Главная / Начальные классы / Занятие математического кружка "Логические ряды "

Занятие математического кружка "Логические ряды "


Класс: 4

Тема: Логические ряды

Цели:

1. Дать понятие логики, логических рядов.

2.Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, математическую речь, cообразительность, наблюдательность.

3. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: ПК, мультимедийная установка; презентация; задачи в стихах; набор упражнений по теме.


Ход занятия:


I Мотивационная беседа


Приветствие друг другу.

- Здравствуйте, мои дорогие помощники! Приветствую знатоков математики! Поприветствуйте друг друга.

(Учащиеся, повернувшись лицом друг к другу произносят стишок.)


На результат хороший не надейся,

Пока меж нами нет совместных действий.

Научимся терпенью, уваженью
Мы в поиске совместного решенья.

Учись другого понимать,

Его любить и принимать.

Стремись с девизом жить таким:

«Умеешь сам – делись с другим!»


II Актуализация опорных знаний (устно).


1) Верно ли утверждение, что среди этих записей нет натураль­ного ряда чисел:

0, 1,2,3,4,5,..;

1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10;

1,2,3,4,5,7,8,9,...

Верно ли утверждение, что среди этих записей есть цифры?


2) Натуральный ряд чисел конечен, верно ли это?

3) Верно ли, что 0 не является натуральным числом?

4) Верно ли, что за числом 1005 следует 1006?

5) Верно ли, что за числом 30 следует число 31?

6) Верно ли, что за числом 1 следует число 2?

7) Верно ли, что для любого натурального числа можно указать следующее, предыдущее?

8) Используя цифры 3, 4, 7, 9 назвать наибольшее, наименьшее пятизначные числа, где каждая из цифр встречается только один раз; сравнить эти числа, как это сделать?

9) Какие действия можно производить с натуральными чис­лами?



III Диагностика усвоения системы знаний и умений


Учитель:

- Я покажу вам один рисунок. Что на нём изображено?

hello_html_m27d82894.png


(Кубик, стоящий на двух кубиках; два кубика, стоящие на одном)

- Как такое возможно? ( умение человека наблюдать, «переламывать» своё мышление,…)

- Кто знает, что такое логика? (…)

Слово «математика» пришло к нам из древнегреческого языка. По-древнегречески «мантанейн» - учиться, приобретать знания. В этом ключ к тому, что же такое математика. Много тысяче­летий люди накапливают математические знания, то есть знания о числах, количествах и количественных отношениях. Без таких зна­ний древние египтяне, например, не смогли бы построить свои знаменитые пирамиды. Математика помогает нам познавать и со­вершенствовать тот мир, в котором мы с вами живем. Запуск на орбиту спутников, строительство автострад, вождение поездов, даже оклейка стен обоями - все это и многое другое было бы просто невозможно без математических расчетов. Объединяет же раз­личные области приложения математики наука о законах и спо­собах рассуждения - логика. Поэтому математика поможет вам научиться мыслить последовательно и яснее.

- Кто «придумал» логику? (Ребята отвечают…)

Полагают, что это сделал Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - греческий философ и ученик другого известного греческого фи­лософа Платона. В возрасте 17 лет Аристо­тель отправился в Афины, где стал учени­ком Платона. В течение 20 лет Аристотель работал в Академии Платона, а позже стал учителем великого полководца и воина Александра Великого.

Аристотель разработал основы логики как науки о мышлении, позволяющие строить аргументированные, рассуждения. Он же сформулировал основные законы, по которым строится логическое дока­зательство.

- Что значит логически мыслить? (уметь доказывать, аргументировать, последовательно рассуждать, выстраивать цепочку и т.д.)


Вот сегодня все эти вопросы мы будем изучать глубже. Кроме того, вы уз­наете еще много новых интересных вещей.


IV Игровые действия по раскрытию познавательного содержания


Учитель:

- Сейчас проверим ваше умение логически мыслить. ( Учитель комментирует ответы учащихся. В случае затруднения – объясняет ход решения задачи)



А) задачи в стихах:

*

Кросс осенний вспоминая,

Спорят белки два часа:

- Победил в забеге заяц,

А второй была лиса!

- Нет, - твердит другая белка,

- Ты мне шутки эти брось,

Заяц был вторым, конечно,

Первым был, я помню, - лось!

- Я, - промолвил филин важный, -

В спор чужой не стану лезть,

Но у вас в словах у каждой

По одной ошибке есть!

Белки фыркнули сердито,

Неприятно стало им,

Вы же, взвесив все, найдите,

Кто был первым, кто вторым.


*

Акробат и собачонка

Весят два пустых бочонка

Шустрый пес без акробата

Весит два мотка шпагата.

А с одним мотком ягненок

Весит - видите - бочонок.

Сколько весит акробат

В пересчете на ягнят?


*

Барсук позвал к себе гостей:

Медведя, рысь и белку,

И подарили барсуку

Подсвечник и тарелку.

Когда же он позвал к себе

Рысь, белку, мышку, волка,

То он в подарок получил

Подсвечник и иголку.

Им были вновь приглашены

Волк, мышка и овечка,

И получил в подарок он

Иголку и колечко.

Он снова пригласил овцу,

Медведя, волка, белку,

И подарили барсуку

Колечко и тарелку.

Нам срочно нужен ваш ответ

(На миг дела отбросьте):

Хотим понять, какой предмет

Каким дарился гостем.

И кто из шестерых гостей

Явился без подарка?

Не можем мы сообразить,

Сидим... Мудрим... Запарка!


Б) Учитель:

- А теперь решим задачи на проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами:


  • Подумайте, как связаны первые два слова, и укажите из списка а) - г) четвертое слово, которое точно так же связано с третьим:

а) сумма; б) вычитаемое; в) произведение; г) умножение.

УМЕНЬШАЕМОЕ - РАЗНОСТЬ, МНОЖИТЕЛЬ - ?

САНТИМЕТР - МИЛЛИМЕТР, ГЕКТАР - ?

а) километр; б) квадратный дециметр; в) площадь; г) метр.

АР - КВАДРАТНЫЙ МЕТР, ДЕЦИМЕТР - ?

а) длина; б) метр; в) сантиметр; г) миллиметр; д) километр.

КВАДРАТ - ПРЯМОУГОЛЬНИК, КУБ - ?

а) прямоугольный параллелепипед; 6) шар; в) ромб; г) пирамида.



  • На рисунке верхнем ряду изображены три фигуры. Подумайте, как связаны первые две из них, и укажите в наборе а) - г) четвертую фигуру, которая точно так же связана с третьей.


hello_html_138dae19.png


  • Исключите лишнее слово:

СУММА, РАЗНОСТЬ, МНОЖИТЕЛЬ, ЧАСТНОЕ.

ДЕВЯТЬ, ДВЕНАДЦАТЬ, ВОСЕМЬ, ПЯТНАДЦАТЬ.


  • Исключите лишнюю фигуру


hello_html_20c1d855.png


  • Установите, что объединяет первые три слова, какое слово из последних пяти к ним подходит.


ЧЕТЫРЕ, ВОСЕМНАДЦАТЬ, СТО:

а) пять; б) одиннадцать; в) тридцать семь; г) нуль; д) один.


В) Учитель:

- А сейчас проведем игру – соревнование «Кто быстрей». Я вывожу на экран слайды с заданиями. Побеждает тот, кто быстрее найдет закономерность.

Слайд 1. Которая из 6-ти масок лишняя? Чем она отличается от других?


hello_html_m6c45592e.png


Слайд 2. Знаешь ли ты, каким общим названием можно заменить слова?



hello_html_m435658c5.png



Слайд 3. Кто лишний? Что лишнее?



hello_html_m435658c5.png




V Итог занятия. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Чем логические задачи отличаются от текстовых задач?

- Что понравилось на занятии?

- К следующему занятию выполните задание, привлеките к его выполнению родителей, друзей.


Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа:

2,3,4,5,6,7...

10,9,8,7,6,5, ...

5, 10, 15,20,25,30,...

9, 12, 15, 18,21,...

8,8,6,6,4,4,...

3,7,11,15,19,23,...

9, 1,7, 1,5, 1,...

4,5,8,9, 12, 13,...

25,25,21,21,17, 17,...

1,2,4,8,16,32....



Занятие математического кружка "Логические ряды "
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Логические ряды

Цели:

1. Дать понятие логики, логических рядов.

2.Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, математическую речь, cообразительность, наблюдательность.

3. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

I  Мотивационная беседа

 Приветствие друг другу.

- Здравствуйте, мои дорогие помощники! Приветствую  знатоков математики! Поприветствуйте друг друга.

(Учащиеся, повернувшись лицом друг к другу произносят стишок.)

 

На результат хороший не надейся,

Пока меж нами нет совместных действий.

Научимся терпенью, уваженью
Мы в поиске совместного решенья.

Учись другого понимать,

Его любить и принимать.

             Стремись с девизом жить таким:

             «Умеешь сам – делись с другим!»

 

Автор Данилова Людмила Галлеровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 536
Номер материала 44481
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓