Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыЗанятие кружка по краеведению "Чудеса из глины"

занятие кружка по краеведению "Чудеса из глины"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие кружка

«Школьное краеведение»

(внеурочная деятельность)

Тема: «Чудеса из глины»

 

 

 

 

 

 

                                                    разработала

учитель начальных классов

                                             Липич С. Н.

 

 

 

 

 

 

 

                                        2013 г.

Липич С. Н.

«Чудеса из глины»

Цели:  1. Познакомить учащихся с работой гончара;

2. познакомить с центрами народных промыслов Белгородской области ;

3. развивать эстетический вкус, наблюдательность;

4. воспитывать аккуратность, уважение к людям различных профессий.

 

Оборудование. Пословицы, загадки, рисунки с изображениями орудий труда, изделий народных промыслов, посуды, изделия керамической фабрики в п. Борисовка,  пластилин, презентация "Глина и ее использование".

Ход занятия:

1. Пословицы.

Учитель. Дома вы должны были подобрать пословицы о ремеслах. Что вы нашли? Объясните смысл нескольких из них.

                  Какова пряха, такова на ней рубаха.

Дети. Чем лучше работница, тем лучше на ней и ее родственниках вещи.

У. Плотник без топора, что изба без угла.

Д. Топор – основное орудие труда плотника. Без него – нет работы.

У. Глубже пахать – больше хлеба ждать.

Д. Если борозда мелкая, то семена смоет дождем, съедят птицы.

2. Загадки.

Учитель. У меня в руках карточки с загадками. Если вы их правильно отгадываете, то я переворачиваю карточки, и на обратной стороне вы увидите изображение предметов. В своей тетради соедините пары (упражнение «Паутинка»

Серп

Маленький, горбатенький, все поле обскакал.

Топор

Он у плотника в почете, каждый день с ним на работе.

Веретено

Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь.

Молот

Деревянная шея, железный клюв, стучит "тук-тук-тук".

Глина

Из земли возьму, в руках помну, в печи обожгу, на стол поставлю

 

 

3. Определение темы занятия, постановка целей

Работа с тетрадью

Учитель. Вычеркните повторяющиеся буквы, и у вас останется слово – название того ремесла, о котором пойдет речь на уроке.

 

у г р н е о мг о ё т н с у л т а

 

 

 

 


– О чём мы будем говорить? ( о ремёслах)

- О ремёслах какого населенного пункта мы будем говорить? (Борисовка)

- Прочитайте стихотворение, найдите на карте нашей области этот посёлок, отметьте его.

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

- Чем…..

- Что….

 - Из чего…

Работа с тетрадью

Задание 3. Прочитаем текст, узнаем ответ на наш первый вопрос.

Для того, чтобы готовить и хранить еду, человеку нужна посуда. Как вы думаете, из каких материалов могла быть сделана первая посуда? (из дерева и глины)

Правильно, так как эти материалы давала сама природа.

Учитель. Деревянную посуду изготавливали мастера-древоделы очень искусно. Сегодня мы тоже можем приобрести деревянную посуду, но больше как сувениры.

 

Учитель показывает изделия из дерева – черпаки, ложки.

 

– А подробнее поговорить я хотела о глиняной посуде. Древнейшее ремесло – гончарное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.

Учитель показывает рисунок гончарного круга.

– Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определенную форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах. (Рисунок на доске.) Иногда глиняные изделия славяне украшали орнаментом или расписывали красками.

Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранили сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки пищи, а из какой-то ели.

 

Гончар за гончарным кругом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с тетрадью

Задание 4.

Отгадайте название посуды

Кринка

Глечик

Макитра

Гончарное производство было наиболее распространено в Старом Осколе (Казацкая слобода), в Борисовке, Белгородском и Новооскольском уездах (слободы Михайловка и Меньшикова). По свидетельству же археологов, глиняные горшки из обожженной глины были распространены на территории региона повсеместно еще в новокаменном веке. Обломки этой первой посуды имеются в музеях Белгорода, Валуек, Шелаева.

Изготовление различных видов гончарных изделий: бытовых (посуда - горшки, глечики, кринки, макитра, махортка, миска, чашка, макорта, горшки-формы); декоративных (кувшины «куманец»); игрушек (различные фигурки птиц и зверей, свистульки); кирпича, кафеля - занимало значительное место в общей картине бытования ремесел и промыслов Белгородчины.

Глиняные глазурованные игрушки-свистульки борисовских мастеров до сих пор привлекают внимание глубиной содержания и формой. Всего же в Борисовке было сосредоточено 17 видов ремесел, которыми занимались 3180 человек.

 

 

Сегодня в Борисовке работает керамическая фабрика, известная своими изделиями во всем мире.

 

Работа с тетрадью.

Задание 5. Попробуй и ты стать мастером и выполнить задание. Нарисуй то, что ты будешь хранить в данной посуде.

 

- Какая современная посуда пришла на смену предметам старины?

Д. Кастрюли, банки для сыпучих продуктов, графины для воды, чашки, тарелки, блюдца.

Учитель демонстрирует предметы.

У. Из каких материалов эта посуда?

Д. Из стекла, пластмассы, металла.

У. Действительно, появились новые материалы, но столовая посуда, которой мы пользуемся, – из глины. Хотите узнать, как делают посуду?

Презентация о Борисовской фабрике.

5. Практическая работа

Учитель. Я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга. Вместо них – пластилин и парта. Вы можете вылепить посуду или игрушку. Это могут быть звери, птицы, люди, может быть что-то другое. Посмотрите, что, например, можно сделать.

6.  Итог занятия

Учитель. Вы попробовали быть гончарами. Как вы думаете, какими качествами должен был обладать гончар?

Д. Терпением, аккуратностью, хорошим вкусом.

Учитель. Молодцы! Об изделиях народных промыслов мы будем говорить на уроках рисования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

Борисовка

 

     Мы в Борисовке гостили,

 Мастерские посетили.

    Там лепили мы кувшины,

Из лозы плели корзины

 

1.     Соедини пары:

 

серп

 

ткач

топор

земледелец

веретено

гончар

молот

плотник, столяр

глина

кузнец

 

 

 

 

 

 

2. Вычеркни повторяющиеся буквы, и впишите в клеточки тему нашего  занятия.

 

у г р н е о м г о ё т н с у л т а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Прочитай текст, вставь пропущенные слова.

Поселок городского типа Борисовка расположен на берегах _ _ _ _ Ворскла. Издавна известен промыслами: _ _ _ _ _ _ _ _ _ дело (изготовление кувшинов, горшков, чашек), _ _ _ _ _ _ _ _ _ («камчатные» скатерти, вышивка), лозоплетение.

  Всего в Б_ _ _ _ _ _ _ _ было сосредоточено 17 видов ремесел, которыми занимались 3180 человек. Особую известность слободе Борисовка принесли иконописный и гончарный промыслы.

 

4. Отгадай названия глиняной посуды:

П,Г
А И
, ,
 

 


             

+
к И

ка+                                               

 

1 2 3
 

 

 

 

 


5. Обозначь цифрами виды посуды. Выбери посуду для своего дома. Укрась её орнаментом. Придумай, для чего ты будешь использовать такую посуду дома. Нарисуй.

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                               

 

 


                                

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Занятие кружка по краеведению "Чудеса из глины""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Наша школа долгое время работает над проблемой патриотического воспитания школьников.

Одно из направлений - внеурочная деятельность. Кружок "Школьное краеведение! включает темы по истории школы (дети с удовольствием проводят экскурсии по музею, занимается элементами музееведения.

В программу также включены темы по истории и традициям Белгорода и Белгородской области. На занятиях кружка мы знакомимся с историей родного края, его культурным наследием и достопримечательностями.

Чтобы разнообразить деятельность детей и заинтересовать их, в урок мы включаем работу с тетрадью, куда включены интересные задания творческого и познавательного характера.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 343 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 372
    • DOCX 346.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Липич Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Липич Светлана Николаевна
    Липич Светлана Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16546
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 334 человека

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 178 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек