Главная / Русский язык и литература / Задания к олимпиаде по литературе, 10 класс

Задания к олимпиаде по литературе, 10 класс



Задания к школьной олимпиаде по литературе

10 класс

Задание №1.

1. По портретной характеристике определите героиню, название произведения и его автора.

а) Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшего на лице ее.

б) Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью

в) Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести.

Задание №2.

Какие произведения заканчиваются так?

а) Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.

б) Мисюсь, где ты?

в) Пел он воплощение счастия народного!..

Задание №3.

Основываясь на произведениях 19 века, опишите в 5-6 предложениях, как выглядела идеальная любовь в представлении просвещенного дворянина?

Задание №4.

1. По данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».

б) «...а дорога тут с большака свертывает, и идет особый поворот верст на пятнадцать к монастырю, который называется П... пустынь. Дорожку эту монахи справили, чтобы заманчивее к ним ездить было: преестественно, там на казенной дороге нечисть и ракиты, одни корявые прутья торчат; а у монахов к пустыне дорожка в чистоте, разметена вся, и подчищена, и по краям саженными березами обросла, и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул...»

в) «Покой был известного рода; ибо гостиница была тоже известного рода, то-есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устроивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего. Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности: она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выщекатурен и оставался в темнокрасных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краскою; внизу были лавочки с хомутами, веревками и баранками. В угольной из этих лавочек, или, лучше, в окне, помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черною, как смоль, бородою.».

Задание №5.

Прочитайте предложенный стихотворный отрывок. Назовите произведение, из которого взят отрывок. Назовите автора произведения. Определите жанр произведения.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Задание №6.

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а)  Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.

б)  Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в)  Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.

г)  Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению.

д)  В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Задание №7.

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений.



Отсап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.









Задание №8.



Прочитайте высказывание К. Паустовского: "Наша поэзия богата аллитерациями. Она передает любые звуки и ритмы. " Аллитерация – это…» (закончите фразу). Докажите правомерность высказывания писателя, основываясь на 1-2 конкретных примерах.



Задание №9.

В XIX веке широко расцвел жанр эпиграммы. Вспомните или подумайте, кому, чему приведенные ниже эпиграммы могли быть адресованы или на какой случай создавались они?



П. Карабанов

Орфей когда играл,

К вниманию древа и камни возбуждал,

А ты когда играешь,

Нас в камни претворяешь.


А.С. Пушкин

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А царю он – друг и брат.


А.С. Пушкин

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.


Степан Петрович Шевырев

Певец любви, уныния и неги

Пришлет тебе лежалый пук элегий, -

И ты его скорей в журнал пихать

Торопишься, чтоб от потомства спрятать.

Да как ему не скучно их писать,

И как тебе не скучно их печатать?



Н.А. Некрасов

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,

Что женщине не следует «гулять»

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,

Когда она жена и мать.







Задание №10.



Напишите самостоятельно эпиграмму (на нелюбимый школьный предмет, какого-либо писателя и его произведение, современный сериал, фильм и т.п.).

























ОТВЕТЫ



Задание 1

(3 балла)

а) Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание», Катерина Ивановна;

б) И. А. Гончаров. «Обломов», Пшеницына;

в) Л. Н. Толстой. «Анна Каренина», Анна.

Задание 2

(3 балла)

а) «Дикий помещик»;

б) «Дом с мезонином»;

д) «Кому на Руси жить хорошо».

Задание 3

(3 балла)

Задание 4

(3 балла)

а) И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

б) Н. С. Лесков. «Очарованный странник».

в) Н.В. Гоголь. «Мертвые души».

Задание 5

(3 балла)

В.А. Жуковский. «Светлана». Баллада.

Задание 6

(5 баллов)

а)  Нет;

б)  нет;

в)  да;

г)  нет;

д)  да.



Задание 7

(3 балла)

1. «Тарас Бульба», «Полтавская битва» (или «Войнаровский).

2. Мазепа

3. Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин (или К.Ф. Рылеев).

Задание 8

(2 балла)

Аллитерация (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха: "Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой" (А. С. Пушкин).

Задание 9

(5 баллов: за точный ответ – 1 балл, за приблизительный – 0, 5 баллов).

1. П. Карабанов Эпитафия скрипачу (возможные ответы: музыканту, плохому музыканту, начинающему музыканту).

2. А.С. Пушкин На А.А. Аракчеева (возможные ответы: министру, военному министру).

3. А.С. Пушкин На М.С. Воронцова (возможные ответы: министру, губернатору, вельможе).

4. Степан Петрович Шевырев Журналисту (возможные ответы: редактору, цензору).

5. Н.А. Некрасов Автору «Анны Карениной» (возможные ответы: Л.Н. Толстому).

Задание №10.

10 баллов ВСЕГО – 40 БАЛЛОВ.

Задания к олимпиаде по литературе, 10 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

В данной разработке представлены материалы для  углублённой подготовки обучающихся 10 класса к олимпиадам различного уровня. Задания подобраны с учётом обучения по разным образовательным программам, что является немаловажным фактором, так как охвачены все возможные варианты изучения произведений. Таким же образом подобраны задания по выявлению средств выразительности и комментированию содержания. Задания разноуровневые, интересные, с достаточно высокой степенью сложности. Ребятам интересно определить свой уровень знаний, проблематику, найти пути решения возникающих проблем.

Автор Алексеенко Жанна Васильевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1105
Номер материала 13244
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓