- 02.10.2020
- 678
- 8
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Готовясь к занятиям, мы задумываемся над тем, как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы было глубже и разностороннее подходить к изучаемым вопросам.
Одна из тенденций современного народного образования носит характер системной обработки информации , т.е. проект.
При осуществлении проектов может проводиться исследовательская, поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная) и ознакомлено-ориентированная деятельность. Проект можно осуществлять в рамках класса, школы.
Термин “проект” выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами:
· они направлены на достижение конкретной целей;
· они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
· они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
· все они в определённой степени уникальны.
В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям ещё надо учиться).
Иногда в педагогической литературе под словами “проектная деятельность” понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская. По-видимому, это связано с использованием проектной деятельности на уроках. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличии от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. В этом случае детям предлагается проектная исследовательская деятельность, ориентированная на получение в результате исследований новых знаний в соответствии с учебными программами.
В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы.
В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческих работ (т.е. продукта)
Небольшое количество привлекаемого урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы:
1. При первом упоминании о работе над очередной темой познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их аспект, зафиксировать выбор детей;
2. В процессе работы над темой и реализации проектов делать обзор текущего состояния дел, предоставляя детям возможность сделать промежуточные презентации своей деятельности; кроме того, в это время можно решать различные организационные вопросы.
В создании и организации проектов могут участвовать сами ученики начальной школы, их родители, дети старшего возраста, что помогает развивать коммуникативные навыки.
Проект должен носить кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена в начале, убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении.
Выбор темы.
Работа над темой начинается с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточна ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме “Моя семья” могут быть подтемы: “Семейные традиции”, “Родословная семьи”, “Праздники и обряды”, “Народный костюм”. Пословицы и поговорки народов содружества.
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по темам – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов.
Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.
Например, для темы “ Безопасная Дорога Детства” дети могут:
А) получить некоторые сведения о знаках ДД, о правилах пешехода.
Б) отразить новые знания в какой-либо совместной или индивидуальной изобразительной деятельности (рисунки, расскраски);
В) сделать своими руками какие либо поделки;
Г) найти пословицы и стихи;
Д) проявить свои способности в креативном мышлении.
6 625 843 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Русакова Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.