Выбранный для просмотра документ Чехов.+Хирургия..ppt.pps
Скачать материал "Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова (разработка урока и презентация)"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Антон Павлович
Чехов
1860 - 1904гг.
Жизнь дается человеку один раз, и нужно прожить ее бодро, осмысленно, красиво».
А.П.Чехов
2 слайд
ДЕТСТВО
17 (29) ЯНВАРЯ 1860 г в городе Таганроге в купеческой семье родился Антон Павлович Чехов
3 слайд
Родители
ЕВГЕНИЯ ЯКОВЛЕВНА ЧЕХОВА
Фото Н. Пушкарева. 1882 г.
ПАВЕЛ ЕГОРОВИЧ
ЧЕХОВ
Фото Н. Пушкарева. 1882 г.
4 слайд
СЕМЬЯ
Сидят слева направо: Миша, Маша, Павел Егорович,
ЕвгенияЯковлевна, Людмила Павловна
(жена М.Е. Чехова), Георгий
(сын Л.П. и М.Е. Чеховых).
Стоят слева направо: Иван, Антон, Николай, Александр,
Митрофан Егорович Чехов.
5 слайд
6 слайд
Отец Павла Егоровича Чехова был крепостным.
Сам Павел Егорович Чехов сначала служил приказчиком, потом открыл бакалейную лавку.
Павел Егорович – человек суровый и жесткий. В доме царили строгие нравы, запрещалось бегать, шуметь, водиться с товарищами, за малейшую оплошность отец мог высечь провинившегося.
Искусству глава семьи отдавал большую часть своего времени .
Знал цену образованию, поэтому стремился учить детей.
7 слайд
Увлечения детей в семье Чеховых.
Александр-
писатель
Мария-
художница,
мемуаристка
Иван-
выдающийся
педагог
Николай-
художник
Михаил -
литератор
Антон- писатель- классик
« Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери»
А.П.Чехов.
8 слайд
Греческая школа Таганрога
В греческой школе (1867 г.), по убеждению отца, слепо верившего грекам, начали своё обучение старшие сыновья Павла Егоровича: Александр, Николай и Антон.
9 слайд
Гимназия, в которой учился А.П.Чехов
Гимназическая программа:
Всеобщая и русская история;
История Древней Греции и Рима;
География России;
Теория словесности;
История русской словесности;
Древние языки;
немецкий, язык;
Французский язык;
Закон Божий;
Таганрогская
мужская
гимназия.
Здесь в 1868- 1879 гг.
учился А.П.Чехов
10 слайд
Увлечения А.П.Чехова во время учебы в Таганрогской гимназии
На уроках священной истории законоучитель Ф.Н.Покровский рассказывал о литературе – о Пушкине, Гете, Шекспире
Приобщился к таганрогской театральной жизни.
Был неистощим на выдумки, любил импровизировать, обладал даром перевоплощения. В домашних спектаклях братья разыгрывали даже гоголевского «Ревизора»
В августе 1875 г. Выпускает рукописный журнал «Заика», пробует свои силы в драматургии.
11 слайд
Чехов приобщился к таганрогской театральной жизни в 1873 году, когда ему довелось побывать на спектакле «Прекрасная Елена».
С тех пор он стал завсегдатаем галерки таганрогского театра.
Согласно правилам на посещение театра надо было спрашивать разрешение в гимназии. Однако Антоша и его товарищи частенько пренебрегали этими правилами, а для того, чтобы их не узнали, гримировались, надевали темные очки, привязывали себе бороды, надевали отцовские пиджаки. Приходили в театр рано, задолго до начала спектакля, чтобы, когда откроют вход, первыми ворваться на галерку и занять получше места.
12 слайд
Первое испытание жизни 1876 г.
В 1876 году окончательно обнаружилась торговая несостоятельность Павла Егоровича; «настоящим» купцом он так и не сумел стать. В конце концов он вынужден был бежать в Москву от кредиторов. Вскоре туда же отправилась и вся семья, где их ждала полунищенская жизнь. В Таганроге остался один Антон; остался на целых три года - заканчивать гимназию. Эти трудные годы в жизни Чехова имели очень важное, если не решающее значение. Под гнетом нужды и потерь как-то незаметно прошла юность и настала пора взрослых решений. Чехов в эти годы серьезно обдумывал все дела семьи, ее прошлое и ее будущее; старался понять, чем он ей обязан и каков его долг перед ней. Естественно, что прежде всего он размышлял о родителях, выбитых из привычной колеи.
13 слайд
На аттестате зрелости отмечалась старательность ученика и его дисциплинированность, что же касается склонностей, то тут значилась достаточно туманная формула: «любознательность по всем предметам одинаковая».
Оценки в аттестате были пестрые - три 5, три 4 и четыре 3.
А. П. Чехов после получения
аттестата зрелости.
14 слайд
А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета (1879-1884)
Москва (1879-1892)
15 слайд
Сотрудничество с юмористическими журналами.
16 слайд
ПЕРВОЕ ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ
«Письмо к ученому соседу» не оставило равнодушной редакцию «Стрекозы», которая поспешила заверить автора в своем к нему расположении: «…Присланный Вами рассказ написан недурно… Благословляем и на дальнейшее подвижничество»
Псевдонимы А.П.Чехова
Антоша Чехонте, Антоша, Ан.Ч., Антоша Ч., Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Человек без селезенки, Г. Балдастов, Прозаический поэт …
Всего в «Словаре псевдонимов» И.Ф. Масанова зафиксировано 45 псевдонимов писателя, а сколько еще, возможно, существует нераскрытых псевдонимов Чехова.
17 слайд
Н.А. ЛЕЙКИН Фото К. Шапиро. 1879 г.
В 1882 г. Чехов получает приглашение сотрудничать с одним из самых популярных юмористических изданий – «Осколки», издаваемым писателем Николаем Александровичем Лейкиным.
Работа в журнале «Осколки».
18 слайд
Раннее творчество (1880 –1884 гг.)
«Смерть чиновника»
«Толстый и тонкий»
«Хамелеон»
«Хирургия»
«Лошадиная фамилия»
«Тоска»
«Унтер Пришибеев»
«Ванька»
«Мальчики»
19 слайд
использование коротких (часто иронических) заглавий,
говорящие фамилии,
доведение до абсурда характерных черт героев,
краткость,
строгий отбор деталей
Особенности ранних
рассказов А.П.Чехова:
20 слайд
Композиция простейшего рассказа
завязка
развязка
кульминация
экспозиция
эпилог
развитие действия
спад действия
21 слайд
Юмор и сатира в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».
«Краткость - сестра таланта»
« Они смешные, но невеселые»
А.П.Чехов
Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка. Юмор Чехова был средством борьбы писателя.
Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.
22 слайд
23 слайд
- Хирургия - пустяки…Тут во всем привычка нужна, твердость руки…
- Зубы разные бывают, один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом. Кому как!
24 слайд
Вспомним особенности ранних рассказов Чехова и проанализируем рассказ «Хирургия»
Какое должно быть заглавие рассказа?
Зачитайте вступление рассказа. Что и как говорится о месте и о героях?
Какова история сюжета? Много ли места отведено диалогу героев?
Имеются ли подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики?
Чем заменено подробное описание? (наличие “говорящей” детали:
Просфора
Фамилия дьячка Вонмигласов (Вонвем! – возглас, призыв)
Фамилия Курятина)
7. О каком человеке говорят “Мокрая курица”?
(О жалком. Чехов очень тяжело переживал невежество коллег, он писал: «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким, так как врачу доверяют самое дорогое – здоровье и жизнь»).
8. Чтение вслух концовки. Как заканчивается рассказ?
25 слайд
Что такое нравственность?
Какой диагноз мы с вами поставим, прочитав рассказ? (БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ)
– О каких ее симптомах поведал писатель? (невежество, хвастовство, чинопочитание, грубость)
– Можем ли мы назвать причину заболевания? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины)
– Подумайте о лекарстве против болезни, о ее профилактике.
(учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков).
Подведём итоги:
26 слайд
Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.
Есть ли общее между профессиями врача и писателя?
Французский писатель Андре Моруа говорил об этом так: «И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забываю о себе ради других»
На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову”.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова.
Открытый урок по литературе в 5 «А» классе. Подготовила уч. русского языка и литературы МБОУ № 46 Цопанова Залина Муратовна.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: показать талант А. П. Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры Чехова, проанализировать речь героев и их поведение.
Задачи: познакомить с биографией А.П. Чехова, введение понятий «юмор» и «сатира», развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи, воспитание интереса к предмету, пробуждать стремление к вдумчивому чтению, воспитание нравственных качеств.
Ход урока:
❶ Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений-
И вместе сочиним урок!
Итак: жил на свете обыкновенный доктор, который родился 150 лет тому назад. Он много работал, помогал людям, не только микстурами, пилюлями и мазями, но самое главное - словами. Помогал больным и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов.
❷ Биография Чехова (двое учеников рассказывают интересные факты из жизни писателя).
На экране и на партах перед учащимися словарики со словами
Юмор – ( Humour-нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.
Сатира – ( satira – «смех, всякая всячина») – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Земская больница – больница, организованная земством.
Земство - органы самоуправления, организованные в губерниях и уездах в 1864 году. Кроме прочего, земства строили и содержали школы и больницы для простого народа. В подобных больницах чаще всего работал один врач, ему помогал фельдшер.
Фельдшер – человек со средним медицинским образованием.
Дьячок – низший церковный служитель.
Консилиум – совещание врачей.
- В чем отличие юмора от сатиры? (юмор – добрый смех, сатира - жгучий).
Но, и то и другое – СМЕХ.
О, смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила. Н. В. Гоголь.
Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.
Итак, наша цель:
Постараться рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докапаться,
Почему нам так смешно.
❸Работа с текстом.
Эпиграфом к уроку являются слова А. П. Чехова «Они смешные - невеселые».
1) Работая над текстом, учитель ставит перед классом задачу, определить, почему А. П. Чехов называет свои рассказы (и в частности «Хирургию») «смешными, но невеселыми».
2) В одной земской больнице (обратиться к словарю) служил фельдшер (словарь).
- Почему больные попадают на прием к фельдшеру?
Одним из таких пациентов является дьячок (словарь).
- Что произошло с дьячком? (разболелся зуб).
Сценка из рассказа «Хирургия», сыгранная учащимися 5 «А» класса.
- Есть ли в тексте подробное описание наших героев? Почему?
- Чем заменено подробное описание Курятина и Вонмигласов (говорящими фамилиями).
- Вонмем: - внимание, внимайте – какие это слова? (однокоренные).
- О каком человеке они нам говорят? (о человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны. Фамилия говорит и о том, что его владелец имеет отношение к церкви).
- А фамилия Курятин? Вспомните, с чего начинается рассказ? Что делает главный герой (курит зловонную сигару).
- О чем говорит фамилия? (герой много курит).
- А может быть фамилия связана со словом курятина? Есть такое выражение «курицын сын» т. е. глупый и трусливый человек. Или выражение «мокрая курица», о каком человеке так говорят? (о жалком).
- При изучении какого произведения мы уже встречались с говорящими фамилиями? (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Жилин, Костылин).
- Какими предстают перед нами фельдшер и больной? Как они ведут себя в начале и в конце произведения? (Сначала обращаются друг к другу на Вы и по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают»).
1) - О чем говорит такое поведение? (невоспитанность).
- Найдите и прочитайте в тексте реплики фельдшера. Как он говорит о своей профессии? О чем хочет сказать герой? А о чем хочет сказать автор? (Автор дает нам понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, плохо знает свое дело и храбрится перед операцией).
- Вспомните, как он подбирает инструменты? (по тексту - стр. 283).
- О чем говорят эти действия? (у фельдшера не хватает знаний, чтобы выбрать инструмент, и он выбирает наугад).
- На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один все понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского.
- Почему для него важно рассказать об общении с помещиком, чем сосредоточиться на зубе дьячка?
- Обратите внимание на речь Курятина. Какие предложения он строит, высказывает ли свою мысль до конца? Приведите примеры из текста (стр. 283). (Речь его бессвязная, отрывистая, словарный запас ограничен. Он ругается и спорит с пациентом).
- Человек какого культурного уровня перед нами? (с низким уровнем культуры ).
- Замените фразу «А-а-а… мое вам» на более удачную. (Заходите, пожалуйста, на что жалуетесь?)
-Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную. (Его нужно удалить).
-Т. к. тема нашего урока связана с медициной, организуем консилиум (словарь) – совещание врачей для установления диагноза нашего фельдшера. Но прежде скажите, что такое нравственность?
- Какой диагноз мы с вами поставим, прочитав рассказ? (Безнравственность).
- Какие симптомы свидетельствуют этому? (Грубость, невежество, хвастовство).
- Можем ли мы назвать причину заболевания? (Низкий уровень воспитания, образования, культуры ).
- Подумайте о лекарстве против болезни, о её профилактике (учеба, культура, знание своего дела).
Итог – Можно ли назвать рассказ юмористическим? (Юмор в рассказе основан на изображении смешной ситуации).
- В начале урока вам был задан вопрос: «Почему А. П. Чехов называет свой рассказ «смешным, но невеселым»? (Потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков, и эти недостатки могут причинять страдания другим людям. Неумение Курятина причиняет страдания дьячку Вонмегласову).
- Жалко ли вам дьячка?
- Изменилось ли отношение к фельдшеру?
- Почему рассказ назван «Хирургия»? Какой подтекст вкладывает автор в заглавие? О какой хирургии рассказывает Чехов? (О такой, которой на самом деле быть не должно. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за неопытного врача).
Значит в рассказе присутствует и сатира.
- Что же высмеивает Чехов? (Глупость и невежество людей).
❹ Заключение.
А. П. Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия, Чехов и сегодня один из любимейших писателей, Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю А. П. Чехову».
И напоследок еще раз получим величайшее удовольствие от А. П. Чехова его «Хирургии» (отрывок из кинофильма).
6 625 829 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Цопанова Залина Муратовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.