Главная / Русский язык и литература / Задания для ОЛИМПИАДЫ по русскому языку и литературе (10 класс)

Задания для ОЛИМПИАДЫ по русскому языку и литературе (10 класс)


ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ


1.Расставьте ударения в словах.

Красивее, километр, каталог, нефтепровод, баловать, диспансер, украинский, звонит, торты, недуг, жалюзи, полчаса, договор, углубить, алфавит, сливовый.

2.Укажите разницу в лексическом значении, составьте фразы с каждым из слов.

Искусный - искусственный,

злой - злостный,

понятный – понятливый,

воспитательский – воспитательный.

3.Затранскрибируйте слова. Определите, какой звук повторяется во всех нижеприведенных примерах.

Льют, ядро, соловьи, копия, ясный.

4.Составьте словообразовательные цепочки, разделите слова на морфемы.

Разговорчивость, беспредельный, журналистский.

5. Определите грамматический род существительных.

Тюль, рояль, шампунь, пресс-атташе, кино, конферансье, интервью, пенальти, кофе, кафе.

6. Расставьте знаки препинания в тексте.

В жизни есть какой-то уровень счастья от которого мы ведем отсчет как ведем отсчет высоты от уровня моря.

Точка отсчета. Так вот задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот.

…Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…Вот например в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности и какого-то тягостного молчания а может внести сразу радость свет. Человек рождается и оставляет по себе память. И очень важно какую память он о себе оставляет. ( Д.С. Лихачев)

7. Допишите пословицы.

Не место красит человека, а…

Лучше умереть, чем неправду…

Поживи подольше, так и увидишь…

Не спеши языком, торопись…

Не трудился бы, так и хлеба не …

8.Подберите объяснения к фразеологическим оборотам.

1. Не в бровь, а в глаз.

2. Остаться с носом.

3. Звезд с неба не хватает.

4. Душа нараспашку.

5. Разделать под орех.

6. Собака на сене.

7. Душа ушла в пятки.

8. Клевать носом.

9. В час по чайной ложке.

10. Как снег на голову.

а. Неожиданно.

б. Дремать.

в. Сам не пользуется и другим не дает.

г. Откровенный, честный человек.

д. Одержать полную победу.

е. Реально оценивает свои качества.

ж. Медленно.

з. Сильно испугался.

и. Ничего не добиться.

к. Верно угадать.



9.Подберите антонимы к прилагательным свежий и золотой.

Свежий хлеб, свежий ветер, свежая рубашка, свежая мысль.

Золотые руки, золотое сердце, золотой характер.

10.Назовите автора этого высказывания.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

11.Определите значение заимствованных слов.

Секьюрити, эксклюзивный, гламурный, ностальгия, рейтинг, фиаско.

12.Подумайте, почему только в одном из словосочетаний можно заменить выделенное слово антонимом.

Сердечная мышца – сердечный прием.

Глухой старик – глухой голос.

Тесная дружба – тесная обувь.

13. Подберите к заимствованным словам синонимы.

Конкретный –

Абстрактный –

Консенсус –

Инцидент –

Катаклизм –

14. Соотнесите произведения и их авторов:

«Евгений Онегин» Л.Н.Толстой

«Мертвые души» М.Е.Салтыков -Щедрин

«Премудрый пескарь» Ф.М.Достоевский

«После бала» Н.В.Гоголь

«Дикий помещик» М.Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени» А.С.Пушкин

«Отцы и дети» А. Н. Островский

«Преступление и наказание» И.С.Тургенев

«Война и мир»

«Гроза»

15. Проанализируйте предложенное стихотворение.


16. Укажите правильный вариант ответа.

Аллегория – это:

1.Один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, хорошо представляемом образе.


2.Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.


3.Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов, создающих эффект резкого контраста.


Гипербола- это:

1.Один из видов тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.

2. Один из видов тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.

3. Один из видов тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.





17. Назовите героя, укажите автора и произведение.

1. И вдруг он исчез. Что тут случилось!- Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность,- свидетелей ему не было. Скорее всего- сам умер…»

2. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был … , жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот … глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.

3. «Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

4. «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».


5. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю… У меня цветов было много-много… Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок…»

18. Напишите эссе на предложенную тему объемом примерно 200-250 слов. Выскажите свою позицию, приведя 3-4 аргумента.

«Каждый сам хозяин своей судьбы»






Задания для ОЛИМПИАДЫ по русскому языку и литературе (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

         Задания для олимпиады по русскому языку и литературе предназначены для учащихся 10 классов. Материал может быть использован для проведения одного из туров внутришкольной олимпиады.

         Содержит задания по следующим темам: "Фонетика", "Орфоэпия", "Лексика", "Фразеология", "Состав слова и словообразование", "Морфология", "Синтаксис". Кроме того, включены задания по литературе 2 половины 19 века.

            

Автор Моор Марина Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1059
Номер материала 36107
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓