разливы...
Прекрасней стороны не знаю.

Люблю бродить я по аллеям,
Среди купеческих домов.
Мой город, нежно ты взлелеян
Волжанами восьми веков.

В судьбе твоей событий много
Счастливых, грустных и святых...
Нам не забыть ни боль народа,
Ни подвигов всех трудовых.

Ах, Кострома, уют твой нежный:
Зелёный – летом, в зиму – снежный,
Мне сердце, душу согревает
И с прошлым нас объединяет.

Встречай, Московская Застава,
Труби, Пожарна Каланча,
Бегут в «Островскую» беседку
Девчонки, дружно хохоча.

И, как всегда, гостеприимен
Рядов торговых хоровод.
В «табачны, пряничны и в красны»,
В « мучные»... заходи, народ!

«Встречаемся на сковородке» – 
Скажу я весело друзьям,
А про Ипатий и музеи,с 
С любовью расскажу гостям.

Посмотрим храм Богоявленский
И церковь Воскресения,
Сусанину мы благодарны
За все его творения.

Спасибо, город златоглавый!
В старинных кружевах дома.
Спасибо, за былую славу,
Моя родная Кострома!
(О. Шерстобоева)


У города Костромы есть своя символика, это герб и флаг. (Демонстрирую). С годами небольшой городок разрастался и, процветая, превратился в областной центр, руководит которым губернатор Костромской области (ФИО). (Обращаю внимание на портрет губернатора). У области тоже есть символы (демонстрация). Герб области отражает богатую событиями историю области, неразрывно связанную с важнейшими этапами истории Российского государства.

Главной фигурой герба области является золотой корабль — символ движения, достижения цели, украшенный орлиной головой — символ разума, индивидуальности и духовной жизни, и крыльями — символами полета, духовности, воображения. Основная река — Волга и впадающие в нее крупные реки Кострома, Унжа, Ветлуга показаны в гербе области серебряной волнистой оконечностью.

Серебро символизирует совершенство, благородство, великодушие, чистоту, веру, мир. Красоту и благородство природы Костромской области аллегорически передает лазоревое поле герба области. Лазурь символизирует истину, честь, великодушие, возвышенность, славу, верность, безупречность, добродетель.

Императорская корона указывает на статус Костромской области как субъекта Российской Федерации. Костромская земля сыграла особую роль в становлении династии Романовых. Вполне справедливо названная «колыбелью дома Романовых», именно костромская земля стала первой ступенью к восхождению юного Михаила Романова на российский трон. Костромскую землю неоднократно посещали «Величайшие Особы» — Екатерина II, Николай I, Александр II, Александр III, великие князья. Об этом аллегорически говорят щитодержатели — символические животные грифоны, имеющие голову, когти и крылья орла — царя птиц, а тело льва — царя зверей и, таким образом объединяющие две жизненные области — земли и воздуха.

Одним из крупнейших костромских промыслов стало ювелирное дело, показанное в композиции герба узорным золотым подножием. Мастера-ювелиры создали оклад икон и Евангелий, кресты, церковные сосуды, броши и серьги. Изделия с любовью украшались растительным орнаментом, гравировкой, сканью. Золото символизирует знатность, могущество, богатство, прочность, интеллект, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Лента ордена Ленина, которым Костромская область награждена в 1967 году, показывает заслуги области. Червлень (красный цвет) символизирует мужество, труд, жизнеутверждающую силу, красоту.

Флаг, разработанный на основе герба , языком символов и аллегорий отражает исторические и социально-экономические особенности области.

У вас на столах лежат карты Костромской области, посмотрите на них внимательно. Вся территория разделена на участки, которые выделены разными цветами, как вы думаете почему? Потому, что наша область поделена на районы, давайте посчитаем, сколько их? (24района). Познакомимся с ними.  (Далее идёт перечисление районов и районных центров, нахождение их на своих картах и, по желанию дети показывают найденные районы на общей карте).

А сейчас я проверю, насколько внимательны вы были сегодня на занятии. Мы разделимся с вами на две группы (деление на группы). Каждой группе я буду задавать по очереди вопросы, за правильный ответ будут начисляться баллы. Если одна группа не справляется, то вторая может ответить на поставленный  вопрос и заработать дополнительный бал. И так вопросы.


1.Кто является основателем города Костромы?   (Юрий Долгорукий)

2.Как зовут нынешнего губернатора нашей области?   (Ситников Сергей Константинович )

3.Как называются части, на которые поделена наша область?   (районы)

4.Сколько районов в Костромской области?   (24)

5.Назовите самую большую реку нашей области? (Волга)

6.Как называется район, в котором живём мы с вами? (Мантуровский)

7.Как называется наш районный центр? (г. Мантурово)

8.Какие символы имеет наша область?   (герб и флаг)

9.Задание на карточках, соединить районы с районными центрами.

10. Домашнее задание чтение стихов о родном крае. (Задание для капитанов)

Дети читают стихи.



Кострома

Белоснежный,

Голубой,

И синий,

И зелёный город Кострома.

В нём,

Как на ладони,

Вся Россия,

Здесь она –

История сама.

Древен он, а поглядите –

Молод,

Гостю дорогому

По-русски рад!

Как улыбка, этот славный

Город –

Деревень окрестных

Стольный град.

(В. Максимов)

 

Костромичка 
Я на Волге родилась,
С ней любовью связана.
Чистым русским говорком
Волге я обязана.
Говорю, чуть "окая",
Такая уж привычка,
Ну и что же? Ну и что же?
Я же - Костромичка!
Я работы не боюсь,
Мне любая нравится.
Своим городом горжусь,
Костромой-красавицей!
Город мой мечтой живёт
И делами славится.
С каждым днём цветёт, растёт
Кострома-красавица!

Говорю, чуть "окая",
Такая уж привычка,
Ну и что же? Ну и что же?
Я же - Костромичка!
(З. Степанова)

 

Подведение итогов, награждение победителей.

Ребята, понравилось вам наше занятие? Что нового вы узнали? (ответы детей). Скажите, пожалуйста, а хотели бы вы, чтобы наша область стала ещё краше? Вот сейчас все ребята, которым понравилось занятие и кто желает украсить свою область, прикрепит на карту красивый цветок, а кому было на нашем занятии не интересно, прикрепит тучку. (Проводится рефлексия)

На следующем занятии я познакомлю вас с историей нашего района. Сегодняшнее занятие мне хотелось бы закончить следующими строками:

 

Костромская сторонушка,
заводи синие,
Полевые, речные, лесные края,
Лён цветущий, луга,
комбинаты текстильные,
Вас нельзя не любить: вы –
Россия моя!



5


Занятие на тему: «История Костромской области»
  • Начальные классы
Описание:

Занятие преднозначено для классного часа или воспитательного мероприятия, а так же может быть использовано на уроках окружающего мира.

Цель мероприятия : познакомить школьников с традициями      родного    края, его  культурным наследием.

Задачи:    развивать любовь детей к родному краю – Костромской области;

воспитывать достойного, любящего и   знающего родную культуру и родной язык Гражданина Отечества;   формировать у учащихся эстетический вкус; пробуждать любовь к русской речи; овладевать коммуникативными навыками и умениями.

Автор Георгица Наталья Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 511
Номер материала 46715
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓