Главная / Начальные классы / Занимательный материал на тему "Парные согласные и безударные гласные в корне слова"

Занимательный материал на тему "Парные согласные и безударные гласные в корне слова"

Занимательный материал


Парные звонкие и глухие согласные


1. Вот царь зверей могучий ле(ф,в),

А тут жира(ф,в) с длиннющей шеей.

Ушастый ё(ж,ш). Чем не хорош?

Ено(т,д)-красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры(с,з)ь,

Плывёт могучий бегемо(д,т),

Медве(д,т)ь над нерпою ревёт.

И белый голу(б,п) там летает,

После трудов нас приглашает.

2. Загадки-шарады.

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос, голос.)

2) С глухим согласным – я число,

Со звонким – вид железа. (Шесть, жесть.)

3. Загадки.

1) Потяну я за верёвку – встанет гора.(Верблюд.)

2) Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.(Нос.)

3) Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз?(Мороз.)

4) Свернёшь – клин, развернёшь – блин.(Зонт.)

5) За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся.(След.)

6) У кого глаза на рогах, а дом на спине?(Улитка.)

7) Набитая пухом лежит под ухом.(Подушка.)

8) Если я пуста бываю

Про тебя не забываю.

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду.(Ложка.)

9) В лесу родилась, в воде живёт.(Лодка.)

4. Найдите лишние слова.

Дружки, снежки, рожки, прыжки,

Сапожки, крошки, пирожки,

Лужки, флажки и ложки,

Кружки и поварёшки.

5. Орфографические рифмовки.

1) Вставьте буквы, не спешите,

Что за правило, скажите?

Обе(д,т), заво(т,д), медве(д,т)ь, крова(т,д)ь,

Отря(д,т), наро(д,т), эта(ж,ш), тетра(т,д)ь,

Ры(б,п)ка, у(т,д)ка, гря(д,т)ка,

Кни(ж,ш)ка и закла(д,т)ка.

2) Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово сразу изменяй:

Труд – труды, кот – коты –

Будешь грамотным и ты.

6. Орфографическая сказка.

Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили они дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались на конце слова: дуб, круг. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные стали слышаться как глухие согласные. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь; помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было.

Помните дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.


Безударные гласные в корне слова.


1. Загадки.

1) Меня бьют, колотят, ворочают, режут,-

Я всё терплю и всем добром плачу.(Земля.)

2) Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.(Пчела.)

3) Зимой бело, весной черно,

Летом зелено, осенью стрижено.(Поле.)

4) По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт.(Волна.)

5) Хоть сама и снег, и лёд,

А уходит – слёзы льёт.(Зима.)

2. Орфографические рифмовки.

1) Безударный гласный.

Трудно с ним – согласны?

Г(о,а)ра, м(о,а)ря, д(и,е)ла, тр(а,о)ва,

Как правильно писать слова?

Чтобы не было сомненья,

Ставьте звук под ударение:

Горы, море, травы, дело,

А теперь пишите смело!

2) Горка, горочка, пригорки,

Помогите-ка Егорке.

Как писать ему слова –

На г...ре р...сла тр...ва?

3) Б...говой, б...гун, б...жать,

Нал...жался да л...жать,

Закр...чал, перекр...чал,

Зам...лчал иль пр...молчал –

Корень ты в словах найди,

Гласный в корне назови,

Ударение поставь,

Буквы правильные вставь.

4) В словах запомни букву а.

Багаж, вагон, газета,

Пальто, завод, ракета,

Капуста да малина,

Квартира да машина.

5) Восток, гореть, пожар, костёр,

Вокзал, потом, портрет, шофёр,

Шоссе, солома, хорошо –

В словах запомни букву о.

6) С буквой е умей писать:

Инженер, метро, тетрадь,

Чемодан, четыре, чёрный,

Жёлтый, шёлковый, учёный.


Занимательный материал на тему "Парные согласные и безударные гласные в корне слова"
  • Начальные классы
Описание:

Занимательный материал 

Парные звонкие и глухие согласные

1. Вот царь зверей могучий ле(ф,в),

   А тут жира(ф,в) с длиннющей шеей.

   Ушастый ё(ж,ш). Чем не хорош?

   Ено(т,д)-красавец смотрит вниз,

   Там потянулась сладко ры(с,з)ь,

   Плывёт могучий бегемо(д,т),

   Медве(д,т)ь над нерпою ревёт.

   И белый голу(б,п) там летает,

   После трудов нас приглашает.

2. Загадки-шарады.

 1) С глухим согласным наливаюсь в поле,

     Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос, голос.)

 2) С глухим согласным – я число,

     Со звонким – вид железа. (Шесть, жесть.)

3. Загадки.

   1) Потяну я за верёвку – встанет гора.(Верблюд.)

   2) Вот гора, а у горы

       Две глубокие норы.

       В этих норах воздух бродит,

       То заходит, то выходит.(Нос.)

  3) Какой это мастер на стёкла нанёс

      И листья, и травы, и заросли роз?(Мороз.)

  4) Свернёшь – клин, развернёшь – блин.(Зонт.)

  5) За тобою он плетётся,

      Хоть на месте остаётся.(След.)

  6) У кого глаза на рогах, а дом на спине?(Улитка.)

  7) Набитая пухом лежит под ухом.(Подушка.)

  8) Если я пуста бываю

      Про тебя не забываю.

      Но когда несу еду –

      Мимо рта я не пройду.(Ложка.)

  9) В лесу родилась, в воде живёт.(Лодка.)

4. Найдите лишние слова.

  Дружки, снежки, рожки, прыжки,

  Сапожки, крошки, пирожки,

  Лужки, флажки и ложки,

  Кружки и поварёшки.

5. Орфографические рифмовки.

1) Вставьте буквы, не спешите,

    Что за правило, скажите?

    Обе(д,т), заво(т,д), медве(д,т)ь, крова(т,д)ь,

  Отря(д,т), наро(д,т), эта(ж,ш), тетра(т,д)ь,

  Ры(б,п)ка, у(т,д)ка, гря(д,т)ка,

  Кни(ж,ш)ка и закла(д,т)ка.

2) Если слышишь парный звук,

    Будь внимателен, мой друг!

    Парный сразу проверяй,

    Слово сразу изменяй:

    Труд – труды, кот – коты –

    Будешь грамотным и ты.

6. Орфографическая сказка.

Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили они дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались на конце слова: дуб, круг. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные стали слышаться как глухие согласные. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь; помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было.

Помните дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.

 

Безударные гласные в корне слова.

1. Загадки.

1) Меня бьют, колотят, ворочают, режут,-

    Я всё терплю и всем добром плачу.(Земля.)

2) Домовитая хозяйка

     Полетает над лужайкой,

     Похлопочет над цветком –

     Он поделится медком.(Пчела.)   

     3) Зимой бело, весной черно,

         Летом зелено, осенью стрижено.(Поле.)

     4) По морю идёт, идёт,

         А до берега дойдёт –

         Тут и пропадёт.(Волна.)

     5) Хоть сама и снег, и лёд,

         А уходит – слёзы льёт.(Зима.)

     2. Орфографические рифмовки.

     1) Безударный гласный.

         Трудно с ним – согласны?

         Г(о,а)ра, м(о,а)ря, д(и,е)ла, тр(а,о)ва,

         Как правильно писать слова?

         Чтобы не было сомненья,

         Ставьте звук под ударение:

         Горы, море, травы, дело,

         А теперь пишите смело!

2) Горка, горочка, пригорки,

    Помогите-ка Егорке.

    Как писать ему слова –

    На г...ре р...сла тр...ва?

3) Б...говой, б...гун, б...жать,

    Нал...жался да л...жать,

    Закр...чал, перекр...чал,

    Зам...лчал иль пр...молчал –

    Корень ты в словах найди,

    Гласный в корне назови,

    Ударение поставь,

    Буквы правильные вставь.

4) В словах запомни букву а.

    Багаж, вагон, газета,

    Пальто, завод, ракета,

    Капуста да малина,

    Квартира да машина.

5) Восток, гореть, пожар, костёр,

    Вокзал, потом, портрет, шофёр,

    Шоссе, солома, хорошо –

    В словах запомни букву о.

6) С буквой е умей писать:

    Инженер, метро, тетрадь,

    Чемодан, четыре, чёрный,

    Жёлтый, шёлковый, учёный. 

 

 

Автор Афанасьева Ирина Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 933
Номер материала 17336
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓