Главная / Русский язык и литература / Задания для внеаудиторной работы по русскому языку для ССУЗов

Задания для внеаудиторной работы по русскому языку для ССУЗов

Профессиональное образовательное частное учреждение

«Астраханский кооперативный техникум экономики и права»









Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Русский язык» студентов 1-х курсов



Преподаватель: Рочева О.Е.























Задание № 1.


Тема: Фонетика. Орфография. Формы существования языка.

Цель: Обобщить и систематизировать знания о фонетике, орфографии; совершенствовать навыки правописания и навыки фонетического разбора; закрепить умение студентов, различать формы существования языка.

Ход занятия.

  1. Фронтальный опрос

  • Что называют фонетикой?

  • Перечислите гласные буквы

  • Перечислите парные твердые и мягкие согласные. Назовите согласные, которые имеют пары, по твердости – мягкости

  • Что такое ударение?

  • В каких случаях буквы е, ё, ю, я, обозначают два звука?

  • Что вы знаете об орфографии?

  • По каким параметрам различают устную и письменную форму речи?


Задание 1.

Укажите неверное утверждение:

а) Фонема – смыслоразличительная единица.

б) Открытый слог- слог, оканчивающийся на гласный.

в) Количество звуков в слове равно количеству букв в нем.

г) Ударение в русском языке позволяют различать слова.

д) Безударная порция гласных является слабой.


Задание 2.

Отметьте слова, в которых надо писать «Ъ»

а) без…обидный г) с…ёмщик

б) об…ектив д) д…як

в) трёх…антрактный е) с…экономить


Задание № 3 Вставьте где необходимо пропущенные буквы и укажите слова с двойными гласными в корне.

Ал…юминевый, ак…устика, мож…вельник, дес…ерт, эф…ект, гал…ерея, диску…ия, рас…овый, импрес…арио, эл…ита, ренес…анс, кал…ория, дис…онанс.


Задание 4. Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных.


Просьба, игрушка, беседка, разрежь, подтолкнул, отделять, отрежь, разжег, конечно, подружка, малышка.


Задание 5. Запишите в фонетической транскрипции следующие слова:

Здесь, льется, пустячный.


Задание 6.

Списать слова и расставить ударения.

Адекватный, создана, удобнее, мельком, начал, позвонит, антитеза, афера, маркетинг, камбала, менеджмент, мизерный, рефери.

Задание 7.

Спешите слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Прекрас…ный, доблес…ный, э…скалатор, безучас…ный, голан…ский, крнста…тировать, дилетан…кий.

Задание 8.

Запишите названия телепередач, для которых характерна только книжная речь, а для которых разговорная.


Задание 9. Письменно объясните, в чем разница параметра «отношение к адресату» в письменной и устной речи.


Задание 10. Укажите, какие функции выполняет литературный язык.


Литература:

  1. М.Т. Баранов Русский язык. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2012 год.

  2. Л.Ю. Максимов Русский язык. – М.: Просвещение, 2011 год





Задание № 2

Тема: Лексика. Морфология. Нормативный аспект культуры речи.

Цель: Обобщить и систематизировать материал по лексике, морфологии; закрепить и отработать навыки студентов по нормам литературного языка.



Ход занятия

  1. Фронтальный опрос

  • Что называется лексикой?;

  • Дать определение: синонима, омонима, антонима, паронима;

  • Рассказать о диалектах;

  • На, какие группы делятся все части речи?;

  • Назвать в чем отличие самостоятельных частей речи от служебных;

  • Что изучает морфология?;

  • Дать определение нормативному аспекту культура речи;

  • Перечислите нормы литературного языка.

Задание 1. Выпишите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

Тихий голос – тихая погода;

Корень слова – корень растения;

Металлургический завод – завод часов;

Идут торги – идут часы;

Мягкий знак – мягкий климат;

Годы прошли – войны прошли;

Крутой кипяток – крутой характер;

Холодное молоко – холодный взгляд;

Площадь треугольника – городская площадь;

Счастливый брак – заводской брак.

Задание 2. Выпишите неверное утверждение и объяснить свой выбор.

а) лексика – словарный запас языка;

б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;

в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;

г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи;

д) старославянизмы – группа исконно русских слов;

е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

Задание 3. Подведите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова из правого столбика:

  • одеть - пальто;

ребенка;

на голову;

  • объемная – книга;

сумка;

информация

  • дипломатичная – нота;

женщина;

служба

  • дефективные – люди;

деньги;

книги

  • воинская – наука;

обязанность;

разведка

  • годичные – оценки;

кольца;

доходы

Задание 4. Отметьте ряд, в котором все слова являются старославянизмами:

а) здоровый, мочь, зима, чуждый;

б) здравый, мощь, добродетель, чуждый;

в) здравый, зима, мочь, чужой.

Задание 5. Допишите окончания имен существительных. Выпишите существительные, которые в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

а) табор цыган…;

б) группа сапер…;

в) несколько вольт…;

г) образ жизни чукч…;

д) пять апельсин…;

е) пара рельс….

Задание 6. Распределить данные существительные в столбики в зависимости от категории (конкретные вещественные, собирательные, отвлеченные).

Утро, снегопад, апельсин, компьютер, детвора, ничтожество, мясо, профессура, водопровод, лиризм, учительство, книгохранилище, экзамены, сахар, процессор, правительство, весть.

Задание 7. Из данных ниже предложений выпишите те, в которых есть прилагательное со следующими морфологическими признаками:

а) кач, ср.р, предл.п, ед.ч;

б) кач, вин.п, мн.ч.

  1. Никнуть шелковые травы, пахнет смолистой сосной.

  2. И иметь под пологом зеленым кадит черемуховый дым…

  3. И лето такое короткое, как майская теплая ночь.

  4. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня…

  5. Заря становилась холодной с каждым днем.

  6. Колесом за сини горы солнце тихое скатилось.

  7. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.

Задание 8. Распределите данные прилагательных все по разрядам: качественный, относительный, притяжательный.

Лисий воротник, ритмичный звук, полотняная скатерть, волчьи зубы, белое море, высоченный дуб, серебряная ложка, знойный день, совестливый человек, собственный дом, хрустальный бокал.

Задание 9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения и запишите его анализируя стихотворный текст:

  1. мной был неверно определен размер;

  2. помните об особенностях поэтической речи;

  3. у нас завязался спор;

  4. часто не учитывается ритм и интонация.

Задание 10. Просклонять числительные 642, 1378



Литература

А.И.Власенков, А.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. Учебник для 10-11 классов М., 2012г.

В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2012г.



Задание № 3

Тема: Особенности синтаксиса и пунктуации в русском языке. Функциональные стили литературного языка.

Цель: обобщить и систематизировать знания по синтаксису и пунктуации; закрепить навыки поставки знаков препинания в сложных предложениях.



Ход занятия

  1. Фронтальный опрос

  • Что изучает синтаксис?

  • На какие виды делятся простые предложения?

  • Какое предложение называют сложным?

  • Назвать виды связи слов в словосочетаниях;

  • Дать определение сложносочиненному и сложноподчиненному предложению;

  • Дать определение второстепенным предложениям.

Задание 1. В данных предложениях расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу на месте (?)

  1. Вот наконец взобрались мы на гору, остановились и оглянулись (?) на ней висело серое облако (?) и его холодное дыхание грезило близкой грозой.

  2. Толстые сосульки (?) свисавшие с крыши (?) таяли на солнце (?) капли (?) падал с них (?) звонко ударяли о лёд.

  3. Матушка сидела в гостиной и разливала чай (?) одной рукой она придерживала чайник (?) другой (?) кран самовара.

  4. Он ждал вопросов (?) она молчала и смотрела за окно (?) где все так же однотонно шумел дождь.

Задание 2. Распределите словосочетания в столбике по типу: (глагольное, именное, наречное)

Играть комедию, комплект оборудования, ранняя весна, налево от озера, чрезвычайно громко, гордо смотреть, весьма интересный, возвращаться домой, пять километров.

Задание 3. Укажите, чем выражено подлежащее в следующих предложениях:

а) существительным;

б) прилагательным;

в) числительным;

г) местоимением;

д) глаголом;

е) наречием;

ж) словосочетанием.

  1. Наше завтра непредсказуемо.

  2. Дед с матерью шли впереди.

  3. Прошло два дня.

  4. Кто стучится в дверь ко мне?

  5. Черное море прекрасно в любую погоду.

  6. Петь с чужого голоса всегда плохо.

  7. Непогода мешала уборке урожая.

  8. Бывалые поучали молодых.

  9. Десять делится на два.

  10. К славному подвигу каждый готов.

Задание 4. Выпишите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире:

  1. Волга величайшая река в мире.

  2. Хорошая книга точно беседа с человеком.

  3. Пять да шесть одиннадцать.

  4. Попытка не пытка спрос не беда.

  5. Весна всему начало.

  6. Людская молва что морская волна.

  7. Прилет грачей признак начала весны.

  8. Счастье это быть с природой.

Задание 5. Определите тип простого предложения: а) односоставное; б) двусоставное.

  1. Не забывай родные дали.

  2. Есть в мире сотни замечательных явлений.

  3. Юность склонна к быстрым обобщениям.

  4. Быть грозе великой.

  5. Я воспитан природой суровой.

  6. Не хочется забывать вчерашний дивный день.

Задание 6. В следующих предложениях выделите грамматическую основу и определите тип предложения:

а) простое;

б) сложносочиненное;

в) сложноподчиненное;

г) бессоюзное сложное.

  1. Утром, едва начинает сереть, мы отправляемся в лес.

  2. На дворе давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер.

  3. Гроза застала нас в гроте и удержала лишних полчаса.

  4. Лишь изредка с веток дымя, опадал снег да чуть подрагивали в вышине сходящиеся над дорогой острые верхушки деревьев.

  5. Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

Задание 7. Определите стиль по его особенностям: научный, художественный, разговорный, публицистический:

  1. Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.

  2. Этот стиль считают вершиной литературного языка. Важной чертой этого стиля является индивидуальность слога. Точность, ясность, выразительность, обилие художественно-выразительных средств языка – все это присуще стилю.

  3. Это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он признан воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

Задание 8. Впишите предложения, в которых есть ошибки в употреблении деепричастий.

  1. Макаров, согнувшись, снова закурил.

  2. Вспоминал свое детство, порой становится грустно.

  3. Варвара плакала, сжимая ладонями щеки Лидии, глядя в ее глаза.

  4. Пролетая над городом, летчиком были сброшены листовки.

Задание 9. Ответьте на вопрос какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция? (образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей, особенно разговорного. Главная функция художественного стиля - эстетическая).

Задание 10. Продолжите связный текст в художественном стиле.

Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. Было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко кричали лягушки. (Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями в полях и лесах разворачивалась своя весенняя жизнь таинственная и прекрасная).





Литература

А.И.Власенков, А.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. Учебник для 10-11 классов М., 2012г.

В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2012г.







Задание № 4

Тема: Совершенствование коммуникативных навыков.

Цель: обработать умения студентов высказываться на заданную тему; отстаивать свою позицию; убедительно воздействовать на слушателей, учитывая их психологические особенности, правильно строить свою речь.



Ход занятия

  1. Фронтальный опрос

  • Что называется литературным языком?

  • Дать понятие «культуры речи»

  • В чем проявляется системность языка?

  • Назовите основные нормы русского языка?

  • Дать определение «точности речи»

  • Что такое «естественные и искусственные знаки» (привести примеры)

  • Что называют «экстралингвистическими факторами речи».

Задание 1. Подготовить речь на тему:

  • «Как ладить с родителями»;

  • «Человек, который изменил мою жизнь».

Задание 2. Подобрать доводы для доказательства тезиса: «Каждый должен заботиться о собственном здоровье».

Задание 3. Подготовьте ролевую ситуацию на тему: «Финансирование идей».

Задание 4. Докажите, что культура речи – это основа профессиональной деятельности. (привести пример).

Задание 5. В приведенных ниже предложениях найдите нарушения сочетаний слов (лексические ошибки) исправьте ошибки.

  1. Пьеса «На дне» произвела большой резонанс на читателей.

  2. Он поставил перед собой задачу составить карьеру.

  3. Следопыты расчесали лес.

Задание 6. Составить текст с использованием профессиональных терминов.



Литература

А.И.Власенков, А.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. Учебник для 10-11 классов М., 2012г.

В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2012г.





Задание № 5.



Тема: Совершенствование официально-деловой письменной речи

Цель занятия: отработать навыки заполнения бланков в официально-деловом стиле; показать необходимость владения официально-деловым стилем в будущей профессиональной деятельности; развить умение студентов пользоваться этим стиле на практике.



Ход занятия



Фронтальный опрос

  • Что называют документом?

  • Что такое реквизиты документа

  • Типы документов (привести примеры)

  • Деловой этикет в письменной речи (привести примеры)

  • Как вы понимаете термин «унификация деловых бумаг»



Задание 1: Написать заявление с просьбой:

а) отпустить с учебных занятий на 1 день;

б) предоставить очередной отпуск.

Задание 2: Написать резюме с просьбой предоставить рабочее место:

а) товароведа супермаркета «Городок»;

б) продавца- консультанта супермаркета «Михайловский»;

в) менеджера оптового склада «Славянский».

Задание 3.

  1. В чем проявляется системность языка

  2. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Хор исполнял «Калинку».

  2. Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.

  3. Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.

  1. Укажите предложение без грамматической ошибки (неправильно строение)

  1. Лексические повторы – средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино»

  2. Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

  3. Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

  4. Интернет сохраняет и позволяет пользоваться огромными базами данных по разным вопросам науки.

Задание 4.

  1. Оратор и его аудитория.

  2. Укажите предложения без грамматической ошибки (неправильно строение)

  1. О поэме А. Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.

  2. Одним из выдающихся поэтов был А. Фет, воспевший красоту природы.

  3. Навстречу с писателем пришли те, кто любит научную фантастику.

  4. Автор надеялся опубликовать и познакомить с поэмой печатающую аудиторию.

  1. Укажите предложение без грамматической ошибки (неправильно строение)

  1. В стихотворении А Блока «Осенней воле» просматриваются традиции литературы XIX века.

  2. Одним из призванных вождей натуральной школы стал В. Белинский, сыгравший важнейшую роль в теории реализма.

  3. Воспоминания знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.

  4. Музыка может выразить не только важность и радость, но и тревогу, печаль.





Пояснительная записка



Сборник практических занятий по предмету: «Русский язык » составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Целью данного сборника является закрепить и углубить лингвистические знания студентов, уметь применять их на практике, так как это важно не только для подготовки к срезам знаний, предусмотренных учебной программой, но и без практических навыков невозможна дальнейшая профессиональная деятельность будущих выпускников среднего профессионального образования.

Задания, вошедшие в практические занятия подбирались с использованием базовых учебников по русскому языку: С.Е.Крючкова, В.Ф.Грекова, Л.А.Чешко, Д.Э.Розенталь и охватывают темы по основным разделам программы: «Фонетика», «Орфография», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация», «Стили речи».

Основные задачи сборника следующие:

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов;

  • повторить и обобщить знания студентов о стилях речи, их признаках и правилах их использования;

  • способствовать развитию коммуникативных способностей студентов с учетом будущей специальности.



Практические занятия обеспечивают объективность и простоту проверки знаний и умений студентов.





Вопросы для самоконтроля

  1. Дать определение фонетике.

  2. Рассказать о правописании приставок на –з, – с, -пре, - при.

  3. Правописание корней с чередующимися гласными.

  4. н, -нн в суффиксах прилагательных и причастиях .

  5. Дать определение морфологии.

  6. Деление лексики русского языка с точки зрения сферы её употребления.

  7. Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотах.

  8. Простые предложения.

  9. Виды сложных предложений.

  10. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

  11. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

  12. Функциональные стили русского литературного языка.

  13. Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.

  14. Нормативный аспект культуры речи.

  15. Коммуникативные качества речи.






Задание. Закончите фразеологизмы.

Ждать у …; плясать от …; кусать …; рождённый ползать …; нельзя ли для прогулок …; свежо предание …; плакать в …; буря в …; крокодиловы …; черепашьим …; ни Богу свечка …; как две …; кисейная …; одного поля …; два сапога …; вставлять палки …; сесть в …; яблоко от …; бить …; точить …; кричать во …; как кот …; куры не …; повесить …; муж да …; за тридевять …; у чёрта на …; не в бровь …; сломя …; засучив …; ломать …; за семь вёрст …; из пустого …; сгущать …; вверх …; попасть …; кровь с …; пятое колесо в …; не мудрствуя …; не видно ….

  
    Задание . 
Укажите предложение с ошибкой в употреблении фразеологизмов:

  1. Вскоре эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь.

  2. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров.

  3. У них всё было шито белыми нитками, но этого никто не замечал.

4)Вопрос гроша ломаного не стоит, а решить его не могут.

Задание. Укажите предложение с ошибкой в употреблении фразеологизмов:

  1. У них всё шито-крыто белыми нитками.

  2. Семен и в разговоре не упал в грязь лицом.

  3. Павел исколесил родину вдоль и поперек.

  4. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.



Задание: Вставьте пропущенные гласные.

Пред…стория, небез…звестный, сверх…нтересный, пост…нъекционный, сверх…зысканные, сан…нструктор, раз…грался; ц…нга, ц…трусовые, ц…ркуль, ц…ферблат, ц…ганский, ц…плята, ц…ничная, рац…онализм, ц…новка; информац…я, революц…я, милиц…я, конституц…я; синиц…н, тигриц…н; огурц…, куц…й.

Вставьте пропущенные гласные.

Реч…нка, человеч…к, жуч…к, пирож…к, доч…нька, стож…к, свеч…й, ; ситц…вый, перц…вый, еж…вые, парч…вая, ландыш…вый; жгуч…, хорош…, могуч…, испытующ…; марш…м, горц…м, плащ…м, пловц…м; больш…го, вещ…го, чуж…го, хорош…го.





Задание: Замените приводимые предложения синонимическими разговорными конструкциями.

Пытаясь информировать каждого человека о достоинствах науки, популяризаторы, с одной стороны , выполняют благородную задачу, с другой стороны – порождают опасное ощущение благополучия.

Заинтересовавшись историей инквизиции, я выучил испанский язык.

Ключ к заданию: Да, нелёгкое дело популяризация. Расскажи каждому о том, чего наука достигла. Рассказывать, конечно, благородно. Но ведь и опасно! Нет – нет да и появится это ощущение благополучия. Захотелось мне про историю инквизиции узнать – не поленился: испанский язык выучил.



Задание: Составьте микротексты (2-3 небольших предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзы: да и, а не то, не так чтобы, не так чтобы… а (но).

Задание: Напишите зарисовку – сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем:

- впечатление о просмотренном кинофильме, спектакле;

- о любимом певце, актёре, друге.



































































































Задания для внеаудиторной работы по русскому языку для ССУЗов
  • Русский язык и литература
Описание:

Сборник заланий для самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине "Русский язык" составлен в соответствии с требованиями Государственого образовательного стандарта среднего профессионального образования. целью данного сборника является закрепить и углубить лингвистические знания студентов, уметь применять их на практике, так как это важно не только в подготовке к  срезам знаний, предусмотренных учебной пограммой, но без практических навыков невозможна подготовка дальнейшая профессиональная деятельность будущих выпускников среднего профессионального образования.

              Основные задачи сборника:

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов;

- повторить и обобщить знания студентов о стилях речи, их особеностях и правилах использования:

- способствовать  развитию коммуникативных способностей студетов с учётом будущей специальности.

Автор Рочева Ольга Евгеньевна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1189
Номер материала 1645
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓