Главная / Начальные классы / Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны . (1 класс)

Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны . (1 класс)

Русский язык (1 класс)

Тема: Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны .

Цель: дать первоначальные представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения; учить различать устную и письменную речь; формировать чувство уважения к русскому языку как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов.

  1. Воспроизведение названия раздела «Наша речь», темы «Язык и речь». Повторение : что мы относим к нашей речи? (слушание, говорение, речь про себя, чтение и письмо)

  2. Чтение первой познавательной задачи: «Какой бывает речь? « (учебник,с.7), уточнение её понимания учащимися.

  3. Учитель , опираясь на уже существующий опыт детей, подводит их к тому что, наша речь существует в двух формах: устной (уста – губы) и письменной (письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной речью, когда пишем – письменной.

Работа с пословицами. Какая речь имеется в виду в следующих пословицах. (Учитель говорит пословицу, дети повторяют, а затем дают ответ на заданный вопрос.)

Что не складно, то не ладно (устная речь)

Что написано пером, того не вырубишь топором (письменная речь)

Что на уме, то и на языке (устная)

Хорошие речи приятно и слушать (устная)

Твоими устами да мёд пить (устная)

Чтение - вот лучшее учение (письменная)

  1. Сведения о языке. Из истории возникновения письменной речи.

А какая речь появилась раньше – устная или письменная ?

А вы знаете, как возникла русская письменность ? (учитель показывает икону Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , образцы славянской азбуки, а так же старинные книги)

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это Салоники, в Греции) жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Греческий царь Михаил послал братьев к славянам, так как славянский князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, прочесть которые славяне не могли, так как у них не было своей азбуки, славяне не имели собственных букв, а значит у них не было собственной письменности.

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться «кириллицей».

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша «азбука» - дочка греческого алфавита.

Каждый год 24 мая весь православный народ отмечает день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий все славянские страны учением своим просветили и привели к вере в Господа Бога нашего Иисуса Христа. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Константин стал горячо молиться перед иконой Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян буквы. После молебна братья и пять их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Всё получилось у них легко, словно само собой. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна:

В начале было Слово.

Теперь славянские народы получили письменность и могли прочесть Святое Евангелие.

Закрепление полученной в ходе беседы информации. Учитель передаёт икону Святых Кирилла и Мефодия первому ученику, а он говорит , какие это были братья по характеру . Говорит одно слово и передаёт икону следующему ученику (мудрые, трудолюбивые, умные, православные и т.д.)

  1. Использование устной речи учащимися на уроке. Инсценирование русской народной «Колобок».

  2. Использование письменной речи учащимися на уроке . Чтение диалога из сказки «Колобок» и запись названия сказки в тетрадь.

  3. Чтение второй учебной познавательной задачи : «Что такое родной язык?»

  4. Рассматривание рисунков и предложений ,написанных на разных языках (учебник, упр.5,с.8)

Какой русский язык ? (плавный, певучий, похожий на песню, на нём разговаривали наши прабабушки и прадедушки, великий язык)

Дети вспоминают, что на русском языке мама пела им колыбельные :

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

А уж я тебе ,коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока

Да кусок пирога.

Пестушки

Когда ребёнок учится ходить, приговаривают:



Ножки, ножки.

Куда вы бежите?

- В лесок, на мошок:

Избушку мшить,

Чтоб не холодно жить.

Когда учат ребёнка прыгать, приговаривают:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

Небылицы рассмешат любого ребенка (инсценирование)

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке

По кривой дорожке.

- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.

9. Запись в тетрадь словосочетаний: русский язык, родной язык.

10. Рисование флага Российской Федерации, беседа о языке : «Русский язык-государственный язык нашей страны, Российской Федерации»

11. Итог урока. Показ герба Российской Федерации. Какой здесь святой изображен ? Какие святые создали нашу азбуку ? Обсуждение вопросов ,данных на шмуцтитуле к разделу «Наша речь».

Используемая литература.

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.1 класс.-М.:Просвещение,2012.

2. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.-М.:Просвещение,2014

Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны . (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Русский язык (1 класс)

Тема: Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны .

Цель: дать первоначальные представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения; учить различать устную и письменную речь; формировать чувство уважения к русскому языку как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов.

  • 1.Воспроизведение названия раздела «Наша речь», темы «Язык и речь». Повторение : что мы относим к нашей речи? (слушание, говорение, речь про себя, чтение и письмо)
  • 2.Чтение первой познавательной задачи: «Какой бывает речь? « (учебник,с.7), уточнение её понимания учащимися.
  • 3.Учитель , опираясь на уже существующий опыт детей, подводит их к тому что, наша речь существует в двух формах: устной (уста – губы) и письменной (письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной речью, когда пишем – письменной.
  • Работа с пословицами. Какая речь имеется в виду в следующих пословицах. (Учитель говорит пословицу, дети повторяют, а затем дают ответ на заданный вопрос.)
  • Что не складно, то не ладно (устная речь)
  • Что написано пером, того не вырубишь топором (письменная речь)
  • Что на уме, то и на языке (устная)
  • Хорошие речи приятно и слушать (устная)
  • Твоими устами да мёд пить (устная)
  • Чтение - вот лучшее учение (письменная)
  • 4.Сведения о языке. Из истории возникновения письменной речи.
  • А какая речь появилась раньше – устная или письменная ?
  • А вы знаете, как возникла русская письменность ? (учитель показывает икону Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , образцы славянской азбуки, а так же старинные книги)

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это Салоники, в Греции) жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Греческий царь Михаил послал братьев к славянам, так как славянский князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, прочесть которые славяне не могли, так как у них не было своей азбуки, славяне не имели собственных букв, а значит у них не было собственной письменности.

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться «кириллицей».

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша «азбука» - дочка греческого алфавита.

Каждый год 24 мая весь православный народ отмечает день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий все славянские страны учением своим просветили и привели к вере в Господа Бога нашего Иисуса Христа. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Константин стал горячо молиться перед иконой Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян буквы. После молебна братья и пять их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Всё получилось у них легко, словно само собой. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна:

В начале было Слово.

Теперь славянские народы получили письменность и могли прочесть Святое Евангелие.

Закрепление полученной в ходе беседы информации. Учитель передаёт икону Святых Кирилла и Мефодия первому ученику, а он говорит , какие это были братья по характеру . Говорит одно слово и передаёт икону следующему ученику (мудрые, трудолюбивые, умные, православные и т.д.)

  • 5.Использование устной речи учащимися на уроке. Инсценирование русской народной «Колобок».
  • 6.Использование письменной речи учащимися на уроке . Чтение диалога из сказки «Колобок» и запись названия сказки в тетрадь.
  • 7.Чтение второй учебной познавательной задачи : «Что такое родной язык?»
  • 8.Рассматривание рисунков и предложений ,написанных на разных языках (учебник, упр.5,с.8)
  • Какой русский язык ? (плавный, певучий, похожий на песню, на нём разговаривали наши прабабушки и прадедушки, великий язык)
  • Дети вспоминают, что на русском языке мама пела им колыбельные :

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

А уж я тебе ,коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока

Да кусок пирога.

Пестушки

Когда ребёнок учится ходить, приговаривают:

Ножки, ножки.

Куда вы бежите?

- В лесок, на мошок:

Избушку мшить,

Чтоб не холодно жить.

Когда учат ребёнка прыгать, приговаривают:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

Небылицы рассмешат любого ребенка (инсценирование)

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке

По кривой дорожке.

- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.

9. Запись в тетрадь словосочетаний: русский язык, родной язык.

10. Рисование флага Российской Федерации, беседа о языке : «Русский язык-государственный язык нашей страны, Российской Федерации»

11. Итог урока. Показ герба Российской Федерации. Какой здесь святой изображен ? Какие святые создали нашу азбуку ? Обсуждение вопросов ,данных на шмуцтитуле к разделу «Наша речь».

Используемая литература.

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.1 класс.-М.:Просвещение,2012.

2. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.-М.:Просвещение,2014

Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 30.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1673
Номер материала 58705
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы