Главная / Русский язык и литература / Занимательный материал к урокам русского языка

Занимательный материал к урокам русского языка

МБОУ «Благовещенская СОШ»













Занимательный материал на уроках русского языка


Работа учителя русского языка

и литературы Абдреевой М.П.


















с. Благовещенка, 2014г

В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их.

1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий...

2. Издинамитить старое...

3. Цветы испавлинятся в каждом окошке...

Работа с сигнальными карточками.

У каждого учащегося две карточки: одна – красного цвета, другая – зеленого. Учитель произносит тезисы. Задача учащихся – определить верность тезиса. Если тезис правильный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если тезис неправильный, учащиеся поднимают красную карточку и обосновывают свой ответ.

Тезисы:

1. Прилагательное обозначает предмет.

2. Глагол обозначает действие.

3. Существительные служат для связи слов в предложении.

4. К самостоятельным частям речи относятся существительное, прилагательное, глагол, союз, а к служебным – предлог.

5. Прилагательные и существительные имеют такие непостоянные признаки, как род, число, падеж.

6. Глагол изменяется по падежам.

Работа с перфокартами.

Перфокарта выглядит следующим образом:

Зачеркните нужную букву:

1) и/е

2) и/е

3) а/о

1) и/е

2) а/о

3) а/о

1) и/е

2) и/е

3) и/е

Карточка для первого варианта:

1) из книг..

2) в книг..

3) к башн..

1) утренн..м ветерком

2) с огромн.. силой

3) в мрачн..м раздумье

1) реша..т

2) загора..т

3) держ..т

Карточка для второго варианта:

1) на конференци..

2) на машин..

3) с башн..

1) свеж..м сеном

2) в неглубок..м овраге

3) о голуб..м небе

1) пиш..т

2) дыш..т

3) люб..т

Игра «Кто вперед?»

Класс делится на две команды. Задача каждой команды – разгадать и записать на доске словосочетания, зашифрованные в упражнении 28 (1–6 словосочетания – первой команде, 7–12 словосочетания – второй). К доске учащиеся выходят по цепочке. После того как все словосочетания будут разгаданы, проверяются орфографические ошибки.

– Прослушайте высказывание К. Станиславского и определите его основную мысль:

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

– Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К. Станиславский. Произнесите правильно.

Ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща.

Я ирю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю

(Выделенные буквы – ударные.)

Задание 2.

 – Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много знать. Нужно знать, из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

– На какие две группы делятся гласные?

– На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?

– Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность.

– Назовите шипящие согласные.

– Как на письме изображается звук [й]?

Задание 3. Фонетический разбор

– Как можно превратить угол в топливо?

– Отобразите это в фонетической транскрипции.

– Произведите фонетический разбор этого слова (см. образец на с. 4 учебника).

Задание 4. Игра «Найди пару»

– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год.

Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.

После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка.

Задание 5.

– На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий:

Встревоженный, он ищет, и зовет,

И мечется в тоске жестокой...

                                 Н. А. Некрасов

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

                                 И. Бунин

Лишь вступил на двор широкий,

Что ж? Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех...

                                 А. С. Пушкин

Фразеологические загадки.

– Отгадайте, о чем идет речь.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.

4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.

5. Ее набирают в рот, когда молчат.

6. Его держат за зубами.

Задание для всех карточек – вставить пропущенные буквы, найти «четвертое лишнее».

К а р т о ч к а  1.

Хоть пруд пруди

Кот наплакал

Тьма-тьмущ..я

Ябл..ку негде упасть

К а р т о ч к а  2.

Во все лопатки

Сл..мя голову

Черепашьим шаг..м

В мгновение ока

К а р т о ч к а  3.

Слово в слово

Тютелька в тютельку

Вилами на в..де писано

Комар носа не п..дточит

К а р т о ч к а  4.

Попасть впросак

Попасть на с..дьмое небо

Попасть в п..ределку

Попасть в переплет

Внеклассное мероприятие по фразеологии

«Газета-альманах»

Класс делится на 8 групп. Каждая группа вытягивает карточку с темой (вода, хлеб, земля, каша, голова, рука, собака, жизнь), по которой должна будет выпустить газету. Затем учащиеся подбирают фразеологизмы на выбранную тему, примеры их употребления и творчески(рисунок, стихотворение, ребусы и т. д.) отображают эту информацию в своей газете. После того как все газеты будут готовы, учитель склеивает их в одну (шапка – верхний левый угол – заготовлена учителем заранее). Получается газета-альманах «Люди говорят...».

Люди говорят…

… о голове

… о руках

… о воде

… о хлебе

… о каше

… о жизни

… о собаках

… о земле

3. «Переводчик».

– Переведите эту сказку на язык науки.

Случай в городе Слованске

Вот что случилось однажды на городской площади.

Окончания работали связистами на телефонной станции. Звонит, например, слово «мы» на станцию и обращается с просьбой: «Свяжите со мной слово «играть», пожалуйста». И прелестная телефонистка быстро по этому звонку присоединяет окончание. Получается: мы играем. И решили окончания, что они самые значимые части слов.

Увидели это корни, приставки и суффиксы, надели шапки-невидимки и пропали. И работа окончаний потеряла смысл. Бегают растерянные окончания по городу, а смысла найти не могут.

Куда он спрятался?

Из книги Л. Гдалевич и др.

. Блиц-опрос.

– Найдя общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь.

Весло, воз.

Облако, наволочка.

Варенье, повар.

Вожжи, вожак.

Веретено, увертливый.

Невежда, ведьма.

Дюжий, недуг.

Зрачок, зрелище.

Крыло, покрывало, сокровище.

Колыбель, непоколебимый.

Копилка, копна, совокупно.

Перстень, наперсток.

Почка, выпуклый.

Пехота, опешить.

Среда, сердце.

Трус, трястись.

Узник, союзник.

Чело, челка.

Внушать, наушник.

Игра «Редактор».

«Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение...» – пишет чеховский герой «ученому соседу».

В приведенных ниже примерах устраните подобные ошибки:

1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

2. Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагона.

3. С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег.

4. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны.

Лаборатория словообразования.

Инсценировка

Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?

Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.

Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)

Слово «дом» (размышяя). ... или больше?

Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части.

(Становится на место -ик-.)

Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.

Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.

(Все уходят.)

Исследовательская работа.

– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?

– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.

(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)

– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)

– Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?

(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)

– Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.

В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый.

– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?

(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)

– Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.

– Почему в слове бессуффиксный две С?

– Как вы понимаете значение этого слова?

(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)

– Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.

– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.

– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.

1. Есть четыре морфемных способа образования слов.

2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.

3. Слово бег образовано бесприставочным способом.

4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.

5. Слово лесной образовано от слова лес.

Инсценировка.

Хвастун (в обычном шарфе). Вот, приобрел себе воротник. Как вы думаете, из кого он?

Петя. Хм, насколько мне известно, воротники делают из лисиц, норок. Но ваш не похож ни на что.

Хвастун. Что вы? Ведь это выдра, невооруженным глазом видно.

Петя (с иронией). Да? А знаете ли вы, почему выдра называется выдрой?

Хвастун. Нет, я как-то над этим не задумывался. (Поглаживает воротник.)

Петя. Дело в том, что при обработке шкурки этого зверька из нее полностью выдирается шерсть, и остается только подшерсток. Следовательно, выдра – это шкурка, из которой выдрана шерсть. Позднее название шкурки было перенесено на название зверька. (Довольный, уходит)

Хвастун (озадаченно). Не может быть, почему же тогда она так ценится? (Уходит, задумавшись.)

Анализ детского словотворчества.

– Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?

***

– Смотрите, как деревья листеют!

***

– Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?

– Какие это тайные?

– А те, которые во рту тают.

***

– Смотри не лезь в лужу!

– А если это будет необходимая лужа?

– Какая это необходимая?

– Ну такая большая, что не обойти.

***

– Я пригласил гостей на день рождения.

– А с нами посоветовался?

– Что же мне их теперь отглашать?

Лингвистическая задача.

– Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова».

Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.

– Попробуйте догадаться, что означают детские слова:

тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.

Веселый диктант.

Долго росло растение, выращенное ростовщиком из Ростова по имени Ростислав, пока росток не перерос возрастной барьер, пророс выше, пройдя сквозь все растительные преграды, став добычей работников пищевой отрасли.

Переведи на научный язык.

Жили-были слова без приставок, корень их начинался с И. Но вот пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они заканчивались на твердый согласный. И вот слова игра, интересный, известный, искусный, инициативный вдруг стали не только звучать по-другому, но и писаться по-другому: безызвестный, безынтересный, безыскусный, безынициативный, розыгрыш. И только Меж и Сверх вели себя скромно, не стали слова мучить да переделывать.

Исследовательская работа.

– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

Самолет летит вперед,

Паровоз не отстает,

Даже в море пароход

Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,

Как их правильно писать, –

Эти сложные слова

Не выносят буквы А.

А поставишь букву О –

Скорость будет – ого-го!

Кашу варит кашевар,

Сталь нам варит сталевар,

Лошадь водит коневод,

В море – мореход плывет.

Все названья хороши,

Только правильно пиши.

Мы у этих слов внутри

Не поставим букву И,

А напишем Е – тогда

Каждый скажет: «Это – да!»

На доске выписаны сложные слова из стихотворения:

О/А

Е/И

сам..лет

каш..вар

пар..воз

стал..вар

пар..ход

кон..вод

 

мор..ход

– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике

Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова.

– Как зовут заведующего?

– Виктор Николаевич.

– А почему же вы его не сократили? Уж сокращать так сокращать. Как его фамилия?

– Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек.

– Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо.

– И правда, дельно получилось.

– Ай да Цыган!

– И в самом деле, надо будет Викниксором величать.

Попробуйте расшифровать следующие сложносокращенные слова:

Ленгорметаллоремпромсоюз

Ленгоршвейтрикотажпромсоюз

Ростглавстанкоинструментснабсбыт

Работа с пословицами.

Учитель раздает на каждую парту конверты с пословицами, слова из которых написаны на отдельных листочках. Задача учащихся – собрать пословицу и вставить пропущенные буквы. В каждом конверте лежит подсказка – грамматические показатели слов, расположенные в нужной последовательности.

1) без, грамматик.., и, учатся, математик.., не, букв, и

Подсказка: предлог, мн. ч. род. п., союз, ед. ч. род. п., не, глагол, и, ед. ч. род. п.

2) работ.., не, в желез, ржавеет

Подсказка: предлог, ед. ч. пр. п., ед. ч. им. п., не, глагол.

3) и, поедет, тигр, на, богатырь

Подсказка: ед. ч. им. п., и, предлог, ед. ч. пр. п., глагол.

4) и, щенок, тот, к, слепой, полезет, матер..

Подсказка: прилагательное, им. п. ед. ч., – и, тот, предлог, дат. п. ед. ч., глагол.

– Сейчас я прочитаю стихотворение А. Хайта. Ваша задача – вставить разносклоняемые существительные по смыслу.

В стародавнее древнее ...

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое ...

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ...,

Как написать свою фамилию и ...,

Зачем на лошадь надевать седло и ... –

Необразованное было это ... .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ... забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ...,

Что кислород всегда поддерживает ...

Над тем, как в булку превратить простое ...,

С утра до вечера они чесали ...

 Игра «Самый стойкий». Представители каждого варианта выходят к доске. Первый называет разносклоняемое существительное. Второй записывает его на доске в творительном падеже, графически обозначая орфограмму. Затем они меняются ролями. Тот, кто ошибся или запнулся, садится и продолжает работу в тетради. На его место выходит другой ученик. Выигрывает тот, кто дольше всех будет отвечать у доски.


Творческий диктант.

– Подберите к этим выражениям по смыслу слово с суффиксом -чик- или -щик-.

1. Самолет вел опытный пилот.

2. Играющий на ударном инструменте.

3. Все подписавшиеся будут получать газету.

4. Инициатором драки был Вася.

5. Смазывающий колеса закончил свою работу.

6. Папа Карло по профессии был ...

Выборочный диктант.

Учитель читает текст. Задача учащихся – записать слова с суффиксами -чик--щик-, обозначающие профессии людей.

В старину изготовление книг требовало большого труда многих людей. Один человек готовил тетради и разлиновывал их, другой – переписчик – писал черный текст. Художник-рисовальщик разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры.

Позднее, после появления книгопечатания, над книгой стали работать наборщики, которые вручную составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик – помощник печатника – наносил на набор краску. Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивались на веревках для просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались переплетчики: они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали книгу. Часто переплеты были очень дорогими, имели отделку из золота, серебра и драгоценных камней. Книга в старину представляла большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.

Книжное дело было настоящим искусством. (По Павлову.)

Работа с текстом.

– Прослушайте отрывок из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». (Можно подготовить инсценировку.)

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Госпожа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Простаков. Каково, мой отец?

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.

– На самом ли деле Правдин считает, что Митрофанушка хорошо изучил грамматику? Докажите.

Игра «Не спутай кармашки».

Слова из упражнения 274 написаны на отдельных карточках. Учащиеся по одному берут карточку и кладут ее в соответствующий кармашек.

сущ.

м. р.

им. п.

 

сущ.

ж. р.

им. п.

 

сущ.

ж. р.

род. п.

 

краткое

прилаг.

 

глагол

Лингвистическая задача.

– Сравните предложения.

Саша внимательнее Маши.

Саша более внимательна, чем Маша.

– В каком предложении употреблена форма простой сравнительной степени прилагательного внимательный?

– Можно ли определить, кем является Саша – мальчиком или девочкой?

– Сделайте вывод об изменяемости прилагательных в форме простой сравнительной степени по родам.

Лингвистическая задача.

– Продолжите слова Гете, употребив прилагательное в форме простой сравнительной степени.

– Расставьте необходимые знаки препинания, объясните подчеркнутые орфограммы.

Увидев двух ссорящихся, Гете сказал

Из двух ссорящихся виновен тот кто ... .

 (... умнее.)

Игра «Кто вперед».

На доске записаны слова:

пр..ятный –

с..астливый –

сп..койный –

удобный –

ужас(?)ный –

б..гатый –

пр..стой –

громкий –

пл..хой –

пр..красный –

пр..лежный –

пр..чудливый –

пр..влекательный –

старый –

крутой –

толстый –

мелкий –

х..роший –

пр..зрительный –

искус(?)ный –

св..бодный –

сухой –

твердый –

густой –

чистый –

сла..кий –

мал..нький –

Учащиеся каждого ряда по цепочке выходят к доске, образовывают от данного прилагательного простую форму сравнительной степени и вставляют пропущенные буквы. У каждого ряда отдельный столбик.

Лингвистическая задача.

– Какой частью речи является слово звонок?

– Можно ли без контекста определить его частеречную принадлежность?

– Составьте предложение, в котором это слово будет прилагательным.

– В форме какой степени сравнения употреблено прилагательное?

– Как лексическое значение слова помогает определить часть речи?

Игра «Составь пару».

– Я буду называть словосочетания «существительное + существительное», а вы должны преобразовать их в «прилагательное + существительное» и записать в тетрадь.

Например: паспорт папы – папин паспорт.

1) шинель деда

2) сарафан бабушки

3) дом дяди

4) платье сестры

5) рог оленя

– Определите разряды прилагательных, выделите суффиксы.

Игра «Бюро находок».

Соседи по парте обмениваются предметами, принесенными из дома.

– Представьте, что к вам в «Бюро находок» принесли вещь. Сейчас вы должны сделать запись в учетной тетради и описать эту вещь, используя качественные и относительные прилагательные.

Находка

Признаки

Чья? Чей?

мяч

маленький

резиновый

 

– После создания учетной записи вы должны найти хозяина вещи и заполнить третий столбик.

Находка

Признаки

Чья? Чей?

мяч

маленький

резиновый

Сашин

– Обратите внимание, что притяжательные прилагательные вы образуете от индивидуальных названий лиц, поэтому их нужно писать с прописной буквы.

После описания вещи соседа учащиеся передают ее по кругу в своем ряду. Таким образом, у каждого должно появиться 7–8 записей.

«Составь шифр» (упражнение 307).

Устно определите, слитно или раздельно нужно писать прилагательные с НЕ.

Если слитно, ставьте букву С; если раздельно – Р.

В итоге в тетради должен появиться следующий шифр: С Р Р С Р С С С С Р.


– Сейчас я буду читать текст. Ваша задача – хлопнуть в ладоши один раз, если слово с НЕнужно писать слитно, два раза, если слово с НЕ нужно писать раздельно.

1) Быстрыми шагами я взобрался на холм и увидел (не) известные мне места.

2) Я остановился в (не) доумении, оглянулся.

3) Меня тотчас охватила (не) приятная, (не) подвижная сырость.

4) Я добрался до угла леса, но там (не) было дороги.

5) Мне попалась какая-то (не) торная, заросшая тропинка.

6) Я обогнул бугор и очутился в (не) глубокой лощине.

Закончи предложения:

Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательным, нужно:

1. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. Если не употребляется, то...

2. Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то...

3. Определить, относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Если относятся, то...Если не относятся, то...

Игра «Подбери пару».

– Сейчас я буду называть словосочетания «прилагательное + существительное». Ваша задача – подобрать к ним пару, заменив прилагательные синонимами с не.

Например, плохая погода – ненастная погода.

Рассеянный ученик, огромный успех, кратковременные дожди, молчаливый юноша, грустный вид, чужой человек, простой рассказ.

Лингвистическая разминка.

– Послушайте стихотворение Т. Крюковой «Меню». Слова с какой орфограммой я буду выделять голосом? (Эти слова выделены в тексте.)

Съел обжора на обед

Щи, печеночный паштет,

С майонезом кабачок

И свиной окорочок.

Съел копченого угря,

Фунт улиток, может, зря,

И бараний бок в сметане –

Это вам не чох бараний.

Сыроежек полбочонка

И тушеную печенку,

Наперченный антрекот,

Из крыжовника компот.

Черствый хлеб, бутыль боржоми,

В общем – все, что было в доме.

Вы его меню в тетрадку

Запишите по порядку.

Игра «Подбери пару».

– Замените одним словом следующие словосочетания, запишите эти слова.

1) щелкающий звук

2) старый человек небольшого роста

3) светящееся насекомое

4) нос поросенка

5) маленький пирог

6) уменьшительное название реки

7) маленькая бочка

8) детеныш медведя

Лингвистическая задача.

– Прочитайте слова, правильно поставив ударение:

                 алычовый – грушевый.

– Как знание правила «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» помогло вам?

– Образуйте от этих существительных прилагательные. Проставьте ударения, выделите суффиксы.

Камыш, ключ, еж, нож, спаржа, сторож, холст, кумач.

Лингвистическая задача.

– Почему в слове старинный пишется НН?

– Сейчас я прочитаю шутливое стихотворение. Ваша задача – записать в тетрадь прилагательные на это правило.

Туман одно включает н,

Но если вечер был туманный,

В основе н и суффикс н,

И получается два н,

Запомним этот случай странный.

Осел ударил в барабан,

И звук раздался барабанный,

Из бани выскочил баран,

За ним вдогонку веник банный.

Проверка записанных прилагательных, морфемный разбор.

– Отгадайте загадку:

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

               (Оконная рама.)

– Что общего между прилагательными, употребленными в загадке?

Работа с сигнальными картами.

Учитель произносит тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.

1. Нам не важно знать, от какой части речи образовано прилагательное.

2. В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-, пишется НН.

3. В суффиксе -ян- всегда пишется Н.

4. В кратких прилагательных всегда пишется Н.

5. В суффиксе -ин- всегда пишется Н.

6. Слова ветреный и безветренный пишутся с Н.

7. В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса -ин-.

8. Слова  зеленый,  синий,  юный,  румяный,  свиной  пишутся с Н.

Лингвистическая задача.

– Какое из этих слов написано верно: длина – длинна? (В зависимости от их частеречной принадлежности.)

– Составьте предложения с этими словами так, чтобы доказать правомерность обоих написаний.

Цифровой диктант.

– Найдите в предложениях прилагательные с орфограммой, изученной на последних уроках. Напротив номера предложения поставьте Н или НН.

1) И котелки разные на кухне были, чугунные.

2) А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке.

3) «Лысы» – это лошадиные силы.

4) А стола обеденного нет как не было.

5) Теленок был шерстяной и мокренький.

6) Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

7) – Да хоть клюквенную! – кричит папа.

8) Матроскин – кот по хозяйственной части.

9) – Я вам газету «Современный почтальон» принес.

10) У нас трактор особенный. Продуктовый.

«Составь пару!»

Учитель диктует прилагательные краткой формы. Задача учащихся – записать полную.

Резок, скользок, узок, дерзок, близок, мерзок, низок.

Игра «Не спутай кармашки».

На столе лежат карточки со словами:

Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

– Задача учащихся – образовать от этих существительных прилагательные с суффиксами -к-или -ск-. Затем положить эту карточку в соответствующий кармашек.

-к-

 

-ск-

Найди определение.

Задача учащихся – найти определение, соответствующее существительному первого столбика, вставить пропущенные буквы:

флаг

жук

ковер

сталь

орех

снаряжение

кружева

платки

дамас..ая

альпинист..ое

пират..ий

колорад..ий

урюпин..ий

персид..ий

вологод..ие

грец..ий

Лингвистическая задача.

– Рассмотрите слова в рамке:

иссиня-черный

изжелта-красный

– Объясните выбор согласных в приставках.

Творческая работа.

Каждый учащийся получает лист с нераскрашенным рисунком (учитель для этой цели может использовать детские раскраски). Задача – «придать цвет». Но делать это нужно не кистью или карандашом, а словом. Учащиеся вписывают в части рисунка слова, обозначающие тот или иной цвет. При этом нужно использовать только сложные прилагательные.

Н а п р и м е р:

image008.png

Затем учащиеся записывают словосочетания в тетради.

  1. Тема: «Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу, жи, ши»


Очень быстро два коня

По снегам несут меня –

Через луг к берёзке,

Тянут две полоски. (Лыжи)


Мы – проворные сестрицы –

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В снег – бежим:

Уж такой у нас режим. (Лыжи)


Под гору – коняшки,

В гору – деревяшки. (Лыжи)


Под ногами у меня

Деревянные друзья:

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (Лыжи)


Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило)


С кошкой дружбу не вожу,

Стороною обхожу.

Даже маленький котёнок

Злейший враг ещё с пелёнок.

Хоть я ростом и мала,

Всё достану со стола.

Если шорох странный слышен,

Значит в вашем доме - … (Мыши)


Сами крошки, боятся кошки:

Под полом живут,

Туда всё несут. (Мыши)


У неё во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала. (Щука)


Полосатая злодейка

Съест любого малыша:

Пескаря, плотву, уклейку,

Не проглотит лишь ерша. (Щука)


Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом – такая злюка!

Конечно – это … (Щука)


Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)


Не шит, не кроен,

А на ниточке сборен. (Чулок)


Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы)


Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу –

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)


Люблю я, подбоченясь,

Забраться на поднос,

То кланяюсь учтиво,

То задираю нос. (Чайник)


Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник)


  1. Тема: «Ударные и безударные гласные»


Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)


Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)


Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округе полила. (Гроза)


По морю идёт, идёт.

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт. (Волна)


Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из – под земли.

Я качаю в океанах

Великаны – корабли. (Вода)


Хороводами в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)


Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лиса)


  1. Тема: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»


Идёт пароход

То взад, то вперёд,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать. (Утюг)


Весь сделан из железа,

У меня ни рук, ни ног.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне всё тук да тук. (Гвоздь)


Эта ягода на юге

На бахче у нас живёт.

И всегда в тельняшке «ходит»

Кто её мне назовёт? (Арбуз)


Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)


У кого одна нога,

Да и та без сапога? (Гриб)


В лесу под ёлкой крошка –

Только шляпка да ножка. (Гриб)


Спрятался за пень –

Шапка набекрень.

Кто проходит близко –

Кланяется низко. (Гриб)


Что случилось? Ой-ой-ой!

Летом стало, как зимой:

Белые горошки

Скачут по дорожке. (Град)


На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град)


Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)


Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит. (Снег)


За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся. (След)


Сердитый недотрога

Живёт в глуши десной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)


Между сосен, между ёлок

Бродит тысяча иголок.

Но не сделать ни стежка

Все иголки без ушка. (Ёж)


Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)


Старик – шутник

На улице стоять не велит.

За нос домой тянет. (Мороз)


Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)


  1. Тема: «Мягкий знак (ь) в конце слов после шипящих»


Кто у постели больного сидит?

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен – он капли предложит принять.

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Врач)


Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех болезней. (Врач)


Он высокий, бархатистый,

Если отцветёт – пушистый,

И растёт на речке,

В низеньком местечке.

Ты ответь скорей, малыш,

Что же здесь растёт? (Камыш)


Стоит над водой,

Трясёт бородой. (Камыш)


Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернёт,

Тот в дом войдёт. (Ключ)


Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок. (Ключ)


С головой в нору ныряю

Дверь проворно отворяю. (Ключ)


Махнула птица крылом

И накрыла весь свет одним пером. (Ночь)


Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко.

И работе круглый год

Он сердечко отдаёт. (Карандаш)


Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И большущий пароход. (Карандаш)


Под пологом таится.

Кошки боится. (Мышь)


  1. Тема: «Правописание непроизносимых согласных»


День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)


Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце)


Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (Солнце)


Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

Но прислони меня к стене –

Найдётся сразу дело мне. (Лестница)


  1. Тема: «Разделительный мягкий знак (ь)»


Мужички без топоров

Срубили избу без углов. (Муравьи)


Кто они? Откуда? Чьи?

Льются чёрные ручьи.

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)


В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет –

Из лесного сора

Строит себе город. (Муравьи)


Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья)



Использованная литература

1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М. 1989

2. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения. Начальная школа. М. 1994

Сайты сети ИНТЕРНЕТ:

  1. Интренет-сайт «Загадочки». Режим доступа: http://zagadochki.ru

2. Интернет-сайт «Дети Онлайн». Режим доступа:  http://deti-online.com/


«Найди слово». На доске написаны слова: уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Учитель говорит, что в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово и предлагает его найти.

«Эхо» Учитель объясняет детям, что такое эхо и предлагает поиграть в игру с таким же названием. Игра заключается в том, что учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец так, чтобы получилось слово. Например: смех-мех, коса-оса, крот-рот и т.д.

Очень трудной для всех детей является тема «ударение». Чтобы все дети научились определять ударный слог, можно использовать следующую игру.

«Радисты». Учитель выстукивает по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слова с таким же количеством слогов в нем и ударение на том же слоге.

Для развития словарного запаса детей умения быстро подбирать слова, как для выражении своих мыслей, так и для решения грамматических задач, используются различные игры-соревнования. Например: записать на доске за определенный промежуток времени примеры на данное правило. Соревнования проводятся по рядам, в нем участвуют все учащиеся класса. Выигрывает тот ряд, у которого записано больше слов.

В начале урока, как орфографическую можно провести игру «Загадка в загадке». Дети должны прочитать загадку, вставляя в слова пропущенные буквы и назвать отгадку. Например:

Через поле и л.сок
Подаётся г.л.сок
Он б.жит по пр.в.дам-
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)

В 3 классе интересно проходит игра «Перепутаница» Слова можно брать только те, которые являются именами существительными в именительном падеже, в единственном числе. Например, исходное слово контрабас. Оно означает музыкальный инструмент.

Сейчас мы перепутаем в нем буквы и получим новые слова. Из букв, входящих в это слово, можно составить более 200 слов: баркас, кот, бант, банка, собака, бас, рот, банк, банкрот, и т. д.

Слоговой аукцион «Кто больше?»

а) составить слова с сочетаниями чу-щу: то(чу), пи(щу) и т. д.

б) составить слова с сочетаниями ча-ща: ро(ща), све(ча) и т.д.

«Замени одним словом»

- Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф)

- Шестьдесят минут (Час)

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто (развитие связанной речи детей), не говоря уже о развитии орфографической зоркости. Загадки способствуют тренировке внимания и памяти, развивают любознательность. Загадки успешно используются для пополнения словарного запаса детей, знакомство с лексическим значением слова.

Чтобы загадки были под рукой, можно завести картотеку. Куда следует внести имеющиеся загадки на определенную букву или определенную орфограмму. Можно оформить альбом, в котором распределены загадки по темам: «Животные», «Растения», «Явления природы», «Искусство», «Профессии, инструменты и орудия труда», «Человек, его изобретения, вещи», «Герои сказок» и т.д.

Этими загадками можно пользоваться и на уроках природоведения, чтения, труда.

Загадки используются с первых дней 1 класса. Например, при формировании у детей умения делить слова на слоги предлагается детям отгадать загадки:

  1. Рыжий маленький зверек
    По деревьям скок-поскок. (Белка).

  2. Зубастый, мохнатый,
    Как есть начнет -
    Песенку поёт. (Кот).

  3. Гладишь - ласкается,
    Дразнишь - кусается. (Собака).

Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, выполняют графическое обозначение на доске.

При изучении алфавита мы используем загадку:

Черные птички
На каждой страничке.
Молчат, ожидают,
Кто их отгадает. 
(Буквы).

Задания:

  • Записать отгадку;

  • Расположить буквы отгадки в алфавитном порядке;

  • На каком месте в алфавите стоит первая буква отгадки? Третья?

  • Записать все буквы от «Б» до «К» или от «У» до «Ы» и т. п.

Немаловажную роль играют загадки при запоминании словарных слов.

Детям нравятся словарные диктанты, когда учитель читает загадку, а они записывают отгадку, которая является словарным словом.

Пословицы и поговорки развивают нестереотипную мыслительную деятельность, обогащают словарный запас, позволяют решать не только учебные задачи, но и ощутить силу живого русского языка. Например, если в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу:

  1. Чем зря кричать, лучше … (помолчать).

  2. От лени болеют, от труда … (здоровеют).

Или другое задание: прочитать пословицы и объяснить их смысл.

  1. Терпение и труд все перетрут.

  2. Без труда нет добра.

  3. Хорошо трудиться – хлеб уродится.

Затем, назвать однокоренные слова. Выписать их. Любую из пословиц написать по памяти.

Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, темп речи. Скороговорки часто используются на минутках чистописания, т. к. в них несколько раз повторяется одна и та же буква.

А шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал помогает учащимся в усвоении орфограмм.

Например, шарады могут быть использованы при изучении состава слова.

Задание: назвать слово.

Его корень в слове «вязать»,
Приставка в слове «замолчать»,
Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба». (Завязка).

Кроссворд по теме «Непроверяемые безударные гласные»

Решите кроссворд. Напишите в тетради слова. Подчеркните безударные гласные, непроверяемые ударением.

hello_html_m323f23e.png

  1. Верхняя одежда. (Пальто).

  2. Средство передвижения. (Машина.)

  3. Аппарат полета в космос. (Ракета)

  4. Человек, который летал в космос. (Космонавт).

  5. Подземный транспорт. (Метро).

  6. Предприятие, где делают машины. (Завод).

  7. Помещение, где можно посмотреть спектакль. (Театр).

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка помогает учащимся легче усваивать программный материал, а главное создает особую творческую атмосферу.

Список использованной литературы:

1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М. 1989

2. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения. Начальная школа. М. 1994

Сайты сети ИНТЕРНЕТ:

3.Интренет-сайт «Загадочки». Режим доступа: http://zagadochki.ru

4. Интернет-сайт «Дети Онлайн». Режим доступа:  http://deti-online.com/



5.В.В.Волина. «Весёлая грамматика». – «Знание», Москва, 1995г.

6.Л.Г. Орлова. «Использование элементов фольклора на уроках русского языка». –Санкт-Петербург, 1995г.

7.Журнал «Начальная школа»

    1. №3 за 1989г.;

    2. №4 за 1989г.;

    3. №7 за 1990г.;

http://festival.1september.ru/

http://tak-to-ent.net/


Занимательный материал к урокам русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная подборка игр, лингвистических загадок, загадок и другого занимательного материала поможет сделать урок русского языка интересным и познавательным.

 Материал может быть использован учителями, работающими по любой программе, как в среднем звене, так и в начальных классах...........................................................................................................................................

................................................................................................................................................................

 

Автор Абдреева Марина Павловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 982
Номер материала 41937
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓