Главная / Русский язык и литература / Занятие элективного курса по теме: «Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему по рассказу А.П.Чехова «Восклицательный знак»

Занятие элективного курса по теме: «Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему по рассказу А.П.Чехова «Восклицательный знак»

Введение в качестве итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы ставит нас перед необходимостью создания особой системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов.

Разработка данного занятия входит в систему занятий элективного курса «Казнить нельзя помиловать, или «Эти прекрасные знаки препинания», которая основывается на базовом уровне, но расширяет знания учащихся по пунктуации. Работа нацелена не столько на изучение пунктуационных правил (это изучается на уроках), сколько на понимание роли знаков препинания в письменной речи.

Тематическое планирование курса

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

I

Введение

История пунктуации

1

Конспектирование лекции учителя.

Пробное тестирование по пунктуации.

II

Язык – система знаков

6

Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Решение занимательных пунктуационных задач

Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц. Лингвистический анализ художественного произведения.

Творческая работа «Правим школьные сочинения».

Тестирование.

Упражнения на смыслоразличительную роль знаков препинания.

Сочинение на лингвистическую тему (по типу части С).

1

Знаки – разделители. Знаки – выделители.

1

2

Функции знаков препинания.

1

3

Работа с текстом рассказа А. Чехова «Восклицательный знак»

2

4

Интонация и пунктуация.

1

5

Сочинение на лингвистическую тему (по типу части С).Язык и речь

1

III

Трудные случаи пунктуации

4

Конспектирование лекции учителя. Составление обобщающих тематических таблиц. Работа со справочной литературой. Лингвистические игры. Пунктуационные упражнения Решение занимательных пунктуационных задач. Мини-сценки с моделированием различных вариантов прочтения.

Тестирование.

Упражнения на смыслоразличительную роль знаков препинания,

обусловленных знаками препинания.

Сочинение на лингвистическую тему (по типу части С).

1

Знаки препинания внутри простого предложения.

1

2

Знаки препинания внутри сложного предложения

1

3

«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»

2

IV

Итоговая контрольная работа.

1

Сочинение на лингвистическую тему (по типу части С).


Итого

12






Занятие элективного курса по теме: «Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему по рассказу А.П.Чехова «Восклицательный знак»

Цель:

  • повторить и закрепить знания о функциях знаков препинания;

  • закрепить умения анализировать текст;

  • способствовать формированию уважительного отношения к русскому языку, развитию интереса к русской классической литературе.

Задачи:

Научить

  • осознанно определять функции знаков препинания в тексте;

  • суметь использовать полученные знания на практике (при написании сочинения на лингвистическую тему на ГИА);


Наглядный материал:

- тексты и аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Восклицательный знак»;

- «Толковый словарь» С.Ожегова;

- «шпаргалка» - функции знаков препинания.(Приложение №1)

ХОД ЗАНЯТИЯ.


Организационный момент.

Учитель сообщает тему и цели занятия, рассказывает о формах и методах работы – это комментированное чтение рассказа А.Чехова ( чтение рассказа было домашним заданием) и эвристическая беседа.

Разминка.

Ученики, работая в парах, называют друг другу функции знаков препинания.

Учитель сообщает задание:

Читая текст рассказа А. Чехова, разобраться в причинах постановки в русском языке различных знаков препинания.


ТЕКСТ РАССКАЗА А. ЧЕХОВА С ВОПРОСАМИ И ЗАДАНИЯМИ.

(текст напечатан для каждого ребенка с подчеркиванием и нумерацией заданий, но без самих вопросов, которые задаются учителем по ходу чтения)

Небольшие отрывки текста, прерываемые учительскими вопросами, читает учитель или хорошо читающий ученик, а, начиная с 10 пункта беседы и до конца, можно в целях релаксации прослушать аудиозапись, которую легко скачать в Интернете.

(Святочный рассказ)

В ночь под Рождество Ефим Фомич Перекладин, коллежский секретарь, лег спать обиженный и даже оскорбленный.

Отвяжись ты, нечистая сила! — рявкнул он со злобой на жену, когда та спросила, отчего он такой хмурый.

Дело в том, что он только что вернулся из гостей, где сказано было много неприятных и обидных для него вещей. Сначала заговорили о пользе образования вообще, потом же незаметно перешли к образовательному цензу служащей братии, причем было высказано много сожалений, упреков и даже насмешек по поводу низкого уровня. И тут, как это водится во всех российских компаниях, с общих материй перешли к личностям.

Взять, например, хоть вас, Ефим Фомич, — обратился к Перекладину один юноша. — Вы занимаете приличное место... а какое образование вы получили?




(2)— Никакого-с. Да у нас образование и не требуется, — кротко ответил Перекладин. — Пиши правильно, вот и всё...

Где же это вы правильно писать-то научились?

Привык-с... За сорок лет службы можно руку набить-с... Оно, конечно, спервоначалу трудно было, делывал ошибки, но потом привык-с... и ничего...

А знаки препинания?

И знаки препинания ничего... Правильно ставлю.

Гм!.. — сконфузился юноша. — Но привычка совсем не то, что образование. Мало того, что вы знаки препинания правильно ставите... мало-с! (3)Нужно сознательно ставить! Вы ставите запятую и должны сознавать, для чего ее ставите... да-с! А это ваше бессознательное...








(4)рефлекторное правописание и гроша не стоит. Это машинное производство и больше ничего.

Перекладин смолчал и даже кротко улыбнулся (юноша был сын статского советника и сам имел право на чин X класса), но теперь, ложась спать, он весь обратился в негодование и злобу.

«Сорок лет служил, — думал он, — и никто меня дураком не назвал, а тут, поди ты, какие критики нашлись! „Бессознательно!.. Лефректорно! Машинное производство“... Ах, ты, чёрт тебя возьми! Да я еще, может быть, больше тебя понимаю, даром что в твоих университетах не был!»

Излив мысленно по адресу критика все известные ему ругательства и согревшись под одеялом, Перекладин стал успокаиваться.

«Я знаю... понимаю... — думал он, засыпая. — Не поставлю там двоеточия, где запятую нужно, стало быть, сознаю, понимаю. Да... Так-то, молодой человек... Сначала пожить нужно, послужить, а потом уж стариков судить...»

В закрытых глазах засыпавшего Перекладина сквозь толпу темных, улыбавшихся облаков метеором пролетела огненная запятая. За ней другая, третья, и скоро весь безграничный темный фон, расстилавшийся перед его воображением, покрылся густыми толпами летавших запятых...

(5)«Хоть эти запятые взять... — думал Перекладин, чувствуя, как его члены сладко немеют от наступавшего сна. — Я их отлично понимаю... Для каждой могу место найти, ежели хочешь... и... и сознательно, а не зря... Экзаменуй, и увидишь... Запятые ставятся в разных местах, где надо, где и не надо. Чем путаннее бумага выходит, тем больше запятых нужно. Ставятся они перед „который“ и перед „что“. Ежели в бумаге перечислять чиновников, то каждого из них надо запятой отделять... Знаю!»

Золотые запятые завертелись и унеслись в сторону. На их место прилетели огненные точки...

(6)«А точка в конце бумаги ставится... Где нужно большую передышку сделать и на слушателя взглянуть, там тоже точка. После всех длинных мест нужно точку, чтоб секретарь, когда будет читать, слюной не истек. Больше же нигде точка не ставится...»

Опять налетают запятые... Они мешаются с точками, кружатся — и (7)Перекладин видит целое сонмище точек с запятой и двоеточий...

«И этих знаю... — думает он. — Где запятой мало, а точки много, там надо точку с запятой. Перед „но“ и „следственно“ всегда ставлю точку с запятой... Ну-с, а двоеточие? Двоеточие ставится после слов „постановили“, „решили“...»

Точки с запятой и двоеточия потухли. Наступила очередь вопросительных знаков. Эти выскочили из облаков и заканканировали...

(8)«Эка невидаль: знак вопросительный! Да хоть тысяча их, всем место найду. Ставятся они всегда, когда запрос нужно делать или, положим, о бумаге справиться... „Куда отнесен остаток сумм за такой-то год?“ или — „Не найдет ли Полицейское управление возможным оную Иванову и проч.?“...»

Вопросительные знаки одобрительно закивали своими крючками и моментально, словно по команде, вытянулись в знаки восклицательные...

«Гм!.. (9)Этот знак препинания в письмах часто ставится. „Милостивый государь мой!“ или „Ваше превосходительство, отец и благодетель!..“ А в бумагах когда?»

Восклицательные знаки еще больше вытянулись и остановились в ожидании...

«В бумагах они ставятся, когда... тово... этого... как его? Гм!.. В самом деле, когда же их в бумагах ставят? Постой... дай бог память... Гм!..»

Перекладин открыл глаза и повернулся на другой бок. Но не успел он вновь закрыть глаза, как на темном фоне опять появились восклицательные знаки.

«Чёрт их возьми... Когда же их ставить нужно? — подумал он, стараясь выгнать из своего воображения непрошенных гостей. — Неужели забыл? Или забыл, или же... никогда их не ставил...»

Перекладин стал припоминать содержание всех бумаг, которые он написал за сорок лет своего служения; но как он ни думал, как ни морщил лоб, в своем прошлом он не нашел ни одного восклицательного знака.

«Что за оказия! Сорок лет писал и ни разу восклицательного знака не поставил... Гм!.. Но когда же он, чёрт длинный, ставится?»

Из-за ряда огненных восклицательных знаков показалась ехидно смеющаяся рожа юноши-критика. Сами знаки улыбнулись и слились в один большой восклицательный знак.

Перекладин встряхнул головой и открыл глаза.

«Чёрт знает что... — подумал он. — Завтра к утрени вставать надо, а у меня это чертобесие из головы не выходит... Тьфу! Но... когда же он ставится? Вот тебе и привычка! Вот тебе и набил руку! За сорок лет ни одного восклицательного! А?»

Перекладин перекрестился и закрыл глаза, но тотчас же открыл их; на темном фоне всё еще стоял большой знак...

«Тьфу! Этак всю ночь не уснешь». — (10)Марфуша! — обратился он к своей жене, которая часто хвасталась тем, что кончила курс в пансионе. — Ты не знаешь ли, душенька, когда в бумагах ставится восклицательный знак?

Еще бы не знать! Недаром в пансионе семь лет училась. Наизусть всю грамматику помню. Этот знак ставится при обращениях, восклицаниях и при выражениях восторга, негодования, радости, гнева и прочих чувств.

«Тэк-с... — подумал Перекладин. — Восторг, негодование, радость, гнев и прочие чувства...»

Коллежский секретарь задумался... Сорок лет писал он бумаги, написал он их тысячи, десятки тысяч, но не помнит ни одной строки, которая выражала бы восторг, негодование или что-нибудь в этом роде...

«И прочие чувства... — думал он. — Да нешто в бумагах нужны чувства? Их и бесчувственный писать может...»

Рожа юноши-критика опять выглянула из-за огненного знака и ехидно улыбнулась. Перекладин поднялся и сел на кровати. Голова его болела, на лбу выступил холодный пот... В углу ласково теплилась лампадка, мебель глядела празднично, чистенько, от всего так и веяло теплом и присутствием женской руки, но бедному чиноше было холодно, неуютно, точно он заболел тифом. Знак восклицательный стоял уже не в закрытых глазах, а перед ним, в комнате, около женина туалета и насмешливо мигал ему...

Пишущая машина! Машина! — шептало привидение, дуя на чиновника сухим холодом. — Деревяшка бесчувственная!

Чиновник укрылся одеялом, но и под одеялом он увидел привидение, прильнул лицом к женину плечу и из-за плеча торчало то же самое... Всю ночь промучился бедный Перекладин, но и днем не оставило его привидение. Он видел его всюду: в надеваемых сапогах, в блюдечке с чаем, в Станиславе...

«И прочие чувства... — думал он. — Это правда, что никаких чувств не было... Пойду сейчас к начальству расписываться... а разве это с чувствами делается? Так, зря... Поздравительная машина»...

Когда Перекладин вышел на улицу и крикнул извозчика, то ему показалось, что вместо извозчика подкатил восклицательный знак.

Придя в переднюю начальника, он вместо швейцара увидел тот же знак... И всё это говорило ему о восторге, негодовании, гневе... Ручка с пером тоже глядела восклицательным знаком. Перекладин взял ее, обмакнул перо в чернила и расписался:

«Коллежский секретарь Ефим Перекладин!!!»

И, ставя эти три знака, он восторгался, негодовал, радовался, кипел гневом.

На́ тебе! На́ тебе! — бормотал он, надавливая на перо.

Огненный знак удовлетворился и исчез.

1. (Святочный рассказ) – заранее подготовленный ученик рассказывает, что это такое

Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, они всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное - особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

? классу: По вашему мнению, рассказ А.П.Чехова «Восклицательный знак» - действительно святочный?


2. Какие способы правильно писать вам известны? Какое образование для этого надо получить?








3. А вы как ставите знаки препинания? Что имеет в виду герой рассказа под словом «сознательно»?

В слове «сознательно» кроется цель залдания ГИА С2.1 – не машинально воспроизвести правило, а сознательно объяснить функции знака препинания!

4. Объясните с помощью толкового словаря смысл слова «Рефлекторное».

Как вы думаете, почему Перекладин коверкает это слово?

Приходилось ли вам слышать от родителей, что они правила не помнят, а как писать слово знают? Как можно назвать их правописание?















(5) Давайте и мы сознательно назовем функции запятых и приведем примеры их употребления в данном отрывке.



Объясните грамотно, почему ставятся запятые перед который и что.



(6) А мя тоже точки по этому принципу ставим? А тогда по какому? Сформулируйте функцию точки в письменной речи.



(7) Сформулируйте и вы, какую функцию выполняют точка с запятой и двоеточие в письменной речи.


Дайте определение синтаксич. конструкции, о которой говорится.


Данное словообразование от слова «канкан» поясняет учитель.

(8) Сформулируйте, какую функцию выполняют вопросительные знаки в письменной речи.




(9) Чем «письмо» отличается от «бумаги»? С какой целью в этих конструкциях поставлен восклицательный знак?



































(10) Верно ли Марфуша называет функции восклицательного знака? Обратите внимание, она давно «закончила курс», т.е. отучилась, но до сих пор помнит правила!

( можно здесь познакомить уч-ся со словарной статьей : Восклица́тельный знак ( ! ) — знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и тому подобного. Может утраиваться для выражения большей экспрессии, сочетаться с вопросительным знаком для обозначения вопроса-восклицания (?!) (по правилам русской пунктуации первым пишется вопросительный знак) и с многоточием (в русской типографике многоточие после восклицательного знака имеет не три, а две точки).


Применительно к церковнославянской и старинной русской письменности восклицательный знак называется удиви́тельная.)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Как вы поняли, что же так мучает ночью Перекладина?

Вы, я думаю, тоже нечасто ставите восклицательный знак, но ночные кошмары вас не мучают. Почему?

Чем отличается запись «Коллежский секретарь Ефим Перекладин!!!»

от записи «Коллежский секретарь Ефим Перекладин»?

Как вы думаете, почему в бумагах Перекладина «нет чувств»? – (его бумаги – это документы официально-делового стиля, не предусматривающие эмоций).


Дом. задание: написать сочинение на лингвистическую тему о роли восклицательного знака в письменной речи.

Доп. задание: найти фразеологизмы с фразой «восклицательный знак», объяснить их смысл.























Занятие элективного курса по теме: «Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему по рассказу А.П.Чехова «Восклицательный знак»
  • Русский язык и литература
Описание:

Введение в качестве итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы ставит нас перед необходимостью создания особой  системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов.

 

 Разработка данного занятия входит в систему занятий элективного курса «Казнить нельзя помиловать, или «Эти прекрасные знаки препинания», которая  основывается на базовом уровне, но расширяет знания учащихся по пунктуации. Работа нацелена не столько на изучение пунктуационных правил (это изучается на уроках), сколько на понимание роли знаков препинания в письменной речи.

Автор мозголова Надежда Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 697
Номер материала 33173
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓