Главная / Русский язык и литература / Языковая игра на уроках русского языка как основная форма формирования навыков

Языковая игра на уроках русского языка как основная форма формирования навыков

hello_html_m6cb7b52.gif Районный конкурс « Лучший педагог-2015 »










Творческая работа по теме:














Подготовила: учитель русского языка и литературы

ГКУ «Есет мектеп- балабақша кешені»

Декеева Л.М.






В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этому множество: перегруженность программ, оторванность изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

В современной методике активно разрабатывается направление, в основе которой находится применение игровых упражнений и заданий.

Игры дают богатый материал интеллектуального развития умственных способностей обучаемых , помогают учителю изменять формы работы на занятиях, повышать трудоспособность и снимать усталость детей, формирует навык самостоятельно учиться. В основе игровых занятий- состязание во внимательности, изобретательности, находчивости. В игре, с психологической точки зрения, происходит сглаживание внутренних противоречий личности, поэтому у учащихся в условиях игрового обучения обычно улучшается психологическое состояние. Игра позволяет создать между учителем и учеником и между учащимися класса особые отношения доверительности, как любая другая форма приятной и полезной деятельности, требующая взаимопонимания.

Многие великие педагоги уделяли методу игры особое внимание. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, собственном творчестве … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка…». Удачным примером подхода использованию целостного комплекса игр до сих пор остаётся опыт Антона Семёновича Макаренко. Жизнь и работа в возглавляемых им колониях были насыщены игровыми элементами, и не проходило недели, чтобы не создалась какая-нибудь новая игра.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что сложившееся на данный момент в недрах практического преподавания лингвистическое направление, базирующиеся на функциональном подходе, требует дальнейшей разработки.

Цель творческой работы: исследовать современные инновационные методики формирования коммуникативных умений на основе творческих развивающих игр.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать научные источник и методическую литературу по проблеме использования инновационных методик в образовательном процессе, в частности, применения новых технологий в преподавании русского языка;

- определить эффективность обучения при использовании игровых упражнений.

Объектом исследования является работа обучаемых по формированию коммуникативных умений на занятиях по русскому языку, уроках развития речи.

Научная новизна моей творческой работы заключается в том, что лингвистический феномен языковой игры рассматривается в качестве дидактического материала и средства развития речи и творческих способностей учащихся. «Под языковой игрой мы понимаем вид речемыслительной деятельности , использующий лингвистический инстинкт, лингвистическое чутьё говорящих и требующих от них решения эвристических задач». Это слова профессора, к.ф.н., старшего преподавателя факультета русского языка и литературы Атырауского университета им.Х.Досмухамедова Умирзаковой Назиры Жуматовны.

Методологическую основу моей работы составляют работы казахстанских учёных М.М. Жанпеисовой, Ш.Калановой, Ж.Караева, Ш.Таубаевой, К.Кабдыкайрова, С.Кошимбетовой и советских педагогов - психологов В.В.Давыдовой, А.А.Вербицкой, Е.А.Земской, М.В.Китайгородской, Л.С.Выгодского и др. В процессе работы над научной работой я использовала следующие методы: описательный метод, включающий приёмы наблюдения, интерпретации, составления и обобщения; метод диагностики и прогнозирования трудностей в обучении.

Практическая значимость. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями- словесниками на уроках русского языка в школе, преподавателями педагогических колледжей.

Ожидаемый результат:

1.Мною была изучена дидактическая методика игр, разнообразие игр по

тематике и структуре.

2. Словарь учеников обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;

3. У детей сформировался первоначальный интерес к предмету,

художественной литературе;

4. У детей повысился уровень творческого развития мыслительных процессов;


Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, умением педагога ответить на следующие вопросы:

- Какие умения и навыки дети освоят на процессе игры?

- Какому моменту игры надо уделять особое внимание?

- Какие воспитательные цели преследуется при проведении игры?

Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача педагога- направить силы ребёнка на учёбу, сделать серьёзный труд занимательным и продуктивным.

Важно продумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока игровое упражнение должно решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной и доступной, включать разные виды деятельности. Использование потенциала игры в педагогической работе, он должен обладать своеобразным «чувством игры», развитым творческим воображением и, кроме того, определённым запасом знаний и практических умений в области методики игры.

Приведу несколько примеров двух типов интеллектуальных игр, используемых для повышения мотивации к изучению различных разделов и тем в курсе русского языка: интеллектуальные игры к разделу «Фонетика» и так называемые «аналитические» игры, поскольку они основаны на анализе природы узнаваемых явлений системы языка и последующей их классификации.

Интеллектуальные игры к разделу «Фонетика».

  1. Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова: яр, люк, сад, лён, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог.

Какие новые слова у вас получатся?

Ответ: рай, куль, таз, ноль, лоб, краб, муж, суд, шей, ель, куй, тля, пара, ложь, короб.


2. Подумай и ответь.

Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба, сгибать?

Ответ: озвончение глухих согласных.

3.Какой фонетический признак объединяет слова: вдруг, подтянуть, укладка, ферзь.

Ответ: оглушение звонких согласных.

Свадьба, женитьба, косьба, молотьба- какое слово лишнее и почему?

Ответ: свадьба- оно пишется соответственно с произношением со звонким д, несмотря на слово сватать.

Аналитические игры:

4. Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Пусть каждый предложит все , какие только придут в голову, способы классификации, например, ребят в классе:

- на мальчиков и девочек;

- на блондинов, шатенов, и брюнетов;

- на отличников, хорошистов и троечников;

- на сидящих у окна и сидящих у стены;

- на любящих математику и любящих литературу;

Важно следить , чтобы классификации были правильными: противопоставлять по одному и тому же признаку (нельзя девочек и отличников) .Не должно оставаться элементов , не попавших ни в одну группу(нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий). Группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя делить на мальчиков и футболистов). Побеждает команда, которая сумела найти больше вариантов.

Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать своих знакомых. Главное - чтобы множество было всем известно и четко ограничено.

5. Игра «Продолжи ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Вот пример: ряд О, Д, Т … (?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три … четыре).

Апельсин, банан, виноград … груша( следующая буква алфавита).

Медведи, сёстры, поросята…. мушкетёры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения).

6. Игра «Четвёртый лишний». В каждом ряду из четырёх элементов нужно назвать лишний - тот , у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.

Например: печка, свечка, утка, овечка. (утка- остальные рифмуются)

Ворота, чернила, столы, ножницы. (столы- остальные не имеют ед. числа)

7. Игра «Пропорции». Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между её членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые.

Классический пример: пропорция птица/рыба = самолёт/?.

Слева члены пропорции природные, справа- сделанные человеком; вверху- летают, внизу – плавают.

Ответ: подводная лодка (корабль не подходит – решение должно плавать под водой).

Пропорции могут строиться на самых разных соотношениях.

Пример грамматической пропорции: делать/сделать = говорить/?.

Ответ: сказать

Баллы присуждаются как за решения, так и за создания новых пропорций. Можно усложнить игры: выбрать тему, к которой должны иметь отношение все задания (например «Литература»), или допускать к игре только пропорции с двумя неизвестными.

Рысь/кошка = ? /собака (волк)

Лампа /свет = ? /звук (магнитофон или радио)

Ластик/рисунок = время /? (воспоминания)

Казак/казак = арап /? (пара – слова прочитаны справа налево)

Лицо /портрет = природа /? (пейзаж)

Интеллектуальная игра –викторина по разделу:

Лексикология, морфология, фразеология.

1. В каких словах по сто согласных ? (сто-к, сто-л, сто-н)

2. Что стоит посередине земли ? (Буква м)

3. Кто говорит на всех языках. (Эхо) и др.

* Образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана ( Какие слова не образуют форму мн.ч.?);

* Продолжите высказывание: Основа предложения –это...; Значимая часть слова, стоящая после корня, -это...

Дети обычно любят отгадывать загадки и вспоминать пословицы, частушки. Например: пословицы:

Ум хорошо, а два … (два лучше).

Знай больше, а говори …(меньше).

Не зная броду, …(не суйся в воду).

Загадки:

Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка)

Ты за ней, а она от тебя.

Ты от неё, а она за тобой. (Тень)

Частушки:


Наша Таня громко плачет, 
Уронила в речку … (мячик).
Тихо, Танечка, не плачь, 
А то будешь там, где … (мяч).

Начался учебный год, 
Часики затикали, 
А меня вопрос гнетет: 
Скоро ли …? (каникулы)


В преподавании русского языка полезна работа с лингвистическими сказками (или лингвистическими миниатюрами). С помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила легко запоминаются, трудный учебный материал даётся в занимательной форме. «Герои» орфографических или пунктуационных правил одушевляются, действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами.

Очень полезны для развития творчески одарённой личности использование русского народного фольклора : частушек, загадок, скороговорок.

Используя эту благодатную нишу , я и моя ученица Салим Дильназ

(ученица 5- класса) работаем над научно-исследовательским проектом

«Русский фольклор. Частушки, загадки».

Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия.

Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка.

Загадка  — метафорическое выражение, в котором один предмет изобра-жается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.

Разгадывание загадок и исполнение частушек являются для Дильназ своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку или пропеть частушку, нужно внимательно наблюдать жизнь припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединить, синтезировать найденное и пробуждать интерес к фольклорной музыке и пению.

Таким образом, по разнообразию игровые и творческие задания нельзя сравнить ни с какими приёмами обучения. Игра и творческое мышление даёт и самому учителю профессиональное удовлетворение, поскольку благодаря им сам процесс обучения становится процессом непрерывного творчества.

Эти формы работы помогают учащимся по-новому увидеть себя и других, а также предмет обучения, и поэтому использование игры и творческой фантазии положительно влияет на все стороны учебного процесса.


Языковая игра на уроках русского языка как основная форма формирования навыков
  • Русский язык и литература
Описание:

    Цель  творческой работы: исследовать современные инновационные методики формирования коммуникативных умений на основе творческих развивающих игр.

    В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать научные источник и методическую литературу по проблеме использования инновационных методик в образовательном процессе, в частности, применения новых технологий в преподавании русского языка;

 

- определить эффективность обучения при использовании игровых упражнений.

Автор Жаманбаева Алина Абдибековна
Дата добавления 15.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1180
Номер материала 59697
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓