Конспект открытого занятия по обучению грамоте
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Буква Я».
Цели:
- закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове;
- познакомить с буквой Я;
- развивать фонематический слух;
- определять позицию звука в слове;
- учить детей читать слоги и слова с буквой Я;
- формировать навык печатания буквы Я;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Демонстрационный материал: буквы из кассы букв, картинки с изображением гномов, предметные картинки, карточки со словами, кубики Зайцева, плакат с изображением буквы Я и предметов, названия которых начинаются с буквы Я, пиктограммы.
Раздаточный материал: листы для самостоятельной работы, карандаши, сигнальные карточки «твердость-мягкость».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я обнаружила в нашей группе мешочек. Кто его потерял? Узнаем, если слово прочитаем.
Педагог выкладывает слово «ГНОМЫ» кубиками Зайцева. Дети читают. На доску выставляется картинка с изображением гномов.
- Что в этом мешочке? Педагог показывает, что в мешке лежат буквы.
Дети: - Буквы.
П.: - А может быть звуки? Чем различаются звуки и буквы?
Д.: Звуки говорим и слышим,
Буквы видим мы и пишем.
II. Повторение.
Игра «Домики гласных и согласных».
Гномы дружно жили - были
Ели суп, компот варили.
Только вдруг в лесной глуши
Что-то странное нашли.
Что же это, посмотрите,
Гномам нашим объясните.
На доске – 2 домика: красный и синий.
П.: - В этих домиках живут буквы. Какие из них живут в красном доме?
Д.: - Гласные.
П.: - Что они умеют?
Все гласные звонко поют,
Словам напевность придают.
- А в синем доме? (Согласные.)
П.: А согласные умеют
Рычать, стучать,
Свистеть, шипеть,
Но не хочется им петь.
- Давайте, научим гномов различать гласные и согласные.
Дети по очереди достают из мешочка букву, называют и ставят на доску в соответствующий домик.
Игра «В гости к согласным».
П.: - В домике согласных две комнаты: зеленая и синяя. Кто живет в этих комнатах?
Д.: - В синей комнате твердые согласные, а в зеленой — мягкие.
П.: - Согласные очень любят принимать гостей. Помогите правильно провести животных в нужную комнату. Я показываю картинку, а вы называете ее и определяете первый звук в слове. Если это твердый согласный, то провожаем гостя в синюю комнату, а если мягкий — в зеленую. Указываем верный путь с помощью сигнальных карточек.
Педагог показывает картинки: зебра, мышка, бабочка, лягушка, медведь, слон. Дети выделяют первый звук и показывают синюю или зеленую карточку.
Новая тема.
1) Игра «Расшифруй и прочитай».
П.: Гномы в гости к нам пришли,
Что-то гномы принесли.
Что же это?
Мы узнаем, если слово прочитаем.
Педагог называет картинки, а дети повторяют только первый слог, затем составляют слово «подарок».
Круглое, румяное с ветки достану я.
На тарелку положу, «угощайтесь» - я скажу.
Д.: - Яблоко.
П.: - В слове «яблоко» первая буква — Я.
Выставляется плакат с буквой Я.
2) Представление буквы Я.
Любуется собою Я: «Я самая красивая!»
Влево ножку отвела и в словах плясать пошла!
Обращаем внимание на то, как пишется эта буква (смотрит влево).
П.: - Одному из наших гномиков так нравится буква Я, что он даже имя себе придумал на эту букву! Прочитайте это имя.
Педагог выкладывает имя «Яша» кубиками Зайцева. Дети читают.
- А вот Яша увидел ящерицу и решил поймать ее, чтобы поиграть с ней. Помогите гному добраться до ящерицы.
- Гномик может пройти только по картинкам, названия которых начинаются на букву Я.
Дети проводят маркером дорожку, соединяя картинки: ящик-яйцо-якорь-яблоки-ящерица.
П.: - Буква Я удивительная, она обозначает целое слово.
Скажет буква про себя:
«Посмотрите, это Я».
- И про себя я могу сказать: Я – Евгения Александровна. А ты кто? (Дети отвечают.)
- Ребята, сколько гномов к нам пришли? (7)
- Если каждый скажет: «Это я». Что получится?
Вывешивается плакат:
7Я
Дети разгадывают ребус.
П.: - Что такое семья? Какая бывает семья?
3) Чтение слогов с буквой Я.
П.: - Гномики хотят поиграть с буквой Я. Давайте познакомим их с игрой «Братики-сестренки».
Игра с кубиками Зайцева. Сначала дети прочитывают большой кубик (например, МА), а потом маленький (МЯ) и строят башенку из двух кубиков. Далее прочитываются другие пары слогов: ла – ля, на – ня.
- А теперь добавим слоги, и получатся слова: ля – поля, мя – имя, ня – баня.
Физкультминутка.
Наши гномы подустали,
Долго буквы изучали,
И, наверное, друзья,
Отдохнуть и нам пора.
Игра с мячом «Твердый-мягкий». Дети встают в круг. Педагог бросает мяч ребенку и называет твердый согласный звук (например, «н»), а ребенок бросает мяч обратно, произнося мягкий согласный («нь»).
IV. Закрепление.
Игра «Замени букву». На доске размещаются карточки со словами: фен, рад, меч.
П.: - Мы сейчас с вами станем волшебниками, будем превращать одно слово в другое.
Выделенная буква меняется на букву Я:
фен – фея
рад – ряд
меч – мяч
V. Самостоятельная работа.
- Ребята, постарайтесь выполнить задание аккуратно, красиво. Мы подарим ваши работы гномам. Они с радостью продолжат изучение букв.
VI. Итог.
- Ребята, какие вы молодцы! Мы сегодня многое успели:
Букву новую узнали,
Со словами поиграли,
Гномов вместе обучали,
И подарки получали,
А во всем нам помогла – буква Я.
На доске - яблоня, на которой для каждого ребенка прикреплено именное яблочко (из красной бумаги). Каждый находит свое имя и забирает свое яблочко.
Литература:
1. Бирюкова И.В. Знакомство с буквой Я.
2. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.
3. Битно Г.М. Карты букв и слогов с пиктограммами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.