Главная / Химия / ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

16

4


Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Железногорский горно-металлургический колледж»


hello_html_m5868d267.jpg











Харламова Е. А.


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ



















2014


Рассмотрено


Протокол заседания

предметной комиссии

«Общеобразовательных

дисциплин»

от_________ № ________



Председатель комиссии

ОДД

___________ Н.Г.Заносова



_____________ 2004 г








Автор: _______________ Е.А. Харламова

преподаватель биологии и химии


Рецензент_____________ Н.А. Иванова

преподаватель химии




















РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку внеклассного мероприятия

дисциплины «Химия»

преподавателя ОБОУ СПО ЖГМК Е.А. Харламовой


Данная методическая разработка предназначена для использования преподавателями химии при проведении внеклассных мероприятий по дисциплине «Химия», а так же для демонстрации опытов на уроках соответствующих тем.

В работе предложен сценарий проведения внеклассного мероприятия для закрепления студентами первого курса знаний по дисциплине «Химия». В пособии использованы материалы по многим темам неорганической и органической химии.

Данное пособие имеет огромное воспитательное, развивающее и образовательное значение. Работа способствует более тесному общению студентов между собой и с преподавателями. Она способствует дальнейшему развитию умения ребят работать в микрогруппах и в парах. Пособие помогает закрепить полученные на занятиях знания, а также расширить кругозор по определенным темам. Пособие помогает развивать практические навыки по выполнению химических экспериментов и умение работать с химической посудой. Она показывает значимость химических превращений и развивает устойчивый интерес к предмету. Разработка так же способствует дальнейшему развитию умения правильно записывать уравнения химических реакций. Кроме этого данная работа формирует диалектико-материалистическое мировоззрение у студентов.

Разработка предназначена для использования молодыми специалистами при подготовке и проведении внеклассных мероприятий и нетрадиционных уроков. В ней представлены опыты, которые не требуют длительного времени проведения и являются доступными.









преподаватель химии Н.И. Иванова








СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 4

1. Неорганическая химия 5

1.1 Первоначальные химические понятия 6

1.2 Кислород. Оксиды. Горение. 7

1.3 Водород 7

1.4 Вода. Растворы 8

1.5 Галогены 9

1.6 Скорость химических реакций 10

1.7 Теория электролитической диссоциации 11

1.8 Аммиак, соли аммония, нитраты 12

Список литературы 16





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Химический эксперимент – источник знания о веществе и химической реакции. Опыты должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправным началом к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету. Наблюдаемые явления учащиеся должны понимать, так как только при этом можно добиться глубоких знаний.

Целью данного пособия является: развитие умения самостоятельной работы, продолжить развивать умения пользоваться химической посудой и осторожного обращения с химическими препаратами, совершенствование общенаучных и практических умений и навыков, активизация познавательной деятельности студентов, научить студентов сопоставлять различные факты, показать значимость химических превращений, продолжить работу над изучением различных классов веществ и написанием уравнений реакций, воспитание устойчивого интереса к предмету, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, воспитание ориентации студентов на рабочие профессии.

В пособии нашли отражение опыты по различным темам неорганической химии. Классификация опытов происходит по веществу, участвующему в опыте.

Данная методическая разработка предназначается для подготовки к тематическим вечерам, праздничным утренникам и различным мероприятиям, где планируется демонстрация химических опытов. В нем представлены опыты, которые не требуют длительного времени проведения и являются доступными.



Форма проведения: тематический вечер, заседание «Клуб любознательных».


Оборудование: химическая посуда, реактивы.





















Ход занятия:

1. Организационный момент.

2.Проведение заседания клуба.

3.Подведение итогов.

Подготовка кабинета: расставить столы по два вместе или в форме буквы «П». перед доской поставить демонстрационный стол, где расставить химическую посуду и реактивы.

-Добрый вечер, уважаемые заседатели клуба! Сегодня мы проведем ряд химических экспериментов, обсудим их ход и результаты а затем запишем уравнения реакций для их проведения. Все наши опыты делятся на группы по принадлежности к определенным разделам химии.

Итак, начнем!



НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


  1. Первоначальные химические понятия.


1.1 Действия одни, а результат разный.

Оборудование: два цилиндра с картонными крышками, в которые встроены пипетки, а снизу крючки для прикрепления индикаторной бумаги, твердые хлорид аммония и хлорид натрия, концентрированная соляная кислота, раствор гидроксида калия, фильтровальная бумага, раствор фенолфталеина, вата.

Поместите сухие соли в цилиндры. Фильтровальную полоску бумаги смочите раствором фенолфталеина, повесьте на крючок в крышке. Пипетки наполните концентрированным раствором щелочи и вставьте в отверстие крышек. Выдавите щелочь на соли. В цилиндре, где был хлорид аммония, происходит химическая реакция, о чем можно судить по изменению индикаторной бумаги, а в другом цилиндре таких признаков нет.


1.2 Дым без огня.

Оборудование: два цилиндра с крышками, 25%-ный водный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота.

В один чистый цилиндр налейте несколько капель кислоты, а в другой - раствор аммиака. Оба цилиндра закройте крышками и поставьте на некотором расстоянии. Перед опытом следует показать, что цилиндры “пустые”. Во время демонстрации цилиндр соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку уберите: образуется белый дым – признак химической реакции.


1.3 Самовоспламенение меди в парах серы (тяга!)

Оборудование: пробирка, железный штатив с лапкой, горелка, крышка от тигля, пучок медной проволоки.

В лапке штатива закрепите вертикально пробирку и поместите в нее несколько кусочков серы. Осторожно нагрейте серу до кипения. Как только она закипит, и пары серы заполнят пробирку, опустите в них при помощи щипцов проволоку (проследите, чтобы проволока не касалась стенок пробирки и кипящей серы). Происходит самовоспламенение меди. В результате реакции образуется сульфид меди (1):

2Cu+S=Cu2S

Если сера в пробирке загорится, то следует прикрыть пробирку крышкой от тигля.


1.4. Черная змея.

Оборудование: Большая тарелка, прокаленный песок, Твердый гидрокарбонат натрия, сахарная пудра, спирт.

В тарелке смешать песок со спиртом, формуя их конической мензуркой. В центре конуса сделать углубление, в котором поместите смесь из 10 г гидрокарбоната натрия и 65г сахарной пудры. Подожгите спирт. Из сахарной массы, которая превращается сначала в карамель, “выползает” черная извивающаяся змея. Размеры змеи зависят от длительности горения спирта.




2.Кислород. Оксиды. Горение.


2.1.Огненная струя.

Оборудование: пробирка, длинная лучинка, ведро, горелка, парафин.

Привяжите пробирку к длинной лучинке. Наполните пробирку на 1/3 парафином. Нагрейте парафин до кипения и сильно кипящий парафин выливайте тонкой струёй с высоты 15-20см в ведро. Парафин вспыхивает, образуя огненную струю.

На воспламенение парафина влияет большая поверхность соприкосновения его с воздухом.


2.2. Блуждающее пламя.

Оборудование: медная сетка, горелка, тигельные щипцы.

Зажгите горелку и накройте её пламя медной сеткой. Пламя останется только под сеткой.

Пометите медную сетку над потушенной горелкой так, чтобы она касалась фитиля, и поднесите горящую спичку к верхней поверхности сетки. Пламя горящего спирта появляется только над сеткой. Сетку можно приподнимать и опускать - вместе с ней будет “блуждать” пламя.

Как следует из опыта, пары спирта проходят через сетку, а пламя нет. Это явление объясняется высокой теплопроводностью меди. Теплота от пламени поглощается сеткой и, распространяется по ней, передается окружающему воздуху. Температура паров спирта становится ниже температуры их воспламенения, и горение прекращается. Таким образом, медная сетка останавливает распространение пламени.





3. Водород.

3.1.Стреляющая бутылка.

Оборудование: аппарат Кипа с водородом, газометр с кислородом, пластмассовый флакон из-под моющих жидкостей, кристаллизатор, горелка.

Флакон разделите метками на 3 равные части, а потом методом вытеснения воды заполните его газами: сначала кислородом -1 объём, а потом водородом -2 объёма. Под водой в кристаллизаторе флакон закройте пробкой, выньте из воды и поставьте на стол. Если поднести флакон к пламени горелки и открыть пробку, то получится сильный взрыв, а воздушная волна погасит пламя спиртовки.


3.2.Обесцвечивание черной краски.

Оборудование: большие пробирки, 0,5 М раствор сульфата меди, сероводородная вода или раствор сульфида аммония (калия или натрия), 5-10%-ный раствор пероксида водорода, стеклянная палочка.

Перед демонстрацией опыта следует заблаговременно приготовить сульфид меди-черную краску. Для этого полностью осадите сульфидной солью или сероводородом из раствора соли меди:

CuSO4+H2S=CuS|+H2SO4

Осадок отмойте и методом декантации отделите от воды. Во время демонстрации к черному осадку прилейте дистиллированную воду, палочкой взмутите и добавьте раствор пероксида водорода. Образуется бледно-голубой раствор сульфата меди.

3.3.Вода зажигает бумагу.

Оборудование: железный лист (большая фарфоровая чашка), пероксид натрия, фильтровальная бумага.


На железном листе или в большой фарфоровой чашке смешайте пероксид натрия с мелкими кусками фильтровальной бумаги. На приготовленную смесь капните несколько капель воды. Бумага воспламеняется.

Бумагу можно заменить сухими древесными опилками.





4. Вода. Растворы.


4.1.Без воды процесса нет.

Оборудование: большой химический стакан, глазная пипетка, керамическая плитка, укрепленная в проволочной держалке, алюминиевая пыль, кристаллический йод, ступка с пестиком, вода.

Отвесьте 0,3 г алюминиевой пыли и 4 г мелкого растертого кристаллического йода. Вещества должны быть совершенно сухими. Тщательно перемешайте их и поместите на керамическую плитку. Смесь соберите конусом и сделайте в нем небольшое углубление. Керамическую плитку поставьте в химический стакан, в центре которой вставлена пипетка с водой. При попадании воды на смесь сначала появляется дымок, а затем разгорается пламя с клубами фиолетового дыма (возгоняется йод). Реакция экзотермическая. Вода выполняет роль катализатора, образуется иодид алюминия:

2Al + 3I2 = 2AlI3


4.2. Золотой дождь в воде.

Оборудование: колба емкостью 1-2л, черный экран, осветительная лампа с рефлектором, соль кадмия, иодид калия (натрия).

Получите осадок иодида кадмия путем сливания растворов, приготовленных из расчета 20г вещества на 100мл воды. После отстаивания осадка слейте с него жидкость. В колбу налейте около 1л горячей воды, подкисленной несколькими каплями кислоты. Колбу с горячим раствором осветите лампой на фоне черного экрана. Для более быстрого охлаждения раствора колбу периодически можно погружать в кристаллизатор с холодной водой. По мере охлаждения в колбе появляются желтые кристаллики сульфида кадмия, которые при своем оседании отражают свет, образуя «золотой дождь».


4.3. «Ледяной узор» на стекле.

Оборудование: Кусок чистого оконного стекла, химический стакан, стеклянная палочка, железный штатив с кольцом, асбестовая сетка, горелка, небольшая кисточка, сульфат магния, столярный клей. Приготовьте в химическом стакане при нагревании насыщенный раствор сульфата магния. Добавьте к горячему раствору несколько капель столярного клея и перемешайте стеклянной палочкой содержимое стакана. Полученный раствор нанесите кисточкой на стекло. Через некоторое время на стекле образуются кристаллы, образующие «ледяные узоры» Появление на стекле этих узоров объясняется выпадением кристаллов соли из пересыщенного раствора при понижении температуры.




5. Галогены.


4.4. «Огненный дождь»

Оборудование: перманганат калия, концентрированная соляная кислота, 50-%-ный раствор гидроксида калия, кристаллическая сурьма, прибор для получения хлора с широкой и длинной газоотводной трубкой, склянка для собирания хлора (на 1л), химический стакан, чугунная ступка, ложка, горелка.

Измельчите куски кристаллической сурьмы в чугунной ступке в порошок. Получите хлор действием соляной кислоты на перманганат калия. Газоотводная трубка от прибора должна быть опущена в склянку для собирания хлора почти до конца. На дно склянки, чтобы она не лопнула, насыпьте слой песка в 1-2см. Избыток хлора будет поглощаться концентрированным раствором щелочи. Как только склянка наполнится хлором,


осторожно выньте газоотводную трубку и закройте склянку стеклянной пластинкой.

Снимите стеклянную пластинку и высыпайте в неё понемногу порошкообразную сурьму, постукивая по ложке пальцем.

Частички сурьмы на лету воспламеняются, образуя «огненный дождь». Склянка наполняется белым дымом хлоридов сурьмы(3) и (5):

2Sb + 4Cl2 = SbCl3 + SbCl5


4.5 Появление и исчезновение оранжевой окраски.

Оборудование: растворы хромата калия, соляной кислоты, едкого кали, пробирки.

Налейте в пробирку на 1/5 объема раствор хромата калия и осторожно (по каплям) добавьте раствор кислоты, появится оранжевая окраска раствора:

2K2CrO4 + 2HCl = K2Cr2O7 + 2KCl + H2O

желтый оранжевый

При добавлении раствора щелочи вновь образуется желтый раствор:

K2Cr2O7 + 2KOH = 2K2CrO4 + H2O




6. Скорость химических реакций.


6.1 Изменение окраски при нагревании.

Оборудование: химические стаканы на 200 и 500мл, штатив с кольцом и сеткой, спиртовка, крахмал, разбавленный раствор йода.

Приготовьте раствор крахмала, Для этого 0,5кг картофельной муки разотрите с небольшим количеством холодной воды. Полученную кашицу перенесите в стакан с горячей водой (150мл) и прокипятите в течение нескольких минут. В большой стакан налейте 450мл холодной воды, добавьте несколько миллилитров приготовленного раствора крахмального клейстера, хорошо размешайте и прилейте несколько капель раствора йода. Появится характерное синее окрашивание, Жидкость из стакана отлейте в пробирку и нагрейте: окраска заметно ослабевает. При охлаждении синее окрашивание появляется вновь. Опыт можно повторить.


6.2 Мерцающие огоньки на сахарной горке.

Оборудование: керамическая плитка, треножник, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, лучинка, сахарный песок, оксид хрома (3).

Взвесьте на технических весах 6-9г оксида хрома, 2-3г сухого мелкого сахарного песка. Перенесите эти вещества в сухую фарфоровую чашечку и тщательно перемешайте стеклянной палочкой. Полученную смесь насыпьте горкой на керамическую плитку. Внесите в смесь на некоторое время горящую лучику (до появления первых искр), после чего лучинку уберите. Происходит постепенное раскаливание смеси.

Опыт эффективнее проводить в затемненной комнате и желательно под тягой, так как в помещении будет ощущаться специфический запах. В данном опыте активно окисляться сахар на поверхности катализатора оксида хрома. Легко убедиться, что «мерцающие огоньки» в отсутствии оксида хрома не наблюдаются.


6.3. Уголь из сахара.

Оборудование: сахарная пудра, концентрированная серная кислота (ρ=1.84 г/см), два химических стакана по 100-150мл, мензурка, стеклянная палочка, весы, разновесы.

Отвесьте на весах 30г сахарной пудры и перенесите её в химический стакан. Отмерьте мензуркой 12мл концентрированной серной кислоты. Осторожно смешайте в стакане сахар и кислоту в кашеобразную массу. Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса.

Обугливание сахара серной кислотой объясняется окислительно-восстановительными свойствами кислоты, восстановителем является углевод; процесс экзотермический:

2H2SO4 + C12O11H22 = 2SO2↑ + 13H2O + 11C + CO2 ↑

Выделяющиеся газы и пары воды вспучивают угольную массу, которая поднимается в стакане.




7. Теория электролитической диссоциации.


7.1. Нагрел – появилась окраска.

Оборудование: 0.1 н. раствор ацетата натрия, раствор фенолфталеина, пробирка, газовая горелка.

Налейте в пробирку на 1/2 объема 0.1 н. раствор ацетата натрия и добавьте туда 2-3 капли фенолфталеина. Жидкость в пробирке останется бесцветной, Нагрейте жидкость до кипения, наблюдается розовое окрашивание, исчезающее при остывании. Окрашивание происходит в результате гидролиза ацетата натрия, степень диссоциации которого увеличивается при нагревании:


NaCH3COO + HOH = CH3COOH + NaOH


CH3COO‾ + HOH = CH3COOH + OH‾


7.2. И вода может вызвать появление осадка.

Оборудование: концентрированные растворы сурьмы (|||) и соляной кислоты, цилиндр, пипетка.

В стеклянный цилиндр налейте 20мл концентрированного раствора хлорида сурьмы. Прилейте к прозрачному бесцветному раствору по каплям воду (из пипетки): происходит помутнение. При дальнейшем приливании воды появится белый объемный осадок, который при добавлении воды увеличивается. Если в цилиндр с осадком добавить несколько капель кислоты, он полностью растворится. Приливая к полученному прозрачному бесцветному раствору воду, вновь можно вызвать появление осадка. Явление это объясняется гидролизом хлорида сурьмы, в результате чего образуется белый осадок нерастворимой основной соли – хлорида антимонила:

SbCl3 + HOH = SbOCl↓ + 2HCl

При добавлении соляной кислоты равновесие смещается влево и осадок растворяется. Добавление же к раствору воды смещает равновесие вправо и вновь приводит к образованию осадка.


8. Аммиак, соли аммония, нитраты.


8.1 Огненная метель.

Оборудование: бутыль 3-10литров, 25%-ный водный раствор аммиака, оксид хрома (|||), ложечка для сжигания, горелка.

В бутыль налейте раствор аммиака, смочите её стенки, а избыток жидкости слейте в склянку для слива растворов. Бутыль закройте пробкой. Все это сделайте заранее. В ложечку для сжигания поместите оксид хрома и накалите над пламенем горелки, а затем внесите в бутыль с газообразным аммиаком и сбросьте его. Образуется целый сноп искр, которые кружатся внутри бутылки, в темноте зрительный эффект увеличивается.

4NH3 +5O2 = 4NO +6H2O

2NO + O2 = 2NO2


8.2 Вулкан на столе.

Оборудование: коническая колба, фарфоровый тигель или чашка, дихромат аммония, спирт.

В горло колбы вставьте тигелек или чашку. Колбу можно покрыть пластилином придав ей форму горы. Под колбу положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома. В тигелек насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается вулкан горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленный частички оксида хрома. Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана.

(NH4)2Cr2O7 = N2↑ + Cr2O3 + H2O




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии – М.: «Просвещение»,1980,

2.Назарова Т.С., Грабецкий А.А. Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.: «Просвещение», 198,стр. 3-17.


3.Химия в школе 1992 №5-6, с 56.








































hello_html_2deb9279.png

16


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
  • Химия
Описание:

Целью данного пособия является: развитие умения самостоятельной работы, продолжить развивать умения пользоваться химической посудой и осторожного обращения с химическими препаратами, совершенствование общенаучных и практических умений и навыков, активизация познавательной деятельности студентов, научить студентов сопоставлять различные факты, показать значимость химических превращений, продолжить работу над изучением различных классов веществ и написанием уравнений реакций, воспитание устойчивого интереса к предмету, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, воспитание ориентации студентов на рабочие профессии.

В пособии нашли отражение опыты по различным темам неорганической химии. Классификация опытов происходит по веществу, участвующему в опыте.

Данная методическая разработка предназначается для подготовки к тематическим вечерам, праздничным утренникам и различным мероприятиям, где планируется демонстрация химических опытов. В нем представлены опыты, которые не требуют длительного времени проведения и являются доступными.

 

 

Автор Харламова Елена Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1249
Номер материала 15531
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы