Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20
с углубленным изучением отдельных предметов» г.
Белгорода
Занятие кружка
«Школьное краеведение»
(внеурочная деятельность)
Тема: «Чудеса из глины»
разработала
учитель
начальных классов
Липич С. Н.
2013 г.
Липич С. Н.
«Чудеса из глины»
Цели: 1. Познакомить учащихся с работой
гончара;
2.
познакомить с центрами народных промыслов Белгородской области ;
3.
развивать эстетический вкус, наблюдательность;
4.
воспитывать аккуратность, уважение к людям различных профессий.
Оборудование. Пословицы,
загадки, рисунки с изображениями орудий труда, изделий народных промыслов,
посуды, изделия керамической фабрики в п. Борисовка, пластилин, презентация
"Глина и ее использование".
Ход занятия:
1. Пословицы.
Учитель. Дома вы
должны были подобрать пословицы о ремеслах. Что вы нашли? Объясните смысл
нескольких из них.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
Дети. Чем лучше работница, тем лучше на ней и
ее родственниках вещи.
У. Плотник без топора, что изба без
угла.
Д. Топор – основное орудие труда
плотника. Без него – нет работы.
У. Глубже пахать – больше хлеба ждать.
Д. Если борозда мелкая, то семена
смоет дождем, съедят птицы.
2. Загадки.
Учитель. У меня в
руках карточки с загадками. Если вы их правильно отгадываете, то я
переворачиваю карточки, и на обратной стороне вы увидите изображение предметов.
В своей тетради соедините пары (упражнение «Паутинка»
Серп
Маленький,
горбатенький, все поле обскакал.
Топор
Он
у плотника в почете, каждый день с ним на работе.
Веретено
Чем
больше я верчусь, тем толще становлюсь.
Молот
Деревянная
шея, железный клюв, стучит "тук-тук-тук".
Глина
Из
земли возьму, в руках помну, в печи обожгу, на стол поставлю
3. Определение темы занятия, постановка целей
Работа с тетрадью
Учитель. Вычеркните
повторяющиеся буквы, и у вас останется слово – название того ремесла, о котором
пойдет речь на уроке.
у г р н е о мг о ё
т н с у л т а
– О
чём мы будем говорить? ( о ремёслах)
-
О ремёслах какого населенного пункта мы будем говорить? (Борисовка)
-
Прочитайте стихотворение, найдите на карте нашей области этот посёлок, отметьте
его.
-
Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
-
Чем…..
-
Что….
-
Из чего…
Работа с тетрадью
Задание 3. Прочитаем
текст, узнаем ответ на наш первый вопрос.
Для того, чтобы готовить и хранить еду,
человеку нужна посуда. Как вы думаете, из каких материалов могла быть сделана
первая посуда? (из дерева и глины)
Правильно, так как эти материалы давала
сама природа.
Учитель. Деревянную
посуду изготавливали мастера-древоделы очень искусно. Сегодня мы тоже можем
приобрести деревянную посуду, но больше как сувениры.
Учитель показывает
изделия из дерева – черпаки, ложки.
–
А подробнее поговорить я хотела о глиняной посуде. Древнейшее ремесло –
гончарное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала
лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой
или ногой. Это ускорило изготовление изделий.
Учитель
показывает рисунок гончарного круга.
– Гончар
бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой.
Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определенную форму.
После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах.
(Рисунок на доске.) Иногда глиняные изделия славяне украшали орнаментом
или расписывали красками.
Форма
сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В
одной посуде хранили сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки
пищи, а из какой-то ели.
Работа с тетрадью
Задание
4.
Отгадайте название посуды
Кринка
Глечик
Макитра
Гончарное производство было наиболее
распространено в Старом Осколе (Казацкая слобода), в Борисовке, Белгородском и
Новооскольском уездах (слободы Михайловка и Меньшикова). По свидетельству же
археологов, глиняные горшки из обожженной глины были распространены на
территории региона повсеместно еще в новокаменном веке. Обломки этой первой
посуды имеются в музеях Белгорода, Валуек, Шелаева.
Изготовление различных видов гончарных
изделий: бытовых (посуда - горшки, глечики, кринки, макитра, махортка, миска,
чашка, макорта, горшки-формы); декоративных (кувшины «куманец»); игрушек
(различные фигурки птиц и зверей, свистульки); кирпича, кафеля - занимало
значительное место в общей картине бытования ремесел и промыслов Белгородчины.
Глиняные глазурованные игрушки-свистульки
борисовских мастеров до сих пор привлекают внимание глубиной содержания и
формой. Всего же в Борисовке было сосредоточено 17 видов ремесел, которыми
занимались 3180 человек.
Сегодня
в Борисовке работает керамическая фабрика, известная своими изделиями во всем
мире.
Работа с тетрадью.
Задание
5. Попробуй и ты стать мастером и выполнить задание. Нарисуй то, что ты будешь
хранить в данной посуде.
-
Какая современная посуда пришла на смену предметам старины?
Д. Кастрюли, банки для сыпучих
продуктов, графины для воды, чашки, тарелки, блюдца.
Учитель
демонстрирует предметы.
У. Из каких материалов эта посуда?
Д. Из стекла, пластмассы, металла.
У. Действительно,
появились новые материалы, но столовая посуда, которой мы пользуемся, – из
глины. Хотите узнать, как делают посуду?
Презентация
о Борисовской фабрике.
5. Практическая работа
Учитель. Я
предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного
круга. Вместо них – пластилин и парта. Вы можете вылепить посуду или игрушку.
Это могут быть звери, птицы, люди, может быть что-то другое. Посмотрите, что,
например, можно сделать.
6. Итог занятия
Учитель. Вы
попробовали быть гончарами. Как вы думаете, какими качествами должен был
обладать гончар?
Д. Терпением, аккуратностью, хорошим
вкусом.
Учитель. Молодцы!
Об изделиях народных промыслов мы будем говорить на уроках рисования.
Б
Борисовка
Мы в Борисовке гостили,
Мастерские посетили.
Там лепили мы кувшины,
Из лозы плели корзины
1.
Соедини пары:
серп
|
|
ткач
|
топор
|
земледелец
|
веретено
|
гончар
|
молот
|
плотник, столяр
|
глина
|
кузнец
|
2. Вычеркни повторяющиеся буквы, и впишите в клеточки тему нашего
занятия.
у г р н е о м г о ё т н с у л т а
3. Прочитай текст, вставь пропущенные слова.
Поселок городского типа Борисовка
расположен на берегах _ _ _ _ Ворскла. Издавна известен промыслами: _ _ _ _ _ _
_ _ _ дело (изготовление кувшинов, горшков, чашек), _ _ _ _ _ _ _ _ _
(«камчатные» скатерти, вышивка), лозоплетение.
Всего в Б_ _ _ _ _ _ _ _ было
сосредоточено 17 видов ремесел, которыми занимались 3180 человек. Особую
известность слободе Борисовка принесли иконописный и гончарный промыслы.
4. Отгадай названия глиняной посуды:
5. Обозначь цифрами виды посуды.
Выбери посуду для своего дома. Укрась её орнаментом. Придумай, для чего ты
будешь использовать такую посуду дома. Нарисуй.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.