Главная / Другое / Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

для детей старшего дошкольного возраста


Тема: «Буква Я».


Цели:

- закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове;

- познакомить с буквой Я;

- развивать фонематический слух;

- определять позицию звука в слове;

- учить детей читать слоги и слова с буквой Я;

- формировать навык печатания буквы Я;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.


Демонстрационный материал: буквы из кассы букв, картинки с изображением гномов, предметные картинки, карточки со словами, кубики Зайцева, плакат с изображением буквы Я и предметов, названия которых начинаются с буквы Я, пиктограммы.

Раздаточный материал: листы для самостоятельной работы, карандаши, сигнальные карточки «твердость-мягкость».


Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я обнаружила в нашей группе мешочек. Кто его потерял? Узнаем, если слово прочитаем.

Педагог выкладывает слово «ГНОМЫ» кубиками Зайцева. Дети читают. На доску выставляется картинка с изображением гномов.

hello_html_17166331.jpg

- Что в этом мешочке? Педагог показывает, что в мешке лежат буквы.

Дети: - Буквы.

П.: - А может быть звуки? Чем различаются звуки и буквы?

Д.: Звуки говорим и слышим,

Буквы видим мы и пишем.

II. Повторение.

  1. Игра «Домики гласных и согласных».

Гномы дружно жили - были

Ели суп, компот варили.

Только вдруг в лесной глуши

Что-то странное нашли.

Что же это, посмотрите,

Гномам нашим объясните.


На доске – 2 домика: красный и синий.


hello_html_m57bee46f.png


П.: - В этих домиках живут буквы. Какие из них живут в красном доме?

Д.: - Гласные.

П.: - Что они умеют?

Все гласные звонко поют,

Словам напевность придают.

- А в синем доме? (Согласные.)

П.: А согласные умеют

Рычать, стучать,

Свистеть, шипеть,

Но не хочется им петь.


- Давайте, научим гномов различать гласные и согласные.

Дети по очереди достают из мешочка букву, называют и ставят на доску в соответствующий домик.


  1. Игра «В гости к согласным».

П.: - В домике согласных две комнаты: зеленая и синяя. Кто живет в этих комнатах?


hello_html_m50770ed1.jpg


Д.: - В синей комнате твердые согласные, а в зеленой — мягкие.

П.: - Согласные очень любят принимать гостей. Помогите правильно провести животных в нужную комнату. Я показываю картинку, а вы называете ее и определяете первый звук в слове. Если это твердый согласный, то провожаем гостя в синюю комнату, а если мягкий — в зеленую. Указываем верный путь с помощью сигнальных карточек.


Педагог показывает картинки: зебра, мышка, бабочка, лягушка, медведь, слон. Дети выделяют первый звук и показывают синюю или зеленую карточку.

hello_html_38e303d7.jpg


    1. Новая тема.

1) Игра «Расшифруй и прочитай».

П.: Гномы в гости к нам пришли,

Что-то гномы принесли.

Что же это?

Мы узнаем, если слово прочитаем.

Педагог называет картинки, а дети повторяют только первый слог, затем составляют слово «подарок».


hello_html_40b587c0.pnghello_html_m187f7165.pnghello_html_29c10abd.pnghello_html_ab654a2.png


  • Что это за подарок?

Круглое, румяное с ветки достану я.

На тарелку положу, «угощайтесь» - я скажу.

Д.: - Яблоко.

П.: - В слове «яблоко» первая буква — Я.


Выставляется плакат с буквой Я.


2) Представление буквы Я.

Любуется собою Я: «Я самая красивая!»

Влево ножку отвела и в словах плясать пошла!

Обращаем внимание на то, как пишется эта буква (смотрит влево).


П.: - Одному из наших гномиков так нравится буква Я, что он даже имя себе придумал на эту букву! Прочитайте это имя.


Педагог выкладывает имя «Яша» кубиками Зайцева. Дети читают.


- А вот Яша увидел ящерицу и решил поймать ее, чтобы поиграть с ней. Помогите гному добраться до ящерицы.

hello_html_f319df5.jpg


- Гномик может пройти только по картинкам, названия которых начинаются на букву Я.


Дети проводят маркером дорожку, соединяя картинки: ящик-яйцо-якорь-яблоки-ящерица.



П.: - Буква Я удивительная, она обозначает целое слово.

Скажет буква про себя:

«Посмотрите, это Я».

- И про себя я могу сказать: Я – Евгения Александровна. А ты кто? (Дети отвечают.)

- Ребята, сколько гномов к нам пришли? (7)

- Если каждый скажет: «Это я». Что получится?


Вывешивается плакат:

7hello_html_426ccdf4.gifЯ


Дети разгадывают ребус.

П.: - Что такое семья? Какая бывает семья?


3) Чтение слогов с буквой Я.

П.: - Гномики хотят поиграть с буквой Я. Давайте познакомим их с игрой «Братики-сестренки».


Игра с кубиками Зайцева. Сначала дети прочитывают большой кубик (например, МА), а потом маленький (МЯ) и строят башенку из двух кубиков. Далее прочитываются другие пары слогов: ла – ля, на – ня.


- А теперь добавим слоги, и получатся слова: ля – поля, мя – имя, ня – баня.


Физкультминутка.

Наши гномы подустали,

Долго буквы изучали,

И, наверное, друзья,

Отдохнуть и нам пора.


Игра с мячом «Твердый-мягкий». Дети встают в круг. Педагог бросает мяч ребенку и называет твердый согласный звук (например, «н»), а ребенок бросает мяч обратно, произнося мягкий согласный («нь»).


IV. Закрепление.

Игра «Замени букву». На доске размещаются карточки со словами: фен, рад, меч.


П.: - Мы сейчас с вами станем волшебниками, будем превращать одно слово в другое.

Выделенная буква меняется на букву Я:

фен – фея

рад – ряд

меч – мяч


V. Самостоятельная работа.

- Ребята, постарайтесь выполнить задание аккуратно, красиво. Мы подарим ваши работы гномам. Они с радостью продолжат изучение букв.

hello_html_m49e84c10.jpg

VI. Итог.

- Ребята, какие вы молодцы! Мы сегодня многое успели:

Букву новую узнали,

Со словами поиграли,

Гномов вместе обучали,

И подарки получали,

А во всем нам помогла – буква Я.

На доске - яблоня, на которой для каждого ребенка прикреплено именное яблочко (из красной бумаги). Каждый находит свое имя и забирает свое яблочко.



Литература:

1. Бирюкова И.В. Знакомство с буквой Я.

2. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.

3. Битно Г.М. Карты букв и слогов с пиктограммами.





Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
  • Другое
Описание:

Тема: «Буква Я».

Цели:

- закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове;

- познакомить с буквой Я;

- развивать фонематический слух;

- определять позицию звука в слове;

- учить детей читать слоги и слова с буквой Я;

- формировать навык печатания буквы Я;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.




Конспект занятия для детей 6-7 лет (подготовительная группа).

ТЕМА: "Вестники весны"

Продолжительность: 30 минут.

ЦЕЛЬ: выявить степень усвоения детьми знаний и умений полученных на предыдущих занятиях.

ЗАДАЧИ:

- продолжать работу по формированию у детей элементарного представления о речи и ее единицах (звук, слог, слово);

- закреплять умение проводить звуковой анализ слова;делить слова на слоги; выбирать слова на заданную тему;составлять предложения;

- формировать умение читать осмысленно;

- закреплять и уточнять представления детей о временах года, о весенних признаках, о зимующих и перелетных птицах;

- формировать умение классифицировать объекты окружающего мира;

 

 

 

 

Автор Бовкун Евгения Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2211
Номер материала 26669
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓