Главная / Биология / Занятие по внеурочной деятельности и презентация "Растительный мир степи"

Занятие по внеурочной деятельности и презентация "Растительный мир степи"

Название документа virt_ehks-3stepi-kopija.pptx

Виртуальная экскурсия «Изучение растительного мира степей» Учитель: Немова Л...
Бескрайняя степь
Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью,...
Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Евразия- степи С...
Растительный мир степей
Как человек влияет на степи? - - - - -
Они нуждаются в охране Ульяновская область Адонис весенний http://images.yand...
Они нуждаются в охране Прострел луговой http://images.yandex.ru
Они нуждаются в охране Астрагал рогоплодный http://images.yandex.ru Копеечник...
Убери лишнее… 1 2 3 4 5 6 7 Почему ты так решил?
Проверь себя Расскажи об особенностях климата степной зоны Перечисли растения...
Спасибо за внимание
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Виртуальная экскурсия «Изучение растительного мира степей» Учитель: Немова Л.Ю.
Описание слайда:

Виртуальная экскурсия «Изучение растительного мира степей» Учитель: Немова Л.Ю. МБОУ Вешкаймская СОШ №2 имени Б. П. Зиновьева

№ слайда 2 Бескрайняя степь
Описание слайда:

Бескрайняя степь

№ слайда 3 Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью, в
Описание слайда:

Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов).

№ слайда 4 Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Евразия- степи Севе
Описание слайда:

Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Евразия- степи Северная Америка – прерии Южная Америка- пампа Африка – саванны Австралия, Новая Зеландия- туссоки

№ слайда 5 Растительный мир степей
Описание слайда:

Растительный мир степей

№ слайда 6 Как человек влияет на степи? - - - - -
Описание слайда:

Как человек влияет на степи? - - - - -

№ слайда 7 Они нуждаются в охране Ульяновская область Адонис весенний http://images.yandex.
Описание слайда:

Они нуждаются в охране Ульяновская область Адонис весенний http://images.yandex.ru

№ слайда 8 Они нуждаются в охране Прострел луговой http://images.yandex.ru
Описание слайда:

Они нуждаются в охране Прострел луговой http://images.yandex.ru

№ слайда 9 Они нуждаются в охране Астрагал рогоплодный http://images.yandex.ru Копеечник кр
Описание слайда:

Они нуждаются в охране Астрагал рогоплодный http://images.yandex.ru Копеечник крупноцветковый http://images.yandex.ru

№ слайда 10 Убери лишнее… 1 2 3 4 5 6 7 Почему ты так решил?
Описание слайда:

Убери лишнее… 1 2 3 4 5 6 7 Почему ты так решил?

№ слайда 11 Проверь себя Расскажи об особенностях климата степной зоны Перечисли растения ст
Описание слайда:

Проверь себя Расскажи об особенностях климата степной зоны Перечисли растения степи Как растения приспособились к жизни в степи Почему необходимо беречь степи

№ слайда 12 Спасибо за внимание
Описание слайда:

Спасибо за внимание

Название документа vneurochka.docx

Занятие по внеурочной деятельности по биологии


Виртуальная экскурсия:

«Изучение растительного мира степей»

Цели занятия:

Создать условия для формирования знаний о степях, как природной зоне, дать представление о географическом положение зоны, климатических условиях, растительном и животном мире, развивать монологическую роль учащихся.

Задачи:

  • Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным миром.

  • Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

  • Прививать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивации к познавательной деятельности, направленную на изучение природной зоны - степей.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде текста, таблицы

Предметные: умение объяснять приспособленность организмов к среде обитания в связи с различными условиями природных зон


Оборудование:

ПК, проектор, карта природных зон, мультимедийная презентация, гербарии, фотографии

У обучающихся: технологическая карта занятия, раздаточный материал


Основные понятия темы: особенности растений степи, прерии, пампасы, лесостепи, недостаток влаги

Ход занятия

1 Актуализация знаний учащихся (беседа)

- какие природные зоны вы знаете?

- изменяется ли растительный и животный мир при движении с севера на юг? Почему?

2. Совместное целеполагание

Учитель зачитывает отрывок из произведения Н.В.Гоголя «…Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха… степи, как вы хороши!»

-что вы увидели в словах писателя?

-что почувствовали? (увидели разноцветье красок степи, почувствовали запахи душистых цветов, за это можно полюбить эти места)

- что нам нужно изучить в плане темы занятия? (своеобразие растительного мира степей)

3. Рассказ учителя

Степи – большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая впитаться в почву и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне .Но достаточно холодная, с морозами до 20-30градусов. Снеговой покров маленький.

Работа учащихся по технологической карте – выполнение задания №1 Степи - это…

Работа выполняется в мини- группах, парах

Слайд №4 Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана, Украины и Монголии. В горах образует высотный пояс (горная степь); на равнинах — природную зону, расположенную между лесостепной зоной на севере и полупустынной зоной на юге.

Слайд №5 - Давайте побываем в степи и посмотрим на живой мир

  1. Работа учащихся по технологической карте – выполнение задания №2 Заполните таблицу, используя приложение №1 и раздаточный материал (гербарии растений)



Название природной зоны

Особенности климата

(температура, влажность, ветер)

Растения, характерные для зоны

Как растения приспособились к жизни в степи



Степи

























Учащиеся зачитывают ответы

4. учащиеся работают по мини- проектам

Опережающее задание

(4 учащихся готовили мини- проекты о растениях: ковыль, типчак, ракитник русский, гвоздика)

Работа по слайду №8

Как человек влияет на степи?

(распашка полей, применение ядохимикатов, браконьерство, поджог растений весной на огородах с последующим переходом на степную растительность, сбор дикорастущих растений)


В результате некоторые растения становятся редкими и их заносят в Красную Книгу слайд № 9-11

Учащиеся записывают названия в технологическую карту

  1. Запишите названия растений степи, которые занесены в Красную Книгу Ульяновской области

C:\Users\qwer567\Desktop\krasnaja_kniga.jpgC:\Users\qwer567\Desktop\iCAI9F3UG.jpg











5. Игра «Убери лишнее»

Выводы занятия (беседа)

- Какие климатические условия характерны для природной зоны степей?

- Назовите степные растения?

- Как растения степи приспособились к жизни в зоне с недостаточным увлажнением?

6 Рефлексия

Я на занятии…


«Узнал новое…»

«Не понял…»

«Хотелось бы узнать ещё…»




Литература

  1. В.Н.Кириленкова, В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова Биология 5 класс М «Дрофа», 2013 г.



Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности

(для учащихся)

«Изучение растительного мира степей»


C:\Users\qwer567\Desktop\iCAJSZAOP.jpgФото №1 Степь

  1. Продолжите предложение. Степи – это___________________________________________________

____________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу, используя приложение №1 и раздаточный материал (гербарии растений)

Таблица №1 Характеристика зоны степей



Название природной зоны

Особенности климата

(температура, влажность, ветер)

Растения, характерные для зоны

Как растения приспособились к жизни в степи



Степи
































  1. Запишите названия растений степи, которые занесены в Красную Книгу Ульяновской области

C:\Users\qwer567\Desktop\krasnaja_kniga.jpgC:\Users\qwer567\Desktop\iCAI9F3UG.jpg












  1. Я на занятии



«Узнал новое…»

«Не понял…»

«Хотелось бы узнать ещё…»








Приложение №1

«Изучение растительного мира степей»


Степи – большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая впитаться в почву и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30градусов. Снеговой покров маленький.

Характерная черта степи — безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы.

Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие– узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи –мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и увять. Им хватает в течение этого месяца, в луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. Становиться жарче и тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения (ковыль, типчак, овсянница). Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

В степях плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы.


Животный мир степей

Также как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньшей чем в пустыне. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы ; из грызунов — строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.


Растения степи Ульяновской области, занесённые в Красную Книгу

Адонис весенний
Адонис волжский
Прострел луговой
Астрагал бороздчатый
Астрагал рогоплодный
Астрагал шершавый
Копеечник крупноцветковый
Копеечник Разумовского
Люпинник белый


Занятие по внеурочной деятельности и презентация "Растительный мир степи"
  • Биология
Описание:

Занятие по внеурочной деятельности и презентация "Растительный мир степи" предназначены для учащихся 5-6 классов. Расширяет биологические и экологические знания учащихся. В разработке присутствует технологическая карта и приложение. В презентацию включены игровые моменты для закрепления знаний.


Автор Немова Любовь Юрьевна
Дата добавления 28.04.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1233
Номер материала 58496
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓