Главная / Начальные классы / Занимательная викторина "Времена года"

Занимательная викторина "Времена года"







Занимательная викторина

«Времена года»






Воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ МО Детский сад № 6 «Рябинка Файзутдинова Гульмира Каримовна







г. Нягань,

2015 г.


Тема: Занимательная викторина «Времена года»


Программное содержание: Познакомить детей с признаками времен года. Расширить их кругозор, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Таблички со словами (которые вывешиваются на доске по мере надобности); картины природы в разное время года; фишки в форме снежинок, листьев, солнышка, грибов; диски с музыкальными пьесами П.И. Чайковского из цикла «Времена года»; плакаты с пословицами о различных временах года или о месяцах.

Ведущий: Ребята, совсем недавно мы с вами прослушали интересную сказку-загадку «Старик-годовик». Я знаю, что она вам очень понравилась. Вот поэтому я предлагаю вам отправиться в гости к старику-годовику и побольше узнать о признаках времен года, вспомнить, а быть может, открыть для себя что-то новое об изменениях в живой и неживой природе с наступлением того или иного времени года. Ну что, в путь? Но прежде, я должна вас познакомить с правилами нашего путешествия:

1. По сторонам не зевай, на вопросы отвечай!

2. На вопросы отвечай фишки собирай.

3. Чем больше фишек соберешь, тем скорей до финала дойдешь!

Итак, с правилами вы ознакомлены, теперь мы смело можем отправляться в путь. И вот впереди уже первая остановка. Где мы оказались, вы узнаете, если вспомните, как об этом говорит В.И. Даль: «...Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз...» О каком времени года идет речь? (о зиме)

А теперь послушайте, как передал свои ощущения зимы великий русский композитор П.И. Чайковский в своей пьесе «Январь». Если вам сейчас надо было бы нарисовать картину, то какие краски вы использовали, прослушав эту мелодию? (белую, голубую, коричневую и немного желтой и зеленой).

А теперь послушайте, что о зиме говорит поэт И. Суриков.

Чтец (1): Белый снег пушистый в воздухе кружится

и на землю тихо падает, ложится,

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все ее одело.

Чтец (2): Улетели птицы в дальнюю дорогу,

Улеглись медведи по своим берлогам,

У березки на плечах пышная обнова,

Ручеек в лесу зачах в ледяных оковах.


Вопросы на зимнюю тематику. (За правильные ответы дети получают фишки в виде снежинок).

1. Отгадайте загадки:

* В новой стенке, в круглом окне,

Днем стекло разбито, а к утру опять цело. (Прорубь)


* Без рук, без топорища построено мостище. (Лед)


2. Какая птица выводит птенцов в лютый мороз?

а) клест;

б) королек;

в) воробей.


3. Продолжи пословицу: «В зимний холод - ...» (всякий молод).

4. Какой месяц называют «утром года»?

а) декабрь;

б) январь;

в) февраль.


5. Чем питается зимой барсук? (ничем, он зимой спит)

6. Что в песенке солила Зима?

а) снежинки;

б) огурцы;

в) снежки.

(Музыкальная пауза «Почему медведь зимою спит?»)

Попрощаемся с Матушкой Зимой, ждет нас дальняя дорога, а куда она нас приведет, подскажет нам опять Старик-годовик. Что там говорится в сказке у В.И. Даля?

«...Махнул Старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы...»

Догадались, ребята к кому мы в гости направляемся? (Да, к Красавице Весне). Послушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла «Времена года», «Апрель». Что вы услышали? (как журчат ручьи и щебечут птицы).

Правильно, видите, какой выразительной может быть музыка. Главное уметь слушать. А вот что поведал нам поэт К. Фофанов.


Чтец (1):

Звонко капают капели возле нашего окна.

Птицы весело запели, в гости к нам пришла весна!

Чтец (2):

Вот просыпается земля, и одеваются поля.

Весна идет, чудес полна, мы ждем тебя Весна-Красна!

Ведущий: А теперь постарайтесь ответить на вопросы, которые подготовила для вас Весна-Красна. (Ребята, дающие правильные ответы, получают фишки в виде зеленных листочков).


1. Какой месяц открывает весну?

а) май;

б) март;

в) апрель.


2. Отгадайте загадки.


  • Стоит ствол, на нем кол, на колу дворец, во дворце певец. Кто это?

(Скворец.)


  • Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной.)

3. На крыльях какой птицы приходит к нам весна?

а) галки;

б) грача;

в) скворца.


4. Какой цветок общепринято считать символом весны?

а) тюльпан;

б) нарцисс;

в) подснежник.


5. Отгадайте загадки и назовите весенние месяцы.


  • Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март)


  • Яростно река ревет и разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель. Кто же нам пришел теперь?

(Апрель)


  • Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?...

(Май)


6. Кто из этих птиц возвращается к нам из дальних стран последними?

а) жаворонок;

б) соловей;

в) скворец.

Вот и справились вы с заданиями красавицы Весны, а сейчас давайте поиграем в одну очень старинную игру, в которую любили играть наши бабушки, дедушки и даже прабабушки и прадедушки.


Игра «Ловлю птиц на лету»


Детям на голову надевают бумажные шапочки с изображением птиц данного края, выбирается один ловишка - водящий. «Птицы» произносят текст, адресованный ловишке.

Мы птички-невелички, любим по небу летать, ты попробуй нас догнать!

Водящий догоняет птиц и старается дотронуться до них. Осаленный выбывает из игры. Последний, не осаленный, игрок получает фишку.


Ведущий: Поиграли, отдохнули, а теперь наш путь лежит дальше. Вот что об этом говорит В.И. Даль: «... махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь...»


А сейчас послушайте еще одну пьесу П.И. Чайковского и постарайтесь мысленно представить себе картину природы, которую навевает эта музыка. (Звучит пьеса «Август»)

Так о каком же времени года сейчас пойдет речь? Какую картину вы нарисовали в своем воображении? Какие краски использовали?

(Ответы детей) Конечно же, о жарком, знойном лете.

Чтец (1): Очень добрым, очень светлым золотистым ясным днем

мы пойдем -ка в гости к лету, в гости к солнышку пойдем.

Чтец (2): Земляничкой и цветами встретят нас и лес, и луг,

Наши песни вместе с нами, будут птицы петь вокруг.

Чтец (3): Рано утром яркий лучик зазвенит в густой траве,

Речка плавать нас научит, Ветер - плавать по траве.


Вопросы на летнюю тематику.

(за каждый правильный ответ дети получают фишку в виде солнышка)

1. Какие растения цветут только летом?

а) цветы;

б) травы;

в) деревья.

2. Назови одним словом этих насекомых:

пчела, оса, комар, овод

а) кровососущие;

б) жалящие;

в) злюки.

3. Какой день считается днем летнего солнцестояния?

а) 1 августа;

б) 22 июня;

в) 12 июля.

4. Назовите месяц:

Теплый, длинный-длинный день,

В полдень крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка?

(Июнь)

Жаркий, знойный душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? (Июль)


Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи? (Август)

5. В каком месяце поспевают следующие ягоды:

малина, черника, голубика?

а) июнь;

б) июль;

в) август.

6. Что нельзя получить, отдыхая летом на пляже?

а) солнечный удар;

б) солнечный ожог;

в) солнечное обморожение.

(Музыкальная пауза песня «Песенка о лете»)

Ведущий: Ну что, ребята, отдохнули, вспомнили прошедшее лето, а нам пора дальше отправляться, ждет нас Старик-годовик. Послушайте, что в сказке написано: «Махнул Старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы...» У ворот какого же времени года мы оказались? кто мне подскажет? (Ответы детей)

Не забыл про осень и уже знакомый нам композитор П.И. Чайковский, послушайте его пьесу "Октябрь".

Какое настроение вызвала у вас эта мелодия? Какие чувства? (Ответы детей)

Чтец (1):

Если встанешь на заре-крыша в сером серебре...

Длинно тень ложится, долго лист кружится.


Чтец (2):

Если выйдешь поутру-галки стынут на ветру...

Вьются над парами вслед за тракторами.


Чтец (3):

Разгуляется денек - в полдень сядешь на пенек,

Смотришь на припеке прыгают сороки.


Чтец (4):

А в обед совсем теплынь - пахнет горькая полынь,

Тянет медом. мятой и травой примятой.


Чтец (5):

Только этому не верь...

Осень все-таки теперь!

Солнышко бледнее, небо холоднее.

Ведущий: Вот и пришло время погостить у последнего времени года, у златовласой красавицы Осени. Готовы ли вы ответить на ее вопросы? Тогда слушайте! (За правильный ответ дети получают фишки в виде грибочка).

Вопросы на осеннюю тематику

1. О чем в песне надо спросить об осени?

а) Куда уходит лето?

б) где он май?

в) куда, куда вы удалились?

2. Что в стихотворении А.С. Пушкина осенью дышало?

а) река;

б) лес;

в) небо.

3. Кто в стихотворении Н. Некрасова улетел поздней осенью?

а) лебедь;

б) грачи;

в) вороны.

4. Кто из русских поэтов больше других времен года любил осенью?

а) С. Есенин;

б) Н. Некрасов;

в) А. Пушкин.

5. Очарование чего прослеживается в стихах А.С. Пушкина?

а) ушей;

б) очей;

в) волос.

(Музыкальная пауза – «Прощальный танец цветов»)

Ведущий: Вот и побывали мы с вами в гостях у всех времен года. Скажите, можно ли выбрать одно из них и сказать о нем, что это время года самое лучшее или оно нужнее всего? (Ответы детей). Конечно же, нет. Каждое время года по-своему прекрасно и в этом мы лишний раз сегодня убедились.

А сейчас настал самый волнующий момент в нашей игре.

Подсчитайте, пожалуйста, свои функции. Таким образом, мы с вами выявим победителей сегодняшней игры.





Занимательная викторина "Времена года"
  • Начальные классы
Описание:

о 

Тема: Занимательная викторина «Времена года»

 

Программное содержание: Познакомить детей с признаками времен года. Расширить их кругозор, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Таблички со словами (которые вывешиваются на доске по мере надобности); картины природы в разное время года; фишки в форме снежинок, листьев, солнышка, грибов; диски с музыкальными пьесами П.И. Чайковского из цикла «Времена года»; плакаты с пословицами о различных временах года или о месяцах.

Ведущий: Ребята, совсем недавно мы с вами прослушали интересную сказку-загадку «Старик-годовик». Я знаю, что она вам очень понравилась. Вот поэтому я предлагаю вам отправиться в гости к старику-годовику и побольше узнать о признаках времен года, вспомнить, а быть может, открыть для себя что-то новое об изменениях в живой и неживой природе с наступлением того или иного времени года. Ну что, в путь? Но прежде, я должна вас познакомить с правилами нашего путешествия:

1. По сторонам не зевай, на вопросы отвечай!

2. На вопросы отвечай фишки собирай.

3. Чем больше фишек соберешь, тем скорей до финала дойдешь!

Итак, с правилами вы ознакомлены, теперь мы смело можем отправляться в путь. И вот впереди уже первая остановка. Где мы оказались, вы узнаете, если вспомните, как об этом говорит В.И. Даль: «...Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз...» О каком времени года идет речь? (о зиме)

А теперь послушайте, как передал свои ощущения зимы великий русский композитор П.И. Чайковский в своей пьесе «Январь». Если вам сейчас надо было бы нарисовать картину, то какие краски вы использовали, прослушав эту мелодию? (белую, голубую, коричневую и немного желтой и зеленой).

А теперь послушайте, что о зиме говорит поэт И. Суриков.

Чтец (1): Белый снег пушистый в воздухе кружится

и на землю тихо падает, ложится,

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все ее одело.

Чтец (2): Улетели птицы в дальнюю дорогу,

Улеглись медведи по своим берлогам,

У березки на плечах пышная обнова,

Ручеек в лесу зачах в ледяных оковах.

 

Вопросы на зимнюю тематику. (За правильные ответы дети получают фишки в  виде снежинок).

         1. Отгадайте загадки:

         * В новой стенке, в круглом окне,

         Днем стекло разбито, а к утру опять цело. (Прорубь)

 

         * Без рук, без топорища построено мостище. (Лед)

 

         2. Какая птица выводит птенцов в лютый мороз?

         а) клест;

         б) королек;

         в) воробей.

 

         3. Продолжи пословицу: «В зимний холод - ...» (всякий молод).

         4. Какой месяц называют «утром года»?

         а) декабрь;

         б) январь;

         в) февраль.

 

         5. Чем питается зимой барсук? (ничем, он зимой спит)

         6. Что в песенке солила Зима?

         а) снежинки;

         б) огурцы;

         в) снежки.

         (Музыкальная пауза «Почему медведь зимою спит?»)

Попрощаемся с Матушкой Зимой, ждет нас дальняя дорога, а куда она нас приведет, подскажет нам опять Старик-годовик. Что там говорится в сказке у В.И. Даля?

«...Махнул Старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы...»

Догадались, ребята к кому мы в гости направляемся? (Да, к Красавице Весне). Послушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла «Времена года», «Апрель». Что вы услышали? (как журчат ручьи и щебечут птицы).

Правильно, видите, какой выразительной может быть музыка. Главное уметь слушать. А вот что поведал нам поэт К. Фофанов.

 

Чтец (1):

Звонко капают капели возле нашего окна.

Птицы весело запели, в гости к нам пришла весна!

Чтец (2):

Вот просыпается земля, и одеваются поля.

Весна идет, чудес полна, мы ждем тебя Весна-Красна!

Ведущий: А теперь постарайтесь ответить на вопросы, которые подготовила для вас Весна-Красна. (Ребята, дающие правильные ответы, получают фишки в виде зеленных листочков).

 

1. Какой месяц открывает весну?

а) май;

б) март;

в) апрель.

 

2. Отгадайте загадки.

 

·        Стоит ствол, на нем кол, на колу дворец, во дворце певец. Кто это?

(Скворец.)

 

·        Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной.)

3. На крыльях какой птицы приходит к нам весна?

а) галки;

б) грача;

в) скворца.

 

4. Какой цветок общепринято считать символом весны?

а) тюльпан;

б) нарцисс;

в) подснежник.

 

5. Отгадайте загадки и назовите весенние месяцы.

 

·        Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,

         Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.

         Что за месяц? Кто узнает?

(Март)

 

·        Яростно река ревет и разламывает лед.

         В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся.

         В небе жаворонка трель. Кто же нам пришел теперь?

(Апрель)

 

·        Зеленеет даль полей, запевает соловей.

         В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.

         Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?...

(Май)

 

6. Кто из этих птиц возвращается к нам из дальних стран последними?

а) жаворонок;

б) соловей;

в) скворец.

Вот и справились вы с заданиями красавицы Весны, а сейчас давайте поиграем в одну очень старинную игру, в которую любили играть наши бабушки, дедушки и даже прабабушки и прадедушки.

 

Игра «Ловлю птиц на лету»

 

Детям на голову надевают бумажные шапочки с изображением птиц данного края, выбирается один ловишка - водящий. «Птицы» произносят текст, адресованный ловишке.

Мы птички-невелички, любим по небу летать, ты попробуй нас догнать!

Водящий догоняет птиц и старается дотронуться до них. Осаленный выбывает из игры. Последний, не осаленный, игрок получает фишку.

 

Ведущий: Поиграли, отдохнули, а теперь наш путь лежит дальше. Вот что об этом говорит В.И. Даль: «... махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь...»

 

А сейчас послушайте еще одну пьесу П.И. Чайковского и постарайтесь мысленно представить себе картину природы, которую навевает эта музыка. (Звучит пьеса «Август»)

Так о каком же времени года сейчас пойдет речь? Какую картину вы нарисовали в своем воображении? Какие краски использовали?

(Ответы детей) Конечно же, о жарком, знойном лете.

Чтец (1):    Очень добрым, очень светлым золотистым ясным днем

                   мы пойдем -ка в гости к лету, в гости к солнышку пойдем.

Чтец (2):    Земляничкой и цветами встретят нас и лес, и луг,

                   Наши песни вместе с нами, будут птицы петь вокруг.

Чтец (3):    Рано утром яркий лучик зазвенит в густой траве,

                   Речка плавать нас научит, Ветер - плавать по траве.

 

Вопросы на летнюю тематику.

(за каждый правильный ответ дети получают фишку в виде солнышка)

1. Какие растения цветут только летом?

а) цветы;

б) травы;

в) деревья.

2. Назови одним словом этих насекомых:

пчела, оса, комар, овод

а) кровососущие;

б) жалящие;

в) злюки.

3. Какой день считается днем летнего солнцестояния?

а) 1 августа;

б) 22 июня;

в) 12 июля.

4. Назовите месяц:

Теплый, длинный-длинный день,

В полдень крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка?

(Июнь)

Жаркий, знойный душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц это?    (Июль)

 

Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи?   (Август)

5. В каком месяце поспевают следующие ягоды:

малина, черника, голубика?

а) июнь;

б) июль;

в) август.

6. Что нельзя получить, отдыхая летом на пляже?

а) солнечный удар;

б) солнечный ожог;

в) солнечное обморожение.

(Музыкальная пауза песня «Песенка о лете»)

Ведущий: Ну что, ребята, отдохнули, вспомнили прошедшее лето, а нам пора дальше отправляться, ждет нас Старик-годовик. Послушайте, что в сказке написано: «Махнул Старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы...» У ворот какого же времени года мы оказались? кто мне подскажет? (Ответы детей)

Не забыл про осень и уже знакомый нам композитор П.И. Чайковский, послушайте его пьесу "Октябрь".

Какое настроение вызвала у вас эта мелодия? Какие чувства? (Ответы детей)

 

Чтец (1):

Если встанешь на заре-крыша в сером серебре...

Длинно тень ложится, долго лист кружится.

 

Чтец (2):

Если выйдешь поутру-галки стынут на ветру...

Вьются над парами вслед за тракторами.

 

Чтец (3):

Разгуляется денек - в полдень сядешь на пенек,

Смотришь на припеке прыгают сороки.

 

Чтец (4):

А в обед совсем теплынь - пахнет горькая полынь,

Тянет медом. мятой и травой примятой.

 

Чтец (5):

Только этому не верь...

Осень все-таки теперь!

Солнышко бледнее, небо холоднее.

Ведущий: Вот и пришло время погостить у последнего времени года, у златовласой красавицы Осени. Готовы ли вы ответить на ее вопросы? Тогда слушайте! (За правильный ответ дети получают фишки в виде грибочка).

Вопросы на осеннюю тематику

1. О чем в песне надо спросить об осени?

а) Куда уходит лето?

б) где он май?

в) куда, куда вы удалились?

2. Что в стихотворении А.С. Пушкина осенью дышало?

а) река;

б) лес;

в) небо.

3. Кто в стихотворении Н. Некрасова улетел поздней осенью?

а) лебедь;

б) грачи;

в) вороны.

4. Кто из русских поэтов больше других времен года любил осенью?

а) С. Есенин;

б) Н. Некрасов;

в) А. Пушкин.

5. Очарование чего прослеживается в стихах А.С. Пушкина?

а) ушей;

б) очей;

в) волос.

(Музыкальная пауза – «Прощальный танец цветов»)

Ведущий: Вот и побывали мы с вами в гостях у всех времен года. Скажите, можно ли выбрать одно из них и сказать о нем, что это время года самое лучшее или оно нужнее всего? (Ответы детей). Конечно же, нет. Каждое время года по-своему прекрасно и в этом мы лишний раз сегодня убедились.

         А сейчас настал самый волнующий момент в нашей игре.

         Подсчитайте, пожалуйста, свои функции. Таким образом, мы с вами выявим победителей сегодняшней игры.

Автор Файзутдинова Гульмира Каримовна
Дата добавления 28.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 933
Номер материала 55197
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓