Задания
творческого характера на уроках музыки
Цели:
1.
Развитие творческих способностей детей через пластические, вокальные,
художественные
задания на уроках музыки.
2.
Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.
3.
Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством.
Что
такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной
особенностью
уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как
следствие,
творческая активность школьников.
С
эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает
развивать
вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на
прекрасное,
воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения.
Педагогическая
направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области
речи,
в музыке; уроки проходят интереснее.
На
своих уроках я часто использую различные задания творческого характера и с
некоторыми
из них я хочу поделиться.
1.
Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих
способностей
детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в
симфонической
сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют
тембры
музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ
каждого
героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется
формирование
эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности:
музыкальный
звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
2.
Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает
себя
творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в
музыкальных
созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается
придумать
мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это
небольшие
четверостишия.
3.
Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные
образы
в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них
серьезное
отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных
произведений
художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного
мышления.
4.
Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная
ситуация,
в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою
историю,
которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся
на
уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение.
Также
они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.
5.
“Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих
заданий,
основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального
произведения
“перевести” его на язык красок или движения. Требования к
старшеклассникам
относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они
слушают
более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их
построения,
так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь
изобразительны,
а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить
историю,
рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно)
образный
строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание
данного
музыкального произведения.
6.
Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание:
составить
осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а)
музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе
литературного
произведения);
б)
Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс
“Венецианская
ночь”);
в)
сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
7.
Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три
глагола,
четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны
повторяться,
также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а)
Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его
музыку
– классик;
б)
оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре
группы
музыкальных инструментов – коллектив;
в)
квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует
–
Иван
Крылов написал басню – ансамбль;
г)
барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает –
перламутровая
жемчужина
неправильной формы – стиль.
8.
Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом:
после
прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке,
не
повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и
к
уже
названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради.
Опираясь
на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая
соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная –
стремительная
– увлекающая – героическая – победа – ликование...
9.
Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации как творческое
задание.
Это
может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как
обобщение
музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с
ними
план, по которому они делают презентации.
10.
Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в
конце
каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные
формы,
методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты,
где
используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный
материал
на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый
значимый
и полюбившийся детям во всех видах деятельности.
Взаимодействие
в музыкально-творческом процессе реальных и художественных
представлений
обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики,
формирование
духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных
образов
и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет
огромную
значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.