Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Скачать материал

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

для детей старшего дошкольного возраста


Тема: «Буква Я».


Цели:

- закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове;

- познакомить с буквой Я;

- развивать фонематический слух;

- определять позицию звука в слове;

- учить детей читать слоги и слова с буквой Я;

- формировать навык печатания буквы Я;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.


Демонстрационный материал: буквы из кассы букв, картинки с изображением гномов, предметные картинки, карточки со словами, кубики Зайцева, плакат с изображением буквы Я и предметов, названия которых начинаются с буквы Я, пиктограммы.

Раздаточный материал: листы для самостоятельной работы, карандаши, сигнальные карточки «твердость-мягкость».


Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я обнаружила в нашей группе мешочек. Кто его потерял? Узнаем, если слово прочитаем.

Педагог выкладывает слово «ГНОМЫ» кубиками Зайцева. Дети читают. На доску выставляется картинка с изображением гномов.

hello_html_17166331.jpg

- Что в этом мешочке? Педагог показывает, что в мешке лежат буквы.

Дети: - Буквы.

П.: - А может быть звуки? Чем различаются звуки и буквы?

Д.: Звуки говорим и слышим,

Буквы видим мы и пишем.

II. Повторение.

  1. Игра «Домики гласных и согласных».

Гномы дружно жили - были

Ели суп, компот варили.

Только вдруг в лесной глуши

Что-то странное нашли.

Что же это, посмотрите,

Гномам нашим объясните.


На доске – 2 домика: красный и синий.


hello_html_m57bee46f.png


П.: - В этих домиках живут буквы. Какие из них живут в красном доме?

Д.: - Гласные.

П.: - Что они умеют?

Все гласные звонко поют,

Словам напевность придают.

- А в синем доме? (Согласные.)

П.: А согласные умеют

Рычать, стучать,

Свистеть, шипеть,

Но не хочется им петь.


- Давайте, научим гномов различать гласные и согласные.

Дети по очереди достают из мешочка букву, называют и ставят на доску в соответствующий домик.


  1. Игра «В гости к согласным».

П.: - В домике согласных две комнаты: зеленая и синяя. Кто живет в этих комнатах?


hello_html_m50770ed1.jpg


Д.: - В синей комнате твердые согласные, а в зеленой — мягкие.

П.: - Согласные очень любят принимать гостей. Помогите правильно провести животных в нужную комнату. Я показываю картинку, а вы называете ее и определяете первый звук в слове. Если это твердый согласный, то провожаем гостя в синюю комнату, а если мягкий — в зеленую. Указываем верный путь с помощью сигнальных карточек.


Педагог показывает картинки: зебра, мышка, бабочка, лягушка, медведь, слон. Дети выделяют первый звук и показывают синюю или зеленую карточку.

hello_html_38e303d7.jpg


    1. Новая тема.

1) Игра «Расшифруй и прочитай».

П.: Гномы в гости к нам пришли,

Что-то гномы принесли.

Что же это?

Мы узнаем, если слово прочитаем.

Педагог называет картинки, а дети повторяют только первый слог, затем составляют слово «подарок».


hello_html_40b587c0.pnghello_html_m187f7165.pnghello_html_29c10abd.pnghello_html_ab654a2.png


  • Что это за подарок?

Круглое, румяное с ветки достану я.

На тарелку положу, «угощайтесь» - я скажу.

Д.: - Яблоко.

П.: - В слове «яблоко» первая буква — Я.


Выставляется плакат с буквой Я.


2) Представление буквы Я.

Любуется собою Я: «Я самая красивая!»

Влево ножку отвела и в словах плясать пошла!

Обращаем внимание на то, как пишется эта буква (смотрит влево).


П.: - Одному из наших гномиков так нравится буква Я, что он даже имя себе придумал на эту букву! Прочитайте это имя.


Педагог выкладывает имя «Яша» кубиками Зайцева. Дети читают.


- А вот Яша увидел ящерицу и решил поймать ее, чтобы поиграть с ней. Помогите гному добраться до ящерицы.

hello_html_f319df5.jpg


- Гномик может пройти только по картинкам, названия которых начинаются на букву Я.


Дети проводят маркером дорожку, соединяя картинки: ящик-яйцо-якорь-яблоки-ящерица.



П.: - Буква Я удивительная, она обозначает целое слово.

Скажет буква про себя:

«Посмотрите, это Я».

- И про себя я могу сказать: Я – Евгения Александровна. А ты кто? (Дети отвечают.)

- Ребята, сколько гномов к нам пришли? (7)

- Если каждый скажет: «Это я». Что получится?


Вывешивается плакат:

7hello_html_27b6c707.gifЯ


Дети разгадывают ребус.

П.: - Что такое семья? Какая бывает семья?


3) Чтение слогов с буквой Я.

П.: - Гномики хотят поиграть с буквой Я. Давайте познакомим их с игрой «Братики-сестренки».


Игра с кубиками Зайцева. Сначала дети прочитывают большой кубик (например, МА), а потом маленький (МЯ) и строят башенку из двух кубиков. Далее прочитываются другие пары слогов: ла – ля, на – ня.


- А теперь добавим слоги, и получатся слова: ля – поля, мя – имя, ня – баня.


Физкультминутка.

Наши гномы подустали,

Долго буквы изучали,

И, наверное, друзья,

Отдохнуть и нам пора.


Игра с мячом «Твердый-мягкий». Дети встают в круг. Педагог бросает мяч ребенку и называет твердый согласный звук (например, «н»), а ребенок бросает мяч обратно, произнося мягкий согласный («нь»).


IV. Закрепление.

Игра «Замени букву». На доске размещаются карточки со словами: фен, рад, меч.


П.: - Мы сейчас с вами станем волшебниками, будем превращать одно слово в другое.

Выделенная буква меняется на букву Я:

фен – фея

рад – ряд

меч – мяч


V. Самостоятельная работа.

- Ребята, постарайтесь выполнить задание аккуратно, красиво. Мы подарим ваши работы гномам. Они с радостью продолжат изучение букв.

hello_html_m49e84c10.jpg

VI. Итог.

- Ребята, какие вы молодцы! Мы сегодня многое успели:

Букву новую узнали,

Со словами поиграли,

Гномов вместе обучали,

И подарки получали,

А во всем нам помогла – буква Я.

На доске - яблоня, на которой для каждого ребенка прикреплено именное яблочко (из красной бумаги). Каждый находит свое имя и забирает свое яблочко.



Литература:

1. Бирюкова И.В. Знакомство с буквой Я.

2. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.

3. Битно Г.М. Карты букв и слогов с пиктограммами.





Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Буква Я».

Цели:

- закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове;

- познакомить с буквой Я;

- развивать фонематический слух;

- определять позицию звука в слове;

- учить детей читать слоги и слова с буквой Я;

- формировать навык печатания буквы Я;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.




Конспект занятия для детей 6-7 лет (подготовительная группа).

ТЕМА: "Вестники весны"

Продолжительность: 30 минут.

ЦЕЛЬ: выявить степень усвоения детьми знаний и умений полученных на предыдущих занятиях.

ЗАДАЧИ:

- продолжать работу по формированию у детей элементарного представления о речи и ее единицах (звук, слог, слово);

- закреплять умение проводить звуковой анализ слова;делить слова на слоги; выбирать слова на заданную тему;составлять предложения;

- формировать умение читать осмысленно;

- закреплять и уточнять представления детей о временах года, о весенних признаках, о зимующих и перелетных птицах;

- формировать умение классифицировать объекты окружающего мира;

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 554 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1527
    • DOCX 8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бовкун Евгения Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бовкун Евгения Александровна
    Бовкун Евгения Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4977
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 165 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек