Урок по геометрии в 7 классе.
Тема: Задачи
на построение.
Цель: умение
строить треугольники с использованием 3 основных задач на построение
треугольников или построения вспомогательного треугольника.
Задачи:
1) обучающие: учить умению работать
чертежными инструментами при выполнении любого чертежа, уметь применять
полученные знания при решении;
2) развивающие: умение анализировать
чертеж и составлять план построения;
3) воспитывающие: самостоятельность,
активность, привитие интереса к предмету.
На доске – плакаты с 3 основными задачами на
построение треугольников; оформление задачи на построение; равнобедренный
треугольник.
Ход урока:
1) Повторение построения 3 основных задач на построение треугольников
(восстановление материала прошлого урока) и сформулируем цель нашего урока
(написать на листе бумаги, в конце урока опять обратимся к ней для рефлексии).
Среди предложенных задач на построение найти
аналог уже известных задач на построение треугольников (равнобедренный
треугольник АВС: АВ = ВС).
I. по боковой стороне и углу при вершине (1
задача);
II. по основанию и углу при основании (2
задача);
III. по боковой стороне и углу при основании
(угол А, боковая сторона АВ, окр (В; АВ) ∩ вторую сторону угла в С) – нет
аналога, но путем рассуждений.
IV.
по основанию и медиане к основанию (АС; М –
середина АС; ВМ ┴ ВС). Сколько решений имеет задача? Построение выполняется в
особой тетради на построение.
Оформление задачи на построение по схеме:
дано; анализ; построение с планом и доказательством. Обращаемся постоянно к
тетради для правил:
* в процессе анализа происходит
поиск решения задачи; из предположения, что задача решена и требуемая фигура
построена, пытаемся вывести такие следствия, которых окажется достаточно, чтобы
требуемую фигуру построить;
* построение предлагается поэтапное, шаг за шагом, выполнение построения с помощью
циркуля и линейки, т. е. подробное описание последовательности простейших задач
на построение, к решению которых сводится построение фигуры в данной задаче.
2) Исторические сведения: задачи на построение являются традиционными задачами в курсе геометрии.
Разработкой методов решения этих задач математики занимаются еще со времен
Древней Греции. Уже математики школы Пифагора (VI в. до н. э.) решили довольно
сложную задачу построения правильного многоугольника. В течение многих веков
математики проявляли живейший интерес к задачам на построение. Интерес к этим
задачам обусловлен не только их красотой и оригинальностью методов решения, но
и большой практической ценностью. Проектирование строительства, архитектура,
конструирование различной техники основаны на геометрических построениях.
Задачи на построение не просты. Не существует единого алгоритма для решения
таких задач. Каждая по-своему уникальна, и каждая требует индивидуального
подхода для решения.
! На прошлом уроке
выполняли построение углов в 30° , 45° , 75° , 15° (с помощью биссектрисы).
Угол в 30° можно построить и другим способом:
1)
2) на одной стороне произвольный отрезок АС и
построим равносторонний ∆
3) оставшийся угол - 30°.
А если провести биссектрису угла ВАС, то
прямой угол разделится на 3 равные части, т. е. мы построили трисекцию
угла.
3) Решение: Построить треугольник по стороне, прилежащему к ней углу и
биссектрисе треугольника, проведенной из вершины этого угла (в тетради для
построений). Сначала построим вспомогательный треугольник, а потом достроим его
до полного треугольника.
4) Дома:
работа по вариантам
2) Рефлексия (вернемся к цели урока).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.