Для изучения свойств геометрических фигур в
своей работе использую сказки. Какие-то слышала от коллег и додумала
сама, другие нашла в детских журналах. Например:
1. Эта сказка
опубликована в журнале «Трамвай» № за 1991 год. Фамилия автора под статьей
не указана.
Прямоугольник все время завидовал квадрату.
-Я такой неуклюжий, - жаловался он. – Если
поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким. (КАРТИНКА) А если
лягу на бок, то буду низким и толстым. Вот таким. (КАРТИНКА)
-Ребята, положите свои прямоугольники
также.
-А ты всегда остаешься одинаковым, - продолжал
он, обращаясь к квадрату -И стоя, и сидя, и лёжа!
- Да уж, с гордостью говорил важный квадрат. –
У меня все стороны равны. Не то что у некоторых: то дылда -дылдой, а то блин –блином.
И квадрат переворачивался с боку на бок,
но его рост и ширина от этого не менялись.
-Ребята, покажите как квадрат это делал
(работа с раздаточным материалом)
А однажды случилось вот что. Один
Человек заблудился в лесу. Он шёл наугад сквозь чащу и встретился с Квадратом и
Прямоугольником. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то Человек
обратился за помощью именно к нему.
- Можно, я заберусь на Вас и погляжу, где мой
дом? – спросил он у Квадрата.
Человек залез сначала на одну сторону
Квадрата. Но ничего не увидел, потому что ему мешали макушки деревьев. Тогда
Человек попросил квадрат перевернуться и залез на другую сторону.
-Ребята, увидел что-нибудь Человек? Почему?
(КАРТИНКА)
- Господин Квадрат! – взмолился Человек. –
Помогите мне хотя бы через речку перебраться!
Квадрат подошёл к речке и попытался
дотянуться до другого берега. Но…Плюхх! Плюхнулся в воду. (КАРТИНКА)
- Может, я смогу помочь Вам? – предложил
скромный Прямоугольник?
Он встал во весь свой рост. Человек забрался
на него и оказался выше деревьев. (КАРТИНКА)
Вдалеке он увидел свой дом и, наконец,
понял, куда надо идти. Тогда прямоугольник лёг на бок и стал мостом.
(КАРТИНКА) Человек перебрался по прямоугольнику через речку, помог ему
подняться и.горячо поблагодарив, отправился домой.
А Квадрат, который сушился на берегу
после вынужденного купания, сказал Прямоугольнику:
- Вы, оказывается, полезная фигура!
-Ну, что вы! - скромно улыбнулся
прямоугольник. – Просто мои стороны разной длины: две – длинные, а две –
короткие. Это бывает очень удобно.
(КАРТИНКА ОБНИМАЮЩИЕСЯ ФИГУРЫ)
-Посмотрите на фигуры на экране и у вас на
столе. А чем они похожи?
- Какое общее название мы можем дать этим
фигурам?
-Что вы можете сказать об их углах?
Наложите одну фигуру на другую.
-Как называются такие углы, может быть
кто-то знает?
-Какое ещё название можем дать этим
фигурам, если у них все углы прямые?
2.Жила была Точка.
Маленькая такая, едва заметная. Она очень любит путешествовать. Однажды точка
отправилась погулять по прямой линии. Шла она, шла, долго-долго шла в один
конец, а конец найти не может. Пошла в другую сторону – и там нет конца.
Почему? Глупенькая точка, у прямой нет конца, она бесконечная!
- Начертим прямую. Эта прямая имеет горизонтальное
направление. Возьмите веревочки и натяните их в таком направлении.
-А к этой веревочке привязан груз. Возьмите её
за свободный конец. Что произошло с верёвочкой?
-Вот веревочка моя.
Привязал к ней камень я
И веревка моментально
Натянулась вертикально.
-Начертим ещё и вертикальную прямую. Будем
обозначать её концы черточками? Почему?
Танграм
Эта старинная китайская игра даёт много
вариантов для работы с геометрическими фигурами. Я провожу и интегрированные
уроки с технологией. Вариантов того, как разрезать фигуру множество. Один из
них
- Какие геометрические фигуры вы видите на
рисунке?
- На какие группы можно разделить эти фигуры?
- Каковы свойства этих фигур?
- Составьте из частей фигуры по образцу.
- Придумайте свои рисунки.
Игра «Загадки Весёлого Карандаша»
Дидактическая цель: Формирование умения
сравнивать предметы по форме.
Содержание игры: Учитель сообщает детям, что
Весёлый Карандаш нарисовал картинки из геометрических фигур, но не закончил их.
Он предлагает угадать, каких геометрических фигур недостает в каждом рисунке, и
дорисовать.
Игра «Конструктор»
Цель -
усвоение детьми названия геометрических фигур, нахождения их на чертеже и
выяснения отношений между фигурами.
Задание - отметь те фигуры, из которых можно сложить такого робота.
Оборудование – индивидуальные карточки на каждого учащегося либо на группу.
Используемая литература:
1. Журнал «Трамвай» 1991г. №9
2.Т.К Жикалкина Математика. Дидактические
материалы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.