Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЗадания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

Скачать материал

2014-2015 учебный год

9 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

 

                                                          Фунтик.      
         В конце лета в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик.  Однажды черный кот Степан сидел  на крыльце и  умывался. Он лизал свою пятерню.  Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер.   Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом.   Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану. Степан изловчился и ударил Фунтика по  уху.
           Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть.                Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности.   Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. 

Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.
Во дворе стояла деревянная миска с мутной водой — в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
            Сварливый   петух  пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что  среди бела дня происходит грабеж.
            Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало. Стремительно и страшно  петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился   под дом.
            Фунтик просидел под домом несколько часов, вылез только к вечеру и  пробрался в комнаты.
                                                           (К. Г. Паустовский. Жильцы старого дома)

 

1.     Озаглавьте текст. Составьте план. Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

2.     Подберите синонимы к словам: миска, морда, пятерня, пес, война (максимальная сумма баллов – 10).

3.     Сделайте морфемный анализ слов: взгляд, прелесть, посмотрел,  кривоногая (максимальная сумма баллов – 10).

 

Общая сумма  - 50 баллов

 

 

8 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

 

ВЕЧЕРОМ У РЕКИ

В один из погожих осенних дней пошел я в лес по грибы. Бродил до самого вечера, но хороших грибов набрал мало. На дне корзинки лежали три подосиновика, моховик и десяток маслят, которые я прикрыл листом папоротника.

Медленно гасла заря. Вершины сосен становились пепельно-серыми. Сквозь их густые мохнатые ветви светили первые звезды. Я вышел из бора, пересек железнодорожное полотно и по узкой тропе спустился к реке Каменке.

Чуть заметно вздрагивал ивнячок. По течению медленно плыл желтый, кленовый лист. Пахло осокой и сырой землей. Я облегченно вздохнул и погрузил ладони в воду. Вдруг на другом берегу что-то скрипнуло. Я поднял голову и увидел, что на торчащую из воды корягу взгромоздился филин.

Что-то лесной чародей задумал! Я спрятался в ивняке.

Филин переступил с ноги на ногу, прислушался к вечерним шорохам. Встрепенулся, резко крутнул головой, выгнул шею и уставился в одну точку. Его оранжевые глаза загорелись, как два маленьких прожектора.

Прошло несколько минут, филин не шелохнулся. Затем взмахнул крыльями и кинулся в воду. В острых  когтях  забилась рыбина. Птица набрала высоту, бесшумно полетела к лесу и растаяла в звездной сырой ночи.

                                                                                                          (По А. Баркову)

1.     Озаглавьте и подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

2.     Выполните полный синтаксический разбор   предложения из текста, объясните расстановку знаков препинания:   Птица набрала высоту, бе…шумно полетела к лесу и ра…таяла в звездной сырой ночи.  (максимальная сумма баллов – 10).

3.     Выпишите из текста  5  слов с орфограммой в  приставке  и объясните их правописание (максимальная сумма баллов – 10).

          

       Общая сумма баллов – 50.

 

 

                                              2014-2015  учебный год

11 класс

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

В девяноста километрах от Багдада находятся развалины Вавилона — давно не существующего древнего города, о грандиозности которого свидетельствуют его руины. Много удивительных сооружений было в этом самом большом и богатом городе Древнего Востока, но больше всего поражали висячие сады царского дворца, по легенде связанные с именем Семирамиды, царицы Ассирии. Предание рассказывает, что выросла она в пустыне, в стае голубей, а потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода был потрясен ее красотой, умом, отвагой и женился на ней. Семирамида очаровала царя, который впоследствии отнял ее у своего воеводы,  после чего воевода лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. Тогда-то и проявились ее способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилон с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом и удивительным храмом. При  ней была проложена удобная дорога в Лидию, где она тоже построила столицу с прекрасным дворцом, а воду провела через туннель из далеких горных озер.     

 Сыну царицы наскучила бесславная жизнь, и он организовал против матери заговор. Тогда она, добровольно передав ему власть, превратилась в голубку и улетела. С того времени ассирийцы стали почитать ее богиней, и голубь стал для них священной птицей.

Однако знаменитые висячие сады были разбиты не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже. Царь Навуходоносор, уничтожавший город за городом, даже целые государства, много строил в Вавилоне, превратив столицу в неприступную твердыню и окружив себя беспримерной роскошью.

Свой дворец он возвел на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения, а на террасах были разбиты висячие сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами и нежной прохладой. Они были подлинным чудом — одним из семи чудес света.

                                                                                                          (По В. Черняку) 

1.     Озаглавьте текст. Выделите в тексте смысловые части.  Составьте план (максимальная сумма баллов – 10).

      2. Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

      3. Выполните полный синтаксический разбор  выделенного  предложения       из текста, объясните расстановку знаков препинания    ( максимальная сумма баллов – 10).

 

 

 

2011-2012  учебный год

11 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

МОЙ ДОМ

Маленький дом, где я живу,    - это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол — западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей: рыжие, черные, серые и белые с подпалинами — берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой — он подвешен к ветке старой яблони с таким расчетом, что достать его почти невозможно.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мертвой хваткой, висит на нем, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарем из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат. Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

(По К. Паустовскому) 

1.Выделите в тексте смысловые части, озаглавьте их (максимальная сумма баллов – 10).

2.Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

3.Выполните полный синтаксический разбор   последнего  предложения из текста, объясните расстановку знаков препинания (максимальная сумма баллов – 10).

Общая сумма баллов – 50.

 

 

 

10 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

МЕДВЕДЬ-РЫБАК.

В прошлом году я весну встречал на Камчатке. Там увидел я однажды медведя-рыбака. Сидит в реке здоровенный медведь. Сидит по горло в воде, только голова сухая из воды торчит, как пень. Башка у него громадная, мохнатая, с мокрой бородой. Он ее то на один бок наклонит, то на другой: рыбу высматривает. И вдруг что-то лапами стал в воде хватать.

Вижу — достает рыбу-горбушу. Прикусил он горбушу и сел на нее. Зачем это он, я думаю, на рыбу-то сел? Сел и сидит в воде на рыбе. Да еще и проверяет лапами: тут ли, под ним ли?

Вот плывет мимо вторая рыба, и ее медведь поймал. Прикусил и тоже на нее садится. А когда садился, опять, конечно, привстал. И первую рыбу течением из-под него утащило. Мне-то сверху все видно, как эта горбуша покатилась по дну. А медведь как рявкнет! Потерялась рыба. Ах ты! Непонятно ему, бедняге, что такое с его запасом делается, куда он девается. Посидит, посидит, да и пощупает лапой под собой: тут ли рыба, не убежала ли? А как схватит новую, опять я вижу, что старая выкатилась из-под него, и ищи-свищи.

Долго-долго сидел он на рыбе, ворчал, даже пропустил две рыбины, не решился ловить; я видел, как они проплыли мимо. Потом опять подцепил лапой горбушу. И опять все по-старому: нет прежней рыбы.

Я лежу на берегу, хочется мне посмеяться, а смеяться нельзя. Попробуй-ка посмейся! Тут тебя медведь со злости съест вместе с пуговицами.

Громадную сонную рыбину натащило течение прямо на медведя. Сгреб он ее, кладет под себя... Ну, конечно, под ним пусто.

Тут медведь так обиделся, что заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде. Ревет, захлебывается. Вылез из воды, отряхнулся и ушел в лес. А рыбу опять потащило течение.

                                                                                                            (По Е. Чарушину) 

1.   Озаглавьте текст. Разбейте его на смысловые части. Составьте план. Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

2. Выполните полный синтаксический разбор выделенного предложения из текста, объясните расстановку знаков препинания: Вижу — достает рыбу-горбушу.  (максимальная сумма баллов – 10).

3. Найдите в тексте слова с дефисным написанием  и объясните их написание (максимальная сумма - 10 баллов)

Общая сумма баллов – 50.

                                                     2014-2015  учебный год

 11  класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку

 

            Поэты б…рут…ся  (не)  откуда (же)  нибудь (из) за моря  но и…ходят из своего народа. Это огни из него (же) выл….тевшие передовые вес…ники его. (С) верх того поэты наши …делали добро уже тем что разн…сли благ…звучие дотоле (не) бывалое. Не знаю  в какой другой литератур…  пок…зали стих…творц… такое бе…конечное разнообразие о…тенков звука чему (от) части разуме…т…ся  сп…собствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой язык и свой особе(н, нн)ый звон. Этот мета…..ический бронзовый стих Державина которого (до) (сих) пор (не) мож…т забыть наше ухо этот густой, как смола или струя (сто) летнего покоя стих Пушкина этот с…яющий праз…ничный стих Языкова вл…тающий как облитый ар…матами (полу) дня стих Батюшкова сладос…ный как мед из горн…го ущел…я этот ле…кий воздушный стих Жуковского порхающий как (не) ясный звук эоловой арфы этот тяжелый как (бы) влач…щийся по земле стих Вяземского проникнутый подчас едкою щ…мящей грустью  все они точно разнозво(н, нн)ые колокола или бе…числе(н, нн)ые клавиши в…ликолепного органа разнесли благ…звучие по русской земле.

                                                                                                                      (Н. Гоголь)

 

 

План анализа текста

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Докажите, что данный отрывок является текстом. Как в нем связаны предложения?

Какие средства связи использованы?

3. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его. 

4. К какому типу речи относится данный текст? Докажите.

5. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

6. Каково лексическое значение   слова  благозвучие? 

7. Есть ли в тексте многозначное слово? Его значение.

8. Подберите к выделенным словам синонимы и антонимы. Почему из ряда синонимов использовано данное слово?

9. Есть ли в тексте устаревшие, заимствованные, диалектные, профессиональные слова? Их роль, значение.

10. Произведите фонетический разбор    слова  язык.  

11. Разберите как часть речи слова  сладостный и берутся. 

12.  Произведите синтаксический разбор 3 предложения.

 

 

Общая сумма – 50 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010-2011 учебный год

8 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

 

Были, были такие времена, и были еще недавно,   когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Полвека прожил я на свете и чудес, как говорится, повидал немало — и своих и заморских, но   масленичные гулянья на лошадях сравнить не с чем.

Все преображалось, как в сказке. Преображались мужики и парни — чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами. Преображались лошади.

  Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы звенели в морозном воздухе.

Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного, отцовского дома. Про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился... И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Все — конь, все — от коня, вся жизнь крестьянская с рождения до смерти...

                                                                                                         (По Ф. Абрамову)

 

1.                 Озаглавьте текст. Составьте план. Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

2.                 Подберите синонимы к словам: краюха (хлеба); гулянья, ребенок (максимальная сумма баллов – 10).

3.                 Сделайте морфемный анализ слов: скармливали, подковой, отцовского,  (максимальная сумма баллов – 10).

 

Общая сумма  - 50 баллов

 

 

2010-2011  учебный год

9 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

 

  Никита проснулся от счастья. Утро было ясное и морозное. Окна замерзли густым слоем лапчатых листьев. Никита поскорее вылез из постели, оделся, выбежал из комнаты, подумал и пошел во двор.

          Надо  всей деревней стояли столбами синие дымы. За ночь на деревьях еще гуще лег иней, и огромные деревья   совсем свесили снежные ветви. Снег сиял и хрустел. Щипало в носу, и слипались ресницы. А на дороге в это время правее деревни появились воза. Один за другим они выползли из оврага и плелись, низкие и темные на снегу.

 Первым въехал во двор во главе обоза, как всегда это бывало, старший рабочий Никифор на большой рыжей кобыле Весте. Никифор, коренастый старик, легко шел в мерзлых, обмотанных веревками валенках сбоку саней. Тулуп его был распахнут, поднятый бараний воротник, шапка, борода его и брови были в инее. Веста, потемневшая от пота, широко дышала боками и вся дымилась паром. На ходу Никифор обернулся и простуженным, крепким голосом крикнул задним возам:

— Эй, заворачивай к амбарам! Слушай! Последний воз к дому!

Всего в обозе было шестнадцать саней. Лошади шли бодро, сильно пахло конским потом, визжали полозья, хлопали кнуты, пар стоял над обозом.

Когда последний воз покинул плотину и приблизился, Никита не сразу разобрал, что на нем лежит. Это было большое, странной формы, зеленое, с длинной красной полосой. У Никиты забилось сердце. На санях и на припряженных сзади вторых салазках лежала, скрипя и покачиваясь, двухвесельная крутоносая лодка. Сбоку лодки из саней торчали два зеленых весла и мачта с медной маковкой на конце.

Taк вот что был за подарок, обещанный в отцовском письме.

                                                                                                         (По А. Толстому)

  1. Озаглавьте и подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).
  2. Выполните полный синтаксический разбор   предложения из текста, объясните расстановку знаков препинания: Никита поскорее вылез из постели оделся выбежал из комнаты подумал и пошел во двор.  (максимальная сумма баллов – 10).
  3. Выпишите из текста  10 прилагательных и укажите их разряд по значению (максимальная сумма баллов – 10).

      Общая сумма баллов – 50.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012-2013  учебный год

10 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

 

Солнце обходит мой дом. Обходит и березу за моим окном. И сразу стала желтеть листва. И все больше, больше, словно заклиная его вернуться. А его нет и нет. Сизые облака, как тревожный, напоминающий войну дым, наступают по всему небу. Идут вал за валом, затягивают все. Идут низко, чуть ли не касаясь телевизионных антенн. И пошли дожди. Они слабо шелестели, скатываясь с ветки на ветку. И день и ночь лили дожди, и все стало мокрым, и земля перестала впитывать воду, может потому, что всему растущему влага уже не была нужна. Я проснулся ночью. Как было темно в комнате! Как тихо!.. Только шорох падающих с ветвей капель. Печальный шорох погибающего и вечно живущего дождя. Я встал, открыл окно и увидел березу, которую трудно было  различить  в темном полумраке осени. Она стояла неприкрытая, отданная ненастью. А наутро ударил заморозок. Потом еще были заморозки, и вокруг березы золотым кольцом улеглась листва. И все это было во мгле. Но когда деревья оголились, выглянуло солнце, и какой грустью повеяло отовсюду, а особенно от нее. Ведь совсем недавно был буйный кипень зелени, все сверкало, лоснилось, цвело. Все было так прекрасно и жизнерадостно и вдруг исчезло. И исчезло надолго. Будут идти моросящие дожди, будет чернеть гниющая листва, будут зябко стучать на ветру окостеневшие ветви деревьев, будут стыть лужи. Улетят птицы. И потянутся длинные глухие  ночи. Зимой они будут еще длиннее. Завоют метели. Ударят морозы...

 

1.   Озаглавьте текст. Разбейте его на смысловые части. Составьте план. Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

2. Выполните полный синтаксический разбор выделенного предложения из текста, объясните расстановку знаков препинания (максимальная сумма баллов – 10).

3. Найдите в тексте наречия, укажите их разряд по значению и объясните (максимальная сумма - 10 баллов)

Общая сумма баллов – 50.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010-2011  учебный год

11 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

 

В девяноста километрах от Багдада находятся развалины Вавилона — давно не существующего древнего города, о грандиозности которого свидетельствуют его руины. Много удивительных сооружений было в этом самом большом и богатом городе Древнего Востока, но больше всего поражали висячие сады царского дворца, по легенде связанные с именем Семирамиды, царицы Ассирии. Предание рассказывает, что выросла она в пустыне, в стае голубей, а потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода был потрясен ее красотой, умом, отвагой и женился на ней. Семирамида очаровала царя, который впоследствии отнял ее у своего воеводы,  после чего воевода лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. Тогда-то и проявились ее способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилон с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом и удивительным храмом. При  ней была проложена удобная дорога в Лидию, где она тоже построила столицу с прекрасным дворцом, а воду провела через туннель из далеких горных озер.

Сыну царицы наскучила бесславная жизнь, и он организовал против матери заговор. Тогда она, добровольно передав ему власть, превратилась в голубку и улетела. С того времени ассирийцы стали почитать ее богиней, и голубь стал для них священной птицей.

Однако знаменитые висячие сады были разбиты не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже. Царь Навуходоносор, уничтожавший город за городом, даже целые государства, много строил в Вавилоне, превратив столицу в неприступную твердыню и окружив себя беспримерной роскошью.

Свой дворец он возвел на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения, а на террасах были разбиты висячие сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами и нежной прохладой. Они были подлинным чудом — одним из семи чудес света.

                                                                                                          (По В. Черняку) 

 

 

 

         1. Озаглавьте текст. Выделите в тексте смысловые части.  Составьте план

            ( максимальная сумма баллов – 10).

         2. Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

   3. Выполните полный синтаксический разбор  выделенного  предложения       из текста, объясните расстановку знаков препинания (максимальная сумма  баллов – 10).

Общая сумма баллов – 50.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

2014-2015 учебный год

9 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

 

                                                          Фунтик.      
         В конце лета в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик.  Однажды черный кот Степан сидел  на крыльце и  умывался. Он лизал свою пятерню.  Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер.   Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом.   Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану. Степан изловчился и ударил Фунтика по  уху.
           Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть.                Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности.   Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. 

Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.
Во дворе стояла деревянная миска с мутной водой — в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
            Сварливый   петух  пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что  среди бела дня происходит грабеж.
            Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало. Стремительно и страшно  петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился   под дом.
            Фунтик просидел под домом несколько часов, вылез только к вечеру и  пробрался в комнаты.
                                                           (К. Г. Паустовский. Жильцы старого дома)

 

  1. Озаглавьте текст. Составьте план. Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

  2. Подберите синонимы к словам: миска, морда, пятерня, пес, война(максимальная сумма баллов – 10).

  3. Сделайте морфемный анализ слов: взгляд,прелесть,посмотрел,  кривоногая (максимальная сумма баллов – 10).

     

    Общая сумма  - 50 баллов

     

     

    8 класс

     

    Задания

    для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

     

ВЕЧЕРОМ У РЕКИ

В один из погожих осенних дней пошел я в лес по грибы. Бродил до самого вечера, но хороших грибов набрал мало. На дне корзинки лежали три подосиновика, моховик и десяток маслят, которые я прикрыл листом папоротника.

Медленно гасла заря. Вершины сосен становились пепельно-серыми. Сквозь их густые мохнатые ветви светили первые звезды. Я вышел из бора, пересек железнодорожное полотно и по узкой тропе спустился к реке Каменке.

Чуть заметно вздрагивал ивнячок. По течению медленно плыл желтый, кленовый лист. Пахло осокой и сырой землей. Я облегченно вздохнул и погрузил ладони в воду. Вдруг на другом берегу что-то скрипнуло. Я поднял голову и увидел, что на торчащую из воды корягу взгромоздился филин.

Что-то лесной чародей задумал! Я спрятался в ивняке.

Филин переступил с ноги на ногу, прислушался к вечерним шорохам. Встрепенулся, резко крутнул головой, выгнул шею и уставился в одну точку. Его оранжевые глаза загорелись, как два маленьких прожектора.

Прошло несколько минут, филин не шелохнулся. Затем взмахнул крыльями и кинулся в воду. В острых  когтях  забилась рыбина. Птица набрала высоту, бесшумно полетела к лесу и растаяла в звездной сырой ночи.

                                                                                                          (По А. Баркову)

  1. Озаглавьте и подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

  2. Выполните полный синтаксический разбор   предложения из текста, объясните расстановку знаков препинания:   Птица набрала высоту, бе…шумно полетела к лесу и ра…таяла в звездной сырой ночи.  (максимальная сумма баллов – 10).

  3. Выпишите из текста  5  слов с орфограммой в  приставке  и объясните их правописание (максимальная сумма баллов – 10).

              

           Общая сумма баллов – 50.

     

     

                                                  2014-2015  учебный год

    11 класс

    Задания

    для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

В девяноста километрах от Багдада находятся развалины Вавилона — давно не существующего древнего города, о грандиозности которого свидетельствуют его руины. Много удивительных сооружений было в этом самом большом и богатом городе Древнего Востока, но больше всего поражали висячие сады царского дворца, по легенде связанные с именем Семирамиды, царицы Ассирии. Предание рассказывает, что выросла она в пустыне, в стае голубей, а потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода был потрясен ее красотой, умом, отвагой и женился на ней. Семирамида очаровала царя, который впоследствии отнял ее у своего воеводы,  после чего воевода лишил себя жизни, а Семирамида стала царицей. Тогда-то и проявились ее способности в мирном управлении государством. Она построила царский город Вавилон с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом и удивительным храмом. При  ней была проложена удобная дорога в Лидию, где она тоже построила столицу с прекрасным дворцом, а воду провела через туннель из далеких горных озер.     

 Сыну царицы наскучила бесславная жизнь, и он организовал против матери заговор. Тогда она, добровольно передав ему власть, превратилась в голубку и улетела. С того времени ассирийцы стали почитать ее богиней, и голубь стал для них священной птицей.

Однако знаменитые висячие сады были разбиты не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже. Царь Навуходоносор, уничтожавший город за городом, даже целые государства, много строил в Вавилоне, превратив столицу в неприступную твердыню и окружив себя беспримерной роскошью.

Свой дворец он возвел на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения, а на террасах были разбиты висячие сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами и нежной прохладой. Они были подлинным чудом — одним из семи чудес света.

                                                                                                          (По В. Черняку) 

  1. Озаглавьте текст. Выделите в тексте смысловые части.  Составьте план (максимальная сумма баллов – 10).

      2.Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

      3. Выполните полный синтаксический разбор  выделенного  предложения       из текста, объясните расстановку знаков препинания    ( максимальная сумма баллов – 10).

 

 

 

2011-2012  учебный год

11 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

МОЙ ДОМ

Маленький дом, где я живу,    - это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол — западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей: рыжие, черные, серые и белые с подпалинами — берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой — он подвешен к ветке старой яблони с таким расчетом, что достать его почти невозможно.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мертвой хваткой, висит на нем, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарем из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат. Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

(По К. Паустовскому) 

1.Выделите в тексте смысловые части, озаглавьте их (максимальная сумма баллов – 10).

2.Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

3.Выполните полный синтаксический разбор   последнего  предложения из текста, объясните расстановку знаков препинания (максимальная сумма баллов – 10).

Общая сумма баллов – 50.

 

 

 

10 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

МЕДВЕДЬ-РЫБАК.

В прошлом году я весну встречал на Камчатке. Там увидел я однажды медведя-рыбака. Сидит в реке здоровенный медведь. Сидит по горло в воде, только голова сухая из воды торчит, как пень. Башка у него громадная, мохнатая, с мокрой бородой. Он ее то на один бок наклонит, то на другой: рыбу высматривает. И вдруг что-то лапами стал в воде хватать.

Вижу — достает рыбу-горбушу. Прикусил он горбушу и сел на нее. Зачем это он, я думаю, на рыбу-то сел? Сел и сидит в воде на рыбе. Да еще и проверяет лапами: тут ли, под ним ли?

Вот плывет мимо вторая рыба, и ее медведь поймал. Прикусил и тоже на нее садится. А когда садился, опять, конечно, привстал. И первую рыбу течением из-под него утащило. Мне-то сверху все видно, как эта горбуша покатилась по дну. А медведь как рявкнет! Потерялась рыба. Ах ты! Непонятно ему, бедняге, что такое с его запасом делается, куда он девается. Посидит, посидит, да и пощупает лапой под собой: тут ли рыба, не убежала ли? А как схватит новую, опять я вижу, что старая выкатилась из-под него, и ищи-свищи.

Долго-долго сидел он на рыбе, ворчал, даже пропустил две рыбины, не решился ловить; я видел, как они проплыли мимо. Потом опять подцепил лапой горбушу. И опять все по-старому: нет прежней рыбы.

Я лежу на берегу, хочется мне посмеяться, а смеяться нельзя. Попробуй-ка посмейся! Тут тебя медведь со злости съест вместе с пуговицами.

Громадную сонную рыбину натащило течение прямо на медведя. Сгреб он ее, кладет под себя... Ну, конечно, под ним пусто.

Тут медведь так обиделся, что заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде. Ревет, захлебывается. Вылез из воды, отряхнулся и ушел в лес. А рыбу опять потащило течение.

                                                                                                            (По Е. Чарушину) 

1.   Озаглавьте текст. Разбейте его на смысловые части. Составьте план. Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

2. Выполните полный синтаксический разбор выделенного предложения из текста, объясните расстановку знаков препинания: Вижу — достает рыбу-горбушу.  (максимальная сумма баллов – 10).

3. Найдите в тексте слова с дефисным написанием  и объясните их написание (максимальная сумма - 10 баллов)

Общая сумма баллов – 50.

                                                     2014-2015  учебный год

 11  класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку

 

            Поэты б…рут…ся  (не)  откуда (же)  нибудь (из) за моря  но и…ходят из своего народа. Это огни из него (же) выл….тевшие передовые вес…ники его. (С) верх того поэты наши …делали добро уже тем что разн…сли благ…звучие дотоле (не) бывалое. Не знаю  в какой другой литератур…  пок…зали стих…творц… такое бе…конечное разнообразие о…тенков звука чему (от) части разуме…т…ся  сп…собствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой язык и свой особе(н, нн)ый звон. Этот мета…..ический бронзовый стих Державина которого (до) (сих) пор (не) мож…т забыть наше ухо этот густой, как смола или струя (сто) летнего покоя стих Пушкина этот с…яющий праз…ничный стих Языкова вл…тающий как облитый ар…матами (полу) дня стих Батюшкова сладос…ный как мед из горн…го ущел…я этот ле…кий воздушный стих Жуковского порхающий как (не) ясный звук эоловой арфы этот тяжелый как (бы) влач…щийся по земле стих Вяземского проникнутый подчас едкою щ…мящей грустью  все они точно разнозво(н, нн)ые колокола или бе…числе(н, нн)ые клавиши в…ликолепного органа разнесли благ…звучие по русской земле.

                                                                                                                      (Н. Гоголь)

 

 

План анализа текста

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Докажите, что данный отрывок является текстом. Как в нем связаны предложения?

Какие средства связи использованы?

3. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его. 

4. К какому типу речи относится данный текст? Докажите.

5. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

6. Каково лексическое значение   слова  благозвучие? 

7. Есть ли в тексте многозначное слово? Его значение.

8. Подберите к выделенным словам синонимы и антонимы. Почему из ряда синонимов использовано данное слово?

9. Есть ли в тексте устаревшие, заимствованные, диалектные, профессиональные слова? Их роль, значение.

10. Произведите фонетический разбор    слова  язык.  

11. Разберите как часть речи слова  сладостный и берутся. 

12.  Произведите синтаксический разбор 3 предложения.

 

 

Общая сумма – 50 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010-2011 учебный год

8 класс

 

Задания

для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

 

Были, были такие времена, и были еще недавно,   когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Полвека прожил я на свете и чудес, как говорится, повидал немало — и своих и заморских, но   масленичные гулянья на лошадях сравнить не с чем.

Все преображалось, как в сказке. Преображались мужики и парни — чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами. Преображались лошади.

  Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы звенели в морозном воздухе.

Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного, отцовского дома. Про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился... И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Все — конь, все — от коня, вся жизнь крестьянская с рождения до смерти...

                                                                                                         (По Ф. Абрамову)

 

  1. Озаглавьте текст. Составьте план. Подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).

  2. Подберите синонимы к словам: краюха (хлеба); гулянья, ребенок(максимальная сумма баллов – 10).

  3. Сделайте морфемный анализ слов: скармливали, подковой,отцовского,  (максимальная сумма баллов – 10).

     

    Общая сумма  - 50 баллов

     

     

    2010-2011  учебный год

    9 класс

     

    Задания

    для школьного этапа олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения

     

  Никита проснулся от счастья. Утро было ясное и морозное. Окна замерзли густым слоем лапчатых листьев. Никита поскорее вылез из постели, оделся, выбежал из комнаты, подумал и пошел во двор.

         Надо  всей деревней стояли столбами синие дымы. За ночь на деревьях еще гуще лег иней, и огромные деревья   совсем свесили снежные ветви. Снег сиял и хрустел. Щипало в носу, и слипались ресницы. А на дороге в это время правее деревни появились воза. Один за другим они выползли из оврага и плелись, низкие и темные на снегу.

 Первым въехал во двор во главе обоза, как всегда это бывало, старший рабочий Никифор на большой рыжей кобыле Весте. Никифор, коренастый старик, легко шел в мерзлых, обмотанных веревками валенках сбоку саней. Тулуп его был распахнут, поднятый бараний воротник, шапка, борода его и брови были в инее. Веста, потемневшая от пота, широко дышала боками и вся дымилась паром. На ходу Никифор обернулся и простуженным, крепким голосом крикнул задним возам:

— Эй, заворачивай к амбарам! Слушай! Последний воз к дому!

Всего в обозе было шестнадцать саней. Лошади шли бодро, сильно пахло конским потом, визжали полозья, хлопали кнуты, пар стоял над обозом.

Когда последний воз покинул плотину и приблизился, Никита не сразу разобрал, что на нем лежит. Это было большое, странной формы, зеленое, с длинной красной полосой. У Никиты забилось сердце. На санях и на припряженных сзади вторых салазках лежала, скрипя и покачиваясь, двухвесельная крутоносая лодка. Сбоку лодки из саней торчали два зеленых весла и мачта с медной маковкой на конце.

Taк вот что был за подарок, обещанный в отцовском письме.

                                                                                                         (По А. Толстому)

  1. Озаглавьте и подробно изложите текст (максимальная сумма баллов – 30).
  2. Выполните полный синтаксический разбор   предложения из текста, объясните расстановку знаков препинания:Никита поскорее вылез из постели оделся выбежал из комнаты подумал и пошел во двор. (максимальная сумма баллов – 10).
  3. Выпишите из текста  10 прилагательных и укажите их разряд по значению (максимальная сумма баллов – 10).

      Общая сумма баллов – 50.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012-2013  учебный год

10 класс

 

Задания

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.12.2014 10401
    • DOCX 36.9 кбайт
    • 216 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мухамедиева Раушангуль Жумабековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 62270
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 312 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в сфере высшего образования. Как подготовиться к поступлению в вуз: простые ответы на сложные вопросы

Перейти к трансляции