Главная / Биология / ЗАЧЕТ НО ТЕМЕ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ» (10 класс)

ЗАЧЕТ НО ТЕМЕ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ» (10 класс)

ЗАЧЕТ НО ТЕМЕ

«ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Задачи: проверить и закрепить знания о сущности раз­множения, его биологической роли; проверить знание форм раз­множения, цитологических основ бесполого и полового раз­множения; проверить знания о митозе и мейозе, об особенно­стях развития организмов: эмбрионального, постэмбрио­нального; проверить умение раскрывать причины постоянства числа и формы хромосом в материнских и дочерних клетках, у родителей и потомства; формировать гигиенические навыки учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя и других наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие раз­множение и эмбриональное развитие организмов; тестовые задания на каждый стол.

Ход урока I. Проверка и закрепление знаний.

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Наиболее древняя и самая простая форма бесполого раз­множения - это:

а) вегетативное размножение; в) фрагментация;

б) бинарное деление; г) почкование.

2. В ходе оплодотворения у цветковых растений спермин могут сливаться с:

а) яйцеклеткой;

б) вегетативной клеткой;

в) яйцеклеткой и вегетативной клеткой;

г) яйцеклеткой и центральной клеткой.

3. Период в жизни клетки от одного деления до другого или до её гибели называется:

а) митотическим циклом;

б) интерфазой;

в) жизненным циклом;

г) онтогенезом.

4. Деление клеток митозом происходит в зоне ... гаметогенеза.

а) созревания; в) размножения;

б) роста; г) формирования.

5. Хромосомный набор сперматоцитов II порядка равен:

а) 1п2с; б) lnlc; в) 2п4с; г) 4п4с.

6. В результате мейоза из 10 материнских клеток образуется ... дочерних клеток.

а) 10; 6)20; в) 40; г) 60.

7. Процесс слияния мужских и женских гамет, приводящий к образованию зиготы, называется:

а) осеменением; в) оплодотворением;

б) овогенезом; г) опылением.

8. Гаструла - это:

а) стадия, на которой происходит формирование осевых органов у зародыша;

б) двуслойный или трехслойный зародыш, образующийся при перемещении клеток;

в) однослойный зародыш, формирующийся из зиготы в процессе дробления;

г) шаровидный зародыш с однослойной стенкой и поло­стью внутри.

9. Эндосперм у семян цветковых растений:

а) гаплоидный; в) триплоидный;

б) диплоидный; г)тетраплоидный.

10. Внутренний зародышевый листок называется:

а) энтодермой; в) мезодермой;

б) эктодермой; г) эпидермой.

11. Форма бесполого размножения, при которой из материн­ской клетки образуется множество дочерних клеток, называется:

а) полиэмбрионией; в) фрагментацией;

б) шизогонией; г) споруляцией.

12. Расхождение хромосом к полюсам клетки во время мито­за происходит на стадии:

а) метафазы; в) профазы;

б) телофазы; г) анафазы.

13. В организме мальчиков сперматогенез начинается:

а) еще во время эмбриогенеза;

б) вскоре после рождения;

в) после первого года жизни;

г) начиная с периода полового созревания.

14. В основе роста и развития зародыша лежит процесс:

а) митоза; в) мейоза;

б) амитоза; г) все правильно.

15. Диплоидный набор хромосом в зрелом зародышевом мешке имеет:

а) яйцеклетка; в) центральное ядро;

б) вегетативная клетка; г) генеративная клетка.

16. У женщин в процессе оплодотворения участвует клетка, находящаяся на стадии ... мейоза.

а) метафазы II; в) телофазы I;

б) профазы II; г) анафазы И.

17. Обособление дочерних клеток происходит во время ми­тоза на стадии:

а) метафазы; в) телофазы;

б) анафазы; г) профазы.

18. Оплодотворенная яйцеклетка - это:

а) яйцо; б) зигота; в) семя; г) плод.

29. Конъюгация хромосом характерна для процесса:

а) оплодотворения; в) митоза;

б) профазы мейоза II; г) профазы мейоза I.

Задание 2. Выберите три правильных ответа.

1. Особенности вегетативного размножения:

а) потомки отличаются от родителей;

б) участвует только одна особь;

в) в основе лежит митоз;

г) потомки идентичны исходным формам;

д) в основе лежит мейоз;

е) процесс идет с участием гамет.

2. Для женских гамет млекопитающих, по сравнению с дру­гими клетками, характерны:

а) малые размеры;

б) неспособность к делению;

в) диплоидный набор хромосом;

г) относительно крупные размеры;

д) гаплоидный набор хромосом;

е) подвижность в зрелом состоянии.

3. Из мезодермы у человека развиваются:

а) хрящевая ткань и дерма кожи;

б) сальные железы и волосы;

в)сердце и почки;

г) семенники и костная ткань;

д) ногти и эпителий кожи;

е) млечные железы и рецепторы кожи.

4. Во время метафазы I происходят:

а) спирализация и обмен участками гомологичных хромо­сом;

б) прикрепление к центромерам хромосом нитей веретена деления;

в) окончание формирования аппарата веретена деления;

г) конъюгация гомологичных хромосом с образованием бивалентов;

д) выстраивание бивалентов на экваторе клетки;

е) деление хроматид и их расхождение к полюсам клетки.

5. Во время мейоза, в отличие от митоза, происходят:

а) увеличение числа клеток;

б) образование из одной материнской клетки двух дочер­них;

в) перекомбинация наследственного материала;

г) редукция числа хромосом;

д) кратное увеличение числа хромосом;

е) образование из одной материнской клетки четырех до­черних.

6. Чем отличается первое деление мейоза от второго?

а) ему предшествует интерфаза;

б) интерфаза перед первым делением отсутствует;

в) в первом делении происходит конъюгация хромосом и кроссинговер;

г) конъюгация и кроссинговер хромосом происходит во втором делении;

д) в первом делении к полюсам расходятся хроматиды;

е) в первом делении к полюсам расходятся гомологичные хромосомы.

Задание 3. Установите соответствие.

1. Между названиями органов и зародышевыми листками, из которых они формируются

1. Печень

2. Органы зрения

3. Скелет

4. Кожа

5. Головной мозг

6. Кровеносная система

7. Органы слуха

8. Спинной мозг

A) Эктодерма Б) Энтодерма

B) Мезодерма

1

2

3

4

5

6

7

8









2. Между насекомыми и типом их развития:

1. Медоносная пчела

2. Майский жук

3. Азиатская саранча

4. Капустная белянка

5. Обыкновенный комар

6. Рыжий таракан

А) Развитие с неполным пре­вращением

Б) Развитие с полным пре­вращением

1

2

J

4

5

6







Задание 4. Установите, в какой последовательности про­исходят

1. Процессы митоза:

A) распределение хромосом по экватору клетки;

Б) деление цитоплазмы;

B) спирализация и утолщение хромосом;

Г) расхождение хроматид к полюсам клетки;

Д) образование новых ядер;

Е) деление новых ядер.

2. Образование гамет:

А) конъюгация хромосом;

Б) расположение хромосом по экватору клетки;

В) утолщение и спирализация хромосом;

Г) расхождение хроматид к полюсам клетки;

Д) второе деление;

Е) образование гамет.

Задание 5. Заполните пропуски.

1. Последовательность событий в клетке с момента её воз­никновения до деления на дочерние или гибели называется

2. Деспирализация хромосом происходит в период________.

3. Деспирализованные, невидимые в микроскоп хромосомы называются____________.

4. Удвоение ДНК называется________________________.

5. Обмен идентичными участками гомологичных хромосом

называется______________и происходит в___________делении

мейоза, которое является_______________________.

6. Клетки тела животных и человека называют

7. Процесс образования мужских и женских гамет называет­ся ___________и_____________, соответственно.

8. При созревании яйцеклетки на каждую полноценную клетку образуются три________________________________.

9. В сперматозоиде человека содержится__________________

набор хромосом.

10. Оплодотворенная яйцеклетка называется______________.

11. Индивидуальное развитие особи называется___________,

а историческое развитие вида -_____________________.

12. Полость внутри бластулы называется_________________.

13. Двуслойное строение зародыша хордовых характерно для стадии_________________.

14. Для рыб характерен________________способ оплодотво­рения.

15. Для земноводных характерен________________________

тип развития.

ЗАЧЕТ НО ТЕМЕ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ» (10 класс)
  • Биология
Описание:

    Задачи: проверить и закрепить знания о сущности раз­множения, его биологической роли; проверить знание форм раз­множения, цитологических основ бесполого и полового раз­множения; проверить знания о митозе и мейозе, об особенно­стях развития организмов: эмбрионального, постэмбрио­нального; проверить умение раскрывать причины постоянства числа и формы хромосом в материнских и дочерних клетках, у родителей и потомства; формировать гигиенические навыки учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя и других наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Автор Абрамова Лариса Леонидовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1262
Номер материала 34306
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓