Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЗанятие кружка "Откуда наши имена"

Занятие кружка "Откуда наши имена"

Скачать материал

Занятие кружка «Наши имена»

 
Цель: знакомить с историей возникновения имен, со смысловым содержанием своего имени.

Образовательная задача: знакомство с историей возникновения имен, со смысловым содержанием своего имени.

Воспитательная задача: воспитание личностных качеств: доброты, отзывчивости, самоуважения; развитие умения конструктивно общаться; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

 

Ход занятия

I  Организационный момент

      II  Сообщение темы и задач занятия
Откуда наши имена пошли?-
Из древности далекой к нам пришли.
Мы слышим имя гордое – Егор,
В нем мощь и сила и величье гор.
Егором, победителей зовут,
Егоры, пашут землю, нивы жнут.
Архангел дал нам имя – Михаил,
Он Сатану в сраженье победил.
А потому, угоден Богу стал,
И, Богом, возведен на пьедестал.
Святитель, чудотворец – Николай,
Ему сам Бог сказал, - Людей спасай!-
И вот уж множество с тех пор веков
Нас Николай спасает от грехов.
С библейских пор мы знаем, что Иван
Иисусу для крещенья Богом дан.
Иван – был воин, труженик всегда:
И в наши, и в библейские года.
Плод – Карп, а Бога чтящий – Тимофей,
Защитник и помощник – Алексей.
Матвей – дар Божий, солнечный - Самсон,
Народа утешение – Платон.
Так вот откуда имена пошли, –
Они от предков наших к нам пришли.

 

- Давайте попробуем определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии? А что бы вы хотели на занятии узнать об именах? Это и будет сегодня целью нашей работы.

      III  Беседа

 

- Что такое имя?

 

- Сколько имён у одного человека?

Имя русского человека состоит из трёх частей:

             1) личного имени

             2) имени его отца

             3) имени целого рода этого человека

 

- В семье человека называют неизменной формой имени? Напишите, как дома вас ласково называют родители?


- Кто знает происхождение и значение своего имени?

 

- Проведём небольшое статистическое исследование. Подсчитаем, какие имена у нас в школе самые популярные?

 

Алина –  2                                         Алексей – 2

Анастасия – 1                                   Виктор - 1

Ангелина – 1

Анна – 2                                            Никита  - 3

Арина – 1                                          Степан - 1

Лиза – 2                                             Олег - 1

Наталья – 1                                        Сергей - 2

Виктория – 1                                     Максим - 2

Валерия – 1                                        Василий - 1

Елена – 1                                            Роман - 1

Екатерина – 1                                     Саша - 2

Татьяна –  1                               

Юлия – 1

 

 

Вывод: самые популярные имена – Алина, Елизавета, Алексей, Никита, Сергей, Максим.

- Как вы думаете, почему одних имён больше, других – меньше?

 

А объясняется это ни чем иным, как модой на имена. Да, имена, как и одежда, тоже подвержены модным изменениям. Вот, что говорит нам статистика о моде на имена:

Мода на имена зарождалась в городах и с некоторым отставанием проникала в деревню. Пик популярности имени Иван пришелся на 40-е годы. Родители называли Иванами 92 младенцев из 1000 новорожденных. Через 15 лет маленьких Иванов стало почти в пять раз меньше, К 70-м годам имя переходит в разряд редких - так зовут лишь четырех мальчиков на 100.

А спустя 15 лет, в 90-е, интерес к имени вернулся. Иначе распорядилась судьба с нерусским именем Тимур, мимолетную моду на которое ввел советский полководец Михаил Фрунзе, 1923 году он назвал Тимуром своего сына.

Вслед за ним Тимуром стал сын писателя Аркадия Гайдара. После выхода книги "Тимур и его команда" многие родители бросились называть своих детей Тимурами. Потом это увлечение забылось. И сейчас Тимуры встречаются очень редко! В 1937 году на экраны страны вышел фильм Якова Протазанова "Бесприданница", и на протяжении 15 лет после появления» картины родители называли Ларисами ежегодно не меньше 22 девочек на 1000 новорожденных.

В довоенный период дружба с Германией подкрепленная идеями международной солидарности трудящихся, пополнила запасы мужских имен. В СССР появились маленькие Адольфы и Рудольфы. Но эти имена вошли в разряд редких.

40 лет назад  родители, как сговорившись, называли половину новорожденных мальчиков Александрами, Алексеями, Андреями, Дмитриями, Игорями или Сергеями; девочек - Еленами, Иринами, Маринами, Натальями, Ольгами или Светланами. Это была мода на простые русские имена. В поздние 60-е на Среднерусской возвышенности вдруг пошла мода называть новорожденных мальчиков Эдуард, Алекс, Альфред, Артемий, Гелий, Жан, Фернан. Девочек - Ева, Жанетта, Изольда, Леонелла, Магда, Рената и Жанна. А среди интеллигенции в это время началась мода на все глубоко национальное, и возродились из небытия древнерусские имена Добрыня, Ждан, Любава.

Правда, Александр, Алексей, Дмитрий, Сергей по-прежнему оставаются именами массового распространения (более 50 на каждую тысячу человек). Список женских имен чуть расширился: Анастасия, Анна, Екатерина, Мария, Наталья, Ольга и Юлия.

В 90-х широко распространенными именами (20-50 на тысячу человек) считались для мальчиков Андрей, Антон, Артем, Виталий, Владимир, Денис, Евгений, Иван, Игорь, Константин, Максим, Михаил, Николай, Павел, Роман, Станислав; для девочек - Александра, Виктория, Дарья, Елена, Ирина, Ксения, Ольга, Светлана. Мода на русскую старину продолжалась.

Так вот почему каких-то имён больше, а каких-то меньше! Но если имя в нашем списке встречается только один раз, то это не значит, что оно не модное… Оно редкое! И мы тоже должны гордиться, что одинаковых с нами имён не так уж много! Значит, наши родители постарались, выбирая нам имя!

- А кто знает, почему родители назвали вас именно таким именем?

- Кто знает историю происхождения своего имени?

- Ну вот, теперь вы знаете, откуда ваши имена… А есть ли хотя бы одно  из перечисленных  имён, которое является исконно русским???

- Все наши имена откуда-то заимствованы: из Древних Греции, Рима, Италии. Как вы думаете, почему?

Ответ: более благозвучные, чем старые русские имена, пришли к нам во времена основания новой религии – Христианства.

- А как вы думаете, какие же имена были у наших предков? А это как раз и есть имена нашего рода – то есть фамилии. Давно уже не называют детей такими именами, а вот имена наших предков сохранились в наших фамилиях. 

Поиграем. Я называю фамилию, а вы мне говорите, как звали основателя этого рода.


Медведев – Медведь

Сковородкин – Сковорода

Шапкин – Шапка

Тулупов – Тулуп

Иголкин – Иголка

Девятов – Девятый

Косых – Косой

Большаков – Большак

Зверев - Зверь

          Печкин - печка

 


 


В древности имя ребёнкустарались дать не красивое, а такое, которое его защищало бы от злых духов. Были и такие имена, которые называли ребёнка по количеству детей в семье: Большак, Старшак, Малый, Седьмак, Третьяк и т.д. Дети, которые имели какие-нибудь увечья, получали имена: Косой, Кривой, Хромой, Горбач. Были любимые, долгожданные и нелюбимые дети: Ждан – Неждан, Люб – Нелюб. Давайте попробуем поискать современные фамилии со старыми родовыми корнями.

Ждан – Жданов, Жданович, Жданко.

Люб – Любавин, Любушкин, Любин.

 

Поиграем. 1)Вспомнить как можно больше фамилий, образованных от имён личных, у которых в корне было бы название животных, птиц, зверей.

 


Соловьёв

Петухов

Волков

Дятлов

Медведев

Куропаткин

Курочкин

Цыплёнков

Орлов

Скворцов

Ястребов

Синичкин

Орловский

Чижиков

Чижов

Воронов

Воробьёв

Ласточкин

Стриженов

Стрижов

Стерхов

Галкин

Гусев

Уткин

Гусаков

Селезнёв

Кукушкин

Филинов

Коровин

Боровков

 

Лисицын

Лосев

Кабанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2) С названиями растений, цветов, деревьев:


Яблоков

Осинов

Тополев

Ёлкин

Сосенков

Берёзкин

Ясенев

Вишневский

Вишняков


 

 

3) От предметов быта и одежды:

 


Сковородников

Сковородченков


Рукавицын

Рукавишников

Пуговкин

Лаптев

Тулупов

Чулков

 

Шапкин


Шубин


 

4) От частей тела

 


Носов

Ногин

Глазов

Глазьев

Бровкин

Синебрюхов

Бородавкин

Глазков

Ухов

Лобов

Голова

Ножкин

Щетинин


 

Теперь вы видите, что имя ребёнку мог дать любой предмет, окружавший в давние времена наших предков. В более позднее время появились фамилии, характеризовавшие человека по профессии или занятию, по более современным заимствованным именам, по его характеру.

Каждому историческому времени соответствует определённый набор имён. И сейчас уже вы не назовёте своих детей Бородавкой или Шестаком, а дадите ему красивое имя, пусть даже пришедшее из далёких греческих или римских времён, но уже по характеру ставших совсем русскими.

 

- А как вы думаете, богатые и бедные люди называли одинаковыми именами своих детей? Нет, князья, бояре нарекали своих детей именами благородными, хотя в семье их могли звать по-простому. Т.е., у человека было два имени: простое, домашнее и княжеское. Как вы думаете, почему? Потому что имя – это оберег, с посмощью имени пытались обмануть нечистую силу, чтобы ребёнок не болел и чтобы у него была хорошая судьба.

 

- Давайте посмотрим список имён, которые бытовали у наших предков тысячи лет назад. И подметим в них осоособенность. Что это за особенность? (двойное имя)

- ПРонравились вам какие-нибудь старые имена из списка?

Дети, узнали вы что-то новое для себя о наших именах и фамилиях? Будете теперь обращать внимание на то, откуда у друга фамилия?

 

Д.з: Узнать у родителей: Почему вас так назвали?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Занятие кружка "Откуда наши имена""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данное занятие входит в систему занятий кружка по русскому языку и литературе для обучающихся 4-5 классов "К тайнам слова". Цель занятия: познакомить обучающихся с историей возникновения имён и смысловым содержанием своего имени. Воспитательная задача: воспитание личностных качеств: доброты, отзывчивости, самоуважения; развитие умения конструктивно общаться; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

 До начала занятия ученикам дано задание записать имена учеников школы и посчитать, какие из них употребляются чаще, а какие реже. В ходе занятия выясняем, откуда пришли наши имена и почему в разное время превалируют определённые имена.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 719 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 451
    • DOCX 54 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соловьёва Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соловьёва Ирина Михайловна
    Соловьёва Ирина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22262
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1712 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека