Главная / Русский язык и литература / Задания для оценки самоконтроля учащихся.

Задания для оценки самоконтроля учащихся.

Н. В. Дробязко

Задания для оценки своих возможностей по русскому языку

(для учащихся).

Очень важно развивать у детей навыки самоконтроля. Задания дают возможность ученикам проверить свои теоретические знания и практические умения.

Материал состоит из двух частей.

В первой части – вопросы для проверки знаний. В графе "Я знаю" ученик может оценить себя. Например, знаю, не знаю, попрошу помощи у учителя, одноклассников, родителей. Данные задания ученик может выполнять тогда, когда уверен в том, что сможет с ними справиться.

Во второй части – практические задания, с помощью которых можно оценить свои умения. Эти задания также можно выполнять тогда, когда уверен в том, что сможешь их выполнить.

В конце есть страничка "Мои личные рекорды". Здесь ученик подведет итоги своих личных достижений.

С помощью заданий и вопросов учитель может не только проверить уровень сформированности умений и навыков, но и отследить уровень теоретических знаний, а также формировать у учащихся функции самоконтроля.

Работа проходит так: сначала дети у себя отмечают "+" – знаю ответ; "–" – не знаю;
"?" – хочу спросить, уточнить. Затем работают в парах, отвечают друг другу и взаимооценивают. После этого учитель выписывает, кто на какой вопрос ответить затрудняется. Дает практическое задание по этой теме у доски и помогает разобраться. Например, что такое окончание?

1. Измени слова по падежам.

2. Подчеркни те буквы, которые изменились.

3. Где они находятся? Как называются?

4. Какая это часть.

5. Сделай вывод.

Дети ведут также теоретическую тетрадь, куда записывают главные выводы, правила, используя схемы, вклеивают словарные слова. Учебники сдают, а тетради остаются у ученика.

Сможешь ли ты ответить на вопросы?

1. Для чего людям нужна речь?

2. Из чего состоит наша речь?

3. Что такое предложение?

4. Как на письме отделяется одно предложение от другого?

5. Какие предложения ты знаешь по цели высказывания?

6. Какие предложения бывают по интонации?

7. Что выражает предложение?

8. Как связаны между собой слова в предложении?

9. Из чего состоит предложение?

10. Для чего нужны слова?

11. Что могут называть слова?

12. Как определить, что называет слово?

13. На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы?

14. На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов?

15. На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов?

16. Какие слова пишутся с большой буквы? Какие слова пишутся с маленькой буквы?

17. Какие слова отвечают на вопрос кто?

18. Какие слова отвечают на вопрос что?

19. Из чего состоят слова?

20. Как узнать, сколько в слове слогов?

21. Из чего состоят слоги?

22. Какие бывают звуки?

23. Как отличить гласный звук от соглас-ного?

24. Какой звук образует слог?

25. Чем отличается звук от буквы?

26. Сколько гласных звуков в русском языке?

27. Сколько гласных букв в русском языке?

28. Почему гласных букв больше, чем звуков?

29. Что такое алфавит?

30. Какой слог называется ударным?

31. Что такое ударение?

32. Какие бывают гласные звуки?

33. Какие бывают согласные звуки?

34. Как определить звонкость согласных звуков?

35. Как определить мягкость согласных звуков?

36. Сколько букв в русском алфавите?

37. Как обозначается твердость согласных звуков на письме?

38. Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?

39. Какие гласные буквы пишутся после шипящих согласных ж и ш?

40. Почему не пишется буква ы?

41. Какие гласные пишутся после согласных букв ч и щ?

42. Почему не пишутся буквы я и ю?

43. Почему в сочетаниях чк, чн, щн не пишется мягкий знак?

44. Когда после ц пишется и, а когда – ы?

45. Сколько работ на письме выполняет мягкий знак?

46. В каком месте в слове пишется разделительный мягкий знак?

47. Как нужно переносить слова с одной строки на другую?

48. Какие слова нельзя переносить?

49. Как переносить слова с мягким знаком в середине слова?

50. Как переносятся слова с буквой й в середине слова?

51. Как переносятся слова с двойными согласными в середине слова?

52. Что обозначает буква в слове?

53. Что такое орфограмма?

54. Какие буквы на письме надо проверять?

55. Какие гласные буквы нужно проверять на письме?

56. Какие согласные буквы нужно проверять на письме?

57. В каком месте в слове нужно проверять парные согласные на письме?

58. Какие бывают орфограммы?

59. Какие орфограммы после шипящих ты знаешь?

60. Как пишутся предлоги со словами?

61. С какими словами предлоги не употребляются?

62. Чем являются слова в предложении?

63. Какие члены предложения ты знаешь?

64. Как называются главные члены предложения?

65. Что называется подлежащим?

66. Что называется сказуемым?

67. Чем являются главные члены предложения?

68. Какие члены предложения составляют основу предложения?

69. Какие члены предложения называются второстепенными?

70. Какие слова называются родственными?

71. Что называется корнем слова?

72. Какую работу выполняет корень слова (на что указывает корень слова)?

73. Что называется окончанием слова?

74. Какую работу выполняет окончание в слове (на что указывает окончание)?

75. Для чего нужны окончания?

76. Как найти окончание в слове?

77. Как могут изменяться слова, называющие предметы?

78. Как могут изменяться слова, называющие признаки предметов?

79. Как могут изменяться слова, называющие действия предметов?

80. Как определить число у слова?

81. Как определить род у слова?

82. Как изменить слово по падежам?

83. Как определить время у слов, называющих действия?

84. Как определить лицо у слов, называющих действия?

85. Как определить, что слово, называющее действие, стоит в неопределенной форме?

86. Что такое основа слова?

87. На что указывает основа слова?

88. Как выделить основу слова?

89. Как пишется корень в родственных словах?

90. Как выделить корень в слове?

91. Что такое приставка? Какую работу она выполняет?

92. Как выделить приставку в слове?

93. Что такое суффикс? Какую работу он выполняет?

94. Как выделить суффикс в слове?

95. Как проверить безударную гласную в корне слова?

96. Как проверить парную согласную в корне слова?

97. Как проверить парную согласную на конце слова?

98. В каком месте в слове пишется разделительный твердый знак?

Задания для оценки своих умений

1. Определи, сколько здесь записано предложений, перепиши их без ошибок.

Наступилавеснаприлетелисюгаптицырасцвелицветы._________________

2. Поставь знаки в конце предложений.

Когда наступят летние каникулы
На каникулах ребята поедут к Черному морю
Как хорошо отдыхать на море

3. Определи, что называют слова. Задай к ним подходящие вопросы.

Лес, бежит, бег, зелень, зеленеет, зеленый, мирный, сырный.

4. Запиши слова в два столбика. В первый столбик – слова, которые отвечают на вопрос кто? Во второй – те слова, которые отвечают на вопрос что?

Море, сыр, рыбы, птица, девочка, рис, огонь, гроза, тигр.

_____________
_____________
_____________

_____________
_____________
_____________

5. Определи, сколько в слове слогов. Запиши ответ рядом цифрой.

Малина________, сигнализация_______, сон_______, я______, дома_______, в_______, карандаши_______.

6. Придумай слова к схемам и запиши их.

http://archive.1september.ru/nsc/2002/06/1.gif

7. Запиши все буквы гласных звуков, какие ты знаешь.

_________________________________________

8. Поставь ударения в словах.

Магазин, красивее, досуг, алфавит, множитель, свекла, шофер, щавель, столяр, портфель, понял, ирис.

9. Напиши свою фамилию, имя и имена своих друзей.

____________________________________________

____________________________________________

10. Запиши буквы в алфавитном порядке.

____________________________________________

____________________________________________

11. Запиши буквы, обозначающие парные согласные звуки по звонкости/глухости.

____________________________________________

12. Запиши буквы, обозначающие глухие согласные звуки, не имеющие звонких пар.

____________________________________________

13. Запиши буквы согласных звуков, которые обозначают твердые согласные звуки и не имеют мягких пар.

____________________________________________

14. Напиши три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

____________________________________________

15. Напиши три слова, в которых букв меньше, чем звуков.

____________________________________________

16. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков.

Предложение, пушистая, цепочка.

17. Подчеркни в словах буквы твердых согласных звуков.

Чудесная, прозрачный, жираф.

18. Раздели слова на слоги.

Коньки, майка, сильная, утюг, учитель, ванна, пятерка, сумма, Юрий, сестра.

Покажи, как ты будешь переносить эти слова.

____________________________________________

____________________________________________

_______________________________________

19. Впиши, где надо, мягкий знак.

Бан(ь)тик, ден(ь)ги, смен(ь)щик, боч(ь)ка, сел(ь)д(ь), зон(ь)тик, бан(ь)ка, пилил(ь)щик.

20. Сделай фонетический разбор слов.

разбор картофель ученик

1) поставь ударение

2) количество звуков ___ ___

3) гласные звуки [ ] [ ]

а) ударные ______________
б) безударные ____________

4) согласные

а) мягкие ________________
б) твердые _______________
в) звонкие _______________
г) глухие _________________

5) количество букв _______

21. Придумай и запиши слова с предлогами по, за, на, с, у. _______________________

____________________________________________

_____________________________________

22. Составь и запиши по три слова с буквосочетаниями:

жи' __________________
ши' __________________
ча' ___________________
ща' ___________________
чу ____________________
щу ___________________
чк ___________________
чн ___________________

23. Вставь пропущенные буквы. Найди ловушки.

Ч_десный, ч_йник, тиш_на, защ_щают, ж_рный, еж_ха, щ_чка, ш_ны, ищ_, площ_дка, маш_ны.

24. Запиши слова с разделительным мягким и твердым знаками перед буквами:

http://archive.1september.ru/nsc/2002/06/6.gif

25. Вставь пропущенные буквы в словах.

Под_ём, солов_и, об_яснил, в_южная, в_езд, руч_и, пред_юбилейный, Тат_яна.

26. Подчеркни основы предложений.

На землю упал лист клена.
Девочка шла по дорожке сада.

27. Измени число в словах.

Этаж – ______ , кричит – _______ ,
моря – _______ , молчат – _______ ,
веселые – _____ , яркое – _________ .

28. Измени форму слов.

ясная – __________
лесок – ___________
лить – ____________

29. Запиши к этим словам родственные слова.

ясная ___________
лесок ____________
лить _____________

30. Выдели в словах окончания и основы: погрузка, идёшь, рыбный.

31. Составь слова по схемам.

http://archive.1september.ru/nsc/2002/06/2.gif

32. Напиши по два родственных слова с корнями:

http://archive.1september.ru/nsc/2002/06/4.gif

33. Составь по два слова с суффиксами:

http://archive.1september.ru/nsc/2002/06/5.gif

34. Придумай и запиши по два слова с приставками:

http://archive.1september.ru/nsc/2002/06/3.gif

35. Вспомни и запиши пять слов с непроверяемыми безударными гласными. ________

36. Выпиши только однокоренные слова.

Горка, гореть, гора, горочка, горькая, гористая, горевать, горки.

37. Измени слова по лицам и числам.

Пишу
_________
_________
_________

Пью
_________
_________
_________

38. Измени слова по падежам.

Стена
__________
__________
__________
__________
__________

Конь
__________
__________
__________
__________
__________

39. Измени слова по родам.

Кислое _____________
Зимний _____________
мыла _______________
Снег ________________

40. Измени в словах время.

Лить ________________
Учить _______________

41. Вставь нужные буквы.

Гру(п,пп)а, а(л,лл)ея, Ру(с,сс)ь, ру(с,сс)кий, хо(к,кк)ей, А(л,лл)а, но(с,сс), кла(с,сс).

42. Проверь в словах орфограммы изменением слов по числу, лицу, роду, падежу.

Шар(в,ф) – _____, ве(д,т)ка – ____,
вё(з,с) – ________, н(е,и)сла – ____,
ука(з,с)ка – _____, моря(г,к) – ___ .

43. Выпиши только те пары слов, которые являются родственными.

Большой – громадный,
потепление – теплица,
пятница – пятнышко,
соль – засолить,
ученый – неуч,
гористый – косогор,
хвастун – хвостатый,
мост – подмостки.

44. Выдели в словах корень. Найди среди родственных слов проверочное. Подчеркни его. Заполни пропуски.

Сл_варный, сл_вечко, сл_во, посл_вица, сл_варь.

45. Прочитай слова.

Шу(б,п)ка, м(а,о)ряк, в(а,о)дичка, с(е,и)рень, д(а,о)ро(ж,ш)ка, под(а,о)рил, сев(е,и)р, м(а,о)роз, в(а,о)ренье, тр(а,о)пинка, ш(е,и)повник, л(а,о)ша(д,т)ка, яг(а,о)да.

Выпиши эти слова в три столбика. Укажи свой способ проверки:

1) проверяю изменением;
2) проверяю по словарю формы слова;
3) проверяю, подбирая родственные слова.

Мои личные рекорды

http://archive.1september.ru/nsc/2002/06/7.gif

 



Задания для оценки самоконтроля учащихся.
  • Русский язык и литература
Описание:

Очень важно развивать у детей навыки самоконтроля. Задания дают возможность ученикам проверить свои теоретические знания и практические умения.Очень важно развивать у детей навыки самоконтроля. Задания дают возможность ученикам проверить свои теоретические знания и практические умения.

Материал состоит из двух частей.

 В первой части – вопросы для проверки знаний. В графе "Я знаю" ученик может оценить себя. Например, знаю, не знаю, попрошу помощи у учителя, одноклассников, родителей. Данные задания ученик может выполнять тогда, когда уверен в том, что сможет с ними справиться.

Во второй части – практические задания, с помощью которых можно оценить свои умения. Эти задания также можно выполнять тогда, когда уверен в том, что сможешь их выполнить.

В конце есть страничка "Мои личные рекорды". Здесь ученик подведет итоги своих личных достижений.

С помощью заданий и вопросов учитель может не только проверить уровень сформированности умений и навыков, но и отследить уровень теоретических знаний, а также формировать у учащихся функции самоконтроля.

Работа проходит так: сначала дети у себя отмечают "+" – знаю ответ; "–" – не знаю; 
"?" – хочу спросить, уточнить. Затем работают в парах, отвечают друг другу и взаимооценивают. После этого учитель выписывает, кто на какой вопрос ответить затрудняется. Дает практическое задание по этой теме у доски и помогает разобраться. Например, что такое окончание?

1. Измени слова по падежам.

2. Подчеркни те буквы, которые изменились.

3. Где они находятся? Как называются?

4. Какая это часть.

5. Сделай вывод.

Дети ведут также теоретическую тетрадь, куда записывают главные выводы, правила, используя схемы, вклеивают словарные слова. Учебники сдают, а тетради остаются у ученика.

 

Автор Дробязко Нина Викентьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 520
Номер материала 48834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓