Главная / Обществознание / Задания по теме «Экономика» для выполнения заданий 26-31 (ОГЭ, обществознание, 9 класс).

Задания по теме «Экономика» для выполнения заданий 26-31 (ОГЭ, обществознание, 9 класс).

Название документа ГИА 2016 вар 13 Плановая экономика.doc

ГИА 2016 Вариант 13


Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.


Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Централизованная (плановая) экономика - это система, в которой преобладает общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

Все решения по основным экономическим вопросам принимает государство. Все ресурсы составляют собственность государства. Централизованное планирование охватывает все уровни - от домашнего хозяйства до государственного управления. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов, в силу чего производство благ постоянно отстаёт от общественных потребностей.

На практике это означает полное огосударствление экономики. Формируется административно-командная система. Свёртывание товарно-денежных отношений привело к созданию такой экономики, которую называют объединённым натуральным хозяйством. Плановое хозяйство становится громоздким и неповоротливым. Так, число плановых показателей в экономике СССР составляло более 3,5 млрд, что, естественно, делало невозможным контроль за их исполнением. Монополизм в производстве тормозил научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен вызывало дефицит и чёрный рынок <...>. Доход в обществе зависел от статуса, чина, должности. Идея всеобщего равенства превратилась в фикцию»

(Адаптировано по книге: О6ществознание: учеб. пособие для абитуриентов / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. М.: КДУ, 2008. С. 189-190.).


26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


27. На основании текста раскройте сущность централизованной (плановой) экономики.


28. Почему, по мнению авторов, в условиях централизованной (плановой) экономики производство благ постоянно отстаёт от общественных потребностей?


29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

Главные вопросы экономики

Централизованная (плановая) экономика

Что производить?


Как производить?


Для кого следует производить?



30. Рассказывая на уроке о централизованной (плановой) экономической системе, ученица утверждала, что планирование, характерное для этой системы, играет положительную роль как на уровне отдельных предприятий, так и в масштабе страны. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что централизованная (плановая) экономическая система является неэффективной? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите, два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Название документа ГИА 2016 вар 13 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 13


26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1)сущность централизованной (плановой) экономики;

2)роль государства и централизованного планирования в экономике;

3)последствия установления централизованной (плановой) экономики.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. На основании текста раскройте сущность централизованной (плановой) экономики.

Централизованная (плановая) экономика - «это система, в которой доминирует общественная (госу­дарственная) собственность на средства производст­ва, коллективное принятие экономических реше­ний, централизованное руководство экономикой по­средством государственного планирования»

28. Почему, по мнению авторов, в условиях централизованной (плановой) экономики производство благ постоянно отстаёт от общественных потребностей?

По мнению авторов, в условиях централизованной (плановой) экономики производство благ постоянно отстаёт от общественных потребностей, поскольку распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

Главные вопросы экономики

Централизованная (плановая) экономика

Что производить?

Определяется группами про­фессионалов: инженеров, эко­номистов, специалистов по компьютерам, представителя­ми промышленности - «пла­новиками»

Как производить?

Определяется государствен­ным планом

Для кого следует производить?

«Плановики», направляемые политическими лидерами, оп­ределяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг

Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки

30. Рассказывая на уроке о централизованной (плановой) экономической системе, ученица утверждала, что планирование, характерное для этой системы, играет положительную роль как на уровне отдельных предприятий, так и в масштабе страны. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)ответ на вопрос, например: в тексте отражена первая точка зрения (точка зрения ученика)

- единое планирование для всей страны в мирное время в условиях централизованной (плановой) экономики уменьшает стимулы к инициативе, предприимчивости, что снижает эффективность организации хозяйственной жизни.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2)фрагмент текста, например:

«Плановое хозяйство становится громоздким и неповоротливым. Так, число плановых показателей в экономике СССР составляло более 3,5 млрд, что, естественно, делало невозможным контроль за их исполнением»

31. Согласны ли вы с тем, что централизованная (плановая) экономическая система является неэффективной? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите, два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

- централизованная (плановая) экономическая система оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство, что негативным образом сказывается на удовлетворении общественных потребностей и приводит к застою в экономике;

- в условиях централизованной (плановой) экономической системы монополизм в производстве тормозит научно-технический прогресс, а государственное регулирование цен вызывает дефицит и чёрный рынок;

в случае несогласия может быть указано, что

- централизованная (плановая) экономическая система в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность: каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т. д.;

- централизованная (плановая) экономическая система путём концентрации ресурсов может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т. п.).

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).




Название документа ГИА 2016 вар 16 Безработица.doc

ГИА 2016 Вариант 16


Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.


Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти работу

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах.

Различают несколько видов безработицы: фрикционную, структурную и циклическую. Считается, что современная рыночная экономика может иметь определённый уровень естественной безработицы, допустимый размер которой составляет 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости. Превышение естественного уровня безработицы приводит к отставанию роста общественного производства <…>.

Кроме очевидных экономических потерь, безработица приводит и к социальным проблемам: падают моральные устои в обществе и т. д. Это грозит социальной напряжённостью, поэтому государство воздействует на безработицу.

Государство решает проблему безработицы по таким направлениям, как: проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификации; выплата пособий по безработице; установление уровня минимальной зарплаты.

Эти мероприятия государство проводит в рамках рыночного механизма»

(Адаптировано по книге: Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. М.: КДУ, 2008. С. 298, 300.).


26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


27. На основании текста раскройте сущность безработицы. Чем определяется её уровень?


28. В каком случае, согласно тексту, говорят об экономике полной занятости?


29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

Виды безработицы

Их сущность

1


2


3


30. Рассказывая на уроке о безработице, ученица утверждала, что государство, решая проблему незанятости населения, проводит политику, воздействуя на рыночный механизм прежде всего через денежное регулирование, через осуществление своей предпринимательской деятельности, развивая некоторые необходимые обществу отрасли, через различного рода субсидии и налоговые льготы, например, для поддержки малого бизнеса. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.


31. Согласны ли вы с тем, что безработица обладает только негативными экономическими и социальными последствиями? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Название документа ГИА 2016 вар 16 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 16


26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) сущность понятия «безработица»;

2) уровень безработицы;

3) виды безработицы;

4) экономика полной занятости;

5) экономические и социальные последствия безра­ботицы;

6) направления, по которым государство решает проб­лему безработицы.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. На основании текста раскройте сущность безработицы. Чем определяется её уровень?

«Безработица - это социально-экономическое явле­ние, при котором часть населения не может найти работу».

«Уровень безработицы определяется как от­ношение числа безработных к численности экономи­чески активного населения в рассматриваемом пе­риоде, в процентах»

28. В каком случае, согласно тексту, говорят об экономике полной занятости?

Согласно тексту, об экономике полной занятости го­ворят, когда допустимый размер естественной безра­ботицы составляет 5,5-6,5% трудоспособного насе­ления страны

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

Виды безработицы

Их сущность

1. Фрикционная

Незанятость, возникающая из-за того, что работнику, уволенному со своего предприятия или поки­нувшему его по своей воле, требу­ется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место

2. Структурная

Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса (одни отрасли экономики ис­чезают и появляются новые) и предложения рабочей силы раз­ной квалификации

3. Циклическая

Вынужденная безработица, обус­ловленная спадом производства, характерная для экономических кризисов

Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки

30. Рассказывая на уроке о безработице, ученица утверждала, что государство, решая проблему незанятости населения, проводит политику, воздействуя на рыночный механизм прежде всего через денежное регулирование, через осуществление своей предпринимательской деятельности, развивая некоторые необходимые обществу отрасли, через различного рода субсидии и налоговые льготы, например, для поддержки малого бизнеса. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: в тексте отражена первая точка зрения –

государство, решая проблему незанятости населения, проводит политику в рамках рыночного механизма.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:

«Государство решает проблему безработицы по таким направлениям, как: проведение структур­ной перестройки профессий на уровне квалифи­кации; выплата пособий по безработице; уста­новление уровня минимальной зарплаты. Эти мероприятия государство проводит в рамках ры­ночного механизма»

31. Согласны ли вы с тем, что безработица обладает только негативными экономическими и социальными последствиями? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

- безработица приводит к недоиспользованию эко­номического потенциала общества, что влечёт отставание объёма национального производства от потенциально возможного;

- безработица способствует снижению уровня жиз­ни населения (создаются предпосылки для со­кращения доходов работающих по найму, умень­шается потребительский спрос, уровень сбереже­ний и т. д.);

в случае несогласия может быть указано, что

- безработица способствует формированию мобильного «резерва» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;

- безработица усиливает трудовую дисциплину и ответственность работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).




Название документа ГИА 2016 вар 18 Экономика.doc

ГИА 2016 Вариант 18


Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.


Прочтите текст и выполните задания 26-31.

В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних (личных и семейных) фирм.

Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести четкую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывает существенное влияние на работу фирм.

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли (Япония, США, страны Западной Европы), в других, например, в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей.

Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведенных экономикой страны за определенный период, как правило, за год. Еще один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он показывает, как происходит распределение и потребление товаров и услуг внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.

Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).


(По материалам энциклопедии для школьников)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


27. Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?


28. Какие из приведенных в тексте показателей относятся только к оценке состояния экономики государства в целом, а какие применимы к оценке эффективности фирмы?


29. Используя содержание текста, знания курса и факты общественной жизни, объясните, как правительство, производители, потребители могут применить информацию об экономическом состоянии государства. Дайте объяснение по каждому названному участнику экономической жизни.


30. В стране Z в течение нескольких лет разорилось значительное количество мелких и средних фирм, сократилось производство на многих крупных предприятиях. В то же время резко возрос дефицит государственного бюджета. Как связаны эти факты? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.


31. Известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не отражают уровень экономического развития страны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? С опорой на текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Название документа ГИА 2016 вар 5 Частная собственность.doc

ГИА 2016 Вариант 5


Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.


Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Частная собственность - это не просто имущество (одежда, дом, автомобиль), а это экономические отношения между людьми. Частная собственность означает, что человек относится к имуществу (средствам производства, предметам потребления, деньгам) как «к своим собственным, т. е. выступает хозяином, владельцем или полновластным распорядителем.

Человек и его семья становятся заинтересованными в увеличении своего имущества. Обособляясь от других, частные собственники стремятся получить в своё владение, пользование и распоряжение всё больше жизненных благ (имущества). Но чтобы их получить, они вынуждены производить товары для других, получая в обмен всё необходимое для себя. Например, частный собственник пекарни, желая приобрести автомобиль, должен выпечь и продать столько хлеба, чтобы вырученных денег хватило на покупку данного автомобиля. <...>

Частнособственническая психология - это психология экономической активности и предприимчивости. Стремясь к личному обогащению, частные собственники производят всё больше и больше товаров. Более того, частная собственность формирует человека как личность свободную и независимую от других. Обладание чем-то своим, собственным, пусть и совсем малым - это фундамент формирования самостоятельной личности. <...>

Частная собственность на землю, предметы и орудия труда, товары способствует, таким образом, развитию рыночного хозяйства. Она возбуждает инициативу и самостоятельность, оживляет экономику, повышает заинтересованность в более эффективном, экономном ведении хозяйства.

В то же время надо понимать, что частная собственность далеко не во всём хороша. То, что попадает в руки одних, становится недоступным другим. В итоге может оказаться, что вследствие частной собственности отдельные люди могут лишиться того, что у других находится в избытке.

Во избежание этого даже в условиях рыночной экономики государство стремится, чтобы часть благ оставалась общедоступной для всех и находилась в общественной, государственной, муниципальной (местной) собственности»

(Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике. М.: Общество «Знание» - ТОО «Интел Тех» - ООО «Менеджер», 1993. С. 33-34, 35-36.).


26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Что такое частная собственность? Используя текст, объясните, почему частная собственность является условием свободного рынка.


28. Как в тексте характеризуется частнособственническая психология? Что, по мнению автора, выступает фундаментом формирования самостоятельной личности?


29. О каких видах частной собственности говорится в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите разновидности частной собственности.


30. Рассказывая на уроке о частной собственности, ученица отметила, что эта собственность является основой рынка, стимулирует развитие производства и прогресс общества. Поэтому сдерживать укрепление частной собственности в современной рыночной экономике нет никакого смысла. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.


31. Согласны ли вы с тем, что частная собственность «возбуждает инициативу и самостоятельность, оживляет экономику, повышает заинтересованность в более эффективном, экономном ведении хозяйства», т. е. преимущества частной собственности превосходят её недостатки? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Название документа ГИА 2016 вар 5 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 5


26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1)сущность частной собственности;

2)особенности частнособственнической психологии;

3)влияние частной собственности на общество;

4)роль государства в ограничении частной собственности.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. Что такое частная собственность? Используя текст, объясните, почему частная собственность является условием свободного рынка.

Частная собственность - это не просто имущество... а экономические отношения между людьми»; это означает, что человек относится к имуществу как «к своему собственному., т. е. выступает хозяином, владельцем или полноправным распорядителем. В качестве объяснения, почему частная собственность является условием свободного рынка, может быть дано следующее: «обособляясь от других, частные собственники стремятся получить в своё владение, пользование и распоряжение всё больше жизненных благ. Но чтобы их получить, они вынуждены производить товары для других, получая в обмен всё необходимое».

Определение частной собственности и объяснение могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

28. Как в тексте характеризуется частнособственническая психология? Что, по мнению автора, выступает фундаментом формирования самостоятельной личности?

В тексте частнособственническая психология характеризуется как психология экономической активности и предприимчивости.

По мнению автора, фундаментом формирования самостоятельной личности выступает «обладание чем-то своим, собственным, пусть и совсем малым».

Указанные элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

29. О каких видах частной собственности говорится в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите разновидности частной собственности.

В тексте говорится о следующих видах частной собственности: индивидуальная собственность, собственность семьи; собственность на землю, предметы и орудия труда, товары. В качестве разновидностей частной собственности могут быть названы: трудовая (фермерское хозяйство), индивидуальная (трудовая собственность), нетрудовая (собственность рабовладельцев, феодалов и др.). Могут быть названы другие разновидности частной собственности

30. Рассказывая на уроке о частной собственности, ученица отметила, что эта собственность является основой рынка, стимулирует развитие производства и прогресс общества. Поэтому сдерживать укрепление частной собственности в современной рыночной экономике нет никакого смысла. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

в современной рыночной эконо­мике проявление отрицательных качеств частной собственности (чрезмерный эгоизм, стяжательство, сугубо личная выгода и др.) сдерживается государст­вом благодаря ряду ограничений, не дающих воз­можности частной собственности наносить ущерб по­требителям и интересам общества.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:

«...в условиях рыночной экономики государство стремится, чтобы часть благ оставалась общедос­тупной для всех и находилась в общественной, государственной, муниципальной (местной) соб­ственности»

31. Согласны ли вы с тем, что частная собственность «возбуждает инициативу и самостоятельность, оживляет экономику, повышает заинтересованность в более эффективном, экономном ведении хозяйства», т. е. преимущества частной собственности превосходят её недостатки? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

- частная собственность выступает материальной основой независимости человека от государства. Индивидуализм предполагает установку на само­реализацию, сотрудничество, а значит частная собственность цементирует общество;

- частная собственность может сделать общество богатым, поскольку она побуждает к труду, сти­мулирует хозяйственную предприимчивость;

в случае несогласия может быть указано, что

- частная собственность порождает неравенство между людьми, поэтому общество, где господ­ствует частная собственность, является антиде­мократическим;

- частная собственность приводит к тому, что чело­век из цели развития превращается в его средст­во, поскольку всё подчинено получению при­были.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).


Название документа ГИА 2016 вар 8 Рыночная экономика.doc

ГИА 2016 Вариант 8


Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.


Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Рыночная экономика основана на товарном производстве. Товарное производство предполагает связь производителей и потребителей через куплю-продажу.

Рыночную экономику часто называют системой свободного предпринимательства. Действительно, при такой организации экономической жизни предприниматель самостоятельно выбирает сферу применения своих капиталов и способностей.

Для того чтобы существовала и функционировала рыночная экономика, необходимо наличие, прежде всего, частной собственности. Кроме этого, важным условием является соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения у них экономических ресурсов, т. е. конкуренции. Благодаря ей товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удаётся продать свой товар, и покупатель предпочтёт покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене. Еще одно условие функционирования рыночной экономики - свободные цены как основной источник информации для всех людей и предприятий. Эти цены складываются в результате свободного взаимодействия сил спроса (покупателей) и предложения (продавцов и производителей) на рынке. <...>

Рынок представляет собой самый экономически эффективный способ координации экономической деятельности. Современный мир состоит, по большей части, из стран с рыночной экономикой»

(Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов, А. А. Дорская, В. Г. Зарубин и др.; Под ред. В. В. Барабанова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. С. 212-213.).


26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


27. На чём, по мнению авторов, основана рыночная экономика? Почему рыночную экономику называют системой свободного предпринимательства?


28. Какие условия, согласно тексту, необходимы для существования и функционирования рыночной экономики?


29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

Главные вопросы экономики

Рыночная экономика

Что производить?


Как производить?


Для кого следует производить?



30. Рассказывая на уроке о рыночной экономике, ученик утверждал, что конкуренция, характерная для этой системы, играет отрицательную роль для экономики, поскольку приводит к постоянному разорению многих товаропроизводителей, отвлечению неоправданно больших средств на рекламу и т. д. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.


31. Согласны ли вы с тем, что рыночная экономическая система представляет собой самую эффективную систему? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.



Задания по теме «Экономика» для выполнения заданий 26-31 (ОГЭ, обществознание, 9 класс).
  • Обществознание
Описание:

Задания по теме «Экономика» для выполнения заданий 26-31 (ОГЭ, обществознание, 9 класс).

Материал содержит подборку заданий по обществознанию (из разных источников) для подготовки к государственной итоговой аттестации (задания 26-31) в соответствие с демоверсией 2016 года и предназначен для закрепления навыков работы с текстом, приведения аргументов и примеров в контексте задания. Представлено 5 вариантов заданий, к большинству из которых также приведены ответы (в отдельном документе).

Автор Школенок Оксана Васильевна
Дата добавления 13.06.2016
Раздел Обществознание
Подраздел Тесты
Просмотров 1120
Номер материала MA-067256
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы