Главная / Русский язык и литература / Задание 24. Контрольная работа

Задание 24. Контрольная работа

hello_html_m3523e2cc.gifhello_html_m59acdd94.gifhello_html_m12aafe7b.gifhello_html_5a4baede.gifhello_html_m4233b74e.gifhello_html_m2ac34de0.gifhello_html_37d1e57b.gifhello_html_2c902675.gifhello_html_m6e979d09.gif






















































Задание 24 относится к заданиям повышенной сложности. Поэтому выпускникам надо систематически готовиться к успешному решению данных тестовых задач.

Этот сборник представляет собой контрольную работу, состоящую из 5 вариантов. Задания максимально приближены к заданию 24, предлагаемому выпускникам на ЕГЭ. Подготовлены несколько заданий и для работы над ошибками.

Удачи!





























Вариант 1

1. Установите соответствие между терминами - названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) оксюморон

1) это сопоставление слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу

Б) градация

2) повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений

В) парцелляция

3) это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость передаваемых чувств, излагаемой мысли или описываемого события

Г) антитеза

4) нарочитое сочетание противоречивых понятий

Д) риторическое восклицание

5) фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы


6) стилистический приём, в котором в форме восклицания содержится утверждение


7) стилистическая фигура, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков


2. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) риторический вопрос

1) Не только гимназисты, но и все почтенные учёные не замечают, что мир их физики и астрономии есть довольно-таки скучное, порою отвратительное, порою же просто безумное марево, та самая дыра, которую ведь модно тоже любить и почитать

(А. Лосев).

Б) бессоюзие (асиндетон)

2) По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит. (А. С. Пушкин)

В) инверсия

3) Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н.В.Гоголь)

Г) градация

4) Тот, кто жил для вещей, -

Все теряет с последним дыханьем.

Тот, кто жил для людей, -

После смерти живет средь живых. (В.С.Шефнер)

Д) антитеза

5) Природа одарила человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, и таинство звездного неба. (Ю.Бондарев)


6) Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет. (А. Пушкин)


7) То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть. (Н.А.Некрасов)


3. Установите соответствие между названиями тропов и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ирония

1) перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.

Б) олицетворение

2) выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова.

В) метонимия

3) вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка

Г) гипербола

4) употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Она основана на подобии или сходстве.

Д) перифраз

5) при использовании этого тропа автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие, автор и название произведения.


6) образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия


7) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия


4. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) сравнение

1) Дождь не останавливался ни на минуту, будто бы его заколдовали.

Б) метафора

2) Отсель грозить мы будем шведу. (А.С.Пушкин)

В) метонимия

3) Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка!

Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!

Г) олицетворение

4) Встала улица, серым полна. (А.Блок)

Д) синекдоха

5) Дождь не останавливался ни на минуту, будто бы его заколдовали.


6) Врачи боролись за его жизнь, но он выжил. (Михаил Жванецкий)


7) Голова ли ты, головушка!

Что на грудь ты наклонилася?

Отчего ты безо времени

Белым инеем покрылася? (И.Суриков)


5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Помню раннее, свежее, тихое утро... (2)Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. (3)Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. (4)Воздух так чист, точно его совсем нет.

(И.Бунин. «Антоновские яблоки»)


«Такой стилистический приём, как (А) _________ (предложения 1-3), несёт в тексте основную смысловую нагрузку и передаёт душевное состояние рассказчика, перенося нас вместе с ним в его прошлое. С помощью тропов (Б) ________ («точно его совсем нет» в предложении 4) и (В) ________ («свежее, тихое утро», «золотой…сад»», «осенней свежести») И.Бунин рисует ту атмосферу, которой наполнен и воздух, и сам сад. В предложении 3 автор применяет синтаксическое средство выразительности (Г) __________.»

Список терминов:

1) сравнение

4) эпитеты

7) оксюморон

2) лексический повтор

5) ряд однородных членов

8) метафора

3) риторический вопрос

6) синонимы

9) анафора


6. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Люблю, когда лес шумит. (2)Особенно летом. (3)Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. (4)Ведь это целый лесной разговор. (5)Его понимать надо. (6)Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. (Г.А.Скребицкий. «Лесной прадедушка»)


«Ощутить красоту летнего леса и посмотреть на него, как на живое существо, помогают тропы (А) _______ (предложение 3), (Б) _______ («тихонько шумят»), (В) _______ («будто шепчутся между собой»). Стилистический приём (предложения 1-2) (Г) __________ позволяет автору усилить смысловые оттенки, акцентируя внимание на времени года».

Список терминов:

1) сравнение

4) эпитет

7) парцелляция

2) олицетворение

5) ряды однородных членов

8) метафора

3) риторический вопрос

6) синонимы

9) анафора


7. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

(3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)


«Текст насыщен самыми разнообразными средствами художественной выразительности. Уже в первом предложении имеется тропы (А) _________ («подставляли») и (Б) ___________ («ладошки и щёчки, спинки и животики»). Такое синтаксическое средство выразительности, как (В) _________ (предложения 3,7,9), используется Н.Сладковым для привлечения внимания читателя к самым важным в смысловом отношении членам предложения. Автор с помощью стилистического приёма (Г) ___________ (предложения 4,5,6), добивается внешнего динамизма, останавливая внимание читателя на том или ином действии, и усиливает уже созданное впечатление от прочитанного».

Список терминов:

1) олицетворение

4) эпитет

7) метафора

2) анафора

5) синтаксический параллелизм

8) парцелляция

3) инверсия

6) умолчание

9) сравнение


8. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

(3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)


«Обращение к стилистическому приёму (А) _______ (предложение 8) и применение синтаксического средства (Б) ______ (предложение 1) помогают автору нарисовать замечательную картину осеннего движения листьев. А такие тропы, как (В) _____ («золотой дождь», и (Г) ______ («пестрый смерч», «по колено … стоят»), позволяют усилить эмоциональность текста».

Список терминов:

1) олицетворение

4) эпитет

7) метафора

2) анафора

5) парное соединение однородных членов

8) градация

3) инверсия

6) умолчание

9) сравнение


9. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) метафора

4) умолчание

7) градация

2) риторическое обращение

5) гипербола

8) перифраз

3) восклицательное предложение

6) инверсия

9) оксюморон


10. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) диалектизмы

4) окказионализмы

7) термины

2) фразеологизм

5) гипербола

8) эпитеты

3) перифраз

6) инверсия

9) метонимия


Вариант 2

1. Установите соответствие между терминами - названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) эпифора

1) на первом месте стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания

Б) риторический вопрос

2) изменение прямого порядка слов или словосочетаний

В) бессоюзие (асиндетон)

3) сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого)

Г) именительный темы

4) это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности

Д) вопросно-ответное единство

5) построение речи, при котором союзы, соединяющие предложение, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий


6) фигура речи, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи


7) стилистический прием, который выражается в использовании говорящим речевой структуры, объединяющей вопрос, часто риторический, и ответ-реакцию на него для передачи единого содержания


2. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) именительный темы

1) Кто не любовался многоцветной радугой салюта?!

Б) бессоюзие (асиндетон)

2) Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда бно сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже (М.Ю.Лермонтов)

В) риторический вопрос

3) Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. (А.С.Пушкин)

Г) эпифора

4) Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь… (А.С.Пушкин)

Д) умолчание

5) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Г.Короленко)


6) Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев)


7) И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие.

Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие.

Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ах, недвижен камень «было»: вечными должны быть все наказания. Так проповедовало безумие. (Ф.Ницше. «Так говорил Заратустра»)


3. Установите соответствие между названиями тропов и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) сарказм

1) троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в этом тропе употребляется:

  1. Единственное число вместо множественного:

  2. Множественное число вместо единственного.

  3. Часть вместо целого.

  4. Целое вместо части.

  5. Родовое название вместо видового.

  6. Видовое название вместо родового.

Б) эпитет

2) троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения.

В) синекдоха

3) это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Это косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания

Г) литота

4) употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному

Д) перифраз

5) определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием горячо любить»), именем существительным веселья шум»), числительным («вторая жизнь»)

Это слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность


6) явное и намеренное преувеличение с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли


7) язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого


4. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) сравнение

1). «Нет ничего проще, чем бросить курить — лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз» (Марк Твен)

Б) сарказм

2) А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось. (Народная песня)

В) метонимия

3) «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Н.В.Гоголь)

Г) ирония

4) И березы стоят,

Как большие свечки. (С.Есенин)

Д) синекдоха

5) Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская)


6)Но страх не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. (Л.Андреев)


7) Многолюдная зала мгновенно притихла. (В.Г.Короленко)


5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть; со всех сторон окружало её пламя. (2)Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. (3)Мальчишки помирали со смеху, глядя на её отчаяние. (4)«Чему смеетесь, бесенята, - сказал им сердито кузнец. - Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. (5)Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. (6)Полуобгорелый кузнец со своею добычей полез вниз. (6)«Ну, ребята, прощайте, - сказал он смущённой дворне, - мне здесь делать нечего. (7)Счастливо, не поминайте меня лихом». (А.С.Пушкин. "Капитанская дочка")


«Автор употребляет такие лексические средства, как (А) ________(«сдуру», «помирали») и (Б) ________(«не поминайте…лихом»), позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе кузнеца. Отношение кузнеца к детям, весело наблюдающим за кошкой, создаётся использованием такого синтаксического средства, как (В) ________(в предложении 4). Употребляя (Г) __________ (предложения 1,2,4,6), писатель избегает повтора одного и того же слова»

Список терминов:

1) разговорная лексика

4) обращение

7) контекстные синонимы

2) эпитеты

5) восклицательные предложения

8) фразеологизм

3) риторические вопросы

6) ирония

9) метафора


6. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Иду лесом. (2)Изумрудные стволы ольхи. (3)И стволы елей - розовые, разогретые, как из бани вышли.

(4)Лесная дорога - широкая просека, заросшая травой. (5)Будто зеленая река. (Ф.Абрамов)


«Миниатюра, имеющая название «Лесная дорога», написана очень эмоционально и выразительно. Автор, идя лесом, делится с читателем своим видением природы. Необычайную наглядность описанию придают тропы: (А) ________ («изумрудные стволы», «стволы…розовые, разогретые») и (Б) __________ (как из бани вышли» в предложении 3). Используя стилистический приём (В) ___________, автор сравнивает лесную дорогу с зелёной рекой (предложение 5). А такое синтаксическое средство, как (Г) _________ (предложение 4), позволяет Ф.Абрамову более точно и образно описать широкую просеку».

Список терминов:

1) эпитеты

4) ряды однородных членов

7) градация

2) фразеологизмы

5) обособленное определение

8) парцелляция

3) авторский неологизм

6) синтаксический параллелизм

9)сравнение


7. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке? (2)Прежде всего - последовательности. (3)С самого начала приучайте себя к строгой последовательности в накоплении знаний. (4)Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. (5)Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний догадками и гипотезами. (6)Второе - это скромность. (7)Никогда не думайте, что вы уже всё знаете.

(И.П.Павлов)


«Размышления И.П.Павлова о том, что пожелать молодёжи, сочетают в себе, с одной стороны, строгость изложения, с другой – эмоциональность и выразительность. В статье много средств выразительности, которые характерны для публицистического стиля. Это, в первую очередь, стилистический приём, который выражается в использовании говорящим речевой структуры, объединяющей вопрос, часто риторический, и ответ-реакцию на него для передачи единого содержания (А)_________ и лексическое средство (Б)________ («скромность» в предложении 6). Яркость и образность рассуждениям автора придаёт использование такого синтаксического средства, как (В) _________ (предложение 5) и стилистического приёма (Г) ________ (предложения 4,5,7)»

Список терминов:

1) слово, обозначающее понятие морали

4) ряд однородных членов

7) фразеологизмы

2) риторические восклицания

5) градация

8) анафора

3) вопросно-ответное единство

6) ирония

9) метафора


8. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)А ты очень хочешь найти маму?

(2)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:

(3)Не очень...

(4)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (5)Как! (6)Педагог! (7)Я утверждаю! (8)Что! (9)Лучше! (10)Не искать! — (11)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — (12)А то разочаруешься. (13)Станешь ещё более... одинок. (14)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто... (А. Лиханов)


«Описывая городской дом ребёнка, в котором произошла встреча директора и мальчика, ищущего свою мать, А.Лиханов использует лексические средства выразительности: (А) _________ (предложение 4) и (Б) __________ (предложение 2). Такие стилистические приёмы, как (В) _________ (предложения 5-10) и (Г) __________ (предложение 3), позволяют автору передать равнодушие начальницы детского дома к беде героя и его неуверенность в том, что он делает.

Список терминов:

1) эпитет

4)парцелляция

7) фразеологизм

2) умолчание

5) синонимы

8) градация

3)стилистически окрашенная лексика

6) разговорные слова

9) риторические восклицания


9. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) общественно-политическая лексика

4) окказионализмы

7) фразеологизм

2) эллипсис

5) умолчание

8) перифраз

3) историзмы

6) инверсия

9) бессоюзие (асиндетон)


10. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) подхват (композиционный стык)

4) гипербола

7) сравнение

2) диалектизмы

5) термины

8) эпитеты

3) перифраз

6) инверсия

9) именительный темы


Вариант 3

1. Установите соответствие между терминами - названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) анафора

1) стилистическая фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Б) риторический вопрос

2) изменение прямого порядка слов или словосочетаний

В) полисиндетон (многосоюзие)


3) на первом месте стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания

Г) парцелляция

4) повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений

Д) именительный темы

5) стилистическая фигура, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков


6) стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда


7) стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. 


2. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) риторический вопрос

1) Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. (В.М.Шукшин)

Б) многосоюзие (полисиндетон)

2) Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям, обширные монографии, тончайшие исследования. (К.Г.Паустовский)

В) парцелляция

3) Ненависть в душе, любовь в глазах (Мюссе)

Г) именительный темы

4) И день настал. Встаёт с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, ещё вчера

Стонавший слабо над могилой. (А.С.Пушкин)

Д) оксюморон

5) Зато и внук, и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г.Антокольский)


6) Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);


7) Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)


3. Установите соответствие между названиями тропов и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) метафора

1) перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных

Б) олицетворение

2) троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Этот троп всегда двучленен: в нём называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия)

В) сравнение

3) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия

Г) гипербола

4) при использовании этого тропа автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие, автор и название произведения

Д) сарказм

5) слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака


6) выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова


7) язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого


4. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) гипербола

1) Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул;

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул. (Ф. Тютчев)

Б) сарказм

2) Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)

В) перифраз

3) И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)

Г) олицетворение

4) "Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов)

Д) синекдоха

5) Печален и страшно тревожен был призрачный день, задыхавшийся в жёлтом тумане. (Л.Н.Андреев)


6)) Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчет первой у меня имеются сомнения (Альберт Эйнштейн)


7) Сейчас усилился интерес к Стране восходящего солнца. (С.Алексеев)


5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ. (2)В лесу стало страшно: так кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой. (И.А.Гончаров. «Обломов)


«Картина чего-то страшного, непонятного рисуется благодаря тропам: (А) _________ (предложение 1) и (Б) ___________ (предложение 2). Такое синтаксическое средство, как В) _______ (предложение 2), усиливает впечатление неясности и приблизительности происходящего, а стилистический приём (Г) ________ (предложения 1,2) завершает картину ужаса...»

Список терминов:

1) сравнение

4) вводное слово

7) оксюморон

2) синтаксический параллелизм

5) лексический повтор

8) олицетворение

3) риторический вопрос

6) синонимы

9) анафора


6. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Куликово поле... (2)Кто же о нём не слышал! (3)Великий князь московский Дмитрий Иванович разбил Мамая, смертельно шатнул Орду, потряс давившее иго тьмы. (4)А многие ли знают, где это Куликово поле? (И.Шмелёв. «Куликово поле»)


«Выразительность текста И. Шмелёва создаётся, прежде всего, стилистическими приёмами: (А) _________ (предложение 1), (Б) ___________ (предложение 2). А такое синтаксическое средство, как (В) ________ (предложение 3), и троп (Г) ________ («разбил Мамая») позволили автору показать всю значимость исторического события.

Список терминов:

1) именительный темы

4) вводное слово

7) оксюморон

2) лексический повтор

5) ряд однородных членов предложения

8) олицетворение

3) риторический вопрос

6) анафора

9) метонимия


7. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Есть ли тот, кто этой дачи спящей

Сторожит покой?

(2)Есть ли тот, кто должной мерой мерит

Наши знанья, судьбы и года?

(3)Если сердце хочет, если верит,

Значит ― да». (И. А. Бунин)


«В основе фрагмента стихотворения И.А.Бунина – стилистический приём (А) _________, позволяющий лирическому герою объединить вопрос и ответ-реакцию на него для передачи единого содержания. Кроме этого, автором использованы такое синтаксическое средство, как (Б) ________ (предложение 2), троп (В) ________ («сердце хочет») и стилистический приём (Г) ________(«дачи спящей», «есть…тот»).

Список терминов:

1) метонимия

4) синтаксический параллелизм

7) оксюморон

2) вопросно-ответное единство

5) ряд однородных членов предложения

8) инверсия

3) умолчание

6) эпифора

9) ирония


8. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Шалея, шторм шарахал шхуну,

Швыряя шустро шалый шквал,

Шугая шхуной шашни шума,

Штурвалом шкипер шуровал.

(2)Шепча, шурша шарфом шафрановым,

Шквал шторма шкипер штурмовал,

Шикуя шармом шейных шрамов,

Шершавый шлифовал штурвал… (М.Ю.Шкловер.)


«Юмористическое стихотворение Марка Шкловера называется «Стихи на одну букву». В нём встречается большое количество (А) ________ («шарахал», «шугая», «шашни», «шуровал», шикуя»). Глаголы-сказуемые и (Б) ________, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, передают масштабы непогоды, борьбу шкипера со стихией, создают образность художественного повествования. Такой приём усиления выразительности речи, основанный на повторении одинаковых согласных, как (В) _____________, создаёт звуковой образ не только шторма, но и образ борющейся с ним шхуны и шкипера, который «шквал шторма штурмовал». А стилистический приём (Г) _________ заставляет читателя нарисовать в своём воображении картину шторма и одинокой шхуны.

Список терминов:

1) разговорно-просторечные слова

4) обособленные обстоятельства

7) оксюморон

2) ряд однородных членов предложения

5) аллитерация

8) умолчание

3) ассонанс

6) эпифора

9) ирония


9. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) диалог

4) эпитет

7) умолчание

2) вопросно-ответное единство

5) фразеологизмы

8) синекдоха

3) цитирование

6) инверсия

9) парцелляция


10. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) архаизмы

4) окказионализмы

7) общественно-политическая лексика

2) сравнение

5) литота

8) эпитеты

3) многосоюзие

6) сарказм

9) перифраз


Вариант 4

1. Установите соответствие между терминами - названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) синтаксический параллелизм

1) стилистический приём (фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, то есть фразах

Б) риторическое обращение

2) стилистический приём, состоящий в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание

В) парцелляция

3) намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. 

Г) эллипсис

4) нарочитое сочетание противоречивых понятий

Д) лексический повтор

5) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста


6) стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения.


7) это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость передаваемых чувств, излагаемой мысли или описываемого события


2. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) риторическое обращение

1) Синие улицы.

Желтые окна.

Здания пудрятся.

Голуби мокнут.

Вновь на завалинках

Снега охапки,

Кустики в валенках,

Столбики в шапках. (Л. Тухватуллина)

Б) бессоюзие (асиндетон)

2) Ты богат, я очень беден.

Ты прозаик, я поэт.

Ты румян как маков цвет,

я как смерть и тощ, и беден. (Пушкин)

В) парцелляция

3) Кому хочется прослыть ленивым, или неряхой, или неучем? (В.Белов)

Г) риторический вопрос

4) Светлою волною всколыхнулись свечи.

Темною волною всколыхнулись думы. (М.Цветаева.)

Д) антитеза

5) Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью. (И.Андронников)


6) Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака. (Ф.И.Тютчев)


7) Голова ли ты, головушка!

Что на грудь ты наклонилася?

Отчего ты безо времени

Белым инеем покрылася? (И.Суриков)


3. Установите соответствие между названиями тропов и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) эпитет

1) это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких, косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания

Б) литота

2) выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова

В) перифраз

3) употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному

Г) гипербола

4) определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»)

Д) ирония

5) при использовании этого тропа автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие, автор и название произведения


6) образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия


7) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия


4. Установите соответствие между названиями лексических средств и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) фразеологизм

1) Чихать мне на твою грозу, и на твою молнию, и прочие загадки природы. (Д. Гранин).

Б) диалектизмы

2) Там царь Кащей над златом чахнет,

Там русский дух,

Там Русью пахнет (А.С.Пушкин)

В) архаизмы

3) Оне …землю изнахратят. (В.Распутин)

Г) разговорно-просторечная лексика

4) Родится с жизнью этот ключ

И с жизнью исчезает;

В ином он слаб, в другом могуч,

Но всех он увлекает. (М.Ю.Лермонтов)

Д) окказионализм

5) Я — часовой, — сказал он. — Мы играем в войну. Один большой мальчик привёл меня сюда, и говорит: «В этой будке у нас пороховой склад. А ты будешь часовой, сержант... (Л. Пантелеев)


6) Я, как всегда, со всех ног бросился в море и вдруг с ужасом понял, что не чувствую дна. (Г.И.Андреев)


7) О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно! (В.Хлебников. «Заклятие смехом»)


5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.

(2)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:

(3)Вон твоя комнатушка.

(4)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (5)Каким златом-серебром?

(6)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (7)Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (8)Храни нас Бог от этого магазина! (9)Тогда уж добро изничтожится! (10)Не станет его.

(11)Почему? — удивился Алексей. (12)Тётя Груня строго на него поглядела.

(13)Потому как добро без корысти. (14)Аль не знал? (По А. Лиханову)*


«Мы видим, что А.А.Лиханов умело применяет разнообразные средства выразительности. Так, например, он обращается к такой форме речи, как (А) _________, что позволяет писателю передать особенности речи тёти Груни. А (Б) _______ (предложения 6,7,9,14), которые произносит героиня, также являются средством речевой характеристики героини. Стилистический приём (В) _________ (предложения 9-10, 12-13) и синтаксическое средство выразительности (Г) ___________ (предложения 8,9) передают эмоциональное отношение тёти Груни к обсуждаемой проблеме.

Список терминов:

1) восклицательные предложения

4) эпитеты

7) парцелляция

2) ряды однородных членов

5) метафора

8) анафора

3) разговорно-просторечные слова

6) синонимы

9) диалог


6. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

(2)Смотри-ка... рогатка у меня. (3)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

(7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

(8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.

(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

(10)Ну и наплевать! — сказал Лёвка. — (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку — из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

(14)Бежим! — крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты. (В. Осеева)


«Для того чтобы передать эмоциональное состояние Марьи Павловна и мальчиков, В.Осеева обращается к такой форме речи, как (А) ________. Такой стилистический приём, как (Б) _______ (предложение 2), указывает на невысказанность части мысли Лёвки в разговоре с Серёжей. Применяя синтаксическое средство (В) ________ (предложение 9) и лексическое средство (Г) ________ (предложение 10), автор показывает, какие отношения сложились между Марьей Павловной и одним из мальчиков.

Список терминов:

1) диалог

4) умолчание

7) метафора

2) контекстуальные синонимы

5) эпитеты

8) просторечная лексика

3) термины

6) однородные члены

9) риторические вопросы


7. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (2)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (3)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.

(4)Поезд тронулся, и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (5)Я почувствовал, что люди в опасности, и встал. (6)Тогда, двадцать лет назад, был я и молод и находился в хорошей спортивной форме. (7)Последние три года я регулярно занимался айкидо — японской борьбой. (8)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.

(9)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать, — решил я.

(10)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.

(11)Ага! — заорал он. — (12)Иностранец! (13)Тебе нужно поучиться японским манерам! (14)Сейчас я проучу тебя! — (15)Он приготовился наброситься на меня. (Терри Добсон)


«Автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А) _______ (предложения 1,3,10) и (Б) ______ (предложения 11,12,13,14), чтобы передать эмоции, переполнявшие воинственно настроенного мужчину. Лексические средства (В) _______ («ввалился», «заорал») и (Г) ________ (предложение 4) позволяют автору создать в воображении читателя накалённую атмосферу.

Список терминов:

1) разговорно-просторечные слова

4) эпитеты

7) обособленное обстоятельство

2) восклицательные предложения

5) парцелляция

8) метафора

3) ряды однородных членов

6) синонимы

9) фразеологизм


8. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3)Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...

(Ю.Бондарев)


Автор, стремясь вызвать живой отклик у читателей, использует разнообразные средства выразительности. Уже во втором предложении употреблены троп (А) _______ и стилистический приём (Б) _______. Читатель понимает, что поздняя осень только усиливает одиночество героини. Другой троп (В) _______, использованный в третьем предложении, усиливает особую интонацию текста. А стилистический приём (Г) _______ (предложение 5) лишний раз подчёркивает эмоциональное напряжение, тоску, испытываемую героиней.

Список терминов:

1) эпитеты

4) метонимия

7) олицетворение

2) инверсия

5) парцелляция

8) умолчание

3) ряды однородных членов

6) синонимы

9) фразеологизм


9. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) метонимия

4) инверсия

7) умолчание

2) перифраз

5) фразеологизм

8) восклицательные предложения

3) термины

6) оксюморон

9) риторическое восклицание


10. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) разговорные слова

4) инверсия

7) окказионализмы

2) фразеологизм

5) гипербола

8) эпитеты

3)перифраз

6) литота

9) профессионализмы


Вариант 5

1. Установите соответствие между терминами - названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) риторический вопрос

1) повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи

Б) анафора

2) повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений

В) эпифора

3) тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, - которые, соотносясь, создают единый образ

Г) подхват

4) стилистический приём, состоящий в намеренном пропуске какого-либо члена или части предложения

Д) многосоюзие (полисиндетон)

5) повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений


6) избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство


7) риторическая фигура , в которой в форме вопроса содержится утверждение.


2. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) оксюморон

1) И веют древними поверьями

Её упругие шелка. (А.Блок)

Б) антитеза

2) И какой же русский не любит быстрой езды? (Н.В.Гоголь)

В) инверсия

3) Здравствуйте, дни голубые, осенние. (В. Брюсов)

Г) риторический вопрос

4) Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин)

Д) парцелляция

5) Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.А.Солоухин)


6) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. Ильина)


7) И мира нет — и нет нигде врагов;

Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;

В пыли влачусь — и в небесах витаю;

Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф.Петрарка в пер. Ю.Верховского)


3. Установите соответствие между названиями тропов и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ирония

1) перенос названия по смежности: между содержанием и содержащим; автором и произведением; действием и орудием действия; предметом и материалом, из которого сделан предмет; местом и людьми, находящимися в этом месте

Б) перифраз

2) употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому

В) метонимия

3) замена названия предмета или явления названием части этого предмета или явления.

  1. Единственное число вместо множественного.

  2. Множественное число вместо единственного.

  3. Часть вместо целого.

  4. Целое вместо части.

  5. Родовое название вместо видового.

  6. Видовое название вместо родового.

Г) синекдоха

4) это описательный оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания

Д) сарказм

5) троп, с помощью которого явно и намеренно преувеличивают свойства предметов или явлений с целью усиления воздействия на читателей


6) образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления


7) один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого...


4. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) метонимия

1) Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что из листика сирени

Сделал зонтик он для тени

И гулял. (А.Плещеев)

Б) эпитет

2) Дождичек утром!

Ласковый, мелкий, дотошный.

Словно мышонок,

Скребется в трубе водосточной.

Легким комариком,

Крылышком бьется в окошко. (В.Боков)

В) синекдоха

3) Вся деревня за околицу

Вышла с низкими поклонами… (М.Исаковский)

Г) сравнение

4) Но давно под травой иссякли болтливые ягоды (И.Тургенев).

Д) метафора

5) У Ивана Никифоровича... шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н.В.Гоголь)


6) В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть. (С.Есенин)



7) Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину, так, чтоб не мимо господского дома? (Гоголь)


5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Взял я с полки книжку русских сказок. (2)Сел на крыльцо и стал картинки рассматривать. (3)А дедушка меня и спрашивает:

(4)Ну-ка, скажи, почему медведя с ульем рисуют?

(5)Я усмехнулся:

(6)Очень уж косолапый мед любит.

(7)А почему белку и ежа рисуют с грибами?

(8)Осенью звери себе на зиму запасы делают. (9)Грибы, яблоки, орехи собирают.

(10)А почему зайца рисуют с барабаном?

(11)Я задумался. (12)Зачем косому барабан? (13)Ведь всем известно, что он такой трус, каких свет не видывал. (14)Я часто видел, как ребята в колхозном саду зайца гоняют. (15)Заметят издали, свистнут или в ладоши хлопнут, а он бежит со всех ног. (16)Только пятки сверкают!

(17)Я не находил ответа.

(18)И тут дедушка выручил меня:

(19)Помнишь, как на прошлой неделе гроза прогремела?

(20)Помню.

(21)А ночью мороз сковал землю ледяной коркой. (22)Все ходят и падают, гололедицу ругают. (23)И к зайцу беда пришла. (24)Лужи льдом подернулись, трава к земле примерзла. (25)Не стало у зайца ни воды, ни еды. (26)Пора в ход задние лапы пускать. (27)Прыгнул заяц на лед и стал барабанить по нему, пока до воды не достучался. (28)С тех пор и прозвали косого барабанщиком весны.(29) Даже на картинках художники часто рисуют его с барабаном! (По А. Баркову)


«Эмоциональность текста создаётся, в первую очередь, такой формой речи, как (А) ______. Показывая размышления герою по поводу того, почему зайца рисуют с барабаном, автор употребляет такое лексическое средство, как (Б) ______ (предложение 16), а троп (Б) _____ (предложение 23) позволяет понять психологическое состояние зайца, когда земля покрывает ледяной коркой и зайцу не добраться ни до еды, ни до воды. Другой троп (Г) _______ (предложение 28) описывает зайца и его действия ранней весной».

Список терминов:

1) эпитеты

4) метонимия

7) олицетворение

2) диалог

5) перифраз

8) умолчание

3) риторическое восклицание

6) синонимы

9) фразеологизм


6. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Однажды ласковое Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. (2)Долго спорили они и наконец решили померяться силами. (3)В это самое время по большой дороге ехал верхом путешественник.

(4)Ветер сказал Солнцу:

(5)Посмотри, как я налечу на него и мигом сорву с него плащ.

(6)И Ветер начал дуть изо всех сил. (7)Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ. (8)Он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. (9)Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. (10)Путешественник проклинал Ветер. (11)Он надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. (12)Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

(13)Солнце увидело бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков. (14)Оно обогрело, осушило землю и бедного полузамерзшего путешественника. (15)Тот почувствовал теплоту солнечных лучей, приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

(16)Тогда кроткое Солнце сказало сердитому Ветру:

(17)Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом. (По К. Ушинскому)


«В своей притче «Ветер и Солнце» Константин Ушинский в иносказательной форме говорит о том, что «лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом». В этом ему помогают разнообразные средства выразительности. Противопоставляя своих героев, Константин Дмитриевич применяет такой стилистический приём, как (А) _______ (предложение 1, 16). Рисуя образ Ветра и Солнца, наделяя их признаками живого существа, автор использует троп (Б) ________ (предложения 4, 13, 14). Стилистический прием (В) _______ (предложение 9) показывает огромное желание Ветра выиграть спор с Солнцем. Такое синтаксическое средство (Г) __________ (например, предложения, 13, 14,15) усиливает образность притчи».

Список терминов:

1) эпитеты

4) метонимия

7) градация

2)однородные члены предложения

5) олицетворение

8) умолчание

3) антитеза

6) синонимы

9) парцелляция


7. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Способ двигаться

(1)Что был конь — играющий выгнутою спиной, рубящий копытами, с размётанной гривой, с разумным горячим глазом!

(2)Что был верблюд — двугорбый лебедь, медлительный мудрец с усмешкой познания на круглых губах!

(3)Что был даже черноморденький ишачок — с его терпеливой твёрдостью, живыми ласковыми ушами!

(4)А мы избрали?.. — вот это безобразнейшее из творений Земли, на резиновых быстрых лапах, с мёртвыми стеклянными глазами, тупым ребристым рылом, горбатое железным ящиком. (5)Оно не проржёт о радости степи, о запахах трав, о любви к кобылице или к хозяину. (6)Оно постоянно скрежещет железом и плюёт, плюёт фиолетовым вонючим дымом.

(7)Что ж, каковы мы — таков и наш способ двигаться. (А.И.Солженицын. «Крохотки»)


А.И.Солженицын в одной из своих «Крохоток» размышляет о том, какой некрасивый и ненужный способ передвижения, в отличие от животных, выбрали люди. Он с восторгом описывает способы передвижения коня, верблюда, ишака. В этом ему помогает такой стилистический приём, как (А) __________ (предложения 1-3). Говоря о способе передвижения человека, автор использует троп (Б) __________ (предложение 4), стилистический приём (В) _______ («плюёт, плюёт» в предложении 6) и такое лексическое средство, как (Г) _______ (предложение 6)

Список терминов:

1) эпитеты

4) перифраз

7) градация

2)синтаксический параллелизм

5) олицетворение

8) умолчание

3) лексический повтор

6) синонимы

9) разговорное слово


8. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Костёр и муравьи

(1)Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. (2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянии забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. (3)Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. (4)Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. (5)Но странно: они не убегали от костра. (6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегал на горящее брёвнышко, метался по нему и погибал там... (А.И.Солженицын. «Крохотки»)


Поднимая проблему безграничной любви к родине, А.И.Солженицын обращается к случаю, произошедшему с ним: однажды он бросил в костёр гнилое брёвнышко, не увидев, что внутри живут муравьи. Их страдания писатель передаёт с помощью такого лексическое средство, как (А) _______ (предложение 2), и синтаксического средства (Б) ________ (предложение 2, 4).

(В) _______ (предложение 6) позволяет читателю понять огромную силу любви муравьев к родине, которое олицетворяло горящее брёвнышко. А стилистический приём (Г) ________ (предложение 6) дорисовывает в воображении читателя самоотверженность муравьёв, отдающих свои жизни во имя родины.

Список терминов:

1) эпитеты

4) умолчание

7) разговорное слово

2)эпифора

5) олицетворение

8) риторическое восклицание

3) архаизм

6) синонимы

9) однородные члены


9. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) градация

4) умолчание

7) просторечное слово

2) метафора

5) фразеологизм

8) риторическое восклицание

3) инверсия

6) оксюморон

9) однородные члены предложения


10. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) метафора

4) градация

7) термины

2) фразеологизм

5) разговорные слова

8) эпитеты

3) гипербола

6) литота

9) профессионализмы













Контрольная работа

Ответы


1 тест

2 тест

3 тест

4 тест

5 тест

6 тест

7 тест

8 тест

9 тест

10 тест

1 вариант

43716

36217

31572

57412

9145

2417

1735

8547

1358

12467

2 вариант

64517

43172

75123

45713

1847

1985

3148

3642

13478

12569

3 вариант

61753

65124

51237

36712

8145

1359

2518

1458

13458

1347

4 вариант

56132

71532

46173

63217

9371

1468

7219

4278

12358

12479

5 вариант

75216

47126

24137

34726

2975

3572

2439

7984

2579

24579















29


Задание 24. Контрольная работа
  • Русский язык и литература
Описание:

Задание 24 относится к заданиям повышенной сложности. Поэтому выпускникам надо систематически готовиться к успешному решению данных тестовых задач.

Этот сборник представляет собой контрольную работу, состоящую из 5 вариантов. Задания максимально приближены к заданию 24, предлагаемому выпускникам на ЕГЭ. Подготовлены несколько заданий и для работы над ошибками.

Пособие носит интегрированный характер, поскольку содержит всё что необходимо для эффективной подготовки выпускников к ЕГЭ: пять авторских учебно-тренировочных вариантов, написанных в соответствии с новой спецификацией на 2015 год. Также даны ответы по каждому из тестовых заданий.
 
Задания будут полезна не только тем школьникам, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, но и всем выпускникам и учителям для использования в повседневном учебном процессе, а также для проведения текущего контроля и подготовки к ЕГЭ по русскому языку в новом формате.

 Удачи!

Автор Суязова Ирина Анатольевна
Дата добавления 24.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Тесты
Просмотров 1956
Номер материала 58586
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓